Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хеттское царство. Архитектура. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена так называемая циклопическая кладка (Львиные ворота крепости в Хаттусе, около 1350-1250 гг. до н.э.).



 

Методическая разработка по предмету «История искусства»

Раздел «Искусство Древней Передней Азии»

Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)

Хеттское царство

Историческая справка.Обычно именем хеттов называют конгломерат народов индоевропейского происхождения, основавших во 2 тысячелетии до н.э. могущественное государство в Малой Азии. Хеттское государство было рабовладельческой монархией, в общественной жизни которой еще сильно сказывались пережитки первобытно-общинного строя. Государство хеттов было неоднородно по составу. Областью собственно хеттов являлась долина реки Галис в Малой Азии, где государство процветало с 18 до начала 12 в. до н.э.- времени падения Хеттского царства. Основная территория Хеттского царства - полуостров Малая Азия - представляет собой обширную горную котловину. Горы для хеттов были чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их религиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным.

Искусство хеттов не едино. Различают малоазийское искусство хеттов (памятниким столицы Хаттусы, Язылы-Кая), датируемое 18-12 вв. до н.э., и искусство хеттов северной Сирии, представленное памятниками городов Самаля, Кархемиша и других, датируемое 12 - 8 вв. до н.э.

Архитектура. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена так называемая циклопическая кладка (Львиные ворота крепости в Хаттусе, около 1350-1250 гг. до н.э.).

Города-крепости хеттов имели несколько линий укреплений, по сторонам от ворот – четырехугольные башни, выступающие вперед (схема укреплений ворот в хеттских городах).

Характерной для хеттской архитектуры была и отдельно стоящая колонна с каменной базой. Оригинальной особенностью этой хеттской базы была трактовка ее в виде одного из двух животных (обычно львов или сфинксов), выполненных в технике высокого рельефа (Сфинксы Хаттусы около 1350-1250 гг. до н.э., Руины Храм Айн-Дара, 1300-1000 гг. до н.э.).

 Интересен также новый тип здания, так называемый «битхилани», - крытый вход перед дворцом, состоявший из портика с двумя колоннами, фланкированного двумя четырехугольными башнями.

Скульптура.В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттуса, Секче-Гезу), предвосхищают портальную пластику ассирийцев. Эти рычащие чудовища, тела которых выполнены в рельефе, а передняя часть туловища в технике круглой скульптуры, должны были, вероятно, производить устрашающее впечатление. Трактованы они схематично и тяжеловесно.

 

В ином духе исполнена фигура «царя» или бога Тешуба на внутренней стороне так называемых «царских ворот» Хаттусы, трактованная значительно более мягко и пропорционально(рельефный декор створки ворот – бог-громовник Тешуб. Руины древнего города Хаттуса, около 1350-1250 гг. до н.э.).

К наиболее важным памятникам хеттской скульптуры относятся рельефы в Язылы-Кая (13 в. до н.э.). На скалах, образующих стены открытого сверху святилища, были высечены изображения двух процессий, двигающихся навстречу друг другу. Изображения находятся в нескольких помещениях, но связаны в единый ансамбль. В центральном помещении развертывается главная часть рельефного фриза с изображением шествующих с двух сторон второстепенных богов и идущих за ними быстрым шагом воинов.

Размеры изображенных увеличиваются по мере их приближения к центру, где в наиболее крупном масштабе даны основные персонажи - бог грозы Тесубу (Тейшибе, Тешуб) и его супруга Хебат (Хепит), — а также юный бог, сопровождающий богиню. Верховный бог изображен стоящим на головах двух людей, судя по одежде - жрецов. Богиня и юный бог помещены на пантерах.

         

В рельефах Язылы-Кая, при общей условности композиции, есть несомненное стремление к передаче ритма движения (особенно в изображении воинов), к торжественной приподнятости центральной сцены.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.