Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лианозовская группа



Лианозовская группа

С 1960-х годов в отечественной поэзии возобновились эксперименты авангардистов. Эксперименты в области поэзии объединили различные поэтические группы, прежде всего такие, как Лианозовская группа — одно из первых неформальных творческих объединений второй половины XX века, у истоков которого стояли художники Е. Л. и Л. Е. Кропивницкие, поэты Г. Сапгир, И. Холин и др. У истоков Лианозовской группы стоял поэт и художник Е. Л. Кропивницкий, творческий путь которого начался в 1910-х годах. В группу вошли поэты В. Некрасов, Г. Сапгир, Я.Сатуновский, И.Холин и художники Н. Вечтомов, Л. Е. Кропивницкий (сын Е. Л. Кропивницкого), Л. Мастеркова, В. Немухин, О. Рабин. Поэтов и художников, входивших в Лианозовскую группу, объединяло стремление к наиболее полному самовыражению и к созданию новой поэтики.

Читать трудно

И нудно.

Пишите короткие стихи.

В них меньше вздора

И прочесть их можно скоро.

(Е. Л. Кропивницкий, «Совет поэтам», 1965)

Авангардисты 1950— 1980-х годовбыли лишены возможности публиковать свои произведения, именно их творчество развивалось в условиях андеграунда. Поэтов-авангардистов второй половины XX века объединяют уверенность в абсурдности и антигуманности социума, антиутопический пафос. Этим мироощущением обусловлены и художественные средства, используемые в поэзии авангарда. Поэты отказываются от художественного правдоподобия и создают деформированный образ мира, частью которого является человек.

Одним из первых течений, сложившихся в рамках неофициального искусства 1970-х годов, являетсяконцептуализм(от лат. conceptus — «мысль», «понятие»)— художественное течение второй половины XX века, заявившее о себе как об оппозиции официальному искусству), с которым связаны творчество поэтов Вс. Некрасова, И.Холина, Д. Пригова, Л.Рубинштейна, прозаика В.Сорокина и художников И.Кабакова и Э.Булатова. В своих истоках концептуализм восходит к творчеству авангардистов начала XX века — футуристов и обэриутов. Поскольку концептуальное искусство — искусство идеи, художнику-концептуалисту важен не изображаемый им предмет, а то, что посредством этого предмета концептуалист хочет обозначить, т. е. демонстрируется не столько художественное произведение, сколько определенная художественная концепция. От читателя, зрителя, воспринимающего произведения концептуалистов, ожидается более активная позиция разгадывающего замысел творца.

Говоря о поэзии 70-80-х годов, нельзя не упомянуть о постмодернизме. Это направление в искусстве, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не сколько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрованность современного мира. До сих пор нет однозначной оценки этого феномена литературы конца 20 века. Одним из ярчайших представителей русского постмодернизма является Иосиф Бродский. Бродского называли последним классиком XX века — и обвиняли в бездушии и механичности стиха, гением, вобравшим в себя лучшие традиции отечественной поэзии, — и поэтом, лишенным национальных корней. Но даже самые ревностные противники Иосифа Бродского не отрицали одного — его таланта и его роли в развитии пусть чуждых, но все равно значительных тенденций в литературе. Самое важное в поэзии Бродского — это его удивление перед жизнью, ее обыденным чудом, сбереженное автором и в архангельской ссылке, и в изгнании.

В 60-70-е годы в отечественной культуре начинает бурно развиваться такое новое направление, как авторская песня,или бардовская музыка— песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных». В 1960-х — 80-х классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Галич, Сергей Никитин, Вероника Долина, Юрий Визбор. Это направление заложило основу для развития творчества многих будущих корифеев рок-музыки в 1980-1990-е годы.

Итогом можно выделить основные черты поэзии 1960-1980-х годов:

- Неофициальность, ощущение свободы;

- Ответственность за преобразования в стране;

- Необходимость моральной перестройки общества;

- Романтизм;

- Публицистический пафос;

- «Эстрадность»;

- Надежды на позитивные изменения в обществе

- Отход от классических традиций, поиск новых форм и приёмов.

 

 

И напоследок вашему вниманию предлагается подборка прекрасных стихотворений.

 





  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.