|
|||
Структура. Гармония ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Структура Характерное выступление фламенко с пением и гитарным аккомпанементом, состоит из серии частей в различных стилях. Каждая часть представляет собой набор стихов (называющихся copla, tercio или letras), которые перемежаются гитарными интерлюдиями называемыми falsetas. Обычно гитарист также исполняет короткое вступление, которое задаёт тональность, компас и темп песни. В некоторых стилях гитарные интерлюдии имеют определённую структуру, например, типичные севильянас играются по рисунку ААБ, где А и Б — одинаковые части, различающиеся окончанием. Гармония Гармония фламенко сочетает черты как модальности, так и классико-романтической тональности. Два наиболее узнаваемых модализма во фламенко — фригийский оборот и цыганская гамма (иначе называемой «арабской гаммой»). Фригийский оборот, например, встречается в солеарес, в большинстве булериас, сигирийяс, тангос и тьентос, цыганская гамма — в саэте. Типичная последовательность аккордов, в Испании называемая андалусийской каденцией, представляет собой местную разновидность фригийского оборота, например, Am-G-F-E. Звуковысотную систему, опирающуюся на использование такой каденции, в литературе по фламенко называют «андалусийским», «фригийским», или «дорийским» ладом (его не следует отождествлять с монодическими фригийским и дорийским ладами в античной и средневековой музыке). По мнению известного гитариста-фламенкиста Маноло Санлукара, в этом ладе аккорд E (ми мажор) является тоникой, F (фа мажор) имеет гармоническую функцию доминанты, в то время как Am (ля минор) и G (соль мажор) играют роль субдоминанты и медианты соответственно. По другой (более распространённой) точке зрения, тоникой в данном случае является ля-минорный, а доминантой — ми-мажорный аккорд. В связи с типичной диспозицией созвучий в формах фламенко метрически наиболее сильным оказывается доминантовый аккорд («сильный» оттого, что на нём заканчивается период), отсюда альтернативное название звуковысотной структуры такого типа — доминантовый лад. Гитаристы используют два основных аппликатурных варианта андалусийской каденции — «por arriba» («вверху») и «por medio» («в середине»). Для транспозиции широко используется каподастр. Вариант «por arriba» соответствует (при игре без каподастра) последовательности аккордов Am-G-F-E, вариант «por medio»: Dm-C-B-A. Современные гитаристы, например, Рамон Монтойя, стали использовать и другие аппликатурные варианты андалусийской каденции. Так Монтойя начал использовать варианты: Hm-A-G-F# для таранты, Em-D-C-H для гранадины (гранаины) и C#m-H-A-G# для минеры. Монтойя также создал новый жанр фламенко для гитары соло, ронденья, с каденцией F#m-E-D-C#, исполняемый со скордатурой (6-я струна: ре; 3-я: фа диез). Эти варианты включают в качестве дополнительных конструктивных элементов звучание открытых струн на неаккордовых ступенях, что стало специфической чертой гармонии фламенко в целом. Позднее гитаристы продолжили расширять набор используемых аппликатурных вариантов и скордатур. Некоторые стили фламенко используют мажорный лад гармонической тональности, это кантинья и алегриа, гуахира, некоторые булериа и тона, а также кабале (разновидность сигирийи). Минорный лад ассоциируется с фаррукой, милонгой, некоторыми стилями танго и булериа. В общем случае, традиционные стили с использованием мажорного и минорного лада ограничены по гармонии использованием двухаккордовых (тоника-доминанта) или трёхаккордовых (тоника-субдоминанта-доминанта) последовательностей. Однако современные гитаристы ввели в практику замены аккордов (англ. Chord substitution), переходные аккорды и даже модуляцию. Фанданго и производные от него стили такие как малагенья, таранта и картахенера используют два лада: гитарное вступление исполняется во фригийском ладе, тогда как вступающее пение осуществляется в мажоре, с переходом ближе к концу вновь во фригийский.
|
|||
|