|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И.К. ЗагидуллинИ.К. Загидуллин д.и.н., с.н.с., заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
Рецензируемый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI – XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н.Сахарова. – 12-е изд., перераб.
Положительными моментами данного издания следует указать умение авторов доступно и емко излагать исторические события. Импонирует также, что в учебнике представлены изображения не только российских государей, но и их сподвижников: государственных сановников и полководцев, успешно реализовавших намеченные планы. В плане расширения кругозора учащихся представляется желательным наряду с типажами русских крестьян (с.44, 235, 238) и башкира (с.134) разместить рисунки типажей народов Поволжья и Приуралья (последняя треть XVIII в.) работы академика Георгия, сказав несколько предложений о пяти академических экспедициях по регионам России (с.218). Бросается в глаза противоречие между описанием крестьянской одежды XVII в. и представленными фотографиями. Нужно специально отметить, что регион восстания под предводительством Е.Пугачева охватывает Поволжье и Приуралье, где расселялись главным образом тюркские и финно-угорские народы, представлявшие значительную часть его повстанческого войска.
Рекомендуемые изменения и дополнения к тексту учебника.
И.К. Загидуллин д.и.н., с.н.с., заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
Рецензируемый учебник: Лященко Л.М. История России. XIХ век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2005. – 221 с.
XIХ в. занимает важное место в истории России и является ключом к пониманию событий начала ХХ в. Это время модернизации страны, реализации курса по формированию основ правового государства, углубления социальных противоречий, обострения аграрной проблемы, осложнения национального вопроса. Учебник оставляет хорошее впечатление. Автором доступно и внятно изложены основные вехи истории Российского государства и достижения русской культуры. Усвоению материала способствуют удачно подобранные иллюстрации, «Справочные материалы», «Краткий словарь» и «Хронологическая таблица». В последней, правда, хотелось бы увидеть также даты Кавказской войны и присоединения Средней Азии. В «Кратком словаре» нужно поместить разъяснения терминов «кавказский мюридизм», «имам» (с.58), «суфизм». История России XIX в. является симбиозом межнациональных, межкультурных и межрелигиозных процессов на евразийской территории. Государство культивировало толерантные отношения в сфере государственно-церковных и межконфессиональных отношений. Эти моменты, к сожалению, отсутствуют в учебнике. Для ввода их необходимо менять концепцию написания учебника по отечественной истории. Естественно, невозможно учесть все нюансы при изложении материала. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на некоторые погрешности в тексте, которые, в конечном счете, влияют на качество учебника. При изложении материала о переводе государственных крестьян в разряд военных поселян желательно указать регионы учреждения военных поселений (с.26). После краткого ознакомления с основными положениями «Русской правды» П.И.Пестеля и «Конституции» Н.М.Муравьева закономерно возникает вопрос (с.35-37): который из проектов был более реализуем в России? Трудно согласиться с утверждением о большой численности чиновничьего аппарата после реформы П.Д.Киселева. С учетом численности государственных крестьян, регионов их расселения и успешности нововведений можно говорить об эффективных действиях относительно небольшого контингента чиновников Министерства государственных имуществ. Расходы, том числе на содержание чиновников, в целом того стоили. При представлении данных о покупке земли крестьянами желательно уточнить, распространяются ли эти сведения на все категории крестьян или лишь на помещичьих, как это следует из текста (с.178). Принципиальным нам представляется уточнение о том, что 6 млн. десятин земли, которые приобрели крестьяне в 1862-1882 гг. (с.178), в действительности были приобретены крестьянскими общинами, а не единоличными крестьянскими хозяйствами. В учебнике главное внимание уделяется положению крепостных крестьян, практически ничего не говорится о реформах 1860-х гг. в бывшей государственной и удельной деревнях. Необходимо указать удельный вес всех трех основных категорий крестьян в составе российского крестьянства. Рассказ о государственной деревне в определенной степени снял бы проблему по освещению социально-экономического положения нерусских крестьян. При повествовании о новых отраслях в отечественной промышленности желательно отметить роль и значение иностранного капитала в налаживании новых направлений в промышленном развитии России. Оперирование терминами «кулак», «середняк», «бедняк» предполагает изложение сведений об экономическом положении этих групп крестьянских хозяйств (с.187). В земских исследованиях речь идет о зажиточных крестьянских хозяйствах. Термин «кулак» широко применялся большевиками в 1920–1930-е гг. Как известно, критерии оценки хозяйств зажиточного крестьянина земствами и «кулака» большевиками существенно разнились. Разжиганию межконфессиональной вражды способствует однобокое и тенденциозное изложение причин Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Причины войны, по сути, утрированы: турки-мусульмане притесняют и убивают славян, православных, а Россия вызвалась их защитить. Между тем, нужно указать: 1) международный аспект, 2) осложнение национального вопроса в Османской империи, 3) имперские притязания России на Балканы и Стамбул. В иллюстрации на с.188, демонстрирующей динамику численности городского населения в 1862 и 1897 гг., учтены лишь жители поселений, имевших статус городов, вне поля зрения остались жители промышленных центров, основной контингент которых по своему роду занятий и социальному положению, безусловно, не являлся сельским «обывателем». Нерусские народы на окраинах фактически упоминаются «попутно», когда речь заходит об аннексии Российской империей их территорий. В целом, учебник повествует исключительно о русской культуре и государстве. Между тем культура и демократические традиции коренных жителей Прибалтийских губерний и Царства Польского были очень высокими. Однако в учебнике отсутствуют разделы или подразделы, посвященные культуре и быту нерусских народов. В конце XIХ в. в стране русские составляли 44 % населения, украинцы – 19 %, белорусы – 5 %, волжские татары – более 1,5 %, казахи – 3 %, поляки – более 6 %, евреи – 4 % российских подданных. С целью избежания однобокого изложения истории России и освещения истории народов России в учебник необходимо дополнительно ввести такие темы, как «Национально-государственное устройство России в XIХ в.», «Неправославные религии в России в XIХ в.», «Культура и быт нерусских народов в первой половине XIХ в.», «Культура и быт нерусских народов во второй половине XIХ в.», «Национальная политика царизма в первой четверти XIХ в.», «Национальная политика царизма во второй четверти XIХ в.», «Национальная политика царизма во второй половине XIХ в.».
Рекомендуемые изменения и дополнения к тексту учебника:
И.К. Загидуллин д.и.н., с.н.с., заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рецензируемый учебник: Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. История России, XVII–XIX век: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н.Сахарова. – 12-е изд., перераб. и доп. – М: Просвещение, 2006. – 336 с.
Авторами издания являются авторитетные ученые. Этим во многом обусловлено удачное разделение учебника на параграфы, живое и занимательное изложение исторического материала. Цивилизационный подход предопределил приоритеты освещаемых проблем и оценок событий, стиль изложения исторических явлений и фактов. Привлекает внимание стремление авторов привить у учащихся навыки самостоятельного мышления. В этой связи показательно изложение историографии (и отношения российского общества) к личности и деяниям Петра I (с.42-45). Идеологические «виражи» в оценках позволяют не только увидеть конъюнктурность историков и общественного мнения в различные исторические эпохи, но и оставляют место для личной оценки учащимися личности Петра I. Здесь можно было бы добавить, что дискуссия по данной проблеме продолжается. Приходится констатировать, что завоевания Петра I авторы пытаются обосновать как защиту страны от посягательства соседних стран. В этой связи показателен пассаж относительно пагубности для Российского государства отказа от милитаристических планов: «Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых держав, потерей Россией национальной независимости» (с.15). Неоднозначность личности Петра I глубоко символизирует его расправа с сыном Алексеем. Об этом авторы в двух местах говорят иносказательно, не раскрывая суть проблемы. Попадание Петра I в окружение османского войска в 1711 г. и его освобождение авторы излагают «интересно» (с.25-26). Настоятельно рекомендую отказаться от легенды о начале и причинах Русско-французской войны (с.142). Русские войска, сосредоточенные вдоль границы несколькими группами для броска на Францию, не успели первыми вступить в поход, а войска Наполеона оказались более мобильными и организованными. В результате военные действия начались на территории России. Часть замечаний и дополнений мы включили в исправленные варианты текста. Независимо от них, предлагаю дополнительно включить параграфы «Культура и быт нерусских народов России в первой половине XIX в.», «Культура и быт нерусских народов России во второй половине XIX в.», в параграфе 77 нужно ввести подраздел «Национальная политика самодержавия во второй половине XIX в.». Иначе невозможно донести до учащихся идею об общности судеб народов, проживающих в России. Иллюстрации имеют важное значение в воссоздании картины жизни прошлых столетий. Выбранные иллюстрации и карты удачно дополняют учебный материал. При этом желательно указать названия городов, изображенных на с.127 и с.253. Как известно, среднестатистический губернский (или уездный ) город далеко не соответствовал представленным иллюстрациям.
Рекомендуемые изменения и дополнения к тексту учебника:
И.К. Загидуллин д.и.н., с.н.с., заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
Рецензируемый учебник: Преображенский А.А. История Отечества. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М: Просвещение, 2006. – 254 с.
XVII-XVIII в. являются сложными, противоречивыми и переломными эпохами в отечественной истории. Автору в целом удалось доступно изложить ключевые моменты в истории России, воссоздать широкую панораму исторических событий. С учетом предназначенности учебника учащимся 7 классов, это следует признать большим достижением и удачей автора. Привлекает внимание, что Россия XVII в. и Россия XVIII в. не противопоставляются. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Правда, порой это делается без учета уровня развития европейских стран и России. Достоинством работы является иллюстрированность учебника. В то же время хотелось бы, уже выходя за рамки рецензии относительно отражения в учебнике истории татар и Татарстана, поделиться некоторыми наблюдениями и высказать свои пожелания, направленные на улучшение научной стороны учебника. Они, главным образом, обусловлены продолжением автором имперской и советской традиции освещения истории России как истории русского народа. В изложении материала проявилось стремление нивелировать некоторые явления и события. Уточнения требует предложение о том, что «Укрупнение производства, применение наемного труда и работа на рынок указывали, что происходит зарождение новых производственных отношений – буржуазных». Известно, что мануфактуры действовали и в крупных городах Золотой Орды. Изготовление ряда предметов, указанных в учебнике, объективно требовало разделения труда. На наш взгляд, когда говорится о зарождении буржуазных отношений в России в XVII в., необходимо всегда отмечать, что это происходило в условиях усиления крепостничества и феодальных порядков. В этом особенность развития капиталистических отношений России рассматриваемого периода. Историческая справедливость требует также идентификации национальности «иноземцев» А.Виниума и Ф.Акемы, организовавших первое частное российское мануфактурное предприятие в Туле. Хотя бы одним предложением желательно провести мысль о том, что реформа Никона позволила Русской православной церкви избежать отлучения от восточной церкви и была объективно правильным шагом (с.58). Сообщая об «обмирщении» культуры, следует исходить, прежде всего, из глубоких и сильных языческих традиций в духовной культуре русского народа, с которыми церковь вела многовековую борьбу. С учетом принудительно-штрафных санкций, введенных Петром I за неисполнение русским населением ритуальных обрядов в церкви, требует новой редакции предложение о том, что посещение храмов, причастие, исповедь, соблюдение религиозных праздников, постов являлись в XVII в. нормой поведения каждого человека. И светские власти, и духовные власти к этому стремились (с.87). Некорректно звучит утверждение, что «Поездкам русских купцов за границу препятствовали конкуренты» (с.37). Социально-экономическое развитие России в XVII в. освещается без учета хозяйственного развития Среднего Поволжья и Приуралья (с.101 и др.). В разделе «Принятие в подданство калмыков. Связи со странами Востока» (XVII в.) (с.75-76) ни слова не говорится о дипломатическом и торгово-хозяйственном сотрудничестве с Крымским и Османским государствами. Получается, что даже в мирное время Россия и вышеназванные мусульманские государства не сотрудничали? В разделе «Внутренняя и внешняя торговля» (вторая половина XVIII в.) (с.203-204) отсутствует информация о торговых отношениях со Средней Азией и Казахстаном. При описании перипетий борьбы России с Крымским ханством проявилась недопустимая в учебнике тенденция перевода межгосударственных отношений на межэтнические. Например, указывается: «Калмыки вместе с казаками и русскими служилыми людьми участвовали в военных походах против крымских татар». Для справедливости отметим, что казаки в отдельные периоды активно сотрудничали с крымскими ханами. В этой связи хотелось бы обратить внимание и на некоторые издержки в формулировках, не способствующих укреплению гражданского мира в Российской Фередации. Крымские татары именуются «степными хищниками» (с.75), постоянно нападающими на приграничные русские поселения (ближе к южным границам России расселялись ногайцы). Крымское государство географически состояло из Крымского полуострова, северного Причерноморья и Прикубани. В ханстве проживали крымские татары и ногайцы. Непонятно, когда были завоеваны земли Ногайской Орды. Автор порой увлекается пассажами. Например, указывается, что «Подписывая присягу, калмыцкий тайша (владитель) Мончак сказал: «Как бумага склеена, так русским людям с калмыцкими людьми вместе быть вечно». Между тем известно, что действия российского правительства последующих десятилетий по ослаблению значения калмыцких ханов, превращению наследственной калмыцкой знати в чиновников, активная христианизация, привлечение калмыков к военной службе, колонизация их земель, приводившая к сокращению их кочевий, послужили толчком к массовому переселению волжских калмыков в 1770-1771 гг. из регионов своего обитания в Джунгарию[1]. Как быть в данном случае? Лишь в 1719 г. управление донскими, яицкими и гребенскими казаками стало осуществляться через Коллегию иностранных дел, с 1721 г. — через Военную коллегию. Подчинение казаков российскому правительству происходило постепенно и неоднозначно. Поэтому вызывает сомнение абсолютное соблюдение ими указания царя Алексея Михайловича не совершать военные набеги на территорию Крымского ханства и Османского государства во избежание обострения отношений России с ними. Невольно возникает предположение о том, что это предложение введено для обоснования мирных намерений России к своим южным соседям, с которыми приходилось воевать и завоевывать их для прекращения нападений на приграничное мирное население (эта мысль красной нитью проходит в учебнике), которое, в действительности, в XVII – середине XVIII в. было представлено служилыми, казаками и регулярными войсками. Милитаристские планы Петра Великого также преподносятся в этом ключе. В основе проводимых Петром I преобразований, безусловно, лежало стремление монарха формировать первоклассную армию для завоеваний, что не отрицает его огромного вклада в модернизацию страны. Униформа у донских казаков появилась не в XVII в. Рисунок «Донские казаки» (с.62) относится к имперскому периоду России. Формированию у учащихся легендарного представления об исторических событиях и персонажах, социальной и культурной жизни России в XVII в. в немалой степени способствуют картины художников XIХ-ХХ вв. (Лисснер Э.Э. «Войско Болотникова под Москвой» (с.12); Иванов В.С. «В смутное время» (с.14); Верещагин В.В. «Осада тушинцами Троице-Сергиева монастыря во времена Смуты» (с.14); Кившенко А.Д. «Воззвание Кузьмы Минина» (с.20); Кившенко А.Д. «Избрание Михаила Романова на престол» (с.24); Рябушкин А.П. «Семья купца XVII-« (с.33); Иванов С.В. «Боярская Дума» (с.48); Лисснер Э.Э. «Восстание в Москве» (с.54); Кириллов С. «Псков в XVII в.» (с.55); Неизвестный художник XIХ в. «Обсуждение Уложения на Земском Соборе 1649 г.» (56); Васнецов А.М. «Красная площадь в Москве в XVII в.» (с.59); Суриков В.И. «Боярыня Морозова» (с.60); Кириллов С. «Степан Разин» (с.62); Антропов А.П. «Царевна Софья Алексеевна» (с.65); Перов В.Г. «Спор о вере» (с.66); Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (с.70); Хмелько М.И. «Переяславская Рада 1654 г.» (с.72); Рябушкин А.П. «Стрельцы» (с.73); Макаров К.Е. «Под венец» (с.87); Рябушкин А.П. «Свадебный пир в Москве» (с.88); Васнецов А.М. «В горнице древнего русского дома» (с.91); Крившенко А.Д. «Молодой Петр командует «потешными войсками» у села Преображенское. 1687 г.» (с.104); Суриков Б.И. «Утро стрелецкой казни» (с.107); Рисунок современного художника. «Восстание под предводительством К.А.Булавина» (с.138); Перов В.Г. Суд Пугачева» (с.209) и др.). Эти картины правомерно размещать в соответствующих разделах развития культуры России нового времени. В результате, иллюстративный материал по XVII в. оказался более насыщенным, красочным, чем по XVIII в. Желательно более критически подходить в выборе иллюстраций и использовать реконструкции, исполненные на высоком профессиональном уровне. В советское время в учебниках по отечественной истории имелись параграфы, посвященные развитию культуры, социально-экономическому положению народов, проживающих в союзных республиках. После распада СССР эти параграфы были изъяты. Тем самым создается однобокое впечатление о культурном наследии России. Ведь многоукладность экономики России, особенности ее социокультурного развития во многом были обусловлены не только промышленным развитием центральных районов, сыгравших ключевую роль в становлении России. Модернизация страны и расширение ее территории осуществлялись за счет налогов, собираемых с многонационального населения государства. Данный учебник в этом отношении еще более консервативен, чем издания советского времени. В нем фактически игнорируется социальная и хозяйственной жизнь и культура нерусских народов, проживающих в современной России. В целом, отражение истории татар и Татарстана в учебнике имеет локальный характер. В рассматриваемый период (XVII–XVIII в.) роль татар и Среднего Поволжья, Приуралья и Сибири, основного ареала расселения мусульман, имела в истории России существенное значение. К тому же вплоть до аннексии Крымского ханства в 1783 г. «татарский вопрос» для России имел международный характер. Татары являлись главными посредниками в налаживании экономического сотрудничества с казахами и Средней Азией, внесли определенный вклад в развитие во второй половине XVIII в. вольнонаемных предприятий, первыми в России, пригласив специалистов из Средней Азии, наладили в своих мануфактурах хлопчатобумажное текстильное производство. Автором полностью проигнорированы восстания коренных народов Среднего Поволжья и Приуралья XVII–XVIII в. Татарские и башкирские восстания серьезно влияли на общественную ситуацию в стране. В отличие от выступлений русских, они угрожали целостности России, в ряде случаев восстания татар и башкир были нацелены на возрождение национальной государственности. Отсутствует информация о национальной политике царизма в отношении нерусских народов, об их правовом положении, о широкомасштабной политике христианизации в 1740-1764 гг., повлекшей кардинальное изменение конфессиональной топографии в Среднем Поволжье и частично в Сибири. Учебник выиграл бы, если были бы отмечены роль и значение установления толерантных отношений правительства в период правления Екатерины II с представителями других культур и конфессий, в значительной степени снявших напряженность отношений между мусульманами и российской властью. Оптимальным вариантов исправления указанных упущений представляется включение в разделы параграфов о правовом положении нерусских народов, об их быте и культуре, восстаниях татар и башкир, о социально-экономическом развитии Среднего Поволжья, Приуралья и Сибири, особенностях системы управления окраинами, которые и в XVIII в. сохраняли свои особенности. В рамках регионального изложения материала появилась бы возможность для сюжетов о социально-экономическом развитии нерусских народов. С целью избежания повторов часть замечаний мы включили в исправленные вар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|