Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прием груза



 

Лекция 4

Осмотр груза. Обязанности лиц, участвующих в грузовых операциях и инструктаж перед началом погрузки. Размещение, укладка и сепарирование грузов в трюмах. Укладка и крепление грузов на палубе. Комплексная механизация грузовых работ.

1.2 Прием груза

Непосредственным руководителем работ по приему груза является грузовой помощник капитана. Он следит за безопасной организацией грузовых работ и соблюдением правил техники безопасности при грузовых операциях.

С началом грузовых работ грузовой помощник капитана приступает к регистрации документов на принятые грузы, выдает расписки на принятые партии груза, (штурманские расписки), ведет грузовую книгу и оформляет таймшиты (акты учета стояночного времени).

Второй помощник во время производства грузовых работ может отлучаться с судна только с разрешения капитана, а в его отсутствии - старшего помощника. В этом случае он передает свои обязанности по приему, распределению по судну и учету поступающего груза вахтенному помощнику капитана или другому лицу, назначенному капитаном.

Вахтенный помощник независимо от того, находится ли на борту второй помощник капитана или нет, наблюдает за производством грузовых работ. Он должен своевременно принять меры по закрытию грузовых люков при выпадении атмосферных осадков, по проветриванию трюмов, проконтролировать загрузку судна в соответствии с грузовым планом, не допускать во время грузовых операций появления крена судна.

В обязанности вахтенного помощника входит контроль над своевременным выходом на смену трюмных матросов и обеспечение их подмены во время обеденного перерыва или в случае болезни.

Прием груза и его учет начинаются только после того, как партия груза будет осмотрена грузовым помощником капитана.

Если партия груза, которую подали к борту судна, не соответствует маркировке на погрузочном ордере, трюмный матрос (тальман) вправе задержать прием груза и доложить об этом грузовому помощнику капитана. Этот груз не допускается к погрузке до тех пор, пока порт или отправитель не предъявит на него соответствующий погрузочный ордер и сертификат.

Трюмный матрос (тальман) обязан знать правила маркировки, технические условия на тару и упаковку грузов и строго следить за полным соответствием маркировки на грузовых местах действующим правилам.

Упакованные штучные места не следует принимать в следующих случаях:

отсутствует маркировка, соответствующая указанной маркировке в грузовых документах;

тара имеет повреждения, сорваны контрольные ленты или пломбы, места имеют следы подмочи;

упаковка кип и тюков не соответствует стандартным размерам, места плохо стянуты лентами или плохо ушиты, упаковочная ткань разорвана или вскрыта, имеются следы грязи;

бочки деформированы, имеют следы течи, пробки не имеют прокладок или неплотно привернуты;

пакет на поддоне не имеет своих упаковочных лент, число мест в пакете не соответствует указанному числу в погрузочном ордере, сломана или сильно изогнута хотя бы одна стойка у стоечного поддона или повреждена стенка ящичного поддона, деформирована грузовая площадка.

Если в трюм или на палубу грузят несколько крупных ящиков, в которые упаковано комплектное оборудование, то ящики (контейнеры, решетки или другая тара), как правило, имеют порядковые номера. Во избежание некомплектной перевозки необходимо заранее переписать все номера каждого комплекта, и тальману, ведущему счет груза, вычеркивать из записи номера поступающих грузовых мест. Если же места комплектного оборудования не пронумерованы, в тальманской расписке об этом делают пометку.

Особое внимание при погрузке необходимо уделять грузам, имеющим специальную, предупредительную маркировку. Они должны быть аккуратно застроплены и бережно погружены на судно. Лебедчики в таких случаях включают механизм на малую скорость и очень внимательно следят за указаниями сигнальщика, подающего команды для работы лебедок.

Небрежный или неумелый счет груза почти всегда приводит к осложнениям между отправителем и перевозчиком. Как правило, этот пробел в работе трюмного матроса обходится очень дорого, так как при выяснении точного числа погруженных мест на судно происходит непроизводительная трата, напрасная трата материальных средств и времени появляются издержки морального характера, которые вредно отражаются на взаимоотношениях сторон, заключивших договор о морской перевозке.

Проверка действительного количества погруженных мест может быть произведена пересчетом мест представителями грузоотправителя и грузоперевозчика в трюме без перевалки груза, если вся партия этого груза оказалась расположенной сверху и полностью просматривается. В других случаях, когда трудно пересчитать количество мест таким способом, приходится производить перевалку груза, т.е. отделять разыскиваемую партию груза от других, и пересчитывать число мест в ней.

Издержки, вызванные пересчетом груза распределяются между спорящими сторонами пропорционально величине ошибок в первоначальном неверном счете груза, допущенном трюмным матросом или береговым тальманом.

Об этом грузовой помощник капитана обязательно должен сказать трюмным матросам во время инструктажа перед началом грузовых работ.

Тальман судна должен непрерывно вести счет груза и сверять свои записи в тальманской книжке о числе мест и марке груза с записями берегового тальмана, а в случае расхождения немедленно прекращать погрузку и докладывать об этом грузовому помощнику капитана. Таким же образом обязан поступить трюмный матрос и в тех случаях, когда груза оказалось меньше, чем по погрузочному ордеру, или погрузочный ордер уже закрыт, а аналогичный груз продолжает поступать на борт судна.

Штучный груз необходимо принимать без перебоя партий, т.е. не разрешать погрузку сразу нескольких разных марок груза, даже если груз однороден и следует в один адрес, но по разным документам.

Для удобства счета трюмный матрос должен потребовать подачи штучных грузов одной марки в каждой сетке, грузовой площадке ("парашюте"), стропе - постоянным числом мест. Это требование должно быть выполнено и при погрузке пакетированного груза.

Запись количества груза следует производить в момент прохождения подъема над фальшбортом судна, так как с этого момента ответственность за сохранность груза переходит от отправителя к перевозчику.

Крупные грузовые места (контейнеры, барабаны с кабелем, бочки), заблаговременно подвезенные к борту судна и аккуратно уложенные на причале, должны быть пересчитаны. Этот пересчет даст возможность трюмному матросу еще до начала погрузки проконтролировать соответствие действительного количества груза, указанному в провозном документе.

Записи в тальманской книжке делают по каждому подъему и сводят в столбцы таким образом, чтобы легко можно было проверить итог по строкам (горизонтально) и по графам (вертикально).

Тальманскую расписку, являющуюся документом о приеме груза, заполняют четко и ясно на бланке установленной формы. Итог записывают цифрами и прописью. Под тальманской распиской ставят подписи трюмный матрос и береговой тальман, производившие приемку (сдачу) груза.

Имеются различные приемы и способы счета груза, позволяющие при внимательной работе матроса или тальмана не допускать просчетов.

Кроме записи каждого подъема, в тальманской книжке может быть рекомендована дополнительная запись в виде геометрических фигур (обычно из элементов), позволяющая контролировать число подъемов.

В портах Юго-Восточной Азии тальманы иногда пользуются комплектами бирок, которые сопровождают каждый подъем груза. При быстрой подаче отдельных штучных грузов с помощью конвейера или другими способами может быть применен небольшой, величиной со спичечный коробок, счетчик, при нажатии кнопки которого раздается хорошо слышимый щелчок либо звонок, а поворачивающийся валик показывает очередную цифру в окошке счетчика.

Правильную укладку штучных грузов производят с помощью прокладочных материалов, которые используют для выравнивания рядов, предотвращения перемещения и раздавливания слабой тары грузов при качке.

Для предупреждения смешивания грузов в одинаковой таре, но оформленных по разным коносаментам используют сепарационные материалы. Обычно прокладочный и сепарационный материалы предоставляет грузоотправитель. Экипаж судна в таком случае обязан обеспечить сохранность этих материалов и сдать их в порту назначения получателю грузов по счету или по массе.

Количество необходимых прокладочного и сепарационного материалов определяется в зависимости от размеров, формы и прочности тары. Поскольку прокладки и сепарация занимают часть объема грузовых помещений и увеличивают массу перевозимого груза, экипажу следует использовать оптимальное количество этих материалов.

Имеется возможность хорошо использовать грузовой объем трюма такой компоновкой разно тарного груза, при которой могут быть соблюдены условия сохранной перевозки и четкого разделения всех партий груза с минимальными запасами прокладочного и сепарационного материалов. Выполнение этих условий требует от экипажа хорошего знания свойств и особенностей перевозимого груза и его тары, а также изучения устройства трюмов и размещения в них наибольшего количества грузов. Например, для хорошей сепарации грузов, прежде всего необходима четкая, ровная укладка граничных рядов и стенок грузов в таре правильной геометрической формы или специальный способ-укладка крайних мест одной партии (мешки, уложенные по окончании одной партии груза стенкой "крест-накрест", и др.).

По окончании погрузки или при необходимости приостановить грузовые работы вследствие непогоды или других причин трюм закрывают. Если люковое закрытие пломбируют, то во время этой операции должен присутствовать второй помощник капитана и трюмный матрос.

 

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ это механизированная погрузка и разгрузка грузов и контейнеров с минимальным числом перегрузок, с наименьшей стоимостью и трудоемкостью при обязательном сохранении первоначального качества грузов в пути.

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с использованием машин непрерывного транспорта повышает производительность труда и эффективность производства. Значение машин непрерывного транспорта в комплексной механизации и автоматизации производства заключается в том, что эти машины являются органами, устанавливающими и контролирующими ритм производственного процесса предприятия наравне с его основным технологическим оборудованием. Машины непрерывного транспорта обеспечивают перемещение грузов непрерывным безостановочным потоком и обусловливают бесперебойное питание сырьем и полуфабрикатами технологического оборудования в поточном производстве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.