Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фантазия и художественное творчество



 Глава 1. …

1.1 Фантазия и художественное творчество

Фантазия является необходимым условием любого художественного творчества, в том числе литературного.

Творческая способность, в широком смысле, — это способность создавать качественно новые ценности, никогда ранее не существовавшие. Уникальность результата отличает творчество от иных видов деятельности, что имеет огромное значение для литературы, ведь любое талантливое произведение само по определению является уникальным.

Способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения являются необходимыми и важнейшими компонентами творчества. Выход за предел обыденности, внесение характера новизны является творческим актом. Данная способность реализуется посредством и при помощи фантазии.

Психолог И.М. Розет, автор специального труда о фантазии, отмечает тесную взаимосвязь этих двух понятий: «С понятием фантазии издавна сосуществовало понятие «творчество», которое восходит к трудам Платона и Аристотеля; последний понимал творчество в широком смысле слова: творить, по Аристотелю, означает создавать то, чего ранее не существовало». (Розет, стр. 12).

Определяя фантазию как таковую, Розет подчеркивает: «видовой отличительный признак фантазии содержит указание на то, что результатом этой силы, или способности, или функции является создание чего-то нового — новых образов, оригинальных идей, мыслей, композиций, новых сочетаний образов и идей, нового их порядка, новых зависимостей и т. д.» (Розет, стр.11).

Фантазия участвует в конструировании и выстраивании образов, что имеет огромное значение для творческого процесса, а, следовательно, и для литературы в целом.  Не случайно Вильгельм Вундт называет фантазию «основой» и «первоисточником» искусства. (Вундт, стр.2)

Иосиф Эйгес определяет фантазию как «основную способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода; она есть то, что обусловливает художественные качества произведения и существенно определяет их». (И.Эйгес, «Фантазия в поэзии»)

Искусство – понятие полифункциональное, и одной из его основных задач служит отражать и преломлять действительность. Последнее без фантазии представляется невозможным. Материальным носителем образности в литературе является слово. Как подчеркивал Р.О. Якобсон, творческий процесс в принципе возможен и без помощи языка (так работают композиторы, художники), и только в литературе это невозможно. Только слово может формировать художественные образы в литературном произведении. (ссылка!) Соответственно, фантазия литератора воплощается в слове, в словесном художественном образе. Конечно, плодом фантазии литератора является и сюжет, и все другие аспекты художественного произведения. Но ни один из них не может реализоваться как собственно литературный вне словесного текстового ряда.

Итак, фантазия главным образом определяет художественные качества произведения, и основным инструментом при этом является образ, создаваемый при помощи слова.

Добавим к этому, что фантазия может становиться в литературе также и предметом изображения, объектом художественной рефлексии (как и любой конструктивный либо операционный элемент литературы).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.