Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Искусство Ассирии.



 

Искусство стран Междуречь. Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Персия.

Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IY-III тысячелетий до н.э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IY тысячелетия до н.э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Большинство зданий возводили из менее долговечного материала - необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек ( в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное Здание в Уруке (3200-3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Обычно приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное здание с внутренним двором. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант, который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов - их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре никогда не придавали портретного сходства; главная ее особенность - это условность изображения.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храмов), так и о повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов, события разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других (стелла правителя города Лагаша Эаннатума - около 2470 г. до н.э.).

Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и тщательно выстроенной композицией. Большинство изображенных на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Печати считали предметами, обладавшими магическим значением, их хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

В конце XXIY в. до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считают семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Великий подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство - царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н.э. Аккадцы бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась новая форма храма - зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - “лестница в небо”. В XXI в. до н.э. в Уре был сооружен трехъярусный зиккурат, высота которого составляла 21 метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитый из меди портрет - возможно является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Мастер стремится воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт четкий, детали выполнены тщательно - все свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу.

Т.о., в шумерский и аккадский периоды в Месопотамии определились основные направления искусства - архитектура и скульптура, которые в дальнейшем получили свое развитие.

Период с XX по XYII вв. до н.э. называют в истории Месопотамии старовавилонским, т.к. важным политическим центром в это время становится Вавилон. Его правитель вновь создает на этой территории централизованное государство - Вавилонию.

Этот период является прежде всего “золотым веком” месопотамской литературы - это сказания о богах и героях, эпос о Гильгамеше - правителе Урука. Произведений изобразительного искусства этого времени сохранилось очень немного.

Сохранилась базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. В подобных парадных композициях использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали внешнего облика не разработаны.

Если же изображения содержали в себе сцены бытового характера из жизни простых людей, то и манера изображения становится совершенно иной – более свободной становится пластика фигур. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая - на ударном инструменте. Их позы грациозны и естественны, силуэты изящны.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в крупном городе Мари. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину и пространство.

Искусство Ассирии.

О существовании Ассирии - мощного агрессивного государства, люди знали задолго до ее открытия археологами из текстов Библии.

В изобразительном искусстве ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек - зиккурат и т.д. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин - резиденция царя СаргонаII. Больше половины общей площади общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки, а парадный вход “охраняли” гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими лицами.

Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н.э., Так, дворец царя АшшурнасирапалаII в Кальху, украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов, изображающие войну, охоту и торжественное шествие с принесением дани. Важным элементом композиции является текст: строчки клинописи порой идут прямо по изображению. В каждом рельефе много персонажей, повествовательных подробностей. Фигуры людей выполнены в условном, обобщенном стиле, тогда как облик животных передан натуралистично. Иногда мастера прибегали к искажению пропорций, подчеркивая тем самым драматизм ситуаций. Людей изображают в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо - в профиль, другое плечо - в фас. Тщательно отделывали детали - завитки волос, складки одежды и т.д. Рельефы раскрашивали, возможно, первоначально они очень напоминали настенную живопись.

Комплекс рельефов этого дворца стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры. Наиболее известным считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. Поразительно эмоционально выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. Здесь все находится в стремительном движении: увеличено пространство между фигурами. Рельефы Ниневии натуралистичны, что, прежде всего, относится к изображениям животных: их облик анатомически правилен, позы точны и выразительны.

В конце VII в. до н.э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония: Ниневия была разрушена.

 

История Вавилонии – бесконечная череда военных конфликтов, из которых она не всегда выходила победительницей. Вавилония сумела достичь главенствующего положения в Передней Азии только после того, как прекратила свое существование Ассирия. Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром. В вавилонской культуре видели прямую наследницу шумеро-аккадских традиций, которые в то время почитались.

К сожалению, памятников этой эпохи сохранилось очень мало. Исторические источники донесли, но нашего времени сведения о том, какие постройки были возведены здесь. В первую очередь, не сохранился огромный дворец НавуходоносораII с «висячими садами» царицы Семирамиды,которые греки считали одним из 7 чудес света. Самым знаменитым был зиккурат Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. Высота его равнялась 90 метрам, и именно его принято считать прототипом библейской Вавилонской башни.

Единственное архитектурное сооружение Вавилона, сохранившееся до наших дней, - ворота богини Иштар – одни из восьми парадных въездных ворот, носивших имена восьми божеств. Ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое значение – от них была проложена широкая дорога процессий, по которой проходили торжественные шествия. Ворота представляли собой огромную арку, по четырем сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрывал глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных животных бога Мардука. Благодаря изысканной цветовой гамме (желтое изображение на голубом фоне) этот монумент выглядел легким и праздничным. Между изображениями были четко выдержаны интервалы расстояний, что придавало особую торжественность сооружению.

Как и об Ассирии, о Вавилоне люди знали из библейских повествований, как о достаточно агрессивном государстве. На территории Вавилонии проживало немало народов, насильственно переселенных из родных мест, среди которых были и древние иудеи. В 539 г. Вавилон был захвачен персидскими завоевателями, которые с почтением восприняли великое прошлое захваченных ими территорий.

Персы и мидяне – племена индоевропейского происхождения, населявшие древний Иран. В 550 г. до н.э. персидский царь Кир II Великий, происходивший из династии Ахменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н.э. Персидское царство подчинило себе Вавилонию, в 525 г. до н.э. – Египет. Впоследствии персидское государство достигает гигантских размеров. Ахменидские цари проводили гибкую и дальновидную политику по отношению к завоеванным государствам. Каждое из них было объявлено сатрапией, т.е. провинцией, и должно было платить Персии дань. При этом завоеватели не разрушали города, постоянно подчеркивая свою терпимость к традициям религии в культуре покоренных народов. Господство Персии на Востоке длилось около двухсот лет и было сокрушено только в 331 г. до н.э. во время восточного похода Александра Македонского.

Мидийским и персидским мастерам создать собственную художественную систему, так называемый «имперский стиль», которому присущи масштабность и тщательность в отделке деталей.

Художественными центрами были царские резиденции. В их сооружении участвовали плененные в военных походах люди. Каждая из резиденций представляла собой грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, в котором все подчинялось главной идее – прославлению власти царя.

Обычно ансамбль включал в себя три основные постройки: масштабный вход-портал, украшенный гигантскими фигурами человекобыков; дворец для торжественных; дворцовое помещение для жилья. Такая планировка типична для всех последующих ансамблей. В Пасаргадах сохранилась гробница КираII – строгое массивное сооружение, высотой 11 метров, которое отдаленно напоминает зиккурат. Стены ее не были украшены, только над входом размещался символ верховного бога Ахура-Мазды – большая сложной формы розетка с золотыми и бронзовыми вставками. Сохранилась гробница Кира II – строгое сооружение, напоминающее зиккурат.

Известны также царский дворец в Сузах, парадная резиденция царей Дария и Ксеркса в Персеполе – были украшены многочисленными рельефами на различные сюжеты: борьба с фантастическими существами, сцены царских приемов, битв, но композиции обычно статичны и торжественны.

Постепенно в рельефах сформировался канон официального портрета. Лицо наследника престола или вельможи изображали в профиль, с особой тщательностью прорабатывая прическу и головной убор, изображения царей сопровождались надписью, в которой указывался титул.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.