Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Индустрия культуры



§ 17. Индустрия культуры

«Диалектика Просвещения» – произведение из­вестное, очень известное. Знаменитое. Оно давно уже разобрано на цитаты, на него принято ссылаться (то есть демонстрировать научной общественности: я-с-ним-знаком). Столь широкий резонанс вызван, полагаю, не частными темами, которые читателю могли быть уже известны и с которыми мог свыкнуться. Славу это­му произведению принесла не столько пессимистиче­ская теория разума, не только концепция Просвещения в неожиданной формулировке (хотя и она тоже), глав­ным образом не концепция антисемитизма. Ее принес материалистически-производственный подход к анализу современной культуры – крайне последовательный, дове­денный до крайности, т. е. примененный даже и к тем об­ластям, которые ранее считались никак не связанными с «производством» и скорее относились к области «свобод­ного творчества духа». Подход, продуманный во всех воз­можных следствиях – как уже доступных наблюдению, так и возможных будущих. Наиболее ярким произведением середины ХХ в. «Диалектику Просвещения» сделала концепция культур-индустрии. Эта тема необычайно подробно обсуждалась в зарубежной критической литературе, а также была представлена и в отечественной. Мы имеем здесь дело с проблематикой, получившей наибольшую известность, причем не только в самой культурологии, а также и в исследованиях многих современных специальных дис­циплин; свое развитие положения культур-индустрии получат затем и в трудах самих Хоркхаймера и Адорно. К идее индустрии культуры во второй половине ХХ в. об­ращаются как многочисленные труды левой теории, так и исследования, возникшие на основе совершенно других концептуальных установок. При необычайной дифферен­цированности и многообразии положений, которые будут затем развиваться или опровергаться, само их изложение в этом разделе (как, впрочем, и в других частях книги) необычайно сжато и конденсированно – как если бы авто­ры желали уместить целую энциклопедию современной культуры в максимально компактном послании к потом­кам и предостережении современникам, будучи ограни­ченными во времени и запасе бумаги78. Многие важные и относительно самостоятельные тезисы «слиты», предель­но прижаты друг к другу, предъявляются если и не через запятую, то очень часто – без какого-либо перехода, в сле­дующем же предложении. Фрагментарность «Диалектики Просвещения» вообще достаточно заметно контрастиру­ет с ее афористическим стилем письма и сплошным ха­рактером текста, крайне редко использующим даже раз­биение на абзацы. Вполне возможно, подобный стиль должен компенсировать эссеистичность общей компози­ции работы. Манифест, состоящий из одного абзаца. Есть также все основания полагать, что франкфуртцы созна­тельно «тренируются» в этом литературном жанре79.

В противоположность этой литературной особенности построения «Диалектики Просвещения» представляется, потому, целесообразным по возможности структурировать дальнейшее изложение в виде системы тезисов80.

Итак, первый тезис культур-индустрии:

1. Современная культура все покрывает схожестью (Ähnlichkeit) (144).

Уже в самом тезисе заложено то, что примеров «схо­жести» должно оказаться много. Потому тут же, на пер­вых страницах произведения, авторы анонсируют области, между которыми эту схожесть удастся выявить: фильм, радио, журналы; эстетические и политические явления, декорации выставок и обстановка административных по­мещений, архитектура города и монументальные соору­жения. Предъявленные пока как возможные иллюстрации, все эти сходства станут чуть позже в самом произведении отдельными тезисами, подлежащими обоснованию.

1.1. Эта схожесть – пока регистрируемая авторами де­кларативно – не является некой «скрытой гармонией» от­дельных проявлений материальной культуры. Наоборот, она являет, демонстрирует себя человеку, мы можем его наблюдать (144–145). Она образует как бы видимое глазу единство макро- и микрокосма.

1.2. Явленность этой «схожести» имеет далеко иду­щие следствия, на которые авторы намекают тут же: она суггерирует «ложную идентичность».

1.3. Более того, гармония эта не только явлена, но сама ее явленность, ее демонстрация – одна из ее важней­ших черт. Те, кто ею управляют, упрочивают свою власть тем сильнее, чем более настойчиво ее пропагандируют.

(Это означает, что подобная явленность, «зримость», «образность» может начать в культуре автономную жизнь, стать самостоятельной ценностью; может раз­виться культ явленности, демонстрации – см. далее § 28, а также § 43 сл.)81.

1.4. Демонстрация этой явленности, может, таким об­разом, применяться с идеологическими целями. (Впоследствии это может означать, что для опреде­ленного общества традиционно (т. е. рационально, кон­цептуально) сформулированная идеология может ока­заться излишней, ее заменит сама культура, нацеленная на демонстрацию (ср. далее § 46)82.

1.5. То, что эта идентичность пропагандируется, со­всем не означает, что те, кто этой пропагандой занимает­ся, заинтересованы во вскрытии подлинной природы ее идентичности. Скорее, наоборот.

(Это подведет затем к обоснованию тезиса, за­явленного уже в заголовке первого раздела о культур-индустрии – о том, что просвещение – это преднамерен­ный обман масс; эта линия обеспечит дополнительное сюжетное единство всему собранию «философских фраг­ментов» под названием «Диалектика Просвещения».)

2. Одним из средств сокрытия природы этой «схоже­сти» становится объяснение культур-индустрии техноло­гическим способом. Определенный резон в этом, конечно, есть, поскольку техника действительно привела «к стан­дартизации серийной продукции» (145).

3. Техника получает власть над обществом. И эта власть есть прежде всего власть экономически наиболее сильных83.

Конкретное авторство этой системы, этого обстоя­ния дел уже было затронуто в предыдущих тезисах (точ­нее: был сделан намек на ответственных за нее). Теперь это указание конкретизируется: монополистические кру­ги крупного капитала.

4. Рассмотрение техники как средства объяснения «схожести» (или «идентичности»), обнаруживаемой в самых различных областях современной культуры, по­зволяет сделать важный вывод о природе самой силы, ко­торая использует это средство объяснения: «техническая рациональность стала рациональностью самого господ­ства». (В дальнейшем это может означать, что «экономи­чески сильнейшие» попытаются сосредоточить внимание общественности главным образом на проблемах техники и технологии.)

5. Техническая рациональность как «разум» соци­ального господства есть, далее, неизбежная природа (Zwangscharakter) общества, отчужденного в самом себе.

Это – вновь тезис, имеющий самостоятельное значе­ние. Во-первых, он обозначает связь с традиционной для марксизма проблемой отчуждения человека от резуль­татов собственной своего труда. Во-вторых, утверждая «неизбежность» этого процесса, позволяет в дальнейшем сделать «обобщенный» вывод о неизбежности и неотвра­тимости процессов деградации в обществе, культуре.

Если первые пять основных тезисов культурндустрии имеют «макрохарактер», т. е. описывают отношения обще­ства и индивида, культуры и власти в целом, то следующая группа касается уже индивида, анализа его состояния в та­ком обществе и в рамках подобной культуры.

Рассмотрение проблемы отчуждения на время сосре­доточится на «индивиде».

В обобщенной формулировке эта идея принимает форму следующего тезиса:

6. Уже описанная в общих чертах культурная и обще­ственная организация отнимает у человека его «свободу».

6.1. Система постепенно, причем во всех областях, ограничивает возможность какой-либо спонтанности человека, т. е. возможности его незапрограммирован­ных реакций и действий; происходит сокращение сфер, в которых эта реакция вообще ожидается и оказывается уместной. (Здесь для примера приводится развитие тех­ники, взятое по таким знаковым вехам ее открытий, как телефон и радио; если в первом случае активность чело­века еще необходима, то радио предполагает уже только пассивное восприятие определенных радиопрограмм.)

6.2. Система ограничивает свободу и на более фун­даментальном уровне – франкфуртцы даже говорят о дегенерации трансцендентальной способности вообра­жения. Тезис амбициозный и смелый, а потому авторы уделят особое внимание его обоснованию.

6.3. Поскольку в «Диалектике Просвещения» речь по­стоянно ведется о коррелятивных структурах – личности и системы власти – и любая из тенденций, выявляемая относительно одной из сторон этой системы, всякий раз иллюстрируется примерами соответствующих процессов в другой, франкфуртцы делают тут же важное замечание относительно приемлемости некоторых методов объясне­ния этой связки.

«Сознание публики, – отмечают они, – которое, как говорят (и говорят справедливо), способствует си­стеме культур-индустрии, есть часть системы, а нее ее оправдание» (146). Это означает прежде всего, что не следует искать оправдания всему, что делается в современной культуре, кивая на несовершенство или ущербность «потребителя», желающего тех или иных форм. Это значит, помимо прочего, что призывы к ин­дивидуальному (моральному, цивилизационному и пр.) самосовершенствованию человека, пусть и оправдан­ные, необходимые, все-таки не имеют отношения к со­циальному анализу и, можно обобщить, философской деятельности. Это означает, далее, что за стремлением ограничиться этими призывами может скрываться не­желание (неумение, боязнь) анализировать структур­ные проблемы организации общества. Аргумент, объ­ясняющий культур-индустрию из потребностей инди­вида, таким образом, столь же ложен, как и объяснение современной системы культуры с помощью «техноло­гического аргумента».

Благодаря каким же именно механизмам, особенно­стям современной культуры осуществляется ограниче­ние свободы?

7. Происходит это в первую очередь благодаря уни­тарному (унифицирующему) строению этой культуры. Любая массовая культура при монополизме «идентична».

Наконец, следующий важный тезис (8) касается того, что культур-индустрия как система есть, и как она управляет человеком (ограничивая его свободу и пр.). Поскольку индустрия культуры и есть определенный спо­соб управления, он принимает двуслойную форму.

8.1. Культур-индустрия есть производство развлече­ний (161).

8.2. Управление в современном обществе осущест­вляется путем развлечения.

Это – самостоятельная и важная идея, обсуждавший­ся в разных аспектах и другими мыслителями. (Хайдеггер об управлении путем рассеяния84; Арендт о том, что со­временные методы управления, основанные только лишь на насилии более невозможны85.)

Таковы основные тезисы культур-индустрии. Все остальное в этом разделе занимают иллюстрации к основным тезисам. В этих иллюстрациях вскрываются некоторые частные механизмы современного господства посредством культуры.

Теория индустрии культуры – новая после М.Вебера концепция изменений, происходящих в современном обществе и культуре. Если мир христианской культуры – это общество труда, то общество потребления – мир, в котором труда должно быть поменьше, а доступных благ должно быть больше. Гениальным предтечей теории культуры в современную эпоху был Олдос Хаксли, выде­ливший основные черты дегуманизированной культуры, к которым обращаются потом Хоркхаймер и Адорно:

– каждый принадлежит всем остальным (идеал кол­лективности); коллективность реализуется посредством «сходок единения» (ныне в некоторой форме их заменя­ет новая медиа-публичность – тот же принцип: «кричать со всеми»);

– «машины должны работать без перебоя, их долж­ны обслуживать люди – такие же надежные, стабиль­ные, как шестеренки и колеса….» (идеал стабильности: «Стабильность. Для достижения ее – все это»;

– эмоции возникают в промежутке между позывом и его удовлетворением; этот промежуток необходимо убрать (необходимость устранения эмоций);

– общество сознательно строится как общество по­требления (поговорка, внушаемая его жителям: «чем ста­рое чинить, лучше новое купить»; потребление обращено в повинность, а «недопотребление» объявляется «престу­плением против государства»;

– разделение между личным, приватным и рабо­той – условно: «приватное» (т. н. «досуг» тщательно контролируется и регламентируется; сколько его будет по времени, каков он будет – все это подчинено задачам производства86; элиминация личного, приватного реа­лизуется через пропаганду постоянного нахождения среди людей87;

– диалог Мустафы Монда, главного управителя это­го общества, воспроизводит главную тему «Легенды о Великом Инквизиторе».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.