Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Философия Средневековья и эпохи Возрождения.



 Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. В отличие от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге.

Основные проблемы средневековой философии:

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Выделяют следующие особенности средневековой философии:

· Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.

· Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.

· Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.

· Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».

· Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.

· Авторитарность – обращение к Библии.

· Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.

· Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.

· Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

· Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

· Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.

· Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.

· Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.

· Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.


Развитие средневековой философии  

Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:

· Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов.

· Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей.

· Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.


§Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

§ Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

§ Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и с позиций Иудаизма и Ислама.

§ Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

§ История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

§ Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.