Список литературы
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ» сост., доц. Зайцева Ж.И.
- Предмет и задачи по возрастной физиологии, её связь с другими науками.
- Определение организм, уровни организации живого организма.
- Определение онтогенез, его периодизация, критерии периодизации. Критические периоды роста и развития.
- Понятие о календарном и биологическом возрасте. Показатели биологического возраста.
- Акселерация, ретардация. Функциональная зрелость. Школьная зрелость.
- Понятие о росте и развитии, их основные закономерности: Законы гетеродинамического, гетерохронного роста и развития (Гундобин ), системогенез (П.К. Анохин), теория надежности А.А.Маркосяна.
- Физическое развитие как показатель здоровья. Соматометрия, соматоскопия, физиометрия. Возрастные стандарты физического развития ребёнка.
- Функции опорно-двигательного аппарата.. Состав и рост костей. Стадии развития скелета
- Скелет позвоночника, физиологические изгибы, сроки формирования. Осанка, нарушение осанки.
- Скелет плечевого пояса и свободных верхних конечностей. Скелет грудной клетки. Скелет таза и свободных нижних конечностей. Возрастные изменения. Свод стопы, плоскостопие.
- Скелет черепа, возрастные особенности черепа новорожденного и изменения с возрастом.
- Структура и функции мышц. Возрастные изменения структуры и физиологических свойств мышц. Возрастные особенности образования двигательных навыков и координации движений. Роль двигательной активности в физическом и психическом развитии детей и подростков
- Работа, сила, утомление мышц. Закон средних нагрузок. Правило И.М.Сеченова по восстановлению работоспособности.
- Общий план строения и значение нервной системы. Развитие и структуры головного и спинного мозга.
- Структуры нервной ткани: нейроны, нейроглия, нервные волокна, нервы.
- Адекватные, неадекватные раздражители. Пороги восприятия. Зависимость величины ответа от силы раздражителя.
- Возбудимость, возбуждение, торможение, возрастные особенности.
- Понятие: синапс. Строение, функции и свойства химических синапсов.
- Понятие «Нервный центр» на примере дыхательного центра.
- Интеграция и координация в нервных центрах, как принципы взаимодействия нейронов при посредстве синапсов. Иррадиация, концентрация, индукция, доминанта, временная и пространственная суммация процессов возбуждения и торможения, возрастные особенности
- Рефлекс как основа нервной деятельности. Рефлекторная дуга. Моно и полисинаптические рефлекторные дуги. Примеры соматических и вегетативных рефлексов.
- Понятие анализатор. Общие свойства анализаторов. Строение зрительного анализатора. Рецепторный аппарат глаза, его функции.
- Оптические среды глаза. Аккомодация, пределы аккомодации. Аномалии рефракции. Возрастные особенности. Острота зрения. Поле зрения. Бинокулярное зрение.
- Строение и функции слухового анализатора. Возрастные особенности.
- Железы внутренней секреции, гормоны, их функции. Различия в нервной и гуморальной регуляции функций.
- Роль тимуса, щитовидной железы, гипофиза, эпифиза, мозгового вещества надпочечников в росте и развитии организма ребенка.
- Кровь. Состав крови, функции клеток крови и плазмы, возрастные особенности. Группы крови, резус фактор.
- Защитные функции крови. Специфические, неспецифические факторы защиты. Иммунитет. Свертывание крови.
- Сердечно сосудистая система. Показатели работы сердца и сосудов, возрастные особенности.
- Иннервация сердца и сосудов. Рефлекторные и гуморальные влияния на деятельность сердца и сосудов.
- Органы дыхания. Дыхательные мышцы. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл.
- Показатели легочной вентиляции, возрастные особенности. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.
- Строение и функции органов выделения. Нервно-гуморальная регуляция мочеобразования и выделения, .возрастные особенности.
- Структуры и функции пищеварительной системы, возрастные особенности.
- Понятие основного и общего обмена веществ и энергии.
- Расчет потребностей в белках, жирах, углеводах
- Строение и функции кожи, возрастные особенности..
- Терморегуляция, возрастные особенности.
- Половые железы. Стадии полового созревания человека: детская, отроческая, юношеская, стадия половой зрелости. Первичные; зависимые и независимые вторичные половые признаки.
- Высшая нервная деятельность (ВНД) и низшая нервная деятельность ( ННД).
- Безусловные рефлексы, материальная основа рефлекторной дуги , свойства, биологическое значение. Рефлексы новорожденных.
- Условные рефлексы, характеристика, свойства, примеры, биологическая роль.
- Условия выработки условных рефлексов. Механизм выработки.
- Классификации условных рефлексов по порядковому номеру, по времени действия сигнала и подкрепления..
- Виды безусловного коркового торможения, физиологический механизм, примеры.
- Виды условного коркового торможения, физиологические механизмы, примеры.
- Три принципа рефлекторной теории И.М.Сеченова- И.П.Павлова. Причинность, структурность, анализ и синтез. Анализ и синтез в коре больших полушарий. Фазы генерализации и концентрации на примере выработки условного рефлекса.
- Динамический стереотип, как основа навыка, характеристика, свойства, примеры, возрастные особенности..
- Первая и вторая сигнальные системы, их сходство и различие у человека и животных.
- Рефлексы на слово. Развитие речи у детей. Зрительные, слуховые, моторные центры речи.
- Физиологическая основа типов ВНД. Классификации типов по И.П.Павлову, возрастные особенности
- Экспериментальные неврозы, физиологическая природа, классификация, характеристика. Формы неадекватного поведения у детей.
- Морфофункциональная асимметрия у человека, возрастные особенности.
- Физиологическая природа сна и бодрствования. Внимание. Работоспособность.
- Память, виды памяти, физиологическая характеристика.
Список литературы
- Зайцева Ж.И. и др. Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений.- Н-Новгород 2005г., 33 с.
- Любимова З.В., Маринова К.В. и др. Возрастная физиология: Учебн. для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1. М. ВЛАДОС. 2003. 304с.
- Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие.Минск. ООО «Новое издание» 2006.
- Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие.для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. М. Академия. 1999. 160 с.
-
- Сапин М.П., Сивоглазов В. И. «Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями)» М.1997. с.
- Сапин М.П., Брыксина З.Г.Анатомия и физиология детей и подростков.. М. Академея. 2000..
- Сапин М.П., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учеб. Для 9 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. М. Просвещение. 1998. 256 с.
- Хрипкова А.Г.,Антропова М.В. , Фарбер Д.А. « Возрастная физиология и школьная гигиена» М.1990. 317 с.
|