Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нищева Н. В.



 


Предисловие


Новое приложение к журналу «Дошкольная педаго­гика» включает в себя наглядный дидактический мате­риал, необходимый практически всем специалистам ДОУ. Это комплекты предметных картинок по всем изучаемым в детском саду лексическим темам, а также ав­торские загадки и стихи к ним.

Предметные картинки, нарисованные в едином стиле и выполненные на картоне, представляют собой готовую картотеку материалов по формированию и раз-


витию лексического состава языка дошкольников. Кар­тинки могут быть отрезаны по указанным линиям и размещены в контейнерах или ящиках для картотек.

Материалы пособия могут использоваться при обу­чении составлению описательных и сравнительных рас­сказов, отгадыванию загадок, для проведения различных дидактических игр: «Четвертый — лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Под­бери схему», «Составь пары», «Слоговое лото» и т. п.


Игра «Расставь цветы»


Цель.Совершенствование навыка слогового анали­за слов. 

Оборудование.Три плоскостных изображения ваз разных цветов, предметные картинки с изображениями полевых и луговых цветов.

Ход игры.Педагог выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями луговых и по­левых цветов .и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно Помещаются три плос­костных изображения ваз разных цветов. Педагог предлагает детям «поставить» в каждую вазу (положить перед ней) цветы с определенным количеством слогов в на­званиях. В красную вазу дети должны поставить цветы, в названиях которых два слога (лю-тик, кле-вер, дре­ма), в синюю — цветы, в названиях которых три слога (ро-маш-ка, ва-си-лек, го-ро-шек), в фиолетовую вазу — цветы, в названиях которых четыре слога (ку-паль-ни-ца, ка-луж-ни-ца, ко-ло-коль-чик). В заверше­ние можно предложить детям прочитать стихи о цветах или загадать загадки.


Игра «Составь пары»


Цель.Совершенствование навыков фонематическо­го анализа (выделение начальных и конечных звуков в словах).

Оборудование.Предметные картинки с изображе­ниями цветов (прострел — ландыш, подснежник — кро­кус, мак — колокольчик, лютик — купальница, кле­вер — ромашка, роза — астра, тюльпан — нарцисс).


Ход игры.Педагог предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними картинки с изоб­ражениями цветов. Дети рассматривают и называют картинки. Педагог предлагает разложить картинки парами так, чтобы название одной картинки закан­чивалось тем звуком, с которого начинается название другой картинки.


Игра «Подбери картинки»


Цель,Совершенствование навыков фонематичес­кого анализа (выделение конечных звуков в словах).

Оборудование.Предметные картинки с изображе­ниями цветов (подснежник, колокольчик, лютик, васи­лек, горошек, мак, клевер, тюльпан — нарцисс, пион).

Ход игры.Педагог выставляет на наборное, по­лотно предметные картинки с  изображениями цветов и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он просит детей поставить в один ряд все кар­тинки с цветами, названия которых заканчиваются звуком [к], а в другой — все остальные картин­ки. Потом можно предложить детям определить, какие звуки последние в названиях картинок второго ряда.


Игра «Подбери схему слова»


Цель.Совершенствование навыков фонематическо­го анализа слов. .

Оборудование.Предметные картинки с изображе­ниями цветов (мак, роза, астра, крокус). Схемы слов.

Ход игры.Педагог выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями цветов, а перед детьми раскладывает карточки с готовыми звуковыми


схемами слов. Дети рассматривают и называют картин­ки, а потом под каждую из них ставят карточку с гото­вой схемой слова и объясняют свой выбор. Педагог за­дает детям контрольные вопросы (Какой звук третий по счету в слове астра! Сколько гласных звуков в слове роза! Сколько твердых согласных звуков в слове крокус! Ит. п.)


Игра «Слоговое домино»


Цель.Совершенствование навыка слогового анали­за слов.

Оборудование.Карточки для игры в домино с изоб­ражениями цветов (пион — роза, тюльпан — гладиолус, колокольчик — ромашка, лилия — ландыш, крокус —


купальница, калужница — прострел, нарцисс — пион, лютик — василек, фиалка — дрема, клевер — ме­дуница).

Ход игры.Педагог Предлагает детям сесть вокруг стола и раздает им двойные карточки для игры в домино. Он объясняет детям, что начинает игру тот, у кого оба названия цветов на карточках содержат одинаковое количество слогов, затем в игре прикла­дываются друг к другу те части карточек, на которых изображены цветы, названия которых содержат оди­наковое количество слогов. Если у ребенка нет карточки с нужным количеством слогов, то он пропус­кает ход.


Игра «Четвертый — лишний»


Цель.Дифференциация растений по месту произ­растания, времени появления, цвету и форме соцветий. Оборудование..Предметные картинки с изображе­ниями цветов.

Ход игры.Педагог помещает на наборное полотно картинки с изображениями цветов, предлагает детям рассмотреть и назвать их, а потом определить, какой цветок лишний и почему. Возможные варианты:

• Купальница, калужница, мак и лютик (ребенок объ­ясняет, что лишний мак, потому что он красный, а остальные цветы — желтые).


 

• Подснежник, георгин, крокус и ветреница (ребенок
объясняет, что лишний георгин, потому что это
осенний цветок, а все остальные — цветы весенние).

• Мышиный горошек, дрема, колокольчик и роза
(ребенок объясняет, что лишняя роза, потому что
это садовый цветок, а все остальные цветы — луговые).

• Ландыш, тюльпан, крокус, нарцисс (ребенок объясняет, что лишний ландыш, потому что у него на стебле много цветков, а у всех остальных — по одному).

 

 


Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется... (подснежник).
Снег еще лежит в тени, Ельник в снежных кочках. А на горке расцвели Синие цветочки. (Печеночница.)
Золотые лепестки, хрупкий стебелек. Распустился у реки солнечный цветок. Только тучка набежала — сжались лепесточки. На зеленых лепестках — круглые комочки. (Мать-и-мачеха.)

 

На снежинки похожи цветки, Как снежинки, белы и легки, Как снежинки, изящны, прекрасны, Ветерка дуновенью подвластны. (Ветреница.)

Синие звезды упали с небес. Смотрит на них зачарованный лес, Ветер тихонько над ними кружит, Смотрит на синие звезды во ржи. (Васильки.)

 

На травинке, словно льдинки, Белоснежные цветки. А от взглядов у тропинки Прикрывают их листки. (Ландыши.)

В небо взметнулась цветная стрела, В каждом цветке — то жучок, то пчела. Листья похожи на веер ножей. В школу с цветком тем ведут малышей. (Гладиолус^)

 

Фиолетовый цветок, В серединке — желтый сок. В темном бархатном венке На изящном стебельке. (Фиалка.)

Крокус Посмотрите! Что за фокус? Из-под снега вылез крокус. На ветру озяб слегка, Но прекрасней нет цветка.

 

Прострел На проталинке прострел, Как пучок лиловых стрел. На мохнатых стебельках Капли солнышка в цветках.

Медуница Что случилось с медуницей, Медуницей-небылицей? Вроде розовой была? Посинела... Отцвела...

 

Одуванчик Одуванчик у дорожки — Как воздушный шар на ножке. Одуванчик, шарик белый. Дунул я, и улетел он.

Мак Ветерок качает мак, Стебель гнет и так и сяк.  И порхают лепестки, Как большие мотыльки.

 

     Мышиный горошек В траве у дорожки мышиный горошек, Мышиный горошек такой нехороший Опутал лягушке и лапки, и брюшко. Сидит и задумчиво смотрит лягушка.

Клевер Розовый клевер цветет на лугу. Глаз от него оторвать не могу.  Капли нектара в соцветьях дрожат, Пчелы над клевером важно кружат.

 

Колокольчик Колокольчики-звоночки Я вплету в веночек дочке. Колокольчик — нежный цвет, Шорох есть, а звону нет.

Незабудки Незабудки, незабудки, Капли дождика как будто. Распустились у пруда. Где цветки? А где вода?

 

Дрема Дремы розовый прибой Нежно кружит нас с тобой. Если дремы много, это Значит — скоро будет лето.

Иван-чай Иван-чай, иван-чай, Возле леса не скучай. Если ты цветешь, с утра За малиной нам пора.

 

Купальница Медовые бубенчики на солнышке качаются, Медовые бубенчики в лучах его купаются. Не зря цветочки эти купальницей зовут. Пришла пора купаться, когда они цветут.

Ромашки На лесной опушке расцвели ромашки — Желтые макушки, белые кудряшки. На макушках желтых апельки-росинки. Их туман наплакал и уплыл в низинку.

 

Тюльпан Под окном моим юльпан — Разодетый словно хан. В ярко-красном сюртуке, На атласном стебельке.

Розы Алые розы в саду расцвели, Розы прекрасные цвета зари. Только цветы эти лучше не тронь — Острым шипом вдруг поранишь ладонь!

 

Пион Вот пион. Какой пижон! В кружева он наряжён. , Весь как сахарная вата И дурманит ароматом.

Георгины Встали стеной георгины в саду. Мимо высокой стены не пройду. Трону рукой разноцветный букет, Лета ушедшего поздний привет.

 

Мальва Словно стража у ворот Мальва строгая встает. Непреклонна! Это ясно. Стебель весь в розетках красных.

Астра Подкралась осень незаметно, На клумбе астры всех расцветок, Мы с ними провожаем лето, В букет добавив желтых веток.

 

Лилия Лилия скромно головку склонила. Сладкий нектар как слезу бронила. Ветер капает прекрасный цветок, Капает наземь невыпитый сок.

ББК 74.100.5 Н71

Художник Виктор Захаров Автор стихов и загадок Н. В. Нищева. При использовании ссылка на автора обязательна.

Нищева Н. В.

Н71 Картотека предметных картинок. Наглядный дидактический материал. Выпуск 7. Первоцветы, по­левые, луговые, садовые цветы. — (Серия «Оснащение педагогического процесса в ДОУ».) — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 32 с.

ISBN 978-5-89814-597-2

Пособие включает в себя наглядный дидактический материал, необходимый практически всем спе­циалистам ДОУ. Это комплект предметных картинок по лексическим темам «Первоцветы», «Луговые цветы», «Полевые цветы», «Садовые цветы», а также авторские загадки, стихи и дидактические игры с использованием материалов пособия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.