Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Средства обучения (СО)



 

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Ч1.В1. Педагогика как наука ее роль в развитии общества.  

Основные педагогические категории

Педагогика — это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - это не просто система знаний, а деятельность, работа, имеющая цель получение знаний.

Различают объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

Педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию личности.

Основными категориями педагогики являются: воспитание (целенаправленное создание условий - материальных, дух-ых, организац-ых для развития человека), обучение (передача и усвоение ЗУН) и образование (целенаправленные процесс обучения и воспитания).

По определению А.С. Макаренко, воспитание - это создание (выработка) устойчивых привычек поведения.

Образова́ние — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений обучающегося доводятся педагогом до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Ч1.В2. Процесс обучения, его сущность, функции, принципы обучения

Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организованных формах.

Предмет дидактики – это закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания обучения, методы, формы, средства обучения.

Основные категории дидактики: 1.обучение – планомерная и систематическая работа учащихся и педагогов, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков; 2.процесс обучения – целенаправленное взаимодействие преподавателя и ученика, в ходе которого рассматриваются задачи образования учеников. 3.учение – активная познавательная деятельность учеников в овладевание научных знаний, обобщение фактов, закрепление и применение на практике. 4.преподавание – целенаправленная деятельность педагога по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления, формирования умений использования знаний на практике.

Задачи дидактики: 1.Стимулирование учебно-познавательной активности, 2.Формирование познавательных потребностей, 3.Организация познавательной деятельности, 4.Формирование учебных умений и навыков, 5.Формирование научного мировоззрения, 6.Воспитание нравственно-этнической культуры.

Функции дидактики: образовательная, развивающая, воспитывающая.

Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция процесса обучения — формирование у учащихся мировоззре­ния, нравственных, трудовых, эстетических, этических представ­лений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведе­ния и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, физическую культуру.

Особенностью развивающей функ­ции является, то что она формируется в следствии образовательной и воспитательной функций обучения. Интенсивность, разносторонность широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализо­вываться образование и воспитание.

В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующиедидактические принципы:

§ объективности, научности;

§ связи теории с практикой;

§ последовательности, систематичности;

§ доступности при необходимой степени трудности;

§ наглядности, разнообразия методов;

§ активности обучаемых;

§ прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

 

Ч1.В3. Методы, средства и организационные формы обучения

Метод обучения – способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

Метод обучения - это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

По источнику передачи знаний выделяют следующие методы:

•словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование);

наглядные: методы иллюстрации (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);

•практические: упражнение (устное, письменное, графическое, воспроизводящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.

Выделяют следующие типы методов обучения: объяснительно-иллюстрированный – педагог сообщает инфу, обучающиеся её воспринимают; репродуктивный – обучающийся выполняет действия по образцу педагога; проблемного изложения – педагог ставит перед детьми проблему и показывает путь её решения. Обучающиеся следят за логикой решения проблемы; частично-поисковый – педагог расчленяет проблему на части, обучающиеся осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем; исследовательский – обучающиеся осуществляют поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем.

Классификация методов обучения:

Коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение материала, беседу, работу с текстом, оценку работы; Познавательный, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала; Преобразованный, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков; Систематизирующий, цель – обобщение и систематизация знаний; Контрольный, цель – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция.

Средства обучения (СО)

СО – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся.

СО являются: уч. Литература (книги, плакаты), мультимедиа, видеофильмы, компьютерные технологии, дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники.

СО подразделяются на основные, дидактические и средства контроля.

Основные – это уч.литература, уч. Плакаты.

Дидактические СО – это СО, которым передаётся часть функций преподавателя (информационная, управляющая, контролирующая) при реализации педагогического процесса.

Средства контроля – контрольные работы, зачёты по отдельным темам, разделам, зачетные уроки по практическим, лабораторным занятиям, тестовые задания.

 

Ч1.В4. Методы средства и формы организации воспитательного процесса

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Прием воспитания – составная часть метода, употребляемая в конкретной ситуации (строгое замечание, обращение на «вы»).

Средства воспитания – сравнительно не зависимые источники формирования личности (игра, спорт, предметы, ЭВМ).

Форма воспитательного процесса – доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей и педагогов, сложившийся благодаря системе используемых средств (клубы, вечера, олимпиада и т.д.).

Классификация форм:

1) По количеству учащихся: А) индивидуальные (беседа), Б) групповые (кружок), В) массовые (митинг, праздник).

2) По основному виду деятельности: А) трудовые, Б) физические, В) эстетические.

3) По методам воспитательного воздействия: А) словесные, Б) наглядные, В) практические.

4) По воспитательной задаче: А) управление (самоуправление), Б) развлекательные, В) познавательные.

Ч1.В5. Нормативно-правовые основы системы образования РФ

Нормативно-правовой базой проф. образ, в первую очередь служит Закон РФ «Об образовании». Согласно этого закона, учрежд. проф.образ., имеющие гос. аккр-цию, реализуют образ. соотв-щего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соотв. уровня согласно перечням профессий и специальностей.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения и пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025г.  

Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

В статье 43 Конституции РФ, указано, что: 1. Каждый имеет право на образование. 2. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

 

Ч1.В6. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения

Этапы профессионального становления личности: 1.Зарождение профессионально-ориентированных интересов и склонностей (до 12 лет); 2. Формирование профессиональных намерений; 3. Обучение в профессиональном учебном заведении; 4. Профессиональная адаптация; 5.Погружение в профессиональную среду; 6. Повышение квалификации; 7. Переход на стадию профессионального мастерства (критерий профессионального мастерства – «можешь научить тому, что знаешь сам»); 8 Складывание своего стиля, такта отношений (менталитет).

Профессионально-важные психологические качества:

1) паралингвистические качества личности (культура голоса, тембр, регистр, темп, интонация, грамотность, ритмика, мелодия, паузация)

2) кинетические (жесты, мимика, позы, действия, телодвижения, взгляды)

3) экстралингвистические (смех, плач, постукивание, вздохи, дыхание, касание, пространственные передвижения.

Выделяют следующие педагогические способности:

1) дидактические способности – это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся познавательную активность и т.д.

2) академические способности - это способности к соответствующей области наук (математика, физика, биология и т.д.), знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже.

3) перцептивные способности – это способности к психологической наблюдательности (внутреннее состояние ученика).

4) речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики. ( проявляются и в процессе рассказа, и в процессе реакции на ответы учеников).

5) организаторские способности – это способности, с одной стороны, организовать ученический коллектив, а с другой – правильно организовать свою собственную работу.

6) авторитарные способности – это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (зависят от качеств учителя: решительность, выдержка, настойчивость, требовательность и т.д.).

7) коммуникативные способности – это способности к общению, умение найти подход к учащемуся.

8) педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия своих действий.

9) способность к распределению внимания – а) между содержанием и формой изложения материала и развертыванием своей мысли, б) держать в поле внимания всех учащихся, в) следить за собственным поведением.

 

Ч1.В7. Основы педагогического проектирования и прогнозирования

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов.

Проектирование становится во всех сферах человеческой деятельности универсальным деятельным инструментом, позволяющим обеспечить её системность, целеориентированность и результативность, гибкость и вариотивность.

проектирование - это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В наиболее общем смысле проектирование понимают как концептуальную, информационную подготовку человеком желаемого изменения.

Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом -педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом -проект педагогического объекта.

Выделяют 3 этапа проектирования: моделирование, проектирование и конструирование.

На этапе моделирования происходит разработка обобщённого образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути её достижения.

Педагогическая модель – это идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация которой может осуществляться по разному.

На этапе проектирования создается проект, т.е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определения педагогических условий. К педагогическим проектам относятся учебные планы и программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы воспитательной работы и т.п.

Прогнозирование: Прогнозирование — функция управления; специализированная деятельность, разработка прогноза. В узком значении - целенаправленное научное исследование конкретных перспектив развития чего-либо.

Прогнозирование применяется на стадии разработки планов (так называемый предплановый прогноз) и способствует выработке основных концепций на плановый период, а также играет важную роль на стадии осуществления плана, в оценке состояния дел и в поиске возможностей и направлений дополнительных управленческих воздействий, предназначенных для ликвидации отклонений от намеченной планом траектории развития.

 

Ч1.В8. Среднее профессиональное образование и высшее образование в РФ

Становление системы СПО связано с развитием и перестройкой содержания образования. После 1917 г СПО стало частью народного образования. К началу 1929 г принято постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования», в соответствии с которым СПО стали реализовывать в техникумах со сроком обучения 3-4 года на базе 7-летней школы. В 1990-х гг. документами, определяющими деятельность СПО стали Закон РФ «Об образовании» и Типовое положение об УСПО.

Можно выделить следующие основные направления деятельности специалистов со СПО: подготовка и обработка технической, технологической информации в целях обеспечения принятия инженерных решений; обеспечение функционирования сложных технических и технологических систем и управление ими; управление деятельностью первичных трудовых коллективов. В отраслях социальной сферы специалисты со СПО осуществляют деятельность в области образования, здравоохранения, права и искусства и др.

СПО обеспечивает условия не только для получения специальности, но и для дальнейшего продвижения личности в образовательной среде. Основными тенденциями развития содержания СПО являются следующие: 1) расширение перечня направлений подготовки специалистов среднего звена; 2)дифференциация содержания среднего профессионального образования; 3)развитие его гибкости и вариативности; 4) гуманизация и гуманитаризация;

5)усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; 6) информатизация содержания среднего профессионального образования; 7)его преемственность с другими уровнями образования.

Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах, представляющих собой общеобразовательные учреждения нового вида, имеющих более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Колледжи реализуют программы не только среднего, но и начального, а также дополнительного проф. образования. Также обучение ведется и в техникумах. В настоящее время подготовка студентов осуществляется по программе топ-50 (50 наиболее востребованных на рынке труда,

новых и перспективных профессий и специальностям.), а государственная аттестация проходит в виде демонстрационного экзамена по стандартам ворлд скилс. Демонстрационный экзаменэто процедура, позволяющая обучающемуся в условиях, приближенных к производственным продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции.

 

Высшее образование имеет целью формирование современного специалиста неотъемлемым образом связаного со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности,  так и его профессиональной подготовкой. Это предполагает соответствующие подходы к подготовке специалиста, которые определяются следующими условиями: осознанием роли, места и значимости системы высшего образования, признаниема научного потенциала, накопленного высшим образованием на основе передовых идей, повышением престижности профессии и привлечением компетентных педагогических кадров.

Для реализации задач подготовки профессионально-педагогических кадров в системе образования России создалась система профессионально-педагогического образования (ППО).

Педагог профессионального образования, подготовлен не к преподаванию отдельного предмета, а к обучению профессии. Для этого он получает специфическое системное образование, состоящее из трех глубоко интегрированных компонентов, включающих: психолого-педагогическую, отраслевую подготовки и подготовку по рабочей профессии. Современное высшее образование характеризуется квалификационной степенью бакалавра образования (первый уровень высшего профессионального образования). 2 уровень магистра и третья учёная степень (кандидат наук)

Аккредитация - это предоставление права, дающего возможность осуществлять образовательную деятельность.

Ч1.В9. Дополнительное профессиональное образование

ДПО – одна из важнейших подсистем непрерывного образования, которая включает в себя:

переподготовку специалистов – когда происходит получение второго высшего образования,

повышение квалификации – это обучение тех лиц, которые имеют профессию в определенной сфере и хотят усовершенствовать профессиональные навыки, знания и умения, не повышая при этом образовательный уровень,

профессиональную переподготовку – здесь следует понимать обучение тех лиц, которые уже имеют определенную должность или профессию, но хотят получить новую, в собственных интересах или с учетом потребностей на производстве,

стажировку- деятельность человека, направленная на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки (например, в ВУЗах при получении специальностей, требующих практических навыков при прохождении педагогических практик, или стажировка при приеме на работу в виде испытательного срока),

 и самообразование- это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями, и направлена на приобретение, усовершенствование своих З,Н, и У, а также на развитие своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека. Это повышение уровня своего образования самостоятельно - т. е. по собственной инициативе, осознанно, без постороннего давления.

Ч1.В10. Инновации в профессиональном образовании

Инновационные процессы - новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров.

В государственных документах установлены приоритетные направления инновационной деятельности в области образования, в число которых вошла и разработка педагогических технологий.

1. Административная технология, обеспечивающая функционирование и непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения.

2.Педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся.

3.Технология воспитательного процесса, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся.

4.Профессиональная технология, обеспечивающая саморазвитие проф. способностей обучающихся, позволяющих им становиться конкурентоспособными профессионалами.

5.Информационная технология, обеспечивающая оперативное использование профессиональной информации.

К новым методам обучения относятся:

 модульное- разбивка учебной информации на несколько самостоятельных частей, так называемых модулей, каждый из которых, предполагает свои цели и методы подачи информации,

дистанционное обучение – применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать студентов, находясь от них на большом расстоянии,

деловые игры- суть метода состоит в моделировании ситуаций, которые относятся к изучаемой теме,

семинар - представляет собой совместное обсуждение педагогом и обучающимися изучаемых вопросов и путей их решения,

кейс-метод основывается на разборе конкретных ситуаций, полностью изучая и анализируя их,

коучинг – метод наставничества.

Ч1.В11. Педагогическая диагностика и мониторинг

Пед. Диагностика (ПД) - это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные

отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов.

Предмет ПД – это результаты обучения в виде реализации трех функций: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Контроль как компонент-это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка - система действий и операций для оценки усвоения знаний, умений и навыков. Контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический итоговый.

Контроль осуществляется в различных формах: индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля: устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучающихся. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, отчетов). Для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков применяется практический контроль. Тестовый контроль, основным инструментом которого является тест.

«Мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Обладает следующими особенностями: постоянный сбор данных; диагностика; информационная оперативность; обратная связь, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс; научность (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров). 

Ч1.В12. Методология и методы педагогических исследований

Под методом (М), следует понимать способ достижения определенных результатов в познании и практике осуществления чего-либо.. Методы пед-го исслед. - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений. М исследования разделяются на эмпирические («эмпирический» - «воспринимаемый посредством органов чувств» - это изучение литературы, документов, наблюдение, опрос, тестирование) и теоретические.

Теоретические М исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Методами теоретического исследования являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация.

Анализ — это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления. Синтез -соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. Сравнение — это сопоставление одного с другим. Абстрагирование —мыслительная операция, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта. Конкретизация - процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного. Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования. Эксперимент –преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное изменение полученных результатов.

Существует 2 вида ПЭ: лабораторный и естественный. Лабор-ным яв-ся Э, проводимый в искусственно созданных условиях. Естественный Э проводится в обычной обстановке. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный Э могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий Э выявляет наличное состояние (до формирующего). Формирующий (обучающий) Э – это активное формирование какой-либо установки.

Шкалирование – это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможностьизобразить в виде шкалы, н-р качества личности.

Шкалирование, при котором оцениваются кач-ва личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

Математические и статистические методы используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Ч1.В13. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании

Образовательная технология - системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

С целью повышения качества подготовки специалистов, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса используют следующие образовательные технологии: личностно-ориентированное  обучение имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося,

 проблемное обучение - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего развиваются мыслительные способности,  тестовые формы контроля знаний  это стандартное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках обучаемого,

 блочно-модульное обучение разбивка учебной информации на несколько самостоятельных частей, так называемых модулей, каждый из которых, предполагает свои цели и методы подачи информации,

метод проектов работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся,

кейс-метод основывается на разборе конкретных ситуаций, полностью изучая и анализируя их,

обучение в сотрудничестве реализуют демократизм, партнерство в субъектных отношениях педагога и студента. Они совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества,

разноуровневое обучение – предполагает разный уровень усвоения учебного материала студентами, от более сложного к  менее, что дает возможность каждому овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося;

 проведение бинарного урока нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, когда урок ведут два педагога,

дистанционное обучение - применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать студентов, находясь от них на большом расстоянии.

Ч1.В14. Личность, ее структура и проявления в профессиональной деятельности

Личность – это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.

Личность следует рассматривать с позиции ее отношений к реальной действительности, к себе, к своей профессиональной подготовке, к взаимодействию с социумом, с природной средой. В этом случае приходится иметь дело с интеллектуальной (память, мышление, воображение), эмоциональной (характер, темперамент), волевой и действенно-практической (интеллектуальные и предметно-практические ЗУН) сферами личности. Так как вне профессиональной деятельности нет развития личности специалиста.

Личность — человек нравственный, присвоивший общественно ценные нормы отношений; индивидуальность – неповторимое своеобразие личности, поддерживающую значиваемые связи с окружаемым миром.

Ч1.В15. Потребности как источник личностной активности

Потребность - это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека. Классификация потребностей: естественные (или физиологические –пища, вода, сон, безопасность) и духовные.

- Духовные потребности. Потребность в общении одна из важнейших потребностей влияющих на профессиональное становление личности. Это обусловлено социальной природой развития личности. Важнейшей потребностью будущего специалиста являются: потребность к достижению успеха.

- Познавательные потребности — являются доминирующими. Это обусловлено в потребностях к знаниям, к познанию окружающей действительности и ее удовлетворении осуществляется на основании ориентировочной деятельности. Это природное свойство человека, обеспечивающее его существование и развитие в течение всей жизни. Познавательность деятельность объединяет в себе потребность в знаниях, умениях, творчестве.

Профессиональные потребности относятся к познавательным.

Ч1.В16. Мотивационная сфера личности

Мотивация - совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах - конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Классифицировать мотивы, можно по видам выделяются социальные и познавательные мотивы; по уровням подразделяются на:

1.широкие социальные мотивы (долг, ответственность).

2.узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих).

3. мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими).

4. широкие познавательные мотивы - проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов.

5.учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов).

6.мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутренние. Внутренние мотивы основаны на интересе, на чем-то важном и необходимом для человека. Внешние мотивы имеют обычно малую перспективу. Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении студента рассказать о том, какие причины побуждают его к действию. Неосознанные мотивы существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, которые могут быть очень сильными. Существуют также мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и педагогами, объективно определяющие достижения, и мотивы мнимые, которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах.

Ч1.В17. Профессиональные интересы личности

Интересы - эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с фактами, которые приобрели значимость. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

1.Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и для того общества, к которому принадлежит личность.

2.Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредствованных интересов. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта. Опосредствованные интересы имеют место, когда реальное значение объекта и значимость его для личности совпадают.

3.По широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других - распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью.

4.По степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения интереса. Устойчивыми будут интересы, выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада.

Устойчивый - интерес способность человека

Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме природы и общества, их определенное понимание. которые высказывает человек, входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть, они приобретают для человека устойчивую значимость, и поэтому он испытывает настоятельную потребность утвердить эти мысли и принципы, защитить их, добиться того, чтобы их разделяли и другие люди.

Ч1.В18. Профессиональная направленность личности

Направленность личности - система мотивов (побуждений), устойчиво присущих данному человеку и обеспечивающих некоторую предсказуемую типичность его целей, поступков в самых разных, в том числе и неожиданных ситуациях. Воспитание направленности личности - важнейшая задача семьи, школы и системы профессионального образования. Важное значение имеет определение профессиональной направленности, профессиональной мотивации, определяющей выбор типа будущей профессии. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.

Направленность включает два момента:

1.Предметное содержание, так как направленность — это направленность на что-то, на какой- то определенный предмет;

2.Напряжение, которое при этом возникает.

Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности обучающихся. Профнаправленность - качество личности, которое определяет отношение человека к профессии, которая придает все



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.