Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура. Гармония



Структура

Ха­рак­тер­ное вы­ступ­ле­ние фла­мен­ко с пе­ни­ем и ги­тар­ным ак­ком­па­не­мен­том, со­сто­ит из серии ча­стей в раз­лич­ных сти­лях. Каж­дая часть пред­став­ля­ет собой набор сти­хов (на­зы­ва­ю­щих­ся copla, tercio или letras), ко­то­рые пе­ре­ме­жа­ют­ся ги­тар­ны­ми ин­тер­лю­ди­я­ми на­зы­ва­е­мы­ми falsetas. Обыч­но ги­та­рист также ис­пол­ня­ет ко­рот­кое вступ­ле­ние, ко­то­рое за­да­ёт то­наль­ность, ком­пас и темп песни. В неко­то­рых сти­лях ги­тар­ные ин­тер­лю­дии имеют опре­де­лён­ную струк­ту­ру, на­при­мер, ти­пич­ные се­ви­лья­нас иг­ра­ют­ся по ри­сун­ку ААБ, где А и Б — оди­на­ко­вые части, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся окончанием.

Гармония

Гар­мо­ния фла­мен­ко со­че­та­ет черты как мо­даль­но­сти, так и клас­си­ко-ро­ман­ти­че­ской то­наль­но­сти. Два наи­бо­лее узна­ва­е­мых мо­да­лиз­ма во фла­мен­ко — фри­гий­ский обо­рот и цы­ган­ская гамма (иначе на­зы­ва­е­мой «араб­ской гам­мой»). Фри­гий­ский обо­рот, на­при­мер, встре­ча­ет­ся в со­ле­а­рес, в боль­шин­стве бу­ле­ри­ас, си­ги­рий­яс, тан­гос и тьен­тос, цы­ган­ская гамма — в саэте.

Ти­пич­ная по­сле­до­ва­тель­ность ак­кор­дов, в Ис­па­нии на­зы­ва­е­мая ан­да­лу­сий­ской ка­ден­ци­ей, пред­став­ля­ет собой мест­ную раз­но­вид­ность фри­гий­ско­го обо­ро­та, на­при­мер, Am-G-F-E. Зву­ко­вы­сот­ную си­сте­му, опи­ра­ю­щу­ю­ся на ис­поль­зо­ва­ние такой ка­ден­ции, в ли­те­ра­ту­ре по фла­мен­ко на­зы­ва­ют «ан­да­лу­сий­ским», «фри­гий­ским», или «до­рий­ским» ладом (его не сле­ду­ет отож­деств­лять с мо­но­ди­че­ски­ми фри­гий­ским и до­рий­ским ла­да­ми в ан­тич­ной и сред­не­ве­ко­вой му­зы­ке). По мне­нию из­вест­но­го ги­та­ри­ста-фла­мен­ки­ста Ма­но­ло Сан­лу­ка­ра, в этом ладе ак­корд E (ми мажор) яв­ля­ет­ся то­ни­кой, F (фа мажор) имеет гар­мо­ни­че­скую функ­цию до­ми­нан­ты, в то время как Am (ля минор) и G (соль мажор) иг­ра­ют роль суб­до­ми­нан­ты и ме­ди­ан­ты со­от­вет­ствен­но. По дру­гой (более рас­про­стра­нён­ной) точке зре­ния, то­ни­кой в дан­ном слу­чае яв­ля­ет­ся ля-ми­нор­ный, а до­ми­нан­той — ми-ма­жор­ный ак­корд. В связи с ти­пич­ной дис­по­зи­ци­ей со­зву­чий в фор­мах фла­мен­ко мет­ри­че­ски наи­бо­лее силь­ным ока­зы­ва­ет­ся до­ми­нан­то­вый ак­корд («силь­ный» от­то­го, что на нём за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ри­од), от­сю­да аль­тер­на­тив­ное на­зва­ние зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ры та­ко­го типа — до­ми­нан­то­вый лад.

Ги­та­ри­сты ис­поль­зу­ют два ос­нов­ных ап­пли­ка­тур­ных ва­ри­ан­та ан­да­лу­сий­ской ка­ден­ции — «por arriba» («ввер­ху») и «por medio» («в се­ре­дине»). Для транс­по­зи­ции ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся ка­по­дастр. Ва­ри­ант «por arriba» со­от­вет­ству­ет (при игре без ка­по­даст­ра) по­сле­до­ва­тель­но­сти ак­кор­дов Am-G-F-E, ва­ри­ант «por medio»: Dm-C-B-A. Со­вре­мен­ные ги­та­ри­сты, на­при­мер, Рамон Мон­тойя, стали ис­поль­зо­вать и дру­гие ап­пли­ка­тур­ные ва­ри­ан­ты ан­да­лу­сий­ской ка­ден­ции. Так Мон­тойя начал ис­поль­зо­вать ва­ри­ан­ты: Hm-A-G-F# для та­ран­ты, Em-D-C-H для гра­на­ди­ны (гранаины) и C#m-H-A-G# для ми­не­ры. Мон­тойя также со­здал новый жанр фла­мен­ко для ги­та­ры соло, рон­де­нья, с ка­ден­ци­ей F#m-E-D-C#, ис­пол­ня­е­мый со скор­да­ту­рой (6-я стру­на: ре; 3-я: фа диез). Эти ва­ри­ан­ты вклю­ча­ют в ка­че­стве до­пол­ни­тель­ных кон­струк­тив­ных эле­мен­тов зву­ча­ние от­кры­тых струн на неак­кор­до­вых сту­пе­нях, что стало спе­ци­фи­че­ской чер­той гар­мо­нии фла­мен­ко в целом. Позд­нее ги­та­ри­сты про­дол­жи­ли рас­ши­рять набор ис­поль­зу­е­мых ап­пли­ка­тур­ных ва­ри­ан­тов и скор­да­тур.

Неко­то­рые стили фла­мен­ко ис­поль­зу­ют ма­жор­ный лад гар­мо­ни­че­ской то­наль­но­сти, это кан­ти­нья и але­гриа, гу­а­хи­ра, неко­то­рые бу­ле­риа и тона, а также ка­ба­ле (раз­но­вид­ность си­ги­рийи). Ми­нор­ный лад ас­со­ци­и­ру­ет­ся с фар­ру­кой, ми­лон­гой, неко­то­ры­ми сти­ля­ми танго и бу­ле­риа. В общем слу­чае, тра­ди­ци­он­ные стили с ис­поль­зо­ва­ни­ем ма­жор­но­го и ми­нор­но­го лада огра­ни­че­ны по гар­мо­нии ис­поль­зо­ва­ни­ем двух­ак­кор­до­вых (то­ни­ка-до­ми­нан­та) или трёх­ак­кор­до­вых (то­ни­ка-суб­до­ми­нан­та-до­ми­нан­та) по­сле­до­ва­тель­но­стей. Од­на­ко со­вре­мен­ные ги­та­ри­сты ввели в прак­ти­ку за­ме­ны ак­кор­дов (англ. Chord sub­sti­tu­tion), пе­ре­ход­ные ак­кор­ды и даже мо­ду­ля­цию.

Фандан­го и про­из­вод­ные от него стили такие как ма­ла­ге­нья, та­ран­та и кар­та­хе­не­ра ис­поль­зу­ют два лада: ги­тар­ное вступ­ле­ние ис­пол­ня­ет­ся во фри­гий­ском ладе, тогда как всту­па­ю­щее пение осу­ществ­ля­ет­ся в ма­жо­ре, с пе­ре­хо­дом ближе к концу вновь во фригийский.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.