Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФАЛЬСИФИКАЦИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ



ФАЛЬСИФИКАЦИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Елесина О.С., Мельникова А.Ю.

 

Научный руководитель: к.ю.н., доцент, Червяков Михаил Эдуардович

 

ФГБОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, город Красноярск, Россия

В настоящее время рынок алкогольной продукции заполнен сотнями наименований водок, настоек и вин.  Поэтому проблематика проведения экспертизы качества разнообразных видов алкогольных напитков, особенно водки, очень актуальна.

Актуальность данного исследования обусловлена «завалом» фальсификатами и суррогатами алкогольной продукции прилавков магазинов. Ежегодно в России вследствие употребления суррогатов умирает около полумиллиона граждан. Как показывает статистика, каждая третья бутылка на прилавках заполнена фальсификатами. Зачастую это смесь технического спирта с водой, разлитая в подпольных цехах. Употребляя такой суррогат, потребитель рискует оказаться в больнице.

Поэтому мы постараемся разобраться в вопросе фальсификации и «суррогатизации» алкогольной продукции на российском рынке.

Фальсификация алкогольной продукции - изготовление и продажа продукции, содержащей либо суррогаты алкоголя (в чистом виде или в виде примесей) под видом подлинной. Для предупреждения фактов фальсификации алкогольной продукции, Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 704 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 785 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 212» утверждены специальные требования к маркировке алкогольной продукции, например, гильоширные фоновые сетки на марки, голографическое изображение с элементами деметаллизации. Однако этих мер недостаточно, чтобы решить проблему обширной фальсификации алкоголя. Выявить фальсификацию ликеро-водочных изделий практически невозможно. При этом могут быть выявлены следующие способы и виды фальсификации:

1. Качественная фальсификация алкогольных напитков (включение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа напитка другим) имеет широкое применение как при производстве, так и при реализации.

2. Разбавление водой алкогольной продукции – обнаружение не представляется затруднительным, если процент разбавления значительный (более 30%). Незначительное разбавление водой органолептически обнаружить непросто. В этом случае обычно используют физический метод определения крепости с помощью спиртометра.

 3. Замена спирта высокого качества спиртом низкого качества, например, замена пищевого спирта на технический, или «Экстры» на спирт высокой очистки, зернового на мелассный. Обычно такую фальсификацию выявляют, определяя массовую концентрацию эфиров, сивушных масел и свободных кислот.

4. Недовложение компонентов, предусмотренных по рецептуре.

5. Недоочистка воды и водно-спиртовой смеси.

Использование синтетических красителей и ароматизаторов, производя ликероводочные изделия, является их фальсификацией, равно как и использование подсластителей вместо сахара. Техническая фальсификация обнаруживается с помощью химического метода, хроматографического и других современных методов лабораторного анализа.

Говоря о водке, следует сказать, что водка - это смесь спирта и воды. Как фальсифицированная, так настоящая. Различаются они только тем, что фальшивая водка производится из дешевого спирта и не очищается перед розливом в бутылки. Такая водка может содержать сивушные масла и вредные компоненты, которые содержит и технический спирт. При смешении с водой этих веществ образуется пена, по которой отличают качественную водку от «паленой».

Особенно привлекателен для фальсификаторов коньяк – один из самых дорогостоящих напитков. Его имитация возможно с помощью чая, перегородками грецких орехов, или заменяют изделиями с небольшим сроком выдержки. К самым варварским способам относят использование электричества для ускорения процесса. Этот метод используют для того, чтобы обыкновенный спирт в сочетании с ароматизаторами превратить в напиток, идентичный коньяку запахом и цветом. Как сырье используют дешевые картофельные или зерновые спирты.

Разбавление виноградного вина малоценными продуктами (дешевым плодово-ягодным вином и др.) для увеличения объемов - наиболее распространенный, грубейший метод фальсификации. Результатом становится изменение интенсивности цвета, насыщенности букета, уменьшение крепости вина. Как правило, такие вина корректируют включением разных искусственных компонентов (технический спирт; сахарозаменители; искусственные красители и др.).

Петиотизация вина. Вина получаются путем настаивания и брожения сахарного сиропа на выжимках (мезге) оставшихся после отделения виноградного сока. Это довольно тонкий способ фальсификации, ведь букет и цветовые характеристики натурального виноградного вина сохраняются (а иногда даже улучшаются), однако в таких винах снижается содержание винной кислоты.

Окрашивание вина. Чаще всего применяется для сокрытия других подделок (например, разбавление вина водой). Для окрашивания вин используются природные и синтетические красители. В качестве природных красителей используются такие как: ягоды бузины, черники, водный свекловичный настой и др., а из синтетических: анилиновая, нафталиновая, антраценовая краски, индигокармин, фуксин. Многие из синтетических красителей не только вредны, но и могут быть даже ядовитыми соединениями (фуксин), что может привести к печальным и необратимым последствиям.

Подделка букета вина. Как и окрашивание, подделка букета применяется в комплексе с другими видами фальсификации. Для этого применяются смеси различных сложных эфиров, например энантового и валерианового, а также засушенные цветы винограда.

Приготовление «искусственных вин». Для производства таких вин виноградный сок не требуется, так как они представляют собой хорошо подобранную смесь компонентов, органолептически воспринимаемую как настоящее виноградное вино. В её состав могут входить такие компоненты как  вода, дрожжи, сахар, винно-кислый калий, кристаллическая винная и лимонная кислоты, танин, глицерин, этиловый спирт, энантовый эфир и другие соединения в зависимости от «рецептуры».

Для защиты своего здоровья, а возможно и для сохранения жизни от некачественной и опасной алкогольной продукции, необходимо соблюдать при выборе алкогольной продукции очевидные признаки ее подлинности.

Итак, для того, чтобы застраховать себя от приобретения фальсифицированной алкогольной продукции, покупателю необходимо, в первую очередь, приобретать алкогольную продукцию только в торговых точках, имеющие в уголках для потребителей информацию о наличии соответствующей лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции. А так же необходимо визуально обратить внимание на следующее:

1.Состояние укупорки алкогольной продукции - колпачок должен плотно сидеть на горлышке бутылки, не должен прокручиваться, не иметь следов механического зажима, если колпачок винтовой - он должен иметь предохранительное кольцо.

2. Осмотреть содержимое бутылки – так устанавливают наличие осадка, посторонние включения, которые при наличии начнут оседать вниз. Наличие осадка и посторонних включений в алкогольной продукции допускается только в бутылках с коллекционными винами, в других винах такое не допускается.

3. Посмотреть наличие обозначения на бутылке (упаковке) даты розлива, она должна быть легко читаемой и четкой.

4. Этикетки на бутылках (упаковках) должны быть наклеены без перекосов, разрывов и содержать полную информацию о наименовании и местонахождении производителя, о наименовании продукции, обозначение ГОСТ (кроме импортной продукции), емкость тары, крепость, информацию о противопоказаниях к применению и вреде употребления.

5. Наличие марок. Акцизные марки импортной продукции и федеральные специальные марки отечественной продукции, должны наклеиваться на алкогольную продукцию, крепость которой свыше 9 процентов.

Таким образом, на основании вышеизложенного, представляется разумным предпринять следующие меры для снижения уровня фальсификации не только алкогольной продукции, а вообще продовольственных товаров в целом:

- Активизировать работы по определению наиболее объективных и достоверных показателей идентификации товаров однородных групп, позволяющих подтвердить их тождественность или несоответствие установленным нормативными документами и/или описаниями требованиям. Включить эти показатели в национальные стандарты на продукцию однородных групп.

- Продолжить работу по созданию, утверждению и применению стандартов на методы обнаружения фальсификации продовольственных и непродовольственных товаров.

- Организовать с помощью средств массовой информации, а также издания соответствующей учебной и научно-популярной литературы ликвидацию потребительской неграмотности населения по вопросам фальсификации и контрафакции продукции.

- Организовывать массовые внеплановые проверки уполномоченными органами по выявлению в различных торговых точках.

Как минимум, эти меры, на наш взгляд, позволят сделать большой шаг к ликвидации недобросовестного бизнеса, тем самым обеспечив безопасность граждан.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 года № 704 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 785 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 212» // СПС Консультант Плюс.

2. Бурачевский, И.И. Влияние примесей спирта на органолептическую оценку водочной продукции / И.И Бурачевский, Е.В. Воробьева. - М.: ВНИИ ПБТ, 2006 – 56 с.

3. Тапилина, В.С. Что в бутылке? / В.С. Тапилина // ЭКО/ Рос. Отделение - Новосибирск, 2008. - №9. – 108 с.

4. Шевченко, В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров / В.В. Шевченко. - М.: ИНФРА - М, 2009. – 752 с.

5. Выпуск программы «Доброе утро» 1 канала от 29 мая 2013 года на тему суррогатного алкоголя // http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p62591 (дата обращения 01.03.2015).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.