Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Философия Древнего мира



Философия Древнего мира

Теоретические вопросы семинара:

1. Своеобразие философской мысли Древнего Востока. Древнеиндийская философия (брахманизм и буддизм) и философия Древнего Китая (даосизм и конфуцианство).

2. Генезис и специфика философствования в античной Греции. Космоцентризм античной философии.

3. Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа.

4. Философия классического периода:

5. Философия эпохи эллинизма.

 

Практические задания:

1. Прочитайте отрывки из обращения Его Святейшества Далай-ламы XIV «Миротворчество с помощью внутреннего спокойствия» и ответьте на вопросы:

а) Что является причиной человеческих страданий и как их избежать?

б) Что, с точки зрения буддистов, является условиями мирной жизни человечества?

«Как бы то ни было, все же у нас есть сильное чувство «я». Вместе с этим чувством приходит желание быть счастливыми и не страдать. Оно возникает естественным образом. Исходя из этого у нас есть право быть счастливыми.

Между тем в наших жизнях много неприятностей и неминуемо возникают проблемы. Они бывают двух видов. Во-первых, страдания из-за физических причин, например болезней и старения... Другой вид страданий в основном относится к уму. Мы чувствуем себя одиноко, если обладаем материальным комфортом, роскошью и всем остальным, но все же испытываем стресс и неуверенность в себе. Мы ревнуем, боимся и ненавидим, и поэтому мы несчастны… Фактически, если мы внутренне удовлетворены, мы можем выдержать любое тяжелое физическое страдание и преобразовать его. Поэтому из физического и умственного страдания я считаю умственное страдание более значимым. Ведь физическое страдание может быть ослаблено умственным комфортом, а умственный дискомфорт нельзя устранить при помощи физического комфорта.

Таким образом, есть эмоции двух видов. Одни очень вредны для спокойствия ума, и это разрушительные эмоции, такие как гнев и ненависть. Они не только нарушают спокойствие ума в данный момент, но также очень разрушительны для наших речи и тела. Они подталкивают нас к вредным действиям, и поэтому они разрушительны. При этом другие эмоции, такие как сострадание, дают нам силу и покой. Например, они дают нам силу прощать. Если мы в состоянии обрести внутреннее спокойствие, то мы можем также достичь мира, или спокойствия, вовне.

Из-за нашей собственной ограниченной точки зрения мы не можем видеть всю картину реальности. Мы видим только два измерения, но этого недостаточно. Нам необходима способность видеть явления в трех, четырех, шести измерениях».

2. Прочитайте отрывок из произведения Лао-цзы «Книга о дао и дэ» и ответьте на вопросы:

а) Как определяется в даосских трактатах сущность Дао? Какими свойствами наделяется в них Дао? Каким образом Дао порождает все вещи?

б) Что такое дэ? Каким образом взаимодействуют Дао и дэ?

в)Что означает принцип недеяния у даосов?

г) Определите своими словами принцип естественности. Объясните, каким образом в соблюдении принципа естественности может заключаться смысл человеческой жизни.

д) Сформулируйте общественно-политический идеал даосов. Покажите, каким образом в этом идеале нашли свое отражение принципы недеяния и естественности.

е) Согласны ли вы с даосским подходом к миру и месту в нем человека? Аргументируйте свой ответ. 

 

Смотрю на него и не вижу, а потому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим... Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называю его формой без форм, образом без существа ... (гл. 14). ...Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью...

Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе. Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе. Если знать и государи могут его соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится... Когда дао находится в мире, [все сущее вливается в него], подобно тому, как горные ручьи текут к рекам и морям. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает их. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дао. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являться старшим и не повелевать - вот что называется глубочайшим дэ (гл. 51). …Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не подверглось бы насмешке, не являлось бы дао. Поэтому существует поговорка: кто узнает дао, похож на темного; кто проникает в дао, похож на отступающего; кто на высоте дао, похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещенный похож на презираемого; безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетели похоже на ее расхищение; истинная правда похожа на ее отсутствие... (гл. 41). Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао.

Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха (гл. 47). Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит дао, изо дня в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы ни делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной

...Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда будет благополучие. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет званий, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать (гл. 64).

 … Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает...

Пусть государство будет маленьким, а население - редким. Если [в государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга. Лао-цзы. Книга о дао и дэ //Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2 т. -М., 1972. -Т. 1. -С. 114-138.

 

3. Прочитайте отрывок из книги «Лунь Юй» (Беседы и суждения) и ответьте на вопросы:

а) Какие требования предъявлял Конфуций к благородному мужу?

б) Каждый ли человек может им стать?

в) Как по-вашему, актуальны ли эти постулаты в современном мире?

«Учитель сказал: Знатность и богатство — это то, к чему люди стремятся; если они нажиты нечестно, благородный муж от них отказывается. Бедность и униженность — это то, что людям ненавистно. Если они незаслуженны, благородный муж ими не гнушается. Как может благородный муж добиться имени, если отвергнет человечность? Благородный муж не расстается с человечностью даже на время трапезы. Он непременно с ней, когда спешит, и непременно с ней, когда находится в опасности.

Учитель сказал: «Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу».

Учитель сказал: «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду».

Учитель сказал: Благородный муж стремится к добродетели, Малый человек тоскует по своей земле; Благородный муж предпочитает быть наказанным, Малый человек надеется на милость.

Учитель сказал: «Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки».

Философ сказал: «Благородный муж желает быть медленным на слова и бодрым на дела».

Цзы-ю сказал: «Надоедливость в служении государю приводит к позору. Надоедливость в отношениях с друзьями приводит к тому, что они будут тебя избегать».

Учитель сказал: «Благородные живут в согласии [с другими людьми], но не следуют за ними, низкие — следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии».

Учитель сказал: «Благородному мужу легко услужить, но трудно доставлять ему радость. Если доставлять ему радость не должным образом, он не будет радоваться. Но он использует людей в соответствии с их способностями. Низкому человеку трудно услужить, но легко доставить ему радость. Если доставлять ему радость не должным образом, он все равно будет радоваться. Когда он использует людей, он хочет, чтобы они были пригодны ко всему».

Учитель сказал: Благородный муж величествен, но не высокомерен. Мелкий человек высокомерен, но не величествен.

«Совершенным можно считать того, кто предпочитает справедливость личной выгоде, жертвует собой в момент опасности и никогда, даже пребывая длительное время в трудных обстоятельствах, не забывает своих обещаний».

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

Учитель сказал: Кто в детстве не был кроток и послушен старшим, достигнув зрелости, не сделал ничего, что можно передать потомкам, и в старости все продолжает жить, не умирает — это разбойник.

4. Прочитайте отрывки, характеризующие взгляды философов – досократиков и ответьте на вопросы:

а) Какие философские проблемы были сформулированы мыслителями? Какие научные открытия им удалось предугадать?

б) Почему первые греческие философы были материалистами?

в) Как вы думаете, прав ли был Диоген Лаэртский, говоря, что философия родилась в Греции?

«Влажное вещество, с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом» (Гераклит – Аллегорист)

Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса - огонь, Эмпедокл же - четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного. (Аристотель).

«Мудрость в том, чтобы знать все как одно»(Гераклит)

«Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья и губительная» (Гераклит)

«Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный

 Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным,

 И языком, – будь лишь разум судьей многоспорному слову»! (Парменид)

«Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся» (Зенон Элейский).

«Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда» (Зенон Элейский)

«Начала Вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во Вселенной и этим порождают все сложное – огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости. Солнце и луна состоят из таких же телец, гладких и круглых, точно так же, как и душа; а душа и ум – одно и то же. Видим мы оттого, что в нас попадают и остаются видности» (Диоген Лаэртский о Демокрите)

5. Прочитайте отрывок из диалога Платона «Горгий» и ответьте на вопросы:

а) в чем софисты видели главную цель своей деятельности?

б) как софисты понимали истину?

в) актуальны ли подобные взгляды в настоящее время?

Горгий. Способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком другом собрании граждан. Владея такою силою, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого - для тебя, владеющего словом и уменьем убеждать толпу.

Сократ. Значит, красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и не справедливое, а не поучающего, что справедливо, а что нет.

Горгий. Так оно и есть.

Сократ. Значит, оратор в судах и других сборищах не поучает, что справедливо, а что нет, но лишь внушает веру, и только. Ну конечно, ведь толпа не могла бы постигнуть столь важные вещи за такое малое время.

Горгий. Да, конечно. И в состязании с любым другим знатоком своего дела оратор тоже бы одержал верх, потому что успешнее, чем любой другой, убедил бы собравшихся выбрать его и потому что не существует предмета, о котором оратор не сказал бы перед толпою убедительнее, чем любой из знатоков своего дела. Вот какова сила моего искусства.

6. Прочитайте отрывки из произведений Платона и ответьте на вопросы:

а) В чем, по мнению Сократа, назначение и практический смысл философии? Согласны ли Вы с подобным пониманием?

Б) Как Сократ понимал миссию философа? Согласны ли Вы с исследователями, которые считают смерть Сократа его самым гениальным философским произведением?

«Разве извлечет какую-нибудь пользу человек, много приобретший и многое совершающий, но лишенный ума? …все то, что мы раньше назвали благами, не потому носит это имя, что по самой своей сути является таковым, но вот почему: если этими вещами руководит невежество, то они – большее зло, чем вещи противоположные, причем настолько большее, насколько сильнее они подчиняются руководящему началу, выступающему как зло; если же их направляют разумение и мудрость, то они скорее будут добром; само же по себе ни то ни другое ничего не стоит…. Мы нуждаемся в таком знании, в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным».

«Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».

«…пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми… Ну и когда я присмотрелся к этому человеку… то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь. Оттуда я пошел к другому, из тех, которые кажутся мудрее, чем тот, и увидал то же самое; и с тех пор возненавидели меня и сам он, и многие другие…

… я защищаюсь теперь совсем не ради себя, как это может казаться, а ради вас, чтобы вам, осудивши меня на смерть, не проглядеть дара, который вы получили от бога. В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что бог послал меня городу как такого, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, послушавшись Анита, и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь….».

 

7.На основании приведенного диалога подумайте:

а) В чем заключается метод Сократа?

б) Что мыслитель имел в виду, когда называл свою деятельность майевтикой – повивальным искусством?

Сократ. Спрашивать дальше или ты и так согласишься, что мучительна всякая нужда и всякое желание?

Калликл. Соглашусь. Можешь не спрашивать.

Сократ. Не одновременно ли с жаждою исчезает у каждого из нас и удовольствие от питья? [...]

Калликл. Одновременно. [...]

Сократ. Стало быть, страдание и удовольствие исчезают одновременно?

Калликл. Да.

Сократ. Но благо и зло не исчезают одновременно, как ты признаешь. ...Благо, оказывается, не совпадает с удовольствием, а зло - со страданием. В самом деле, удовольствие и страдание прекращаются одновременно, а благо и зло - нет, потому что они иной природы. Как же может удовольствие совпадать с благом или страдание со злом?

Суди сам: хороших ты зовешь хорошими не оттого ли, что в них есть что-то от блага, так же как красивыми тех, в ком есть красота?

Калликл. Несомненно.

Сократ. Значит, огорчаются и радуются неразумные и разумные, трусливые и мужественные примерно одинаково, по твоим словам, и трусливые - даже больше, чем мужественные?

Калликл. Согласен.

Сократ. Но при этом разумные и мужественные хороши, а трусливые и неразумные - плохи?

Калликл. Да.

Сократ. Стало быть, и хорошие, и плохие радуются и огорчаются примерно одинаково?

Калликл. Согласен.

Сократ. Стало быть, плохой с хорошим оказываются одинаково хороши или плохой даже лучше? Не такое ли получается следствие из всего предыдущего, если утверждать, что удовольствияч и благо - одно и то же? [...]

Калликл. [...] Будто ты не знаешь, что и я, и любой другой прекрасно отличаем лучшие удовольствия от худших!

Сократ. [...] Сколько я понимаю, ты теперь утверждаешь, что бывают удовольствия хорошие, а бывают и плохие. Так?

Значит, одни из них приносят телу здоровье, силу или иное доброе свойство и эти удовольствия хороши, а противоположные им плохи?

Калликл. Совершенно верно.

Сократ. Значит, и страдания точно так же - одни хороши, другие скверны? [...] И значит, полезные удовольствия и страдания нужно ловить и присваивать? [...] А скверные не нужно?

Калликл. Ясно, что нет.

Сократ. Верно, потому что все должно делаться ради блага, как мы рассудили, если ты помнишь, - я и Пол. Не присоединишься ли и ты к нашему суждению, что у всех действий цель одна - благо и что все прочее должно делаться ради блага, но не благо ради чего-то иного? Подаешь ли и ты свой голос вместе с нашими двумя?

Калликл. Подаю.

Сократ. Стало быть, благу следует подчинить все остальное, в том числе и удовольствия, но никак не благо - удовольствиям.

 

8.Прочитайте отрывок из произведения Платона «Государство» и ответьте на вопросы:

а) Какова природа идей: материальная или духовная?

б) Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по вашему мнению, хотел сказать этим Платон?*

в) Каким путем мы можем получать знание об идеях?

… люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная – глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

…за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. …А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?

Так вот, … это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого.

…те, кто занимается геометрией, счетом и тому подобным, предполагают в любом своем исследовании, будто им известно, что такое чет и нечет, фигуры, три вида углов и прочее в том же роде. Это они принимают за исходные положения и не считают нужным отдавать в них отчет ни себе, ни другим, словно это всякому и без того ясно. Исходя из этих положений, они разбирают уже все остальное и последовательно доводят до конца то, что было предметом их рассмотрения.

…вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения, как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним.

 

9. На основании отрывков из произведений Платона «Государство» и «Законы» ответьте на вопросы:

а) Каким представляет Платон идеальное государство, его структуру и отношения людей в нем?

Б) Почему учение Платона о государстве называют первой коммунистической утопией? В чем причины популярности подобных взглядов?

В) Как по-вашему, актуальны ли подобные отдельные моменты теории в настоящее время?

Хотя все члены государства братья, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников. Вы все родственны, по большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое; то же и в остальных случаях. От правителей бог требует прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами и ничто так усиленно не оберегали, как свое потомство, наблюдая, что за примесь имеется в душе их детей, и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники. Ведь есть предсказание, что государство разрушится, когда его будет охранять железный страж или медный…. Вмешательство этих трех сословий в чужие дела и переход из одного сословия в другое — величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением.. в нашем государстве мы поручили его защитникам служить, как сторожевым собакам, а правителям — как пастухам.

Подобно тому как жеребят гоняют под шум и крик, чтобы подметить, пугливы ли они, так и юношей надо подвергать сначала чему-нибудь страшному, а затем, для перемены, приятному, испытывая их гораздо сильнее, чем золото и огне. Кто прошел это испытание и во всех возрастах — детском, юношеском и зрелом — выказал себя человеком цельным, того и надо ставить правителем и стражем государства…

…не может быть, чтобы у устроителей государства было в обычае поручать какое-нибудь дело женщине только потому, что она женщина, или мужчине — только потому, что он мужчина. Нет, одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах.

…лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими и что потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет, раз наше небольшое стадо должно быть самым отборным. Но что это так делается, никто не должен знать, кроме самих правителей, чтобы не вносить ни малейшего разлада в отряд стражей.

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол.

…чем более важно дело стражей, тем более оно несовместимо с другими занятиями, — ведь оно требует мастерства и величайшего старания… Военные атлеты нуждаются в какой-то лучшей подготовке: им необходимо быть чуткими, как собаки, отличаться крайне острым зрением и слухом и обладать таким здоровьем, чтобы в походах оно не пошатнулось от перемены воды, разного рода пищи, от зноя или ненастья.

Есть два рода благ: одни – человеческие, другие – божественные.  Человеческие зависят от божественных. Если какое-либо государство получает  большие блага, оно одновременно приобретает и меньшие, в противном же случае  лишается и тех и других. Меньшие блага – это те, во главе которых стоит  здоровье, затем идет красота, на третьем месте – сила… на четвертом -  богатство… Первое же и главенствующее из божественных благ – это  разумение; второе – сопутствующее разуму здравое состояние души; из их  смешения с мужеством возникает третье благо – справедливость; четвертое  благо – мужество. Все эти блага по своей природе стоят впереди тех, и  законодателю следует ставить их в таком же порядке.

Будь я законодатель, я попытался бы принудить поэтов и вообще всех в  государстве именно так; чуть ли не самое большое наказание назначил бы я  тому, кто стал бы в стране выражать мнение, будто существуют какие-то люди,  жизнь которых приятна, хотя они и дурны, и будто полезным и выгодным  является одно, а справедливым – другое.

 Ведь у вас… в особенности превосходен один закон, запрещающий молодым  людям исследовать, что в законах хорошо и что нет, и повелевающий всем  единогласно и вполне единодушно соглашаться с тем, что в законах все хорошо,  ибо они установлены богами; иные же утверждения вовсе не следует допускать.

Всего справедливее было бы назвать самой большой мудростью  прекраснейшую и величайшую гармонию. Ей причастен тот, кто живет сообразно с  разумом; а кто ее лишен, тот разрушитель своего дома и никогда не будет  спасителем государства, но как невежда вечно все будет делать наоборот. … главнейшим  требованием является, по-видимому… чтобы несведущий следовал за  руководством разумного и был под его властью. …Законодатель, хоть сколько-нибудь полезный, дерзнул бы, как и в иных  случаях, употребить ложь по отношению к молодым людям ради их же блага.

Я вижу близкую гибель того  государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там  же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю  спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам  боги.

…все государство тщательнейшим образом соблюдает древнее изречение, гласящее,  что у друзей взаправду все общее. Существует ли в наше время где-либо и  будет ли когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся  собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из  жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать  общим то, что от природы является частным, - глаза, уши, руки, - так, чтобы  казалось, будто все сообща видят, слышат и действуют, все восхваляют или  порицают одно и то же? По одним и тем же причинам все будут радоваться или  огорчаться, а законы по мере сил сплотят в единое целое государство, выше  которого в смысле добродетели, правильности и блага никто никогда не сможет  установить.

…надо, чтобы лица, законно домогающиеся  правительственных должностей, предоставили достаточное доказательство  добродетели как своего рода, так и своей собственной, начиная с детства и  вплоть до времени избрания. В свою очередь и будущие избиратели должны быть  хорошо воспитаны, в духе законов, чтобы путем порицания или одобрения либо  выбрать, либо отвергнуть избираемого – смотря по заслугам каждого.

…Не может стать достойным похвалы господином тот, кто не был раньше  подвластным; поэтому более, чем умением хорошо властвовать, должно хвалиться  умением хорошо подчиняться, прежде всего – умением подчиняться законам…

Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать  себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда – и на войне и в  мирное время – надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его  указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться […] Словом, пусть человеческая  душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других  людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда  будет возможно более сплоченной и общей.

 

10.Ознакомьтесь с основными контраргументами Аристотеля против учения Платона об идеях. Воспроизведите эти контраргументы и выскажите собственную точку зрения*: чья позиция кажется лично вам более убедительной - Платона или Аристотеля?

а) Эти философы полагают, что из одной материи происходит многое, а эйдос рождает нечто только один раз, между тем совершенно очевидно, что из одной материи получается один стол, а тот, кто привносит эйдос, будучи один, производит много [столов].

б) Однако в наибольшее затруднение поставил бы вопрос, какое же значение имеют эйдосы для чувственно воспринимаемых вещей - для вечных, либо для возникающих и преходящих. Дело в том, что они для этих вещей не причина движения или какого-либо изменения. А с другой стороны, они ничего не дают ни для познания всех остальных вещей (они ведь и не сущности этих вещей, иначе они были бы в них), ни для их бытия (раз они не находятся в причастных им вещам)...

в) … Или должно было бы быть множество образцов для одного и того же, а значит и множество его эйдосов, например для «человека» - «живое существо» и «двуногое», а вместе с тем еще и сам-по-себе человек…

 

11.Прочитайте отрывки из произведения Аристотеля «Политика» и ответьте на вопросы:

а) Что Аристотель считал неотъемлемыми качествами человека?

Б) В чем Аристотель видел смысл государственной жизни? Какое государство и общество представлялось ему идеальным?

Так, необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, – женщину и мужчину в целях продолжении потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремлении. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, – селение. Вполне естественно, что селение можно рассматривать как колонию семьи; ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. И в колониях семей – селениях поддерживали в силу родственных отношении между их членами тот же порядок. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

Согласно нашему утверждению, во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над вашими стремлениями – как государственный муж. Отсюда ясно, сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души, а для подверженной аффектам части души – быть в подчинении у разума и рассудочного элемента души и, наоборот, какой всегда получается вред при равном или обратном соотношении. Все те, кто в такой сильной степени отличается от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек от животного (это бывает со всеми, чья деятельность заключается в применении физических сил, и это наилучшее, что они могут дать), те люди по своей природе – рабы; для них, как и для вышеуказанных существ, лучший удел – быть в подчинении у такой власти. Ведь раб по природе – тот, кто может принадлежать другому (потому он и принадлежит другому) и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает… У варваров женщина и раб занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный во природе своей к властвованию. Поэтому и говорит поэт: “Прилично властвовать над варварами грекам” ; варвар и раб по природе своей понятия тождественные.

Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».

 

12.Прочитайте отрывки из произведения Диогена Лаэртского «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов» и ответьте на вопросы:

а) Каких жизненных целей и правил поведения должен, согласно каждому из учений, придерживаться человек?

б) Как Вы считаете, можно ли сегодня встретить киников (циников), стоиков, эпикурейцев?

«Человека можно научить добродетели. Благородство и добродетель



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.