Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология. Лекция 4 и 5.. Познавательные психические процессы.. Внимание. Память.



Психология. Лекция 4 и 5.

Познавательные психические процессы.

Внимание. Память.

Мы рассмотрели такие составляющие познавательных психических процессов как ощущение, восприятие, представление. Следующим элементом познавательных психических процессов является внимание.

Вниманиеэто избирательная направленность сознания человека на определенные предметы или явления.

Физиологическая основа внимания – не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, связанные с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга. Оно связано с работой тех же самых нервных центров, но с наличием участков с повешенной и пониженной возбудимостью, которые взаимосвязаны в своей деятельности по закону отрицательной индукции. Суть отрицательной индукции: когда в каком-то участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса. В итоге одни центры оказываются возбужденными, а другие – заторможенными.

Таким образом, в коре больших полушарий головного мозга появляется доминанта (хорошо знакомый нам термин)), и сознание человека сосредоточивается на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания:

- концентрация – способность сосредоточиться на главном в данный момент;

- избирательность – сосредоточение на наиболее важных предметах;

- распределение внимания – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнообразных объектов или выполнение деятельности, состоящей одновременно из множества операций (в музыке множество примеров);

- объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть одновременно восприняты;

- интенсивность – характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности;

- устойчивость внимания – способность задерживаться на восприятии данного объекта или явления:

- отвлекаемость – свойство внимания, противоположное устойчивости, как следствие отсутствия волевого усилия и интереса к данному объекту.

Рассмотрим виды внимания и условия его функционирования.

 Виды внимания: преднамеренное, сосредоточенное и непреднамеренное.

Преднамеренное, или произвольное внимание – возникает в результате сознательных усилий человека. Оно имеет такие характеристики как

- целенаправленность – выбор из множества объектов тех, которые связаны с выполнением данного вида деятельности;

- организованность – сознательная направленность внимания, готовность заранее быть внимательным к данному объекту, планирование деятельности;

- устойчивость – способность организовать деятельность на протяжении длительного времени.

Сосредоточенное внимание – направленно на какой-либо один объект или вид деятельности; бывает

- статическоевозникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения;

- динамическое внимание – в начале работы мало интенсивное и постепенно с помощью больших усилий интенсивность повышается.

Непреднамеренное, или непроизвольное внимание – вызывается внешними причинами: необычный объект, новизна явления, его динамичность или интенсивность раздражения:

- интенсивность раздражения – заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий свет), который непроизвольно привлекает внимание (есть и противоположные примеры – внезапное уменьшение звука, резкое ррр или темнота после яркого света);

- новизна и необычность объекта – всегда привлекает внимание, выделяясь из привычного ряда явлений (например, знаменитое появление пианистов в необычных костюмах на фестивале фортепианных дуэтов в Екатеринбурге в 90-х годах);

- динамичность объекта – выделяет его из ряда статичных объектов, привлекая особое внимание (на этом эффекте строится, например, известный феномен современного кинетического искусства).

Одним из важнейших познавательных психических процессов является

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек ощущал, воспринимал, представлял, переживал, на что обращал свое внимание. Поэтому в памяти различают такие процессы:

- запоминание – запечатление в сознании полученной информации;

- сохранениеудержание в сознании информации в течение относительно длительного периода времени;

- воспроизведение – активация закрепленного ранее содержания психики;

- узнавание – важные процессы психики, позволяющие ей эффективно функционировать и оперировать с уже известными явлениями.

Физиологическая основа памяти – следы бывших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы.

Виды памяти.

Основания для выделения различных видов памяти –

- характер психической активности;

- степень осознанности запоминаемой информации;

- цели деятельности;

- характер связи с целями деятельности;

- продолжительность сохранения информации.

По характеру психической активности (в зависимости от вида анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга): образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная:

- образная – память на образы, сформированные с помощью восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. Поскольку сенсорные системы различны, то здесь существует:

а) зрительная память;

б) слуховая;

в) вкусовая;

г) обонятельная;

д) тактильная.

Кстати, статистика показывает возможности разновидностей памяти в учебном процессе: при одноразовом прослушивании лекции студент может воспроизвести лишь 10% содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции эта цифра возрастает до 30 %! Конечно, в идеале – рассказ и наглядность обеспечивают уже 50% (но это уже после возвращения с дистанционной формы обучения, а пока – читайте конспекты лекций друг другу вслух)) и используйте другие виды памяти (тогда, по заверению исследователей, вероятность запоминания материала возрастет до 90%, ура!))):

- словесно-логическая (семантическая) – память на мысли и слова, на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой информации;

- двигательная (моторная) память – способность запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции. Это лежит в основе трудовой и профессиональной деятельности в различных сферах, в том числе в искусстве;

- эмоциональная – память на чувства и переживания, одно из наиболее надежных и важных «хранилищ» информации, особенно в художественной сфере;

В зависимости от приемов запоминания различают механическую и логическую память:

- механическая – запоминание и воспроизведение информации осуществляется преимущественно за счет многократного повторения без осмысления содержания;

- логическая память – смысловая, основанная на запоминании не внешней формы, а содержания, смысла получаемой информации.

По степени осознанности запоминаемой информации выделяется память:

- имплицитная – скрытое, неявное запоминание материала, который человек не осознает, процесс идет как бы «сам собой» и актуализируется лишь в определенный момент для решения какой-либо задачи;

- эксплицитная – основана на сознательном использовании полученной информации (припоминание, узнавание).

Данные виды памяти тесно связаны с другими ее характеристиками и разновидностями, выделяемыми по характеру связи с целями деятельности. В этой связи выделяется:

- непроизвольная память – образ в сознании возникает без специально поставленной цели, информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий;

- произвольная память – намеренное, волевое запоминание образа, часто с использованием специальных приемов.

 По характеру связи с целями деятельности принято выделение таких понятий как  

- генетическая память – род биологической памяти, обусловленный механизмами наследственности человека как вида (врожденные рефлексы, инстинкты, элементы физического облика);

- эпизодическая – хранение отдельных фрагментов информации, связанной с фиксацией определенной ситуации (время, место, способ);

- репродуктивная – повторное воспроизведение путем припоминания объекта, сохраненного ранее в памяти (например, Айвазовский создавал свои картины не с натуры, а по памяти); с данной разновидностью тесно связана

- реконструктивная память – ее смысл не столько в воспроизводстве самого объекта или явления, сколько в восстановлении нарушенной последовательности элементов или схемы изготовления какой-либо детали (реставраторы, инженеры, может, и музыканты, восстанавливающие утраченные фрагменты нотной записи и т.д.);

- ассоциативная память – опирается на установление функциональных связей между запоминаемыми объектами;

- автобиографическая – память на события собственной жизни (лежит в основе разного рода воспоминаний, в связи с чем советую прочитать воспоминания замечательные художника К. Коровина, его воспоминания о дружбе с Шаляпиным, Левитаном, Чеховым и многими деятелями русской культуры).

И, наконец, последняя разновидность памяти – по продолжительности сохранения информации:

- мгновенная (сенсорная) – память, которая удерживает информацию, воспринятую органами чувств без переработки. Она включает: иконическую (сохранение образа на короткий промежуток времени после краткого зрительного восприятия объекта); эхоическую (сохранение образа на короткий промежуток времени после краткого слухового восприятия объекта).

- кратковременная – память на информацию после однократного восприятия с немедленным воспроизведением. Существует формула кратковременной памяти: семь плюс – минус два (запоминание символов, букв, цифр) объекта, которые остаются в этом виде памяти. Близкая этой памяти – оперативная.

Долговременная – память на информацию, рассчитанную на длительное сохранение в сознании и последующее многократное использование в деятельности. Наиболее важная информация сохраняется всю жизнь.

Кроме разновидностей памяти выделяют и такую ее характеристику как продуктивность. Сюда относят:

- объем памяти – количественный показатель и возможности запечатленной, сохраняемой и воспроизводимой информации;

- быстрота – способность достигать определенной скорости обработки использования информации;

- точностькачественная характеристика памяти, отражающая ее продуктивность;

- длительность памяти была рассмотрена нами выше и тоже является одной из характеристик ее продуктивности;

- готовность – одна из важнейших характеристик памяти, показывающая предрасположенность человека активно использовать запечатленную информацию.

Данные характеристики вместе взятые являются показателем эффективности памяти.

Итак, мы ознакомились с такими познавательными психическими процессами как внимание и память, выявили их основные виды и черты. Постарайтесь найти свои примеры из музыки на эти различные виды.

В следующей лекции мы перейдем к рассмотрению других важных параметров познавательных психических процессов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.