Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова»



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова»

 

Кафедра эстетики, истории и теории культуры

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Эстетика»

«Искусство и религия»

                              

                                                                                 Выполнила: Матвеева А. С.                        

                                                                                     студентка 3 курса

сценарно-киноведческого факультета

очного отделения

Направление подготовки: Драматургия  

Мастерская Романова В. И.

Проверил: Хренов Н.А., кандидат искусствоведения,

доктор философских наук (ф. и. о., ученая степень, звание)«___»______________2019г.

 

Москва - 2019 г.

 

 

Искусство и религия – это два настолько всеобъемлющих понятия, что для корректного разговора о них, необходимо дать им определения, понять, что они из себя представляют и как воспринимаются сейчас. Мы сможем определить и обозначить, в чем они схожи и в чем различны, а это необходимо сделать для подробного разбора темы. В искусстве существует множество направлений, характерных для определенных эпох. Точно также известно большое количество религий и религиозных ответвлений. Прежде всего, в этом реферате хотелось бы осветить тему взаимодействия этих двух важнейших элементов культуры.

 

Искусство – это способ самореализации человека, это необходимость человека выражать себя. Искусство не должно быть утилитарным, то есть не должно апеллировать исключительно к чувственным и гедонистическим аспектам человеческой натуры, хотя принимало такие формы не раз в истории, потому что несет в себе и другие функции. Искусство должно развивать чувство прекрасного и его целью является отображение жизни в новых художественных формах. Помимо этого, искусство выполняет и воспитательную функцию. Искусство не обязательно должно делать человека счастливым сиюминутно, но оно может подтолкнуть на мысли, которые приведут к ощущению счастья и наполненности, искусство может помочь по-новому взглянуть на жизнь.

 

Искусство является не копией реальности, а субъективным видением автора, выражением его идей и эмоций. Искусство иррационально и потому нуждается не в логическом осмыслении, но в чувственном восприятии. Прежде всего, искусство направлено на развитие души человека. Именно поэтому искусство так тесно переплетено с религией.

 

Следует добавить, что далеко не каждая религия настолько связана с искусством, как католическая и православная. Ислам запрещает изображение всего божественного. Мусульманская культура негативно реагирует на изображение человека и Бога, аргументируя это тем, что неизвестно, как Бог выглядит. Потому искусство мусульманских стран является несколько прикладным. Например, расписные восточные ковры стали одним из характерных элементов такой культуры. В архитектуре преобладает сглаженность форм, как например, купола мечетей. При этом, присутствуют резные элементы, украшающие арки. Ажурность и каллиграфичность росписей в мечетях дополняют архитектуру. Яркие краски, витиеватость форм выражают чувственность и эмоциональность в искусстве мусульманских стран.

 

Протестантизм изначально отказался от идеи изображать высшую силу: Бога и святых. Аскетичность форм, отказ от иконописи и украшения храмов скульптурами – выражение протеста католической религии. Протестантизм отказался от всех обрядов. К этому привело нарастание антицерковных настроений. Постепенно происходил переход из Средневековья в эпоху Ренессанса. Ренессанс сочетает в себе античные тенденции и христианскую тематику. Искусство было подчинено религии в средневековье, оно не было самодостаточным. В эпоху Ренессанса скульптура находит свое место на площадях, она приобретает светский характер. Живопись становится лидирующим искусством именно в эту эпоху. Человек снова становится средоточием искусства.

 

Сложно отнести к понятию «религия» такое течение как буддизм, так как в основе этого понятия лежит именно взаимодействие Бога и человека, восстановление потерянной связи. В буддизме нет Бога-создателя, сама идея буддизма опровергает существование бога. Искусство Индии и Китая не связано с религией, оно лежит совершенно отдельным от нее пластом.

 

Говоря об искусстве, необходимо затронуть тему значимости музыки. Музыка является как религиозным, так и светским и отдельно существующим искусством, одним из самых древнейших. Если говорить о гениальности великих композиторов, стоит упомянуть, насколько по-разному одни и те же произведения воспринимались в разные эпохи: если музыка Бетховена в 18 веке была чем-то совершенно привычным и естественным для восприятия, то сейчас, спустя века, она уже называется «классической». Со временем изменилось отношение к органной и инструментальной музыке. Появилось огромное множество музыкальных направлений. Католическая церковная музыка сохранила свою органную традицию. Православие же никогда не обращалось к музыкальным инструментам. В православной традиции хор всегда был самодостаточен и не нуждался в музыкальном усилении и дополнении.

 

Музыка эпохи Просвещения или классицизма сохранила свою возвышенность и свой пафос. В то время композиторы, такие как: Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Йозеф Гайдн пишут свои знаменитые и по сей день мессы. Музыка, таким образом, являлась не только заказом католической церкви и религиозным произведением, но и творческим актом.

 

Сравнивая искусство и религию русский философ Н. А. Бердяев в своем труде «Смысл творчества» отмечает: «Творчество не есть приспособление к этому миру, к необходимости этого мира – творчество есть переход за грани этого мира и преодоление его необходимости. Евангельская заповедь не любить «мира» и победить «мир» остается в силе навеки и никогда не может быть отменена». Творчество всегда отдаляет нас от этого мира, потому что в мире существуют рамки и границы, существует время и пространство – все это преодолимо в искусстве. Искусство способно создавать свое время и свое пространство, оно свободно от всяческих границ.

 

«В творческом экстазе побеждается тяжесть мира, сгорает грех и просвечивает иная, высшая природа» - продолжает Бердяев. Философ говорит также о нравственном и этическом критерии искусства. Если творчество демоническое, то оно уже не от Бога. Все, что есть в мире – лишь тень настоящего мира, мира духовного. Поэтому все творения, обращенные на восхваление этого мира – временны, обречены на смерть. Произведения и творения, обращенные к Богу – остаются на века, потому что обращены как бы от мира. Бердяев также говорит, что объяснение и философствование в отношении великого произведения бесполезно, потому что в произведении уже заложено все сокровенное. Гениальное произведение не нуждается в обоснованиях и оправданиях.

 

 

Искусство является результатом покаяния, плодом серьезной духовной работы и невозможно созидать в праздном состоянии. Творческий акт совершается в момент сильной внутренней собранности. Если искусство – это не плод духовной жизни, то это уже нельзя назвать искусством в полном смысле слова.

 

В своей книге «Эстетическое сознание. Искусство и религия» Е. Г. Яковлев пишет: «Объективные явления действительности и произведения искусства могут выступать в качестве эстетических объектов только тогда, когда они связаны с процессом утверждения совершенного, прекрасного». Следовательно, для того, чтобы по-настоящему верно понимать произведения искусства, нужно иметь утвердившиеся моральные ценности и нормы. Искусство всегда направлено на эмоциональный диалог со зрителем или слушателем. Оно нуждается в ответной реакции и не может существовать без восприятия. «Поэтому низменные, отвратительные и уродливые явления действительности могут приобретать эстетический смысл только через их отрицание и, следовательно, через утверждение подлинно эстетических ценностей», - поясняет автор. Воспринимая произведение, пронизанное ужасом реальности, мы испытываем чувство протеста. В пример Яковлев приводит рассказ Паустовского «Английская бритва» времен Великой Отечественной войны, в котором изображены самые низменные и отвратительные проявления фашизма. Читая подобные произведения, мы испытываем ужас и явный протест против подобной идеологии и жестокости. Низменные проявления человека должны вызывать в нас отторжение и отрицание и через это мы можем прийти к чувству духовного очищения. Это и есть нравственный критерий искусства. Важно, чтобы искусство правильно демонстрировало моральные и нравственные ценности.

 

Искусство нуждается в прогрессе, в духовном росте, ему необходимо идти в ногу со временем, с тенденциями новых эпох. Застоявшиеся направления в искусстве непременно претерпевают свой крах, потому что сталкиваются с рождением новых идей. Искусство нуждается в постоянном переосмыслении и анализе. История и искусство в этом смысле неразделимы. Искусство характеризует время и, хоть и может опережать свое время, но не может выходить за рамки своего времени, так как художник все равно находится в контексте с окружающим миром. Яковлев в своей работе критикует замедленность в развитии религиозного искусства, но именно в этой устоявшейся концепции изображения Христа, Божьей Матери и святых заложена идея православной веры. Яковлев говорит о том, что европейские религиозные изображения эпохи Возрождения не шли дальше «поверхностного освоения эпохи».

 

В какой-то момент поиск формы в искусстве становится важнее содержания. Сейчас, когда в искусстве мы наблюдаем сильнейший кризис, все особенно борются за новую форму изображения: архитекторы ищут такие материалы и решения, которые затмили бы все предыдущие; скульпторы, художники, театральные и кино-деятели - все осознают, что уже многое было найдено предшественниками. Кризис заключается в том, что содержание, по сути, всегда было одинаковым, но обернутым в разные формы.

 

Индустриализация привела искусство только к еще большему кризису и ступору. С другой стороны, она создала новые виды искусства, такие как кино. Для художников все складывалось иначе. Реальность, которая прежде окружала их, была гармоничной и эстетичной. Еще в 19 веке основным предметом изображения была природа, которая вдохновляла, а деревни и города дополняли этот природный элемент. Главной же фигурой изображения всегда был и остается человек.

 

Искусство советского периода и жанр соцреализма изменили привычное представление о живописи. Время всегда диктовало свои законы в искусстве. Советская живопись стала манифестом, призывом, взяв некоторую упрощенность и плоскостность изображения из плаката. Вспомним плакат Алексея Радакова с текстом: «Неграмотный тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья». Теперь важнейшими предметами изображения стали заводы и фабрики, а человек в искусстве стал частью этого индустриального мира. Если импрессионизм ставил своей задачей выражение чувств и впечатлений, а мотивами служили жанровые сцены, пейзажи в разные времена года, натюрморты, то, социалистический реализм поставил на первое место индустриализацию и тему борьбы рабочего класса за свободу.

 

Советское искусство стоит совершенно отдельным пластом в истории русской культуры. Формы стали грубее. Политика вышла на периферию. Из искусства почти ушла тема религии. Излишне преданное значение политике сыграло злую шутку с жанром социалистического реализма. Этот жанр просуществовал недолго, потому что задачей его было восхваление власти и строя, например, что иллюстрирует монументальная работа Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле».  Искусство по большей части стало носить конъюнктурный характер и перестало уже нести свою основную функцию, а именно, вдохновлять, воодушевлять и погружать некий новый мир.

 

В начале двадцатого столетия во Франции возникает модернистское направление кубизм. Это новое искусство, вплетаясь в новое время, меняет классические законы живописи, скульптуры, графики. На основе прежних форм кубизм создает новые, революционные формы: резкие, непонятные, новаторские. Модернизм во всех направлениях искусства диктует свои правила. В России 1910-х годов Каземир Малевич создает авангардистское движение – супрематизм, который основывается на абстракционизме. Задачей новых направлений было уйти от затхлости и выхолощенности реализма, создать что-то на основе реальности. Революция, война, разрушение старого порядка и попытка построения нового – искусство 20-го века было пропитано этой идеологией и, конечно, не существовало бы без политических и социальных изменений в мире, так как искусство является все же отображением мира.

 

Мрачное и чересчур реалистичное искусство, копирующее жизнь, перестает быть искусством, ведь искусство неотрывно связано с фантазией художника. Именно поэтому реализм как таковой начал исчерпывать себя в 20 веке. И сейчас вновь стоит вопрос: есть ли еще у художника интерес к реализму? В своем труде Яковлев приводит мысли Аристотеля, который считал, что трагическое искусство способно очищать душу, делать человека более мужественным и сильным, должно пробуждать в нем волю и энергию.

 

Е. Г. Яковлев пишет: «Огромное значение также имеет специфика эстетической установки, то есть эмоционального расположения человека к восприятию произведения искусства». Это эстетическое ощущение является важнейшим критерием в искусстве. Искусство погружает зрителя в другую реальность, вызывая в нем новые мысли, чувства и эмоции. В основном, обращение зрителя к предметам искусства происходит с целью получить эстетическое удовольствие и моральное расслабление. Если же искусство не выполняет эту свою функцию,  то зритель теряет к нему интерес. Когда искусство становится утилитарным и уже не заставляет человека задуматься и проникнуться, оно, в том числе, перестает быть искусством в привычном понимании этого слова.

 

 «Итак, в процессе эстетического восприятия действительность предстает перед субъектом как таковая, во всех своих свойствах и проявлениях. Красота природы, героический поступок или трагическое событие, - продолжает Яковлев, – раскрываются в своих непосредственно объективных качествах. Также и произведения искусства в этом восприятии выступают не только в качестве художественно значительной формы, но и во всем объеме своего содержания». Яковлев говорит о том, что произведение воздействует на зрителя прежде всего своим содержанием. При вступлении в связь с произведением искусства, зритель эмоционально подключается к тому, какой посыл несет произведение, что оно хочет открыть и сообщить. Любое произведение является не только источником вдохновения, но и информационным источником.

 

Бердяев в своем труде говорит о том, что мир не может существовать без искусства и религии. Невозможно выбрать между этими двумя пластами нечто более значительное. В пример он приводит великого русского поэта А.С. Пушкина и великого святого Серафима Саровского. Бердяев подчеркивает, что они совершенно равнозначны для русской истории и невозможно кого-то из них исключить из нее, как и представить, что такой фигуры не было бы вовсе. «Дело Пушкина не может быть религиозно оценено, ибо гениальность не признается путем духовного возрождения, творчество гения не считается религиозным деланием», - пишет Бердяев. Философ говорит о том, что Пушкин как бы губил себя во имя творчества, в то время, как Серафим Саровский спасал свою душу. Но создания Пушкина, считает Бердяев, оправдывают его, а значит, делают равным святому. Творчества гения не мирское, но прежде всего духовное делание.  

 

Можно ли сказать, что религия и искусство, в конечном итоге, имеют одни и те же цели? Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Душу окружает хаос общественных отношений и собственных бессознательных импульсов. Религия помогает выстроить из этого хаоса целостный закономерный мир и тем самым спасает душу от хаоса. Так и искусство проникает в нашу душу, чтобы развивать ее, чтобы заставлять нас работать над совершенствованием своей души. Например, когда мы слушаем Шестую симфонию П. И. Чайковского в нас рождается чувство грусти и тоски, его композиция будто проводит нас по дорогам жизни. И вот, среди этого пути, наполненного одиночеством, есть просветления, как солнечные лучи, проникающие сквозь кроны густого леса. Музыка великого композитора не вызывает в нас чувство покорности судьбе и уныния, но пробуждает «чувство радости бытия». Такие же ощущения рождаются во время молитвы, духовного делания. Ощущение радости наполняет молящегося, дает ему ответы на все вопросы, вселяет надежду. Через молитву человек обретает любовь к этому миру. Через искусство человек начинает понимать этот мир. Без любви человека к этому миру, невозможна любовь к тому миру, куда стремится душа.

 

Творец и гений никогда не будет понят и принят в мире, как и духовный человек, святой – они оба остаются одинокими в этом мире, но находят свое место за рамками этого мира. Невозможно сказать, что путь святости универсален, потому что далеко не каждый для него предназначен. Тоже самое с гениальностью.

 

На вопрос «может ли существовать искусство без религии» можно однозначно ответить, что если и может, то недолго. Как и религия не может существовать без искусства, не может существовать в отрыве от этого мира. Религиозность не должна становиться фанатичной. В настоящей религиозности есть принятие этого мира. Никакая культура не сможет просуществовать долго, если в ней угаснет сила религии и искусства.

 

Есть большая разница между искусством христианским и искусством языческим. Языческое искусство законченное и завершенное. В нем есть красота форм, идеал языческого искусства всегда мирской, земной. Христианское же искусство закладывает в основу несовершенство этого мира, потому ориентиром служит мир духовный, нематериальный. Если языческое искусство подражает этому миру и повторяет его, то христианское, наоборот, старается уйти от законов этого мира. Языческое искусство не стремится найти прекрасное в мире потустороннем, оно завершает свой поиск на мире земном. Для язычества нет выхода во вне. Единственная эпоха, которая смогла вместить в себя язычество и христианство – это Возрождение. «Оно раскрыло действие языческой природы человека в творчестве и действие христианской его природы» - пишет Бердяев. Но в итоге идея Возрождения потерпела крах. Язычество перетекает на картинах Ботичелли в христианские образы. Языческое от Венеры вливается в образ Мадонны. А Мадонна на его картинах перестает быть христианской и впитывает в себя образ Венеры. «Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества, несоответствие между заданием и достижением.» Трагедия в том, что христианство никогда не сможет мириться с языческим. Языческое уже изжило себя.

 

Как ни высоко взошла эпоха Возрождения, она точно также пришла к кризису, как и другие. «Глубокий кризис искусства чувствуется также в живописи последних дней, в кубизме, в футуризме. Как ни искажено искусство сегодняшнего дня рекламой и шарлатанством, но за всей этой накипью скрыто что-то более глубокое», - подчеркивает философ. Каждый новый поиск и каждый новый прогресс в искусстве все равно приходит к глубочайшему отчаянию. И каждая новая эпоха обнаруживает свое несовершенство. Попытка бороться с глубоко заложенными духовными ценностями, приводит к разложению. Кризис морали, отхождение от религии – такой же феномен, как и кризис искусства, создавший декаденство. И только творческая духовность, не морализаторская, но индивидуальная, являющаяся свободным выбором каждого человека, может привести к «положительному самосознанию человека». Искусство будет стремиться не вглубь этого мира или вправо-влево, но только в сторону Духа. Потому что истинная жизнь – это «жизнь в духе, а не в мире, духовно свободная от реакций на мир и мирское».

 

 

 

 


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.