Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План анализа стихотворения. Словарь настроений. Словарь терминов



1. План анализа стихотворения

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).

4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.

(Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

5. Настроение, чувства, передаваемые автором.

Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

6. Главные образы стихотворения.

7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.

8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.

9. Собственное отношение к прочитанному.

Какие чувства вызывает стихотворение?

 

 

3. Словарь настроений

 

Положительное (хорошее) настроение Отрицательное (плохое) настроение
торжественное восторженное поэт с восторгом описывает… поэт испытывает восторг… восторженно-радостное поэт очарован… поэт восхищается… радостное веселое легкое светлое нежное поэт с нежностью пишет о… игривое умиротворенное теплое спокойное приподнятое грусть поэт с грустью говорит о… поэт тоскует по … печаль поэт жалеет о … сожаление о… поэту жаль … поэт переживает за … поэт негодует… поэт расстроен… поэту больно от …, с болью в сердце поэт пишет о… поэт с волнением говорит о… поэт испытывает чувство горечи…    

 

4. Словарь терминов

 

 

Анафора – повторение начальных слов.

                Ты полон весь мечтою необъятной,

                  Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)

Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.

                  Они сошлись. Волна и камень,

                  Стихи и проза, лед и пламень

                  Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)

 

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)

 

Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация)или гласных (ассонанс).

Забором крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б.Л. Пастернак).)

Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)

 

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

 

Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.

Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)

 

Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)

Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.

 

Мотив –устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

 

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)

 

Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешьбезумно» (Ф.И. Тютчев).)

 

Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)

Сравнение– сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)

Сравнение может быть выражено формой Т.п.(«В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

 

Эпитет – выразительное художественное определениепредмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.

(«Под нами с грохотом чугунным  мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))

Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.

 

Эпифора – повторение заключительных слов.

                Милый друг, и в этом тихом доме

               Лихорадка бьёт меня.

               Не найти мне места в тихом доме

                Возле мирного огня!                      (А.А. Блок)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.