Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Архитектура



Архитектура

в архитектуре 17 века также отражался противоречивый переходный характер от старых традиций к новым.

-обмирщение зодчества.отказ от строгих церковных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества.

-гражданское строительство приобретало невиданным ранее размах. появилось большщое количество общественных зданий. каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, , дом боярина Троекурова, складские помещения.

архитектура характеризовалась переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей.творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием восточных, а позднее западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

1)в 30-гг 17 века господствовало шатровое строительство.нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. в 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. выдающимся памятником шатрового зодчества – московская церковь Рождества Богородицы в Путинках.

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполовшатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений.

Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки.

Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа — начало XVI века.

Церковное строительство было прервано в России Смутным временем и возрождалось медленно. Активные работы начались только с 1620-х гг. Патриарх Филарет (отец царяМихаила Федоровича) в 1619 году вернулся из польского плена. Он взял инициативу в свои руки. По его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного восстания против интервентов отстраивается заново обветшавший Архангельский собор

В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола.

 

2)в 40-70-х гг. усилился творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название «московское барокко» (нарышкинское барокко – по фамилии главного заказчика): четкость и симметричность композиций, многоярусность, тащтельная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность зданий вверх. Церковь Покрова в Филях. – усадебный храм Л. К. Нарышкина.

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

 

московское барокко отличается от итальянского барокко, распространившегося по всей Европе в 17-18 вв. появление московского барокко, имевшего лишь общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России. Нарышкинский стиль – оригинальное, самобытное направление русского зодчества.

К числу лучших, наиболее выразительных высотных, многоярусных храмовых сооружений «нарышкинского стиля» следует отнести церковь Покрова Богородицы в Филяхпод Москвой (1690—1693). В первом ярусе — крестообразно расположенные объемы, выше же, друг над другом, располагаются четверик и восьмерики. Основанием служит галерея с широко раскинувшимися по сторонам лестничными маршами. Прекрасно сгармонированы все объемы сооружения — основные его массы и главы, четыре из которых поставлены на концах основного «креста», а пятая венчает всю композицию. Тонко, изящно прорисованы все белокаменные детали фасадов — колонки, парадные наличники окон, рельефно выделяющиеся на кирпично-красном фоне стенных поверхностей, ажурные кружевные парапеты, которыми окаймлены высотные «ступени» этого неповторимого сооружения.

 

Русская земля, восприняв особенности европейского барокко, создает свой, уникальный архитектурный стиль - так называемое "московское", или "нарышкинское", барокко. Впервые храмы в таком стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших родственников Петра I по материнской линии.

Ни в более ранней древнерусской, ни в западноевропейской архитектуре близких параллелей этому стилю нет. В нем органично слились особенности именно московского зодчества, которому, прежде всего, была чужда перегруженность пышной объемной лепниной и скульптурой западного барокко. Напротив, проявилось стремление к ажурной легкости зданий. При этом никак не умалялась увлеченность в архитектуре устремленными кверху массами, красноречием силуэта. Нарышкинское барокко - это, помимо всего, контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора. Для таких памятников характерны овальные или полигональные, то есть многоугольные , окна.

Вместо ясности и лаконичности допетровской архитектуры усадебные церкви нарышкинского барокко демонстрируют сложность плана и повышенную декоративность. Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр. Например, в церкви Покрова в Уборах был создан грандиозный семиярусный иконостас - уникальное барочное творение. Но, к сожалению, в годы советской власти шедевр погиб.

Наиболее талантливым воплотителем идей нарышкинского барокко со всем основанием следует считать Якова Бухвостова, крепостного крестьянина из Подмосковья, самородка-зодчего. На редкость одаренный и обладавший богатым воображением, он, несомненно, относился к числу "мечтателей", хотя и обращенных в прошлое, но отнюдь не чуждых современным веяниям. В своих творениях Бухвостов отразил не только божественные откровения, но и привязанность ко всему сущему, к земной плодоносящей природе.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ
Богат и горд был боярин Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи Кирилловны Нарышкиной - матери Петра. Дядю царя окружали почет и уважение. Во время стрелецкого бунта он чудом спасся. В 26 лет стал боярином. На время своей первой поездки за границу царь поручил государственные дела думе из ближайших людей, в которой Лев Кириллович занимал видное место: он входил в состав Совета, управляющего государством. А в 1698-1702 годы Нарышкин руководил Посольским приказом.

В 1690-е годы Нарышкин, прикупив к Филям соседнее Кунцево, усиленно занялся обустройством своих владений. Он выстроил боярские хоромы, увенчанные башней с часами, разбил обширный парк с прудами и сад, создал разные службы, конюшенный двор. На месте древней деревянной церкви Лев Кириллович возводит величественный храм Покрова Богородицы - классический памятник нарышкинского барокко. Прямых указаний на авторство Бухвостова здесь не найдено, но аналогичные по стилю храмы, построенные зодчим несколько позднее, такие указания имеют.

В конце XVII - начале XVIII века нарышкинское барокко нашло многих почитателей. Центрические, или трехчастные, церкви строят в Москве, вблизи Коломны, в Нижнем Новгороде, под Серпуховом, под Рязанью. Их отличительным признаком служит белокаменный декор, но уже сильно русифицированный. Фронтоны и наличники обрамляют волютами - архитектурными деталями в виде завитков, спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, выдвинутые из стены. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: "разорванные фронтоны", раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого свитка), маскароны и гермы, балюстрады с вазами... Барокко создает из этих орнаментальных причуд новые и неожиданные композиции. Реалистично пepeдaнные виноградные лозы, цветы и фрукты сплетаются в роскошные гирлянды и букеты, словно насыщенные жизненными соками. Другой излюбленный орнамент - сложнейшие переплетения причудливо разорванных картушей с валиками-гребешками по краям завитков и выпуклыми перлами-зернами, расположенными рядами.
Нарышкинское барокко - абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление. Оно сложно по своей природе и не имеет аналогий среди мировых архитектурных стилей. "Нарышкинские сооружения", пожалуй, самое яркое явление русского зодчества конца XVII - начала XVIII века. В их праздничном, жизнерадостно-просветленном облике видны и торжественная парадность, и "обмирщенная" религиозная концепция петровского времени. Глядя на такие сооружения, ощущаешь некоторую хрупкость, прозрачную бестелесность этих удивительных памятников.
3) в 17 веке переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее корнями в языческую старину.великолепным образцом деревянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова. Это сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченная резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. в сер. 17 века дворец был разобран из за ветхости.

Прогулка по музею-заповеднику «Коломенское» была бы не полной без посещения воссозданного дворца Алексея Михайловича, при котором эта загородная резиденция царей достигла своего наивысшего расцвета. Оригинальный деревянный дворец, построенный в 1667 -1672 годах и поражавший своим великолепием вельмож и иноземных послов, прозвали «восьмым чудом света». К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, заГолосов овраг[4].

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена — макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.