Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фантазия и воображение



1.2 Фантазия и воображение

В научной литературе понятие фантазия может модифицироваться иными понятиями. В частности, часто происходит замещение его понятием «воображение». Под воображением обычно понимают способность представлять вещи, факты, события, визуализировать их. По сути, воображением может обладать (и почти всегда обладает) человек любой профессии – физик, историк, программист. В нехудожественных произведениях может также прослеживаться богатое воображение автора.

В разных источниках соотношение их устанавливается различно. Существует взгляд на них как на родственные, сходные либо существенно различные виды деятельности.

В частности, И. Эйгес, разделяя понятия «воображение» и «художественная фантазия», настаивает, что фантазия является непременным условием художественности. Он замечает, что зачастую произведение может быть написано даже талантливо и умно, но не художественно. Автор ссылается на В. Белинского, придававшего аналогичное значение фантазии: «Душа и чувство есть необходимое условие поэзии, но не ими все оканчивается: нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения своего духа» (ссылка!). Поэтому, некоторых авторов следует отнести к разряду людей «неодаренных художественной фантазией, но одаренных воображением, чувством и способностью владеть языком». (Эйгес) [Home1]

Иначе разделяет названные понятия И.М. Розетт. «Наряду с термином «фантазия», - пишет он, - широко употребляется в нашей речи термин «воображение». В обиходном понимании они чаще всего являются не тождественными. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Некоторые ученые также разводят эти понятия, используя термин «фантазия» для обозначения одного из видов воображения – творческого. Они применяют понятие фантазия только для описания художественно-творческой деятельности. Обычно в психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными». (Розет, Психология фантазии)

И.М. Розет не только отмечает факт того, что фантазия находится в тесной взаимосвязи с воображением, он утверждает, что фантазия в некотором роде является продуктом воображения, призванным изменять облик действительности.

«Несмотря на многообразие родовых понятий, под которые подводится фантазия, видовой отличительный признак почти полностью совпадает во всех определениях: он содержит указание на то, что результатом этой силы, или способности, или функции является создание чего-то нового — новых образов, оригинальных идей, мыслей, композиций, новых сочетаний образов и идей, нового их порядка, новых зависимостей и т. д». [ Розет, Психология фантазии ]

В свою очередь, например, В.Вундт, рассматривая в своей работе «Фантазия как основа искусства» оппозицию «фантазия» и «воображение», подключает ещё одно понятие – «память».

«Память, - утверждает Вундт, - в качестве простой возможности возобновления понятий, совершенно мнимых, хотя и не измененных в своих существенных свойствах, рассматривается как функция первичная; а фантазия, которая произвольно или непроизвольно изменяет доставленный памятью материал, рассматривается как функция вторичная и несравненно более совершенная; само собой разумеется, что для того, чтобы могло произойти какое-либо изменение, необходимо, чтобы то, над чем это изменение должно произойти, было налицо». (Вундт, Фантазия как основа искусства). Художественную же деятельность воображения В.Вундт трактует как «наиболее ясную и совершенную форму возникновения фантазии». (Вундт, Фантазия как основа искусства)[Home2]

«Если фантазии являются низшими формами «силы воображения», то есть возможности создавать понятия, объекты которых не существуют реально, то, прежде всего, должна была бы существовать возможность представить себе что-либо вообще, то есть фантазия». (Вундт, Фантазия как основа искусства).

Иными словами, фантазия, по Вундту, является одной из форм воображения, некой способностью представить себе вообще что-либо не существующее реально.

Сходного мнения об оппозиции «фантазия-воображение» придерживается и отечественный психолог Л.С. Выготский, уделивший этому вопросу внимание в своей книге «Психология искусства». Во-первых, так же, как и В.Вундт, Л.С. Выготский говорит о генетическом родстве воображения и памяти. Специфика воображения состоит, по мнению Л.С.Выготского, в переработке прошлого опыта – в преобразовании образов, хранимых в памяти. В свою очередь, воображение тесно связано с эмоциональной сферой: образ может вызвать сильные чувства, и наоборот – возникшая однажды эмоция может пробудить активность воображения. Фантазия же, по мнению Выготского, является центральным выражением эмоциональной реакции. То есть прорабатывая эмоциональное напряжение, объект как бы «разряжает» его посредством фантазии. Таким образом, фантазия является конечным звеном воображения.

Итак, принимая во внимание мнения исследователей, можно сделать следующее обобщение: фантазия является, по сути, формой воображения. То есть воображение представляет собой более обобщенное понятие. Тем не менее, несмотря на тот факт, что многие исследователи разводят понятия «фантазия» и «воображение», всё же будет справедливым отметить, что данные понятия имеют множество сходных черт, а, следовательно, данные термины являются отчасти синонимичными. Этого мы и будем придерживаться в рамках нашего исследования.

Центральным понятием нашей работы остается фантазия, понимаемая как развитая. творческая форма воображения. Это требует от нас сформировать рабочее определение на основе дефиниций, процитированных выше.

Далее мы подразумеваем, что фантазия — это форма мышления, связанная с творческим процессом; её продуктом является создание новых образов, влияющих, в свою очередь, на облик действительности, преображая её. Фантазия модифицирует облик действительности, отображенной и укоренившейся в сознании (материал памяти), для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия даёт возможность отыскать новую точку зрения на уже известные факты, а потому обладает большой художественной ценностью для искусства, в частности – для литературы.

 

[Home1]Ссылка на веб-сайт, на электронный источник.

[Home2]Электронный источник



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.