Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего развёрнутые ответы на задания 30–35



Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего развёрнутые ответы на задания 30–35

по ХИМИИ в 2021 году
(документ предоставляется эксперту при проведении оценивания экзаменационных работ вместе с критериями оценивания)

 

При проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом эксперт руководствуется стандартизированными материалами, в которых представлены: критерии и шкалы оценивания выполнения заданий, а также варианты развёрнутых ответов на каждое из заданий части 2 экзаменационной работы.

Проверка и оценивание выполнения заданий с развернутым ответом осуществляется на основе поэлементного анализа ответов экзаменуемых. Метод поэлементного анализа предполагает установление наличия в ответах экзаменуемых каждого из элементов ответа, обозначенного в критериях оценивания.

Ответ экзаменуемого по своему содержанию и последовательности изложения может отличаться от предложенного в критериях варианта ответа. При этом оценивание выполнения задания осуществляется также в соответствии с общими критериями оценивания.

 

Результаты оценивания переносятся в Протокол проверки развернутых ответов, при этом баллы по каждому заданию переносятся в колонку, название которой соответствует номеру задания (см. Рисунок 1):

 

- баллы за задание 30 выставляются в графу протокола 30;

- баллы за задание 31 выставляются в графу протокола 31;

- баллы за задание 32 выставляются в графу протокола 32;

- баллы за задание 33 выставляются в графу протокола 33;

- баллы за задание 34 выставляются в графу протокола 34;

- баллы за задание 35 выставляются в графу протокола 35.

 

 

Внимание!При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания) (или указан только номер самого задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

 

Рисунок 1. Протокол проверки развернутых ответов. Образец

Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Экспертам ПК запрещается:

иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;

копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;

разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.

Также запрещается:

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.

Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом.


 

Ниже приведены рекомендации по оцениванию отдельных элементов развернутых ответов и решению возникающих при этом возможных проблем.

 

№ зада-ния Критерии детализации ответа по отдельным элементам Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа Решение возможных проблемных ситуаций (дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в проблемных ситуациях)
Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: • выбраны вещества, и за­писано молекулярное уравнен­ие окислительно-восстанови­тельной реакции; • составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель 1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из предложенного списка и составлено молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции между ними, которое полностью соответствует условию задания: · выбраны вещества, вступающие в окисли­тельно-восстановительную реакцию, признаки протекания которой соот­ветствуют условию задания; ·  правильно составлены формулы веществ-продуктов этой окислительно-восстано­вительной реакции; · расставлены коэффициенты в уравнении реакции (при этом допустимо исполь­зование кратных коэффициентов, в том числе и дробных).   2. Ставится 1 балл за составление элек­тронного баланса, если: · правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восста­новителя, участвующих в процессах окисления и восстановления; · при составлении электронного баланса любым способом показано, что число отданных восстановителем электронов равно числу электронов, принимаемых окислителем; при этом может быть использован метод полуреакций (элек­тронно-ионный баланс);
  • указаны окислитель и восстановитель
    В качестве исходных веществ (окислителя и восстановителя) могут быть исполь­зованы только вещества из предложенного списка (вода используется в качестве среды для протекания реакций). Реакции диспропорционирования, которые протекают с участием среды (раствора щёлочи или кислоты), могут приниматься как верный ответ.   Степень окисления 0 может не указываться экзаменуемым. Если степень окисления не указана, то считать её равной 0. Считать верными записи, подобные следующим: «Cl1», «Cl», «2Cr3+», «Cr+6», «Cl0», «Cl20», – которые может использовать экзаменуемый при указании степени окисления. Считать неверными записи, подобные следующим: «N23–», «Cr26+» (или «N2–3» «Cr2+6»). Наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания (например, знаки «+» и «–» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя). Экзаменуемый может: − в качестве окислителя и восстановителя указать элементы в соответствующей строчке электронного баланса, или отдельно выписать формулы / названия веществ; − обозначить окислитель и восстановитель одной буквой («В» и «О»). Второй элемент ответа (составление электронного баланса) оценивается, если: · первый элемент ответа оценён 1 баллом; · первый элемент ответа оценён 0 баллов из-за незначительных ошибок, таких как пропуск 1–2 коэффициентов и пр. Если выбраны вещества из списка, между которыми невозможно протекание окис­лительно-восстановительной реакции, или неверно указаны продукты реакции, то за молекулярное уравнение ставится 0 баллов и электронный баланс не оценивается – 0 баллов. При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмвыполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию приводятся уравнения нескольких реакций, то про­веряется правильность записи только первого из них
Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: • выбраны вещества, и запи­сано молекулярное уравнение реакции ионного обмена; • записаны полное и сокра­щённое ионные уравнения реакций 1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из списка и составлено молекулярное уравнение реакции ионного обмена между ними: · из предложенного списка веществ выбраны вещества, между которыми реакция ионного обмена протекает так, как указано в условии задания; · расставлены коэффициенты в молеку­лярном уравнении реакции.     2. Ставится 1 балл, если записаны полное и сокращённое ионные уравнения: − правильно указаны заряды ионов в каждом из ионных уравнений реакций (например, «Na+» или «SO42–»); − в ионном уравнении реакции формулы слабых электролитов, практически нерастворимых веществ и газов записаны в молекулярном виде; в сокращённом ионном уравнении коэффициенты должны быть указаны минимальными целыми числами     При составлении как молекулярного, так и ионного уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑». В случае выбора веществ, между которыми РИО не протекает или не соответствует условию задания, молекулярное уравнение оценивается в 0 баллов.     Второй элемент ответа (ионные уравнения реакций) оценивается, если: · первый элемент ответа оценён 1 баллом; · первый элемент ответа оценен 0 баллов из-за незначительных ошибок, таких как пропуск коэффициентов и пр. Допустимо обозначение заряда иона подобно «Na1+», «Cl1–». Считать ошибкой обозначение заряда иона подобно «Na+1», «Cl–1», «SO4–2». При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию приводятся уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них
Правильный и полный ответ содержит правильно записан­ные уравнения четырёх химических реакций, о кото­рых шла речь в условии задания Ставится 1 балл за каждый из четырёх элементов ответа, если: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции; · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных); · в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют усло­вию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях При составлении уравнения реакции экзаменуемый может: − не указывать условия её проведения (прокаливание, катализатор). Если в ответе всё же указаны условия проведения конкретной реакции, не соответствующие её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимоисключающих суждений; − при составлении уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑». При оценивании выполнения задания также принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в отдельных элементах ответа к данному заданию приводятся уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них
Правильный и полный ответ содержит правильно записан­ные уравнения пяти химичес­ких реакций, которые соответствуют схеме превра­щений, приведённой в условии задания Ставится 1 балл за каждый из пяти элементов ответа, если: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом использованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества; · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных); · в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют ус­ловию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях При составлении уравнения химической реакции экзаменуемый может: − использовать молекулярные формулы простейших представителей гомологичес­ких рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O, C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления); − не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»; − не указывать условия проведения реакции (прокаливание, катализатор), так как в усло­вии задания это не предусмотрено. Если в ответе всё же указаны условия про­ведения конкретной реакции, не соответствующие её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимоисключающих суждений.   При оценивании выполнения задания также принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в отдельных элементах ответа к данному заданию приводятся уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них
Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · правильно записаны уравнения всех реакций, соответствующих условию задания; · правильно произведены вычисления, в которых использованы необходимые физические величины, заданные в условии задания; · продемонстрирована и логически обоснована последовательность использования во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты; · в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина. 1.Ставится 1 балл за наличие в ответе правильно записанных уравнений всех ре­акций, соответствующих условию задания, при этом: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции; · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных).   2. Ставится 1 балл за наличие в ответе правильно произведённых вычислений, в ко­торых используются необходимые физи­ческие величины из числа указанных в усло­вии задания. Например, произведены вычисления ко­личества вещества, которое в условии дано в виде водного раствора и/или объёма газа.   3. Ставится 1 балл, если в ответе экзаменуемого продемонстрирована и логи­чески обоснована последовательность ис­пользования во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты. Иными словами, отражены все необходимые этапы расчётов с указанием пропорциональной зависимостимежду количеством (массой, объёмом) реагирующих веществ.   4.Ставится 1 балл, если в ответе экзаменуемого в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина: − выбран верный способ для нахождения искомой физической величины; −  правильно определены «промежуточные» физические величины, необходимые для её нахождения     Если допущена ошибка хотя бы в одном из уравнений реакций, даже при условии, что она не влияет на ход дальнейших вычислений, то за этот элемент ответа выставляется 0 баллов.   Вычисления молярной массы веществ можно не приводить.     Если в соответствии с условием задания должно быть определено вещество, взятое в избытке, а в ответе экзаменуемого отсутствует указание на избыток этого вещества, но ход дальнейших вычислений правильный, то в этом случае элемент ответа считается верным.     В случае наличия в ответе экзаменуемого ошибок в вычислениях (не более трёх), которые привели к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл. Если в ответе экзаменуемого не указаны единицы измерения искомых физических величин (более четырёх), то оценка за выполнение задания снижается на 1 балл. При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмрешения задачи (отличный от предложенного «варианта ответа»)
Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · правильно произведены вычисления, необходимые для установления молеку­лярной формулы вещества, и записана молекулярная формула вещества; · записана структурная фор­мула органического вещест­ва, которая отражает поря­док связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания; · с использованием структур­ных формул органических веществ записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания 1. Ставится 1 балл за установление молекулярной формулы вещества на основании приведённых необходимых правильных вычислений. Ответ должен содержать расчёты, под­тверждающие соответствие приведённой молекулярной формулы условию задачи. 2. Ставится 1 балл при наличии записи структурной формулы вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональ­ных групп в молекуле органического вещества в соответствии с условием задания.   3. Ставится 1 балл при наличии записи уравнения реакции, на которую даётся указание в условии задания: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом использованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества; · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных); · в уравнении реакции записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продук­тами, преимущественно образующимися в реакциях, протекающих при заданных условиях     Найденная молекулярная формула должна соответствовать истинной молекулярной формуле вещества, указанного в условии.   Если структурная формула органического вещества не записана как отдельный элемент ответа, а присутствует лишь в уравнении реакции (в последнем элементе ответа) и составлена правильно, то этот элемент ответа считается выполненным и выставляется 1 балл за «структурную формулу».   Допустимо использование молекулярных формул для простейших представителей гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O и т.д., а также C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления). Если в условии задания идёт речь овеществах природного происхождения,под таковыми понимаются биологически важные вещества, такие как жиры, аминокислоты (независимо от положения аминогруппы), пептиды, белки, углеводы (моно-, ди-, олиго- и полисахариды). При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмрешения задачи (отличный от предложенного «варианта ответа»)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.