Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Салимова М.



 

Анализ стихотворения В. Брюсова « Весенний дождь».

Салимова М.

Над про-стором- позла-щенным

/- /- /- /-
Пестрых - нив и - дальних -рощ

 /- /- /- /
Шумом –робким- и сму-щенным

/- /- /- /-
Засту-чал ве-сенний- дождь.

/ - / - /- /

Ветер гнет струи в изгибы,
Словно стебли камыша,
В небе мечутся, как рыбы,
Птицы, к пристани спеша.

Солнце смотрит и смеется,
Гребни травок золотя…
Что ж нам, людям, остается
В мире, зыбком как дитя!

С солнцем смотрим, с небом плачем,
С ветром лугом шелестим…
Что мы знаем? что мы значим?
Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!

Над простором позлащенным
Пестрых нив и дальних рощ
Шумом робким и смущенным
Прошумел весенний дождь.

Стихотворение «Весенний дождь» было написано В. Брюсовым 13 июня 1908 года. Оно входит в сборник стихов поэта «Все напевы» (цикл «В полях»). В.Я. Брюсов (1873-1924) - представитель Московского кружка символистов. Московский кружок был ориентирован к светскости, а не к религиозности.

Произведение «Весенний дождь» относится к такому малому жанру как лирическое стихотворение. Пейзажной лирики Брюсов касался не очень часто и, в основном, эти произведения урбанистические. Автор один из первых стал воспевать красоты природы на «просторах» города. Данное стихотворение не совсем урбанистично, но в нём просматривается сопоставление величия природы и «слабости» цивилизации.

Стихотворение состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой. Последняя строфа является повторением (с небольшой разницей: «застучал» заменено на «прошумел») первой. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей.

В произведении поэт выступает как наблюдатель и рассказчик. Именно его глазами мы видим дивные картины родной природы. Автор применяет выразительные эпитеты, чтобы передать красоту пейзажа: «пёстрых нив», «над простором позлащённым». Легко вызвать в памяти звуки быстрого нежного весеннего дождика, когда встречаешь в тексте эпитет «шумом робким и смущённым», которым Валерий Яковлевич характеризует это явление.

Чтобы придать живости строкам, поэт использует сравнения. Неживые субстанции, например, дождевая вода или целый мир, приобретают новые черты, когда автор сопоставляет их с растениями или даже людьми («мир, как дитя»):
Ветер струи гнёт в изгибы,
Словно стебли камыша…

Следует обратить внимание на другую эффектную пару образов. Во второй строфе поэт сравнивает птиц с рыбами. Действительно, вереница птиц в небе, затянутом пеленой дождя, напоминает стайки рыб, снующих в толще воды. Этот параллелизм наталкивает на мысль о том, что в природе все вещи равноценны и одинаково важны.

Тема воды на этом не завершается. В третьем четверостишии мы можем обнаружить интересный образ – солнце золотит гребни травок.. И когда ветер колышет травы, их колебания бывают весьма похожи на бурные волны. Природа предстаёт теперь как нечто переменчивое. Весенний дождь меняет очертания вещей, заставляя одни явления и предметы походить на другие. Вот почему автор восклицает:
Что ж нам, людям, остаётся
В мире зыбком, как дитя!

Само человеческое существование поэт ставит под сомнение, задавая риторические вопросы: «Что мы знаем? Что мы значим?» Здесь мы можем заметить эффектный повтор, который усиливает экспрессию автора. Автор пытается объяснить, что же такое люди, предлагая различные определения, которые сводятся к скоротечности нашей жизни: «Мы – миг! Мы – дым!»

Стихотворение «Весенний дождь» содержит 5 строф. Композиция произведения кольцевая. «Весенний дождь» можно разделить на 4 смысловые части.

1. 1 часть – 1-я строфа, в которой поэт очень живописно рисует картину преддождливого пейзажа. Эта картина «дышащая», ненагруженная. В воображении возникает сильный образ всемогущей, томной природы.

2. 2 часть – это 2-я строфа, построенная на сравнении, и 3-я. Автор «взаимодействует» с воображением читателя, всё больше и больше активизируя его.

3. 3 часть – 4 строфа. Если быть точнее, то 3 часть – это две последние строки 3-го четверостишия и 4-я строфа. В нём поэт рассуждает о месте человека в огромном «царстве природы»: «Что ж нам, людям, остается… Что мы знаем? что мы значим? Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!».

4. 4 часть – 5-я, последняя строфа. Она возвращает читателя к первоначальной картине. Трепет перед всесильной природой дополняет первоначальное чувство восхищения, испытываемое при прочтении первой строфы.

Природа является центральным образом стихотворения. Автор описывает именно предгрозовой момент, когда всё кругом заливается не сияющим, но ярким и одновременно очень мягким солнечным светом, когда можно заметить дыхание природы. В это мгновение начинает идти дождь.

Дождь – это символ жизни, символ очищения. В контексте данного стихотворения он является олицетворением мягкой воспитательной руки. Он тихо, ласково указывает на авторитетность природы по отношению к человеку.

Ветер, который «гнет струи в изгибы, словно стебли камыша» — это дыхание природы, которое, посредством дождя, удалось увидеть лирическому герою.

Одним из символических значений солнца является власть. Оно, как часть всемогущей природы, проявляет заботу, оно «смотрит и смеется, гребни травок золотя…».

В середине стихотворения возникает эфемерный образ человека, который совсем незначителен на фоне могущества природы.

Брюсов в стихотворении «Весенний дождь» затрагивает проблему отрешенности человека от природы, забитее человеком своих истоков, своей роли в мире.

Настроение стихотворения «Весенний дождь» величественно-томное, но в то же время трепетное, смиренное. Данное произведение – это рассуждение поэта о ничтожности человека, о его, бывает, горделивости и самодовольстве, которые не имеют под собой никакой почвы, а также рассуждение о величии природы, о её достоинстве и безграничной заботе о всех и вся, в том числе и о забывшемся человеке.

«С солнцем смотрим, с небом плачем,
С ветром лугом шелестим…
Что мы знаем? что мы значим?
Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!»

Данная строфа является кульминационной в данном произведении. Она передаёт весь смысл стихотворения, всю его суть.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.