Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод «проигрывания ситуаций»



Метод «проигрывания ситуаций»

Организатору постоянно приходится принимать какие-либо решения, причем нередко в условиях дефицита времени. Чаще всего возникает не один и не два, а несколько вариантов решения, среди ко­торых один приводит к наиболее эффективному результату. Как его определить?

Существуют специальные разделы науки, такие, например, как «исследование операций», теория игр. Создавая математические модели решений, они помогают выбрать из множества вариантов наиболее правильный. Некоторые принципы подхода к «исследованию опера­ций» можно использовать и при подготовке организаторов. В процессе обучения возможно создание моделей организаторской деятельности, то есть искусственное воспроизведение явлений, ситуаций, подобных тем, какие встречаются в жизни, в практике, в политической, воспита­тельной работе. Модель организаторской деятельности складывается из последовательных «пробных» решений лидера. При каких обстоя­тельствах организатору обычно приходится принимать решение? Во-первых, когда условия, ситуация целиком ясны организатору; во-вторых, когда перед организатором множество вариантов и известно, что среди них есть наиболее результативный. Либо, в-третьих, органи­затор знает несколько вариантов, но не уверен, приведет ли хотя бы один из них к нужному результату (условия неопределенности).

Организатор, молодой, малоопытный, нередко оказывается в третьей ситуации, встречаясь со сложными явлениями, неопределен­ностью, сопротивлением своему воздействию. Создавая модель, мы можем натренировать организатора в разных условиях, привить ему навык принимать организаторские решения. Этой цели и служит ме­тод «проигрывания ситуаций». Он сейчас активно применяется в спорте (тренеры «проигрывают» матчи со спортсменами на специаль­ных стендах в условиях вероятностного поведения команды противни­ка), в военном деле (действия подразделений «проигрываются» на ма­кетах, картах или на местности), в экономике, в управлении предпри­ятиями.

Игра как метод обучения организаторов предполагает «разыг­рывание ролей» в условной модели деятельности, изучение отдельных вариантов, случаев и ситуаций, учет возможных «помех».

Преимущество метода «проигрывания» - в активной позиции обучающегося, в насыщенности элементами «обратной связи» (орга­низатор сразу видит, к чему приводит то или иное его решение) и в том, что он учится принимать решения самостоятельно. Успех проиг­рывания зависит от того, насколько всерьез, с напряжением своих де­ловых качеств участники играют предписанные им роли.

Как показывает опыт, использование игры как метода обучения способствует закреплению знаний организатора и значительно ускоря­ет процесс превращения знаний в навыки и умения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.