Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Искусство эпохи Архаики



Искусство эпохи Архаики

 

       Архаика (середина VIII —конец VI в. до н.э.) — период образования греческих полисов — рабовладельческих городов-государств. В архаический период возникли основные виды и формы греческого искусства. В эту эпоху создавались массивные, монументальные каменные постройки и условные застывшие в одинаковых позах каменные статуи. Произведения живописи и рельефы, темами которых являлись мифологические сюжеты, отличались плоскостным характером и декоративным геометрическим рисунком.

       Сохраняя монументальность и целостность, греческое искусство эпохи архаики постепенно приобрело яркие самобытные черты.

 

       Архитектура.

       Эстетический канон в древнегреческом искусстве строился на сочетании красоты и гармонии. Художники искали математически выверенные пропорции тела человека, а зодчие — архитектурного сооружения.

       В архаический период был создан основной тип древнегреческого храма — периптер (прямоугольное в плане здание с колоннадой вокруг него). Архитектура храма основана на ясной и целесообразной тектонике несущих и несомых частей. Его художественный строй отмечен торжественной строгой простотой и гармонической законченностью. Храм богато украшался скульптурами. На восточной стороне обычно располагалась статуя божества, которому был посвящен храм.

       Знаменитый периптер дорического ордера — храм Гефестейон в Афинах (V в. до н.э.). Одним из величайших достижений греческих архитекторов было изобретение ордерной системы. Ордер в классической архитектуре — порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции.

       Ордер делится по вертикали на три основные части: опору, несущую и несомую системы. Опора может существовать в виде подия под колоннами — многоступенчатого стереобата2, но может быть оформлена иначе. Несущая система — это стена или колонна. Несомая система — это антаблемент, находящийся сверху. Он представляет собой архитектурный образ системы горизонтальных балок и в свою очередь делится по вертикали на три части: нижняя — архитрав, лежащий на капителях колонн или на стене; средняя — фриз\ верхняя — выступающий вперед и завершающий систему карниз.

       В архитектуре Древней Греции сложились ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский.

       Дорический и ионический ордера возникли в период архаики. Дорический ордер получил распространение на материковой Греции, а ионический был связан с культурой островной и малоазийской Греции.

       Дорический ордер встречается в храмах Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии и др. Постройки ионического ордера — храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самос, а также (с некоторыми изменениями) храмы в святилище в Дельфах.

 

       Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид. В этом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Одна треть колонны имеет энтазис — равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая каменная подушка и абака — квадратная невысокая плита, принимающая давление антаблемента.

       Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер символизирует его силу. Этот ордер как «тяжелый» помешался преимущественно внизу архитектурного сооружения. Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы — прямоугольные плиты — заполняют промежутки между триглифами. На поверхности метопы обычно помещается рельефный декор, который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.

       Ионический ордер занимает среднее положение между дорическим и более легким коринфским ордером. Он сложился к концу VII в. до н.э. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Ионическая колонна символизирует грациозность женщины. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

       Коринфский ордер — самый легкий из трех ордеров греческой системы (возник в V в. до н.э., в эпоху классики). Коринфская колонна еще тоньше и стройнее, чем ионическая. Ее можно сравнить с образом прекрасной девушки. Увенчана колонна коринфского ордера пышной корзинообразной капителью с растительным орнаментом из листьев аканта. В многоэтажных постройках этот ордер располагали сверху.

       Ордер был общей системой правил и эстетических норм, но древние зодчие при возведении каждого храма применяли их творчески. Строители учитывали цели постройки, согласовывая ее с окружающей природой или с другими зданиями архитектурного ансамбля. Греческие мастера тщательно выбирали место для строительства храмов, с удивительным мастерством добивались единства архитектуры и окружающего ландшафта.

       В эпоху архаики стали строить большие святилища: Аполлона в Дельфах, Геры в Олимпии, где обряды совершались на основе древнейших ритуалов. Постепенно эти святилища превратились в крупные центры искусства. Скульптура эпохи архаики была тесно связана с архитектурой. Она обычно украшала религиозные комплексы и фронтоны зданий.

       Живопись тоже предназначалась для украшения архитектуры — расписывались стены, рельефы, статуи. Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белыми, на самом деле ошибочно. Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики в основном из известняка, раскрашивались красным и синим цветами в соответствии с архитектоникой сооружения.

       Архитекторы Древней Греции учитывали свойства строительных материалов в применении к особенностям конструкции здания. Первоначально храмы сооружались из дерева и сырцового кирпича, а с конца VI в. до н. э. — из мрамора. Наряду с храмами строились различные общественные сооружения: дома для собраний, стадионы, театры и др.

 

       Древнегреческие архитекторы использовали для строительства театра естественный склон холма, на котором один над другим уступами были расположены зрительные ряды. Театр сооружался без крыши и состоял из трех основных частей: орхестры — круглой площадки, где выступали актеры, танцоры и хор, театром а — мест для зрителей и скены — строения для переодевания актеров, хранения реквизитов и т.д. Театры были достаточно большими сооружениями, вмещавшими несколько тысяч человек.

 

       Скульптура.

       Сложными путями развивалась архаическая скульптура. Вплоть до середины VI в. до н.э. создавались строго фронтальные статуи богов, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи «Артемида» с острова Делос и «Гера» с острова Самос.

       Лица греческих скульптур не передавали индивидуальных черт, так как они изображали не конкретных людей, а воплощали обобщенные образы, обладающие духовной красотой, портреты героев и богов. К греческому типу лица можно отнести следующие черты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба; продолговатый разрез глаз; полные выпуклые губы, причем верхняя губа тоньше нижней; подбородок крупный и круглый; волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не скрывая правильной округлой формы. Лицо озаряет знаменитая «архаическая улыбка», выражаюшая состояние жизнерадостности и уверенности, которым проникнут весь образный строй статуй.

       Архаический Аполлон всегда молод, ведь только в этот период жизненные силы находятся в полном расцвете. Он обнажен, стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед, словно готовясь к движению. Анатомическое строение фигуры показано четко и обобщенно. Лицо лишено индивидуальности, углы рта чуть приподняты, взгляд ничего не выражает.

       Для архаических скульптур использовался желтоватый мрамор с зернистой поверхностью, дающий нежные переходы светотени. Это создавало впечатление живого тела, казалось, что скульптуры дышат.

       Знаменательно, что уже в архаический период скульптурные изображения богов практически не отличаются от скульптур людей. Архаические Аполлоны и куросы (атлеты и воины) похожи друг на друга. Художники искали средства для создания типических прекрасных образов человека, органически объединяя частное и общественное, жизненное и идеальное.

       Излюбленным образом греческих художников был обнаруженный стройный юноша-атлет. Можно с уверенностью сказать, что греческая скульптура родилась на стадионе — там с победителей лепили статуи. По правилам все должны были быть нагими.

       Скульптуры, росписи на стенах и вазах помогают нам представить, как одевались древние греки. И женщины и мужчины носили хитоны — простую одежду из куска льняной ткани (зимой из шерсти), задрапированную и сколотую на плечах специальными пряжками — фибулами. Несмотря на богатство отделки, хитон был домашней одеждой, и выходить в нем на улицу считалось неприличным, поэтому поверх хитона надевали плащ пеплос. По форме и способу драпировки пеплос напоминал хитон, но был длиннее и с большим количеством складок. Молодые прекрасные девушки — коры — изображались в хитонах и пеплосах, так как красота обнаженного женского тела еще не воспевалась в искусстве.

       Большинство знаменитых древнегреческих статуй известно нам по римским копиям, имеющимся во многих музеях мира. Однако копии далеко не всегда передавали красоту оригиналов. Греческая скульптура дошла до нашего времени частично, в основном в обломках и фрагментах. Однако следы, нанесенные прошедшими веками, даже придали ей какую-то особую поэзию. Взор пустых глазниц, утративших вставные зрачки, стал волнующе таинственным. Когда-то волосы мраморных девушек подкрашивали золотистым цветом, щеки розовым, глаза синим. Но яркие краски стерлись, открыв естественную красоту белого мрамора. Остатки скульптур и обломки архитектуры заставляют живее работать воображение, дорисовывать нарушенную картину, представлять то, что когда-то было.

       Со второй половины VI в. до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические тенденции в изображении человека, свидетельствуя о приближении глубоких перемен в общественной жизни и художественной культуре Греции.

 

       Вазопись

           Подлинные произведения древнегреческой живописи до нас почти не дошли. В архаический период одной из самых развитых областей искусства была вазопись. Развитие вазовых росписей шло от строгого геометрического стиля, возникшего в доархаический период. Схематические фигурки, напоминающие знаки, длинными рядами заполняли всю поверхность, образуя причудливый декор. Особенно выделялся орнамент в виде изломанной под прямым углом линии — меандр. Он был похож на морские волны и мог бесконечно продлеваться в любую сторону.

       Роспись носила ритуальный характер. Например, на амфоре из Депилона (VIII в. до н.э.) изображено оплакивание покойника, лежащего на ложе. Черные силуэты человеческих фигурок с высоко поднятыми руками помешены в центре, а все остальное пространство заполняют геометрические узоры, расположенные рядами. Подобные амфоры достигали полутора метров в высоту, они служили надгробием. Похожая копия меньшего размера с пеплом покойного закапывалась в землю. Эти сосуды стояли на одной оси.

       Позже (VII в. до н.э.) появился чернофигурный стиль вазописи. Большую роль при этом сыграли технические усовершенствования афинских гончаров. Для росписи сосудов они стали использовать черный лак и слегка подкрашивали охрой глину, которая после обжига приобретала ровный оранжево-красный цвет. Черные фигуры отчетливо выделялись на таком фоне. Детали фигур могли быть процарапаны или дорисованы белой и пурпурной краской. Постепенно на стенках сосудов стали изображать довольно сложные композиции (см. цв. вкл.). Поиски новых выразительных возможностей вазописи были продолжены в классический период.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.