Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1. Распределение по видам предметов лизинга.



Таблица 1. Распределение по видам предметов лизинга.

 

Виды предметов лизинга

Годы

Здания и сооружения (%)      6.0 10.0 10.8 17.9 10.3
Машины и оборудование (%)     57.0 40.0 61.7 55.6 48.6
Транспортные средства (%)  35.0 48.0 27.0 25.9 40.9
Остальное (%)           2.0 2.0 0.5 0.6 0.3

 

Основными источниками финансирования лизинговых операций служат заемные средства, составляющие более 80%, из которых 95% кредиты банков. Собственные средства лизингодателей в общем объеме финансирования составляют около 16%, а бюджетные – всего 3-4%.

 

 

Факторинговые операции уже давно вошли в практику кредитных отношений. Как вид торгово-комиссионных операций, осуществляемых  специализированными торговыми посредниками, они возникли еще в XVI – XVII вв. Впоследствии данный вид операций успешно освоили торговых банков.

Основу факторинговой операции составляет наличие потребности субъекта хозяйствования в немедленном превращении дебиторской задолженности в реальные деньги.

Традиционно факторинг определяется как торгово-комиссионная операция, связанная с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним.

В роли факторов могут выступить банки, небанковские кредитно-финансовые и другие организации, имеющие соответствующее разрешение Национального банка, которое дает право осуществлять финансирование под уступку денежного требования (факторинг) в валюте факторинга.

Между участниками факторинговой сделки заключается договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга), согласно которому одна сторона (фактор) обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.

На практике фактор чаще всего возмещает поставщику только часть суммы платежа по долговым требованиям к плательщикам. Основанием для этого является факт отгрузки товара покупателю. Перечисление остальной суммы платежа за поставленные товары осуществляется фактором после поступления средств от плательщика или в течение оговоренного в договоре срока независимо от поступления средств от покупателя.

Неполная оплата счетов, в данном случае, служит для факторинговой фирмы гарантией от возможных убытков в связи с какими-либо обстоятельствами (например, недопоставкой продукции поставщиком, отказом дебитора от оплаты и др.).

Вместе с тем может иметь место и незамедлительное возмещение поставщику полной суммы долга (за вычетом комиссионного вознаграждения и процента за кредит).

Таким образом, поставщик получает в свое распоряжение значительную сумму денежных средств за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, что ускоряет их оборачиваемость в воспроизводственном цикле предприятия.

Далее рассмотрим отдельные особенности факторингового обслуживания.

Договор финансирования под уступку денежного требования не заключается с поставщиками:

- работающими убыточно или признанными судом банкротами и т.п.;

- реализующими свою продукцию на условиях бартерных сделок;

- заключающими со своими клиентами долгосрочные договоры и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, не занимающихся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), а также по операциям филиалов и отделений субъектов хозяйствования, не имеющих статуса юридического лица.

На практике могут создаваться специализированные факторинговые компании как независимые субъекты хозяйствования, которые могут формировать свои ресурсы за счет собственных средств и кредитов банка. Собственные средства образуются первоначально за счет капитала учредителей, а в дальнейшем их прирост происходит за счет доходов от проводимых операций.

В рамках темы «Формы кредита» мы уже знакомились с отдельными видами факторинга. В мировой практике наибольшее распространение получил открытый (конвенционный) факторинг, который предполагает уведомление покупателя о заключении факторинговых соглашений. Такое уведомление производится в форме отметки на счетах (требованиях), где поставщик указывает, что требование продано факторинговой фирме.

При закрытом (конфиденциальном) факторинге, который получил широкое распространение в Беларуси, никто из контрагентов поставщика не уведомляется о кредитовании его продаж факторинговой компанией и операции ограничиваются учетом платежных требований. Стоимость конфиденциальных операций факторинга обычно выше конвенционных.

При постоянных или прочных контактах между поставщиком и факторинговой фирмой может заключаться договор на полное факторинговое обслуживание, которое включает помимо инкассирования дебиторской задолженности поставщика и кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований включает в себя:

- ведение бухгалтерского учета дебиторов;

- страхование поставщика от кредитного риска и управление кредитом;

- защиту от появления сомнительных долгов;

- обеспечение гарантированного притока денежных средств;

- консультирование;

- информационные, сбытовые, транспортные и иные услуги.

Для факторонговой компании эффективность полного факторингового обслуживания тем больше, чем шире спектр услуг, дополнительно оказываемых поставщику.

Комплексный характер услуг факторинговых компаний позволяет не только переносить на эти компании часть функций бухгалтерии и отдела реализации, но и поручать им просчитывать перспективы развития сбытовой стратегии поставщика, последствия его выхода на рынок, чтобы избежать рисков на неосвоенных рынках. Такой договор составляют, как правило, без права регресса, при котором факторинговая компания, становясь собственником неоплаченных требований, берет на себя риск их неоплаты, т.е. обеспечивает непрерывным краткосрочным кредитом поставщика и освобождает его от издержек по страхованию кредита.

В договоре на факторинговое обслуживание указываются:

- название плательщика;

- номер и дата договора, форма расчетов;

- документы, на основании которых производится отгрузка продукции поставщиком;

- сумма денежного требования, которая уступается;

- размер и сроки финансирования поставщика фактором;

- порядок выплаты и размеры комиссионного вознаграждения и процентов по факторингу;

- форма факторинга;

- характер договора – с правом или без права фактора на регресс;

- взаимные обязательства и ответственность;

- порядок оформления документов и др.

До заключения договора факторинговая фирма изучает поставщика:

- его хозяйственно-финансовое положение;

- качество продукции и услуг, их конкурентность на рынке;

- перспективы развития;

- состав покупателей и т.д.

Чтобы избежать риска при проведении факторинговых операций, фактор (при обслуживании с правом регресса) вправе потребовать от поставщика документы, подтверждающие его залоговые обязательства, а также баланс и другую информацию, характеризующую финансовое состояние поставщика. При открытом факторинге он может запросить у плательщика сведения о его платежеспособности.

Для страхования рисков при операциях факторинговая фирма имеет в своем распоряжении различные методы. В частности, она может устанавливать в договоре предельные суммы лимит кредитования поставщика; предельные суммы отгрузок поставщиком одному покупателю; предельный размер предварительной оплаты по каждой сделке и др.

Плата за услуги факторинговой компании со стороны поставщика поступает в форме комиссионного вознаграждения за обслуживание и процента от торгового оборота поставщика. Она зависит от степени риска, размера дебиторской задолженности поставщика, структуры его производственной деятельности, кредитоспособности покупателей, конъюнктуры рынка, вида факторинга, объема и трудоемкости операций и др.

Плата за кредит (процент) определяется за период между получением платежа поставщиком от фактора и датой поступления платежа от плательщика фактору.

Преимущества факторингового обслуживания:

- улучшается оборачиваемость средств в расчетах между покупателем и продавцом, что положительным образом сказывается на создании условий для успешной производственной деятельности обоих;

- снижается риск появления сомнительных долгов;

- упрощается структура баланса.

Для факторинговой компании имеют значение расширение клиентуры, объем и перечень услуг, плата за них.

Покупателю факторинг может быть выгоден и тем, что позволяет мобилизовать денежные ресурсы для платежа в заранее оговоренные сроки.

В Беларуси особенности заключения договора под уступку денежного требования (договора факторинга) определены Главой 19 Банковского кодекса Республики Беларусь.

 

 

Ломбарды – кредитные организации, выдающие ссуды под залог движимого имущества, осуществляющие хранение заложенных товарно-материальных и иных ценностей, а при необходимости, осуществляющие также торговые операции по продаже заложенного имущества на комиссионных началах.

Ломбарды бывают государственными, коммунальными, частными и смешанного типа. Они оказывают услуги главным образом физическим лицам, принимая на хранение:

- предметы личного пользования и домашнего (семейного) потребления;

- предметы производственно-технического назначения;

- ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, жемчуга, янтаря;

- иные материальные и нематериальные ценности.

В соответствии с законодательством ломбард должен иметь лицензию на право принимать в залог и на хранение изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (с обязательной сдачей в государственный фонд невостребованных в срок изделий).

В качестве залога принимаются либо новые промышленные товары, либо бывшие в употреблении товары народного потребления, которые пользуются устойчивым спросом и отвечают необходимым требованиям санитарии. При этом если речь идет о сложнотехнических товарах, то они должны находиться в исправном рабочем состоянии.

В ломбард не принимаются:

- вещи, розничная продажа которых запрещена (ограничена) законом (яды, оружие, вещи с повышенным содержанием радионуклидов и др.);

- продукты питания;

- ордена, медали, знаки отличия;

- изделия из драгоценных металлов и камней, занесенных в список, утвержденный соответствующими государственными органами.

Кроме того, ломбард не вправе принимать имущество, включенное в перечень объектов, относительно которых по причине их исторической, культурной или иной ценности либо в целях обеспечения государственной безопасности применение залога не допускается.

Имущество принимается и выдается только от или в адрес совершеннолетних граждан при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Операции ломбардов с другими лицами, представляющими интересы клиента, осуществляются только на основании доверенности, заверенной в установленном порядке.

Имущество, сдаваемое в ломбард, оценивается по соглашению сторон с участием товароведа-оценщика.

При этом если изделия выполнены из драгоценных металлов или камней, то их оценку осуществляют товароведы, сдавшие технический минимум по опробованию ювелирных изделий и их лома.

Товаровед-оценщик должен знать действующие стандартные, технические условия на ювелирные изделия, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, а также существующие методики по опробованию и оценке изделий, лома и сплавов из драгоценных металлов.

Все предлагаемые ценности, независимо от наличия клейма, пробы, проходят опробование с учетом имеющихся особенностей в подходах к оценке разных видов изделий.

Оформление операции по приему имущества на хранение ломбард производит по квитанции строгой отчетности или по другому документу по договоренности сторон. Первый экземпляр остается в ломбарде, второй – выдается сдатчику имущества.

 По просьбе лица, сдавшего имущество на хранение, срок хранения может быть продлен.

В обязанности ломбарда входит:

- принятие мер для хранения предметов заклада и их сохранности;

- немедленное возвращение предметов заклада после выполнения залогодателем или третьим лицом условия договора;

- уплата за счет залогодателя налогов и сборов, связанных с заложенным имуществом, если иное не предусмотрено договором;

- страхование принятого в залог имущества на полную стоимость за счет и в интересах залогодателя, если иное не предусмотрено договором.

Ломбарду не разрешается перезакладывать переданное в залог имущество, а также пользоваться предметами заклада.

В случае утраты, недостачи имущества, сданного в залог, ломбард возмещает залогодателю стоимость сданного в залог имущества, а при повреждении предмета залога – сумму, на которую снизилась его стоимость, или полную сумму, если это предусмотрено договором.

Если ломбард ненадлежащим образом хранит или использует предмет заклада, залогодатель вправе в любое время потребовать прекращения заклада или досрочно выполнить обеспеченное закладом обязательство.

Получая в залог имущество, ломбарды кредитуют его сдатчика. В этой связи можно отметить, что ломбардный кредит – это краткосрочный потребительский кредит, который обеспечивается закладом имеющих хождение на рынке и поэтому легко реализуемых движимого имущества или прав.

Предельные суммы, которые могут быть выданы одному лицу, число ссуд и сроки, на которые они предоставляются, а также размеры платы за пользование ссудой (и за хранение имущества) определяются по соглашению сторон (договору). При этом плата может выставляться сразу при выдаче ссуды или после окончания договорного срока.

В договоре между ломбардом и его клиентом обязательно оговариваются условия залога имущества. В этой связи отдельно может быть заключен договор залога.

Ломбард, выдающий кредит под залог ценных бумаг, обязан заключать с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор на их реализацию в случае непогашения ссуды в установленный срок.

Физическое лицо вправе использовать ломбардный кредит по своему усмотрению и любое ограничение данного положения является необоснованным.

По просьбе сдатчика имущества ломбард может продлить срок возврата ссуды, что предполагает обычно более высокий процент.

При невозврате в установленный срок кредита, обеспеченного залогом имущества, ломбард реализует это имущество на комиссионных началах через торговые организации либо продает его самостоятельно. В последнем случае, если предмет залога не пользуется спросом, ломбард может снизить цену, а если имущество останется нереализованным, ломбард может возвратить залогодателю предмет залога и взыскать долги через суд.

Если сумма от реализации заложенного имущества недостаточна для полного удовлетворения требований ломбарда, он вправе получить недостающую сумму из другого имущества должника в порядке, предусмотренном законодательством.

Возможен и обратный случай, когда при реализации заложенного имущества полученная сумма превышает размер требований ломбарда. В этом случае разница выплачивается залогодателю.

Из суммы, полученной от продажи имущества, погашаются:

- плата за хранение за все время фактического нахождения имущества в ломбарде;

- выданная ссуда, включая проценты по ней;

- расходы по продаже имущества;

- другие расходы, оговоренные в договоре сторон.

В настоящее время на территории Республики Беларусь работают около 200 ломбардов. Каждый из них имеет свои условия оценки, хранения и свои процентные ставки. Однако деятельность всех ломбардов регулируется следующими нормативными документами:

- Гражданским Кодексом Республики Беларусь;

- Законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2586-XІІ «О залоге»;

- Законом Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 1994 г. № 353 «Об утверждении Положения о порядке проведения ломбардных операций» и иными нормативными документами.

Следует отметить, что в Беларуси стоимость золота и ювелирных украшений, передаваемых ломбардам в качестве залога, регламентируется Министерством финансов. Причем оценивается только чистый вес драгоценного металла, а вот художественное оформление или инкрустированные в украшение драгоценные камни никакой роли не играют.

Очень популярными в Беларуси в последнее время стали автоломбарды.

Автоломбард – ломбард, специализированный на выдаче денежных средств под залог автомобиля. В качестве залогового имущества также может выступать мото- и гидротехника (катера, аквабайки), а также автобусы и спецтехника.

Автоломбард осуществляет выдачу кратковременных кредитных займов в размере от 40 до 80 % от рыночной стоимости залогового имущества под определённый процент. При этом составляется краткосрочный кредитный договор, закрепляющий права и обязанности обеих сторон.

Принимая на хранение транспортные средства, автоломбард гарантирует сохранность имущества: автомобиль помещается на охраняемую стоянку и при этом составляется акт приёма-передачи, где фиксируется пробег, наличие / отсутствие повреждений и другая важная информация о залоговом имуществе.

Получение денег в ломбарде можно сравнить с экспресс-кредитами или кредитами под залог, которые предоставляются некоторыми банками с той лишь разницей, что проценты за пользование кредитом в банке существенно ниже. Если в ломбардах они в среднем составляют от 20 до 35% в месяц или около 1,5 - 2% в день, то в банках – 3-4% в месяц или 40-50% годовых.

В большинстве своем процентные ставки зависят от срока, на который закладывается имущество и от стоимости такого имущества – чем больше срок залога – тем меньше процентная ставка.

Отданная в ломбард вещь может храниться от одного дня до одного месяца. Если по окончании этого срока клиент не пришел выкупать вещь, ломбард выжидает еще месяц (при этом насчитываются штрафные проценты), а затем вещь либо продается, либо (если это изделие из драгметалла) сдается в Гохран (Государственное хранилище ценностей Республики Беларусь). При этом никаких штрафных санкций к клиенту не применяется.

Порядка 15 - 20% вещей, принесенных в ломбард под залог, не выкупаются.

Таким образом, к специфическим чертам ломбарда как кредитной организации можно отнести:

- выдачу краткосрочного потребительского кредита под обеспечение залога (в сочетании с залоговыми операциями);

- особенности клиентуры;

- особенности закладываемого имущества и прав;

- осуществление ряда некредитных операций (хранение, продажа имущества);

- необходимость значительного первоначального капитала для начала работы;

- востребованность услуг и доступность широкому кругу пользователей.

Неоспоримым плюсом ломбарда является оперативность получения денег. Пока банк рассмотрит документы, изучит кредитную историю клиента и вынесет решение – может пройти достаточно много времени.

 

 

Начнем с определения.

Финансовая (валютная) биржа – небанковская финансовая организация, деятельность которой включает в себя организацию торговли валютой, ценными бумагами, кредитными ресурсами, а также иными объектами финансового оборота. Она предоставляет услуги, способствующие заключению сделок в соответствии со специально установленными правилами торговли.

Взаимные (паевые) фонды – инвестиционные финансовые посредники, формирующие свои ресурсы за счет продажи населению паев и направляющие привлеченные средства на покупку акций и других ценных бумаг. Их пайщики объединяют средства для покупки крупных пакетов акций, облигаций корпораций и предприятий. Каждый в отдельности был бы не в состоянии сделать такое приобретение.

Пайщики могут в любой момент продать, вернуть свои паи. Стоимость паев определяется совокупной стоимостью всех ценных бумаг, которыми владеет фонд на данный момент.

Взаимные (паевые) фонды позволяют своим клиентам кроме покупки пая открывать чековые счета депозитного типа. Они разрешают пайщикам выписывать чеки против своих паев при соблюдении определенных условий (например, ограничении суммы чека).

Расчетно-кассовые центры – это специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие комплекс банковских услуг для физических и юридических лиц.

Они создаются на определенной территории (в регионе) или определенной группой учредителей.

Расчетно-кассовые центры могут проводить следующие операции:

- открывать счета (включая корреспондентские);

- осуществлять прием денежных средств и зачислять их на соответствующие счета;

- производить платежи, зачеты и другие операции по поручению клиентов;

- принимать на экспертизу денежную наличность и платежные документы;

- обеспечивать клиентов оперативной информацией о состоянии их счетов; осуществлять консалтинговые операции и т.п.

 

 

 Трастовые компании – специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие трастовые (доверительные) операции для физических и юридических лиц.

В свою очередь доверительные (трастовые) операции – операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами) и вы­полнение иных услуг по поручению и в интересах клиентов.

Суть доверительных операций состоит в том, что одна сторона (вверитель) пере­дает другой стороне (доверительному управляющему) на опре­деленный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий, в свою очередь, обязуется за вознаграждение управ­лять этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

В соответствии с договором довери­тельный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические (законные) действия в интересах вверителя и (или) выгодоприобретателя.

Вверителем имущества, передаваемого в доверительное уп­равление, является собственник или доверенное лицо собствен­ника. Это могут быть юридические, физические лица, органы опеки и попечительства, различные фонды, иные обществен­ные организации.

Доверительным управляющим может быть коммерческая организация, трастовые компании, банки, индивидуальные предприниматели и др. Доверительным управляющим не мо­жет быть выгодоприобретатель по договору доверительного уп­равления имуществом.

Выгодоприобретатель – лицо, в пользу которого, заключен трастовый договор, в частности относительно получения доходов от трастовых операций.

Объектами трастовых операций являются:

- недвижимость производственного и непроизводственного характера;

- движимое имущество (транспортные средства, средства связи и т.д.);

- имущественные права;

- денежные средства;

- ценные бумаги.

Отношения, возникающие при доверительном управлении имуществом, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными нормами гражданского и банковского законодательства. В частности глава 23 Банковского кодекса Республики Беларусь определяет основные принципы организации и осуществления доверительного управления денежными средствами и ценными бумагами, переданными в доверительное управление.

Трастовые компании могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных организаций. Они имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности, а за услуги – взимают плату в виде комиссионных вознаграждений.

 

 

Среди небанковских кредитно-финансовых организаций выделяются те, которые занимаются главным образом сберегательными операциями. Как правило, это ссудно-сберегательные общества и ассоциации, а также взаимосберегательные общества. Рассмотрим их подробнее.

Ссудно-сберегательные общества – это НФКО, осуществляющие привлечение средств своих членов и выдачу им ссуд, а также продажу клиентам особых сертификатов, которые по первому требованию можно выкупить по номиналу и получить доход в виде процента (аналогично срочным вкладам и т.д.).

Ссудно-сберегательные ассоциации формируют свои ресурсы за счет открытия сберегательных депозитов (паев), а также срочных и чековых счетов.

Лица, доверяющие свои сбережения ссудно-сберегательным ассоциациям, именуются акционерами и получают доход в виде дивидендов.

Возврат сбережений или выкуп пая возможны лишь с предварительным уведомлением, как правило, за 30–90 дней.

Привлеченные ссудно-сберегательными ассоциациями средства традиционно используются на выдачу кредитов под залог недвижимости, т.е. активные операции представлены главным образом ипотечными операциями и обеспечиваются закладными.

Кроме того, ссудно-сберегательным ассоциациям разрешается выдавать потребительские кредиты и выполнять другие подобные виды деятельности.

Взаимосберегательные общества (банки) принимают от населения мелкие сбережения и инвестируют их в некоторые виды ценных бумаг (как правило закладные), т.е. выдают ссуды под залог недвижимости, чем походят на ссудно-сберегательные ассоциации. Они также могут открывать чековые счета и выдавать ссуды различных видов, не ограничиваясь лишь ипотечными кредитами.

Однако их корпоративная структура несколько отличается от структуры ссудно-сберегательных ассоциаций. Такие общества (банки) традиционно функционируют как кооперативы, которыми владеют вкладчики, получающие доход в виде процента по вкладу.

Помимо уже рассмотренных выше кредитно-финансовых организаций, осуществляющих сберегательные операции в мировой практике встречаются также почтово-сберегательные кассы и контрактные сберегательные организации, к числу которых мы относим страховые компании и пенсионные фонды.

Остановимся на них подробнее.

Почтово-сберегательные кассы – НФКО, которые через почтовые отделения аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств, проводят кредитно-расчетные операции, характерные для банков. Они предоставляют возможность людям среднего достатка получать кредиты и хранить сбережения на более выгодных условиях.

Контрактные сберегательные организации – это финансовые посредники, периодически привлекающие ресурсы на контрактной основе. Они достаточно точно прогнозируют свои платежи по годам, что помогает им принять решение о вложении этих средств в долгосрочные ценные бумаги, в том числе корпоративные, муниципальные и государственные акции, облигации и закладные.

Страховые компании формируют свои средства путем продажи страховых полисов и используют их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг.

Полисы клиентов, представляя собой долговые обязательства страховых компаний, используются их держателями (юридическими и физическими лицами) на покрытие непредвиденных расходов в будущем.

 По своему содержанию операции страховых компаний очень близки к банковским операциям, так как мобилизация ресурсов и принцип возвратности могут быть задействованы в интересах группы лиц, а не каждого отдельного лица в этой группе. Именно поэтому страховые компании конкурируют с банками, инвестиционными и пенсионными фондами по своим активным операциям. В их арсенале – индексирование коммерческих векселей, страхование валютных рисков и кредитов и др.

Пенсионные фонды – это НФКО, которые материально обеспечивают своих клиентов после выхода на пенсию за счет привлечения взносов работающих граждан и работодателей с целью последующего их вложения в корпоративные и другие виды ценных бумаг.

Поскольку требования о выплате предъявляются клиентами не сразу, а только после выхода на пенсию, пенсионные фонды имеют достаточно устойчивые ресурсы для проведения активных операций. Они возникают как дополнение к системе государственных пенсионных фондов.

Кредитные союзы – это кредитно-финансовые организации, создаваемые на правах кооперативов группами людей или мелких кредитных учреждений, предприятий и организаций.

Основными операциями кредитных союзов являются:

- привлечение депозитов (вкладов);

- выпуск займов;

- предоставление ссуд;

- торгово-посреднические и комиссионные операции;

- консультационная деятельность;

- учет векселей и др.

Кредитные союзы могут быть образованы в форме:

- касс взаимопомощи;

- кредитных товарищества;

- обществ взаимного кредитования;

- строительных кооперативы.

Рассмотрим их более подробно.

Кассы взаимопомощи могут быть образованы определенной группой людей (членами профсоюза, работниками какой-либо фирмы), формирующих свой капитал по профессиональному либо территориальному признаку за счет периодических взносов их членов, в целях предоставления краткосрочного потребительского кредита.

Кредитные товарищества (союзы) могут создаваться в двух основных формах:

а) как объединения ряда самостоятельных кредитных организаций;

б) в форме объединения разных участников.

В первом случае капитал формируется за счет внесения паев, периодических взносов, а также выпуска займов, предоставляемых, как самим участникам, так и иным лицам.

Во втором случае основной целью образования кредитного товарищества является кредитно-расчетное обслуживание исключительно своих участников – кооперативов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса, физических лиц.

Их капитал формируется, главным образом, из паевых, вступительных и обязательных взносов членов товарищества, которые при выбытии не возвращается.

Основными пассивными операциями являются привлечение вкладов и размещение займов.

Основные активные операции: ссудные, комиссионные, торгово-посреднические операции.

Так, например, в Беларуси примером кредитного товарищества является Республиканский микрофинансовый центр (РМЦ), который объединяет ресурсы действующих в республике микрофинансовых организаций и действует только в их интересах.  Его миссия – способствовать развитию сильного и самоокупаемого сектора микрофинансирования в Республике Беларусь, с целью улучшения доступа малого бизнеса и малообеспеченных людей к финансовым ресурсам, создавать рабочие места и повышать уровень жизни людей с невысоким уровнем доходов.

В настоящее время РМЦ объединяет 7 кооперативов финансовой взаимопомощи (кредитные союзы), Международный фонд развития сельских территорий и одну лизинговую компанию (ООО «Финпрофит»). Кроме того, центром заключены договора о партнёрстве с Ассоциацией белорусских банков и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства.

РМЦ работает по шести основным направлениям:

1) предоставление финансовых ресурсов белорусским МФО;

2) предоставление гарантий белорусским МФО;

3) развитие инфраструктур поддержки сектора – подготовка кадров, внедрение эффективных технологий, вовлечение все большего числа организаций в сферу микрофинансирования;

4) формирование национальных стандартов микрофинансирования;

5) совершенствование правовой среды с учетом интересов всех форм микрофинансирования;

6) информационный обмен для создания единого информационного пространства микрофинансирования в Республике Беларусь и включения его в международные системы микрофинансирования и микрокредитования.

Преимущества членства в РМЦ для микрофинансовых организаций:

1) доступ к заемным финансовым ресурсам:

а) через прямое кредитование;

б) через предоставление гарантий РМЦ банку для получения кредитов;

2) предоставление оборудования в микролизинг;

3) обучение сотрудников микрофинансовой организации современным технологиям микрофинансирования, управлению персоналом, маркетингу, мотивации;

4) доступ к информации Бюро кредитных историй РБ;

5) привлечение на платной основе специалистов микрофинансовой организации для реализации проектов на территории Республики Беларусь и за рубежом;

6) участие по льготным ставкам в международных конференциях и совещаниях, организованных микрофинансовыми центрами СНГ, Центральной и Восточной Европы.

Далее остановимся на одной из разновидностей кредитных товариществ - обществах сельскохозяйственного кредита (ОСК), учредителями которых могут быть отделения Центрального, коммерческих и специализированных банков, правительственные структуры, физические и юридические лица.

Основное направление деятельности – содействие и кредитно-расчетное обслуживание сельского хозяйства, кредитование затрат на покупку инвентаря, скота, семян, удобрений, мелиоративных и иных работ и т. д.

Клиентами ОСК выступают крестьянские хозяйства, фермеры, а также сельскохозяйственные предприятия.

Основные операции ОСК:

а) краткосрочные и среднесрочные ссуды и прием вкладов;

б) посредническая деятельность.

Особенности в организации деятельности ОСК заключается в существенных налоговых льготах: ОСК освобождаются от уплаты налога на прибыль, а их пайщики наделяются правом получения налоговых скидок либо отсрочки при уплате налогов.

Еще одной формой кредитных союзов являются общества (организации) взаимного кредита (ОВК) – кредитные организации, обслуживающие мелкий и средний бизнес. Их участниками могут быть любые юридические и физические лица (за исключением государственных органов).

Целью деятельности общества является кредитование своих участников за счет собственных средств и средств этих участников, размещаемых во вклады в обществе взаимного кредита.

Другие виды деятельности, кроме ссудных и депозитных операций для своих членов, общества обычно не ведут.

Процедура приема в члены ОВК имеет свои особенности, в частности приемный комитет (комиссия):

а) оценивает кредитоспособность вступающего;

б) анализирует предоставляемые вступающим гарантии или поручительства;

в) получает и оценивает закладываемое в качестве обеспечения имущество;

г) определяет максимально допустимый размер открываемого ему кредита.

При вступлении каждый из членов ОВК:

а) вносит определенный взнос (например, 10-30% открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого взноса);

б) обязуется нести ответственность по своим личным долгам обществу, а также по операциям ОВК в размере, равном сумме открытого ему кредита.

По решению ОВК отдельным его членам размер членского взноса может быть увеличен без изменения суммы открытого ему кредита. При выбытии из ОВК его участник погашает:

а) сумму основного долга (с уплатой причитающихся обществу кредитов);

б) приходящуюся на участника часть убытков общества, если таковые имеются.

После этого выбывающему возвращаютс



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.