Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Материал для самостоятельного изучения



Материал для самостоятельного изучения

(конспект).

Зарождение русской литературной критики.

 

Первые высокие образцы русской критики сложились в критической прозе А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении литературы, о реализме и сатире, о сущности и задачах критики.

В критике В.Г. Белинского, выдвинувшего концепцию критического реализма, оценка произведения строится уже на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с историей литературы и общества.

 

К началу 1870-хформируется понятие «реальной критики»

Ее представителями можно назвать Чернышевского, Добролюбова,Писарева. Критика опирается на реальные события и худ. Образы произведений, выносит общественные приговоры.

 

Появляется, наряду с новыми течениями, русская критика, представленная тремя крупными течениями:

1. Западники
2. Славянофилы

 

ЗАПАДНИКИ представители одного из направлений русской

общественной мысли 1840 - 50-х гг.

Считали историю России частью общемирового исторического

процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути.

Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты

освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и

конституционного преобразования государственного строя.

Главные представители: П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н. Чичерини др. Сотрудничали в журналах: "Отечественные записки", "Современник",

"Русский вестник".

Крайне левое крыло западников - А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П.

Огарев (до конца 1840-х гт.).

После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со

славянофилами на почве либерализма.

Взгляды западников (особенно их конституционные проекты)

получили дальнейшее развитие в программах российских

либеральных организаций и групп конца 19 - начала 20 вв.

 

 

СЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлении русской

общественной мысли 40 - 50-х гг. 19 в.

Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского

пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в

отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине,

православии как единственно истинном христианстве; противостояли

западникам.

У Главные представители: братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В.

Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А.

Черкасский.

К славянофилам идейно близки В.И. Даль, А.А. Григорьев, А.Н.

Островский, Ф.И. Тютчев.

В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие

славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма.

Некоторые идеи славянофилов получили развитие в идеологии

почвенничества (Н.Н. Страхов), панславизма (Н.Я. Данилевский), а также

"охранительных" направлениях русской общественной мысли.

 

Статьи русских критиков оказывали и продолжают оказывать значительное воздействие на духовную и нравственную жизнь общества. Не случайно они давно уже включены в программу школьного образования. Однако на протяжении многих десятилетий на уроках литературы ученики знакомились главным образом с критикой радикальной направленности — со статьями В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и ряда других авторов. Критическая статья при этом воспринималась чаще всего как источник цитат, которыми школьники щедро "украшали" свои сочинения.

Изучение критической статьи дает очень мало, если ее основные положения воспринимаются как некая догма. Для читателя важно эмоционально и интеллектуально пережить все сказанное критиком, вдуматься в логику его мысли, определить меру доказательности выдвинутых им аргументов.

 

Критик предлагает свое прочтение художественного произведения, раскрывает свое восприятие творчества того или иного писателя. Часто критическая статья заставляет заново осмыслить произведение или художественный образ. Какие-то суждения и оценки в талантливо написанной статье могут стать для читателя подлинным открытием, а что-то покажется ему ошибочным или спорным. Особенно увлекательно сопоставление разных точек зрения по поводу одного и того же произведения или творчества конкретного писателя. Это всегда дает богатый материал для размышлений.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.