Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время, цвет в западной архитектуре существует максимально свободно за всю человеческую историю. Он освобожден от привязанностей, стилей и традиций, не связан с религиозно-моральными предпочтениями, существует в отрыве от формы и социального статуса сооружения. Сегодня архитектурный дизайнер может вполне надеяться, что его самые смелые в колористическом плане проекты найдут заказчика. Простор открыт и нет предела совершенству. Однако надо понимать, что «цвет» может стать опасным оружием в неумелых или недостаточно талантливых руках.

Чтобы творить без оглядки на традицию, в первую очередь, ваши знания о цвете должны быть реалистичны, опираться на научно-психологическую составляющую и иметь под собой рациональное объяснение. Цвет необычайно чувствителен к фальши и любое неосторожное, непродуманное применение того или иного оттенка способно напрочь испортить композицию (Рисунок 1).

Сегодня, на просторах стран бывшего СССР, мы можем видеть огромное количество однообразных зданий периода массовой застройки (Рисунок 2). И там же, мы можем видеть однообразные цветовые решения, монотонное использование одних и тех же колористических приемов (Рисунок 3). Это не только и не столько наследие эпохи, сколько инерция мышления современных архитекторов, которые, по привычке или по незнанию, не уделяют достаточного внимания колористическому оформлению и индивидуализации облика строящихся объектов. В наше время стали чаще использовать яркие краски, суперграфические композиции и отделку фасадов цветными элементами. Но яркий – еще не значит красивый. От того, что ваш дом будет пестрым или вызывающим, жизнь его жильцов не станет веселее. Если ваш забор раскрасили цветными рекламными надписями, а детская площадка, с кричащими тонами, вызывает головную боль, это не добавит району привлекательности (Рисунок 4). Весело, оптимистично и красиво – это не значит ярко и безвкусно. Использовать цвет нужно осторожно, в увязке с окружающим пространством, с определенной долей смысла. Как в одежде – пальто может быть ярким, но только тогда, когда эта яркость оправдана вкусом. Одно неловкое сочетание и ваша одежда перестает вас украшать. И, если пальто вы можете просто снять и выкинуть, то с плохо оформленным фасадом так просто этого не сделаешь. В лучшем случае, несколько лет придется подождать, пока, в рамках очередного ремонта, удастся его перекрасить. Несколько лет неудачное цветовое решение будет влиять на психику, а возможно, что и на физическое здоровье людей, живущих по соседству.

Это факт, что безвкусица убивает. В наше время многие недооценивают значение колористики в архитектуре, несмотря на множество исследований, показывающих то, что цвет влияет на психо-физиологическое состояние [11, 25, 29, 31]. Архитектура – это, скорее всего, один из самых травматичных видов искусства просто потому, что вам от нее никуда не деться, вы обречены на восприятие ее некачественных форм и расцветок. Музыку или картину можно проигнорировать, книгу – не читать, если она вам не нравится, а фильм – не смотреть, если у него некрасивое название. Но вы не можете не жить в доме, даже если он окрашен в фиолетовый цвет. И это влияет на вашу жизнь хотите вы того или нет. Архитектор ответственен много больше за свое творение, чем художник, он влияет на людей независимо от их желания, формирует вкус людей, способен контролировать их поведение, их радости и невзгоды.

В отношении цвета существует несколько общепринятых бытовых заблуждений, определяющих нынешнее плачевное состояние дел:

 

1. Ваше сооружение станет радостнее и улучшит настроение, если сделать его ярким и цветным. На самом деле… не станет. Яркое – не значит веселое (Рисунок 5).

2. При помощи цвета можно изменить форму здания или улучшить его внешний вид. Безусловно, это возможно. В колористике существуют приемы, при помощи которых можно повлиять на восприятие формы объекта. И это может использоваться как отдельный прием. Но, зачем? С другой стороны, если, скажем, Мишель Баския выполнит на вашем здании суперграфическую композицию, ваше здание вырастет в цене на пару миллионов долларов, а если на здании нарисует что-нибудь местный любитель суперграфики, это действие удешевит ваше здание на столько, что не каждый из жильцов, после этого, захочет в него заселиться. Если за дело возьмется талантливый архитектор, в полной мере владеющий искусством колористики, то, при помощи цвета, он сделает ваше здание произведением искусства. К сожалению, такие примеры единичны. В большинстве случаев, когда цвет вносится в уже построенное здание, цвет архитектуру не улучшает, а ухудшает. Цвет конкурирует с задуманной формой, уничтожает ее, отвлекает на себя и выпячивает недостатки.

3. При помощи цветового оформления мы можем сделать здание более интересным (Рисунки 6,7). Это само собой разумеющийся факт. Проблема только в том, что при помощи цвета мы можем сделать наше здание отталкивающим и вызывающим внутреннее омерзение в попытке «сделать наше здание интересным». Цвет и форма неразрывно связаны кровными узами и разработка цветового решения должна начинаться одновременно, вестись параллельно, на протяжении всего этапа архитектурной работы, вплоть до окончания строительства (Рисунок 8).     

 

Цвет нужно использовать осторожно. Вам необходимо увязывать цвет и форму, вы можете пользоваться яркими, кричащими цветами (Рисунок 9,10) или выполнять все в мягких нюансах (Рисунок 11) – это дело вашего искусства и мастерства, но надо понимать, что не бывает цвета без формы, и еще невозможней, бессмысленней, когда форма отделена от цвета и существует сама по себе. Плохую архитектуру цветом не спасти, если у вас нет специальных навыков, вы не сможете качественно выполнить колористическое решение только за счет интуиции и использования ярких тонов.

На сегодняшний день, надо сказать, что примеров качественного колористического решения в экстерьере не много. Это дело отдельных мастеров и архитектурных бюро, уделяющих дополнительное внимание цвету. Подбор цветов и оттенков – это искусство, требующее дополнительного внимания и дальнейшего развития. Возможно, что в XXI веке мы услышим новые архитектурные имена и фамилии, которые будут ассоциироваться у нас не только с новыми формами, но и с колористикой.

 

Рисунок 1. Простая форма здания и невыразительный подбор оттенков создают впечатление блеклости, отталкивают, вызывают желание «поскорее забыть» о том, что увидел. Возможно, цветовое решение, выполненное в другой цветовой гамме, более выгодно развило бы контуры окон и их оригинальное расположение.

 

Рисунок 2. Пятиэтажный жилой дом периода массового строительства 1960х годов. Характерной чертой этих домов можно считать то, что их цвет сложно определить. В тот период цветовым решениям внимания не уделялось.

Рисунок 3. Современный крупнопанельный дом в г. Гомеле. Скудное цветовое оформление традиционно невыразительно.

 

 

 

Рисунок 4. Пестрое цветовое безвкусие утомляет взгляд. Неестественные оттенки способны провоцировать подсознательные всплески плохого настроения, депрессии и суицидальных форм.

 

Рисунок 5. Чрезмерно яркие, люминесцирующие цвета, определенно не способствуют здоровому психическому состоянию и, скорее всего, могут быть рассчитаны только на туристическую заинтересованность.

Рисунок 6. Цветовые акценты способны создать промышленному зданию интересный облик, даже при вполне простом конструктивном решении.

 

Рисунок 7. Промышленная архитектура может быть интересной за счет ярких цветовых акцентов. Здание привлекает внимание, задает настроение бодрости и работоспособности.

 

 

Рисунок 8. Музей дизайна в Холоне, Израиль, (2010). Цвет и форма здания неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Пример влияния цвета на восприятие формы объекта.

 

 

Рисунок 9. Офисное здание Технического университета Чалмерса (Chalmers University of Technology), Гетеборг, Швеция (арх. Герт Вингорд), (2011). Яркие цвета выполняют свою задачу: усиливают впечатление «шестренки», которое задумал автор. Цвет привлекает внимание, но не раздражает.

 

Рисунок 10. Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Москва, Россия. Цвет здания связан с функциональным назначением. Задача – жизнеутверждающая, вселить надежду на выздоровление. Отличный пример талантливой работы, совмещающей колористику с функциональной идеей.

 

Рисунок 11. Зеленый двор Корсо Комо (арх. Чино Дзукки), Италия. Нюансная архитектура не обязательно должна быть яркой для того, чтобы быть интересной.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.