Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отражение в изобразительном искусстве острых социально-экономических проблем на примере отражения в творчестве художников-передвижников аграрно-крестьянского вопроса во второй половине XIX века. Мирзоян Лина Эмильевна



Отражение в изобразительном искусстве острых социально-экономических проблем на примере отражения в творчестве художников-передвижников аграрно-крестьянского вопроса во второй половине XIX века

Мирзоян Лина Эмильевна

Студент

Северо-Кавказский Федеральный Университет

E–mail: Lina.mirzoyan.2003@mail.ru

Актуальность:В современном мире достаточно ярко выражена тенденция к высказыванию своей позиции на важные социальные, экономические и др. проблемы с помощью искусства, в первую очередь, изобразительного. Соответственно, повышается в обществе интерес и к творчеству людей, не боявшихся в своих произведениях высказываться на темы важных общественных проблем, независимо от возможного запрета или наказания.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художники-передвижники, аграрно-крестьянский вопрос, крестьянская реформа 1861 года, реализм, бытовой жанр, искусство, крестьянин, крепостное право, «Товарищество передвижных художественных выставок».

Искусство – это важная часть жизни людей. Именно оно первым откликается на изменения во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, социальных отношениях. Во второй половине 19 века в России в связи с бурными изменениями в общественной жизни людей, появлением и широким распространением различных политических идей, возникновением новых и обострением старых социально-экономических проблем, становится неактуальным искусство идеализированное, основной целью которого было удовлетворение потребности красоте. На смену ему приходит искусство реалистичное, без прикрас изображающее как положительные, так и отрицательные стороны жизни российского народа. Основной целью такого искусства было донесение до как можно большего количества людей острых общественных проблем, решение которых было возможно только после их глубокого осознания, осмысления самим населением России. В сфере изобразительного искусства эта идея стала одной из главных в созданном в 1870 году «Товариществе передвижных художественных выставок». Уделим внимание краткой истории создания данной организации.

В XIX веке в петербургской Академии художеств обучалось большое количество разночинцев, что способствовало активному распространению демократических идей в среде студентов. Стоит отметить, что Совет Академии был довольно прогрессивным, однако, для получения большой золотой медали на конкурсе учащимся было необходимо писать картины исключительно на античные, мифологические темы. Группе наиболее демократически настроенных студентов это условие не понравилось, поэтому они попросили совет его пересмотреть, но им отказали. После этого 14 молодых художников в знак протеста покинули Академию и образовали свое объединение под названием «Артель». Через некоторое время они получили предложение от своих московских коллег организовать общую передвижную выставку. На эту идею откликнулось всего 7 «артельщиков» во главе с Иваном Николаевичем Крамским. В декабре 1870 года состоялось первое заседание «Товарищества передвижных художественных выставок»[4].

В состав Товарищества вошли следующие художники: И.И. Левитан, А.К. Саврасов, А.И. Куинджи, И.Н. Крамской, И.М. Прянишников, Н.Н. Ге, К.А. Савицкий,        И.И.Шишкин и др.

Художники-передвижники стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу, для чего развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Основной принцип творческой деятельности передвижников заключается в следующем: художник должен откликаться на актуальные общественные проблемы [1]. Товарищество не только противостояло классицизму, который навязывала петербургская Академия художеств, но и произвела своего рода революцию в своей области: во многом благодаря передвижникам в сфере изобразительного искусства России обрел популярность реализм, получил известность бытовой жанр; более того, художники–передвижники одними из первых стали изображать на своих полотнах простой народ, передавая в своей работе всю глубину характера, душевных переживаний обычных сельских жителей.

Для более полного понимания обстановки творческой деятельности художников-передвижников обратимся к краткому описанию современной им России.

1860-1880-е гг. – время правления императора Александра II. За его деятельность в отношении крепостных крестьян, приведшую к их освобождению от крепостной зависимости, правитель  был прозван Освободителем. Помимо крестьянской реформы 1861 года Александр второй реформировал и другие сферы: были проведены судебная, военная, административная и другие реформы. В дальнейшем Крестьянская реформа, поначалу так хорошо принятая в либеральных кругах, показала себя с плохой стороны: призванная улучшить жизнь крепостных крестьян, она освободила их от крепостной зависимости, при этом загнав в экономическую от помещика. Крестьяне, получившие личную свободу, становились временно обязанными ( должны были выплачивать кредит своему помещику за пользование его землей ); при этом часть этого долга за них сразу выплатило государство, естественно, не безвозмездно: и государству крестьяне были обязаны вернуть выплаченную за них сумму с процентами. Вы будете правы, если предположите, что бедный крестьянин, только что освободившийся от рабской зависимости, не имевший никакой частной собственности, был просто не в состоянии выплачивать такую баснословную сумму. Таким образом, бывший крепостной оказывался в сложной жизненной ситуации. У него было несколько выходов из неё, вот некоторые из них: остаться работать на земле у помещика фактически бесплатно, несколько десятков лет выплачивая долг за свое «освобождение»; бросить всё и уйти в город, чтобы там устроиться рабочим на фабрику, совершенно при этом не владея специальными навыками, необходимыми для этой профессии; сдаться: перестать трудиться, не пытаться найти работу в городе и умереть в нищете. Примерно в такой ситуации находилось подавляющее число крестьян после 1861 года – «своего рода детей переворота, произведенного крестьянской реформой [5]».

Такое важное социально-экономическое изменение вызвало бурный отклик в кругах интеллигенции: возникли различные тайные организации, в Петербурге началась небезызвестная «Прокламационная кампания», было написано множество литературных произведений на эту тему. Конечно, проблема нерешенности аграрно-крестьянского вопроса не была проигнорирована и «Товариществом передвижных художественных выставок». Ими был написан ряд картин, в которых ярко отражён собирательный образ крестьянина в той исторической обстановке. Предлагаю рассмотреть и проанализировать две картины, чтобы более детально разобраться в теме статьи. Эти произведения, на мой взгляд, наиболее точно раскрывают образ крестьянина-труженика после Крестьянской реформы Александра Николаевича. Это картина «Погорелые» И. М. Прянишникова (1871 г.) и произведение «Созерцатель» И. Н. Крамского (1876 г.).

Оба произведения относятся к реалистическому направлению. Реализм – это стиль в литературе и искусстве, возникший в 19 веке; для него характерен отказ от идеалистического воспроизведения мира, изображение окружающей действительности в типических чертах с использованием реальных, неидеализированных образов [6].

Картины «Погорелые» и «Созерцатель» представляют бытовой жанр. Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, для которого характерно изображение повседневных сцен из жизни людей – представителей различных социальных слоёв. При этом художники, которые работают в данном жанре, часто отражают в своих картинах проблемы современного им общества [7].

Рассмотрим «Созерцателя» И. Н. Крамского. На картине изображен мужчина на вид примерно 35-40 лет. Одет он в старый, оборванный кафтан и широкие, заправленные в изношенные лапти брюки. Судя по одежде, это крестьянин. В руках герой держит лоскуток белой, немного испачканной ткани; на левой руке висит деревянная трость; обе руки спрятаны в рукава кафтана. Особое внимание в произведении привлекает взгляд Созерцателя: его глаза наполнены глубоким раздумьем, взгляд совершенно отреченный от реальности. Лицо мужчины будто застыло, словно повторяя задумчивое состояние своего хозяина.

Теперь обратимся к образам картины И. М. Прянишникова «Погорелые». Перед нами предстаёт мать–крестьянка с тремя маленькими детьми: слева от женщины девочка, на руках у неё младенец, справа стоит мальчик. У семьи сгорел дом. Все члены семьи стоят с протянутой рукой: просят подаяния. Рассмотрим отдельно женщину. На ней старый, потёртый тулуп, в который крестьянка укутала своего малыша, длинная в клетку юбка с заплатками, на голове – косынка. Дети, как и их мать, одеты в оборванную старую одежду, вероятно, еще более пострадавшую во время пожара. Вся семья стоит босиком на сырой земле.

В произведении Н.М. Крамского героя окружает почти безлиственный редкий лес. На ветках деревьев слегка виднеется белый снег. Небо на картине изображено довольно мрачно: автор использует серые, черные краски.

Примерно такое же небо представлено на картине И. М. Прянишникова, только здесь изображены также тучи. По небу летят птицы. На заднем плане картины мы видим белую кирпичную печь – единственное, что осталось от дома после пожара. Слева от матери с детьми – обветшавшая жилая постройка (возможно амбар).

В обеих картинах цветовая гамма авторами представлена приглушенными, мрачными оттенками коричневого, зеленого, желтого цветов. Также и в картине Крамского, и в картине Прянишникова мы наблюдаем активное использование серого, черного цветов. С какой  же целью авторы используют такие темные, «грязные» цветовые оттенки? Осмелюсь предположить, что делают они это, чтобы показать всю трагичность положения бывших крепостных после половинчатой отмены их рабского положения. С помощью цветов Крамской и Прянишников выражают свою точку зрения на столь острый в современный им период аграрно-крестьянский вопрос: авторы не поддерживают условия жизни крестьян, которые установило для них государство Крестьянской реформой. Таким специфическим образом художникам удалось  также передать настроение, духовное состояние крестьян после реформы 1861 года: осознание бесперспективности своего будущего, непонимание своей дальнейшей судьбы.

При подробном рассмотрении обеих картин у зрителя создаётся впечатление, что, при всей безнадежности ситуации, в сознании крестьян все еще присутствует «лучик» надежды. На что надеется бедный крестьянин, остается только догадываться. Эта вера не особо выделяется из общей мрачной композиции картин, но все же, по-моему, она есть. Так, в произведении «Созерцатель» я увидела её в белоснежном снеге на голых ветках деревьев; его очень мало, но он все же есть. На картине «Погорелые» изображена стая птиц, летящих в небо – символ свободы. Но, стоит сказать, что мне кажется возможной и другая интерпретация парящих птиц. Так, птицы могут символизировать освободившихся от крепостной зависимости крестьян, а изображение их на картине с погорельцами (несчастными людьми, оставшимися без крова и пропитания) может означать как раз ту самую двойственность реформы, принесшей вместе с освобождением множество других проблем.

Что касается именно образа крестьянина–созерцателя, то, по моему мнению, и в это автор картины заложил определенный смысл. В этом взгляде, задумчивом и безучастном, отражена очень важная, специфическая черта российского крестьянства в целом. Оно долго, спокойно наблюдает за действиями своих правителей, принимает их условия, продолжительный срок «закрывает глаза» на реформы, не соответствующие его интересам. Власть имущие часто принимают такое поведение за слабость, хотя оно таковым вовсе не является: русское крестьянство, угнетение которого на протяжении всей истории России часто доходило до пика, неоднократно «поднимало голову», устраивало восстания и использовало и другие различные формы неповиновения. Высказанное мною положение неоднократно повторялось в истории, стоит вспомнить хотя бы 3 русских революции, все три из которых активно поддерживались крестьянством, уставшим от бесконечного угнетения государством.

Таким образом, картины «Созерцатель» и «Погорелые» обладают общей тематикой: отражают сложное, безнадежное положение бывших крепостных крестьян после Крестьянской реформы Александра Второго. Эти произведения, как и многие другие работы художников-передвижников, были созданы с целью донести до большего количества людей  именно реальную картину жизни бывших крепостных после их «освобождения». Стоит отметить, что подобную функцию искусства основательно отстаивал Н.Г. Чернышевский в своей магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» [2]. Н.Г. Чернышевский в данной работе писал: «Первая цель искусства – подражание действительности» [3]. Также необходимо добавить: большинство исследователей придерживаются мнения, что именно диссертация Чернышевского послужила основой для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (многие ее положения относительно искусства нашли отражение в Уставе Товарищества). Но тема взаимосвязи Диссертации Чернышевского и основания Товарищества довольно обширна, требует более подробного обсуждения, потому в данной статье лишь частично затронута и не рассматривается.

Литература

1. Учебное пособие: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина История России // 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект И90 2018. – 449 с. Сайт : Читать книгу История России. Учебник (А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева,...) (1-я страница) - большая электронная библиотека (bookree.org)

2. Учебное пособие: История эстетики, В.В. Прозерский, Н.В. Голик Спб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. – 392-419 с. Сайт : История эстетики, Прозерский В.В., Голик Н.В., 2011 (obuchalka.org)

3. Н. Г. Чернышевский Магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» сайт: ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.Г. Диссертация Эстетические отношения искусства к действительности - ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.Г. (russkay-literatura.ru)

4. Сайт: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/peredvizhniki-odna-iz-luchshix-stranic-istorii-rossijskogo-iskusstva

5. Цитата; автор Илья Дороченков Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи: сайт: https://arzamas.academy/materials/1469

6. Сайт: Реализм — Википедия (wikipedia.org)

7. Сайт: Бытовой жанр — Википедия (wikipedia.org)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.