Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 23 страница



Дорогой Рихард Яковлевич, понимаю все Ваши трудности. Сколько злобных придирок, сколько невежества и близорукости приходится наблюдать! Слепота умственная, кажется, становится универсальной эпидемией, судя по происходящим событиям. Грозность времени возрастает, а близорукие уничтожают и преследуют именно те начинания и тех деятелей, которые могут дать твердые основы и провидение в грядущее, ибо взор их устремлен к Источнику Света. Многое уже свершилось из предуказанного, также совершится и все остальное. Ибо так называемая свободная воля не может уже освободиться от своих порождений. Чудовище Франкенштейна все растет.

Думаем, что автограф на титульном листе будет неуместен, потому лучше просто взять простой шрифт без всяких закорючек, вроде как на других монографиях, вроде Грабаря и пр.

Святослав полагает, что воспроизведение рижского портрета в красках не удастся, ибо тона его не поддаются воспроизведению.

Очень нас удивила необходимость отзыва от медицинского департамента при регистрации художественного музея. Это лишь показывает, что имеются всякие подземные подкопы. Может быть, это не только к зависимости от вопроса о пожертвовании денежном, но в связи с другими преследованиями Г.Ф. Дозор необходим всюду.

Относительно художественных лекций: ведь они могут и не касаться современного искусства. Могут сосредоточиться на далеких эпохах, в которых уже не может быть никакой контрверсии. В статье Гребенщикова есть странности, например его упоминание о служении Мамоне. Можно подумать, что мы разбогатели и благополучно живем на проценты с капитала! Вот уж в этом писатель умудрился жестоко налгать. Большего <...>[219]

 

Е.И.Рерих – Ч.А.Рейнер[220]

15 октября 1938 г.

Наггар, Кулу, Пенджаб,

Британская Индия

Моя дорогая Чайка,

Получила Ваше последнее грустное письмо во время болезни – воспламенения нервных центров. Очень расстроилась, узнав о тех страданиях, через которые Вам пришлось пройти. Но я надеюсь, что сейчас Вашему мальчику лучше – ведь с каждым годом медицина продвигается вперед! Возможно, что уже совсем скоро будет найдено средство от этого бича, который сейчас широко распространился в Америке и Европе. В любом случае, нельзя терять надежду, ибо надежда и вера сами по себе могут творить чудеса. Мое сердце посылает Вам самые мужественные мысли и всю нежность. Черпайте из Учения мудрое спокойное отношение к этому трудному часу. Сердце, не знающее страданий, не может восходить, не может участвовать в высшей жизни. Перечитайте биографии великих людей, и Вы увидите, какие лишения выпадали на их долю. Дорогая Чайка, благодарите, что Вы сейчас не одна и рядом с Вами любящее сердце, которое поддерживает Вас в этом испытании. Зина очень тепло писала о Вас и рассказывала мне некоторые подробности о Вашем замужестве. От всего сердца желаю, чтобы Ваш муж стал для Вас достойным и преданным спутником.

Меня глубоко тронули посвященные мне Ваши строки. Мне так хотелось бы передать Вам новый запас сил и терпения в несении Вашей земной миссии. Во время всех наших скорбей нужно сравнивать свой жребий с участью тех сотен тысяч или, скорее, миллионов несчастных во всем мире, которые в это мгновение испытывают неописуемые страдания и удары судьбы.

Прошу Вас полностью доверять нашей дорогой Зине. В ее лице Вы найдете настоящего друга. Она была названа Великим Учителем «страж верный» и полностью оправдала это имя. Если Вы не испытываете симпатии к Франсис, то незачем отягощать себя ее обществом. Когда я писала Вам о Франсис, я просто имела в виду, что она могла бы помочь Вам разобраться в некоторых сложных параграфах из Учения. Она также имеет переводы неопубликованных книг на английский и может поделиться с Вами. Но, конечно, я никогда не ставила целью установить ее иерархию над Вами – такие отношения не могут быть созданы насильно. Связь эта должна родиться в сердце. Так, моя дорогая Чайка, верьте в то, что с Вашим мальчиком все будет хорошо, и храните устремление и доверие Руке Ведущей. Время настолько грозное, что только мужественные сердца могут устоять на пути. Пожалуйста, передайте это всем членам Вашей группы – сейчас более, чем когда-либо, нужно воодушевиться основами Живой Этики. Следует учиться быть активным в добре. Следует знать, как противостоять злу и побеждать его. В этот нелегкий час посылаю Вам Беседу, которая так близка моему сердцу:

«Вы знаете, насколько существенна радость бытия. Она не только лучшее целебное средство, но и прекрасный пособник общения с Нами. Откуда же возникает это бодрое чувство, которое зовем радостью бытия? Почему такая радость не обусловлена богатством или самодовольством? Она может возникать среди самых тяжких трудностей и гонений. Среди напряжений такая радость особенно ценна и целительна. Мы называем ее радостью бытия, ибо она не зависит от личных обстоятельств, от удач и выгод. Она проявляется как предвестница наивысших токов, которые одухотворяют всю окружающую атмосферу, иначе не будет причины к такой радости.

Можно ли ожидать радости среди болезни, среди несправедливостей, среди оскорблений? Но и в таких обстоятельствах иногда могут загореться глаза, может подняться поникнувшая голова и нахлынуть новые силы. Человек начнет радоваться жизни, может быть, не своей земной жизни, но реальному бытию. Какие сильные мысли придут к человеку, который восчувствовал радость бытия! Около него очистится атмосфера и даже окружающие почувствуют облегчение, и Мы издалека улыбнемся и одобрим улучшенный провод. Мы даже будем признательны, ибо каждая бережливость энергии уже есть благо.

Каждый, кто намеревается преуспеть, должен помнить о радости бытия. Каждый, кто хочет приобщиться к лучшим токам, пусть помнит, каким путем он приблизится к Нам. Не нужно выдумывать особо научные причины к такой радости, она приходит через сердце, но остается вполне реальной. Среди нее и Зовы скорее донесутся.

Мыслитель иногда собирал учеников на беседу, которую называл Пиром Радости. Тогда подавались лишь ключевая вода и хлеб. Мыслитель говорил: "Не запятнаем радость вином и роскошью пищи, радость превыше всего"»[221].

Да, Радость Бытия – превыше всего. Эти слова звучат в моем сердце. Радость эта есть радость претворения земных достижений, или порученной нам миссии. Она живет в самых глубинах нашего существа и становится неугасимым пламенем, когда трудные обстоятельства или жестокая несправедливость напрягают все струны нашего сердца. Только в таком напряжении мы можем участвовать в мощной симфонии сердец Великих Братьев, Которые на протяжении тысячелетий проходили через труднейшие земные жизни. Именно, каждый служитель Общего Блага в самый тяжелый час своей земной жизни воспламеняется осознанием высочайшей радости выполняемого долга, или дхармы.

Пусть эта Беседа поможет Вам. Зов Вашего сердца не останется без ответа, и если сегодня грустно, то завтра придет радость.

От всего сердца я обнимаю Вас и мою маленькую крестницу Элиану. Будьте мужественны и зажгите в себе Радость Бытия.

С любовью,

Е.Р.

 

Вьятт никогда не писал мне. Относительно его утверждения, что, если в Учении не упоминается о сексе или крепких напитках, значит, они дозволены, скажу: он полностью заблуждается – в каждой книге Учения имеются многочисленные упоминания о вреде алкоголизма и прочих излишеств.

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису и Г.Ф.Лукину

29 октября 1938 г.

Дорогие наши Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, получили Ваши письма от 19 и 19 октября[222]. Очень счастливы, что нападения темных завистников снова разбились о благоразумие и расположение, проявленные некоторыми лицами. Когда честность и благоразумие одерживают верх, значит, народ этой страны идет путем эволюции. Хотим надеяться, что и по отношению к другим светлым начинаниям будет проявлено такое же справедливое суждение. Конечно, приходится все время быть на дозоре и предупреждать, где возможно, злостную клевету, разбивая ее неопровержимыми фактами. Полезно постоянно держать в памяти наготове все наши плюсы, все положительные результаты обширной деятельности.

Порадовало нас сообщение, что новые люди подходят к Вам. Давно советовала я Карлу Ивановичу учредить группу, в которой происходили бы беседы и лекции на общекультурные темы без определенного отношения к книгам Живой Этики. Для таких членов можно было бы устраивать при их ближайшем участии художественно-литературные и философские собрания хотя бы раза два в месяц. Причем при дальнейшем ознакомлении с нравственными обликами членов такой группы можно было бы их постепенно знакомить и с Учением Жизни. При нашем Обществе Поощрения Художеств в Петрограде собирался такой кружок. На его вечера приезжало много выдающихся артистов, художников и литераторов. Все они очень любили бывать и даже выступать в такой исключительно интеллигентной среде. Конечно, бывали и приглашенные гости. Почему бы и в нашем Обществе не сорганизовать нечто подобное? Не полезно, чтобы за нашим Обществом установилась репутация чего-то исключительного или специфического. Именно, заветы Учения Жизни призывают к самому широкому приобщению ко всем проявлениям человеческого творчества во всех областях жизни. Лишь широко образованный и утонченный в своих вкусах человек может вполне усвоить заветы Живой Этики. Так хотелось бы охранить, защитить и в то же время расширить деятельность нашего Общества во благо милой страны. Ведь мы думаем только о самом прекрасном, о самом строительном, о самой широкой кооперации со всеми благими начинаниями.

Мы еще не начали собирать для отправки нашего архива, состоящего из частных писем и деловой переписки с Америкой. Само собой разумеется, что архив этот не имеет в себе ничего, что подлежало бы какому-либо сокрытию. Вероятно, вышлем его не ранее трех, четырех месяцев. Но следовало бы собрать сведения, как лучше его послать.

Прекрасна мысль издавать рефераты отдельными брошюрками. Если бы выдержки из книг Учения шли под общим титулом «Учение Жизни», то брошюрки могли бы выходить под названием «Живая Мысль», или «Строительство Жизни», или «Цветы Духа», «Подвиг Жизни». Впрочем, Вы, как поэт, найдете, конечно, лучшее название для таких вестников в широкие массы. Конечно, прекрасно включить в серию таких брошюрок и отдельные статьи и лекции выдающихся культурных деятелей. Именно, не следует замыкаться в тесный кружок. Все светлое, все прекрасное должно быть поощряемо и утверждаемо нами.

Приношу горячую признательность милому Клементию Станиславовичу за его дар сердца. Если это не отяготит, то, конечно, хотелось бы видеть «Основы Буддизма» изданными и на русском языке, но не в большом количестве. Ваше предложение издать их в размере книги «Братство» мне очень нравится. Так же мне хотелось бы поместить в этой книжке уже посланное Вам Изображение Будды, находящееся в Музее Сарната вблизи Бенареса, вместо Изображения с мечом, которое помещено в английском издании.

Теперь о письмах г-жи Рынкевич. К этой даме следует отнестись тоже с большой сдержанностью. Вообще, нам был повторен Совет прекратить переписку с Польшей, с Румынией и Болгарией, вероятно, скоро прекратится она и с Александром Михайловичем Асеевым. Мне казалось, что я послала Вам копию моих двух писем к Паскевичу и Кавке, если нет, то могу переслать их Вам для ознакомления. О Паскевиче и Кавке никто нам ничего не писал до нашего запроса о них. Получив от них несколько писем по 30 страниц каждое, мы вполне могли составить себе представление о всей ауре, окружающей этих людей. Но также понимаем, что представляет собою и Лига Братства. Г-н Ливский, о котором печется г-жа Рынкевич, состоял со мною в краткой переписке, и должна сказать, что симпатии он мне не внушил. Что же касается до его перевода «Агни Йоги», то на днях мы получили письмо от одного польского писателя, в котором он жестко критикует перевод Ливского. При этом предлагает свои услуги для перевода всех книг Учения и для этого собирается приехать с женою и поселиться в «Урусвати»! Предлагал переводить эти книги и некто Тарто-Мазинский. С ним у меня тоже была краткая переписка, закончившаяся после того, как я отказала ему переслать по почте формулу психической энергии и чертежи для собирания этой силы, а также сделать его единственным передатчиком Учения на Польшу!! Не знаешь, чему больше удивляться, получая такие просьбы, – наивности или же самомнению их. В Польше единственным настоящим сотрудником был ушедший Преображенский. Янушкевич большой добряк, но тяжкая семейная драма утраты всей семьи отразилась на его нервной системе, и потому он легко возбуждается. Он высокопорядочный человек, и, несмотря на некоторые, может быть, не совсем тактичные поступки, я уважаю его и мне тяжко чем-либо огорчить его. Должна признаться, что у меня не хватает сил отказать ему в праве перевода на ту или иную книгу Учения, зная, что это его единственная радость. Между прочим, он писал, что уже переводит первую часть «Мира Огненного». Но ни одному из поляков не было дано исключительного права на перевод книг Учения. Положение в Польше настолько темное и смутное сейчас, что именно там невместно издавать эти книги. Неоднократно я писала Янушкевичу и всем остальным польским корреспондентам, что мы не стремимся переводить и издавать по-польски книги Живой Этики. Также предупреждала всех ценящих эти книги не выносить их на базар, происходящий в Лиге Братства. Сама г-жа Рынкевич в своем письме от 22 августа с.г. из Венгрии сообщила нам, что результаты ее майского доклада о книгах Живой Этики совершенно укрепили ее в убеждении, что почва для восприятия книг Живой Этики совершенно неблагоприятна в ее стране и что такая книга, как «Зов», может только оттолкнуть читателя своими упоминаниями о будущей роли России. Также она пишет: «У нас условия совершенно своеобразные и не могут быть сравнены даже с ирландскими. Не знаю, известны ли Вам преследования, каким подвергается православие, выражающиеся в разрушении десятков церквей и часовен, арестах священников, принудительном "обращении" целых деревень под угрозой выселения и разорения, лишения мест и т.п. Все это факты, из которых слагается последовательная система уничтожения инаковерующих. К чести некоторых членов правительства надо сказать, что не все согласны с такой политикой, так, например, сам премьер и министр юстиции, но они бессильны перед натиском иезуитов, с которыми не могут бороться даже несогласные с ними члены духовенства. Где уже в такой обстановке говорить о таком возвышенном учении, как учение Агни Йоги...»

После всего вышесказанного, зачем там издавать книги Живой Этики? Думается мне, что с г-жою Рынкевич можно поддержать исключительно деловую переписку, не вдаваясь ни в какие обсуждения. Сама она, видимо, очень опасается, ибо пишет из другой страны.

Имеете ли Вы какие сведения от Асеева? Мы ждем его ответа на наши письма к нему от августа и сентября. Он проходит через новое испытание. Контакт с темными очень отяжелил его ауру. Как бы не пришлось мне переслать Вам еще несколько любопытных человеческих документов в Ваш архив. Поучительно, но тяжко ознакомление с извивами человеческой души. Все больше и больше видишь, как сдержанность нужна с людьми и особенно с так называемыми «оккультистами». Воображаю также, сколько ядовитых зерен разбрасывается некоей председательницей на разных конгрессах! Елена Федоровна Писарева что-то замолчала. Может быть, по нездоровью, а может быть, после посещения ее председательницей. Ведь она все еще называет председательницу своим Аввою. Думается, правильнее было бы обратное. Между прочим, Елена Федоровна просила прислать ей вторую часть книги «Братство», но на это не имею еще разрешения. Ответила, что еще собираю эту книгу.

Дорогой Рихард Яковлевич, сын мой Юрий ответит на все поставленные Вами ему вопросы. Радуюсь этому Вашему труду. Знаю, с какой чуткостью и душевной теплотой будут написаны некоторые возвышенные страницы. Мечтаю, что в будущем этот труд будет переведен и на русский язык. Удается ли Вам применять все указания венского врача? Мне так понравился метод абсолютного утверждения. Именно, нужно выработать в себе этот утверждающий ритм во всей жизни. Лишь утверждение сообщает равновесие всему нашему существу.

Очень понравился присланный макет монографии. Книга вышла очень симпатичная. Надеемся, что не в таком далеком будущем она найдет широкое распространение в соседней стране. Как обошлось дело с каталогом магазина?

Вчера получили от Великого Владыки следующее: «"Письма" могут быть изданы даже раньше "Основ Буддизма". Предоставьте им делать, как хотят и как легче». Также сказано написать, что «скоро начнется наш подвиг. Скоро Учение с гор спустится в долины». Думается, если явится возможность издания, то формат может быть избран тот, который выгоднее всего по имеющейся бумаге. Тысяча или даже шестьсот экземпляров вполне достаточно. Конечно, не вижу выхода этой книги раньше 40-го года. Пишу это, а сама мучаюсь, как бы не перегрузить Вас. Может быть, Клементий Станиславович согласится свой дар перенести на «Письма»?

Давно не имеем вестей от Федора Антоновича, как его здоровье? Пожалуйста, передайте ему мое сердечное приветствие. Дорогие Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, шлем Вам все наше сердечное доверие, знаем, что проведете Ваш корабль через все подводные скалы. Мужество и твердость духа необходимы сейчас, когда зараза малодушия и страха распространяется на огромные пространства. Светлый Щит да хранит милую нам страну! Будем помнить, что все свершается так, как нужно. Больше чем когда-либо нужно знать, что «если человек предполагает, то Бог располагает». Поверх очевидности и всяких предположений существует уже предрешенная действительность. Карма утвердилась четко. Малодушие лишь ускорит разложение. Еще раз скажем: «Светлый щит да хранит милую <...>[223].

 

Е.И.Рерих – К.И.Стурэ

9 ноября 1938 г.

Глубокоуважаемый Карл Иванович, рада была получить Вашу июньскую весточку и давно собиралась ответить, но занемогла и почти все лето и осень с небольшими промежутками чувствовала себя очень неважно. Должна была сократить свою переписку до минимума. Конечно, все эти перебои в здоровье вполне понятны, принимая во внимание все безумие, происходящее в мире. Бывают поражения хуже поражений военных.

Перехожу к вопросам, затронутым в Вашем письме. Забавно, хотя и печально, было прочесть о нападках на Вас за утверждение факта о росте волос у покойников, тем более что мало кто не имел случая лично убедиться в этом биологическом факте. Неужели в наше время среди так называемых образованных людей встречается еще такое невежество? Также огорчило меня и то, что Вы пишете о мировоззрении некоторых представителей современной молодежи. Молодежь, не желающая слышать о смысле жизни, непригодна для строительства страны, такая молодежь не может способствовать ее расцвету. Будем надеяться, что такие представители составляют меньшинство. Не менее печально, что так называемые интеллектуально развитые типы, как попугаи, повторяют определительные, значение которых им недоступно, имею в виду Ваше сообщение, что Вас «ругали» «оккультистом», «буддистом» и «дон Кихотом» и пр. Неужели таким «интеллектуальным» типам не стыдно пользоваться величайшими понятиями как «позорящими» кличками? Хотелось бы спросить таких типов, что знают они о буддизме и его Основателе? А также знакомы ли они с историей развития интеллекта и культуры? Неужели же они хотят в наш век соревноваться в невежестве с теми идиотами, которые глумились и предавали Перикла, уничтожали произведения Фидия и изображали Анаксагора, этого величайшего философа, в виде ревущего осла и требовали его изгнания! Между тем многие мысли этого философа приемлемы именно в наше время.

Вы знаете, как я не люблю слово «оккультизм», именно потому, что это слово излюблено недоучками. Невежественное большинство связывает с высшим сокровенным знанием (каким является оккультизм) все темные суеверия и проявления низшего психизма. Следовало бы, где возможно, пояснить, что это высшее знание есть познание тончайших энергий, к принятию которых такими быстрыми шагами подходит наша наука. Казалось бы, что такое знание должно было бы вызывать особое внимание и уважение со стороны всех считающих себя просвещенными, но на самом деле мы видим как раз обратное. Истинно, большинство наших современников – все еще переодетые дикари вчерашнего дня, страшащиеся и издевающиеся над всем им непонятным и недоступным. На многих приобщившихся к современному просвещению это просвещение еще висит, как галстук, повязанный дикарем на голую шею, или как европейский сюртук, одетый без его продолжений. Согласитесь, если бы это было не так, то не могли бы эти цивилизованные дикари думать, что они оскорбляют Вас, называя буддистом, оккультистом и пр.

Прискорбно, что такое явление Вы отмечаете среди молодежи, которая по своей природе должна бы стремиться ко всему светлому и прогрессивному. Такое явление соответствует лишь дряхлеющему сознанию. Советую Вам прочесть книгу Алексея Карреля «Man the Unknown». Книга эта имела большой успех и переведена на латышский язык. Всем, всем советую читать эту книгу. Она должна быть настольной книгой каждого мыслящего человека. Особенно она нужна молодежи.

Если бы у Вас было несколько широко мыслящих друзей-преподавателей, Вы могли бы открыть с ними частную школу. В России самыми лучшими школами были именно такие школы, где инициаторами и организаторами была группа дружественно сплоченных и одинаково мыслящих педагогов. Например, бывшая гимназия Мая. Мой муж и мои сыновья воспитывались в этой школе. И посейчас они с большою любовью вспоминают о своей школе.

Спасибо за присланные фотографии. Глядя на них, кое-что стало понятно. Понимаю, что сотрудничество было трудное. Получила и копии Ваших писем от 1934 г. Я не знала, что Вы упомянули в них о служении Высшим Силам Света. Не думаете ли Вы, что многие затруднения возникли именно от этого упоминания? Обычно люди, почитающие себя христианами и поставленные поддерживать так называемые нравственные, вернее, церковные устои, очень опасаются всякого упоминания о служении Силам Света. Ведь принято и узаконено, что все называющие себя христианами делают все противное именно Заветам Христа, потому и служение Свету рассматривается как служение дьяволу. Если раньше в каждой реторте алхимика последователи Христа видели рога дьявола, то и теперь в каждом упоминании о служении Свету или Высшим Силам им чудится облик Антихриста и его приспешников. Но все же скоро такое отношение должно прийти к концу. Произошел большой сдвиг в сознании масс, и нужно признать, что во многом уже массы ведут за собою тех, которые должны бы вести их.

Получила на днях газетную вырезку, привожу ее Вам: «Таинственные Силы Природы». «В задачи международного конгресса парапсихических наук, состоявшегося под председательством норвежского психиатра профессора Торстена Врейде, входило изучение данных, добытых в течение последних лет в области парапсихизма, т.е. в области психических явлений, еще сравнительно недавно считавшихся сверхъестественными и встречавших со стороны ученых недоверчивое, если даже не враждебное отношение. Французский делегат, инженер Живлэ, продемонстрировал изобретенный им аппарат для регистрации "ауры" – излучений человеческого тела. Это – чрезвычайно чувствительный зеркальный гальванометр, отклоняющийся под влиянием испускаемых рукой человека лучей.

Члены конгресса могли воочию убедиться, что излучения руки проникают сквозь небольшой слой кожи, дерева или стекла; они обладают способностью ионизировать воздух, т.е. делать его проводником электричества.

Усталость или болезнь человека влекут за собою уменьшение интенсивности "ауры" и даже полное ее затухание. Усилием воли человек может на время прекратить излучение ауры. Предметы, подверженные действию ауры, заражаются ею наподобие электричества.

Афинский психиатр, профессор Танаграс, сделал сообщение о пророческих снах, что привело конгресс, в порядке прений, к обсуждению вопросов о свободе воли.

Председательствовавший на конгрессе профессор Врейде в заключительном слове констатировал, что современная наука все больше и больше убеждается в существовании свободных психических сил, независимых от физиологии организма. (С этим, конечно, мы не согласны, ибо именно в связи с понятием духа, или психики, необходимо изучение физиологии. Нельзя изучать одно без другого[224].) Потеря веры в это существование и привела человечество, по мнению профессора Врейде, к переживаемому ныне моральному и социальному кризису».

Присланная вырезка, вероятно, из шанхайских или пекинских газет.

Теперь относительно Пакта. Идея эта продолжает быть близкой многим просвещенным умам. Так, Индусский исторический конгресс в Аллахабаде единогласно вынес постановление о присоединении к Пакту Рериха. Такое же постановление было принято недавно и двумя международными конгрессами в Париже. Так Пакт продвигается. Шанхайский комитет Пакта издал милую брошюрку, которую высылаю Вам. Вероятно, Вы уже видели в Рижском Обществе новый журнал «Фламма», издаваемый одним нашим обществом в Америке. Также в Нью-Йорке начала существование новая «Рерих Академи оф Артс». Так культурная деятельность не замирает, и новые очаги, как говорится, вспыхивают по всему лицу земли. Узнали, что Принц скончался этим летом и перед самой смертью успел еще накощунствовать.

Собираю новую книгу «Надземное», там есть параграф, относящийся к далекому прошлому, но, увы, приложимый и к настоящему. Привожу его Вам: «Вы знаете, что просветительные дела подвергаются насмешкам и поношению. Вы все знаете это, но говорю опять, ибо Великий Путник постоянно был спрашиваем – отчего лучшие деяния изгоняются людьми?

Он приготовлял учеников к мужеству и принятию этих насмешек. Он говорил: "Тьма борется со светом; тьма пытается сохранить свое достояние. Мы ужасаемся тьме, но она ненавидит нас. Ужели можно примирить свет с тьмою! Можно ли служить тьме, считая себя светоносцем?" – Так Учитель показал, что нельзя служить двум началам. Он должен был указать ученикам, что каждому из них придется запечатлеть служение Свету личным подвигом.

Не может быть понято такое служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может быть воспринято, если дух знает свое назначение. Мужество и мудрость происходят из одного понятия блага.

Человек носит в себе мерило сущности своих деяний. Невозможно рассказать, как и когда настанет решительный час, но в сердце нашем мы знаем, когда исполняется срок. Только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность на пользу всего человечества»[225].

Шлю Вам и Вашей супруге самые лучшие мысли и пожелания.

 

Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман

12 ноября 1938 г.

Родная моя Зиночка, сегодня пришла телеграмма о том, что Келли будет вести кэз. Ждем очень разъяснительного письма. Кем же рекомендован этот Келли? Также не знает ли Гулейжан истинной причины отказа Лейна? Но каким простачком вновь выявил себя наш неудачник, попросив об отсрочке адвокатов противной стороны! Истинно, неудачники всегда имеют своими неотъемлемыми спутниками – упрямство, глупость, трусость и грубость. Будем надеяться, что новый защитник окажется подвижнее, находчивее и, главное, смелее. Ведь и Смайт вначале был полон самых смелых планов и утверждал, что Хорш сам затянет петлю на своей шее, а затем показал себя таким же нетовцем на все наши предложения и ничего своего не мог предложить для противления открытому грабежу. Чем это объяснить? Неужели же все представители адвокатского сословия заинтересованы лишь получением известной суммы за свои труды и, обеспечив себя, уже не интересуются успешным исходом дела. Не все ли им равно, кто прав и кто виноват, важно, чтобы доллары попали им в карман. Все еще не могу представить себе, чтобы во всей Америке не нашлось человека, близкого к суду, который не загорелся бы желанием восстановить справедливость в таком общественном культурном деле. Ведь как никак, но дело это останется запечатленным на страницах будущей истории культуры, все растущее имя Н.К. – залог этому.

Теперь относительно профессора Уайльда. Думаем, лучше, чтобы вместо Уоллеса он повидал своего друга Бина и откровенно поговорил с ним. Не вижу, что можно добиться от свидания с таким типом, как Уоллес. Мы уже знаем всю его врожденную грубость. Его поступок с Франсис и Морисом достаточно ярко обнаружил его истинную природу. Но своему другу профессор Уайльд мог бы передать все преступные деяния апостатов и рассказать ему, как эти апостаты добивались близкого доступа к Уоллесу, чтобы через него улучшить свои коммерческие дела, и как, получив, наконец, этот ближайший доступ, благодаря моему рекомендательному письму к Уоллесу, они, укрепив свои позиции, решили изолировать Уоллеса от всех нас, чтобы тем самым сделать его послушным орудием в своих махинациях. Добились они этого разрыва со всеми нами, конечно, испытанным средством, именно гнуснейшей клеветою, которую они широко начали распространять. Некоторые образчики и отголоски этой клеветы достигли и наших гималайских высот. Но на людей твердых в своих принципах клевета и доносы действуют обратно, и только в слабых вызывают сомнения и скрытое удовлетворение. Следует указать, как Уоллес уронил себя в глазах многих культурных деятелей тем, что дошел до такой степени глупости, что, будучи президентом Вашингтонского конгресса Пис-Пакта[226], он начал рассылать некоторым представителям стран, участвовавшим на этом конгрессе, доверительные письма о том, что он больше не интересуется этим Пактом. Но многие из них поняли, что фермеровское сознание не доросло до той идеи, которую он взялся поддерживать на международном конгрессе, и что какие-то личные чувства взяли верх над понятием общечеловеческим. Так обычно и бывает со всеми лицами, приобщающимися лишь внешне к культурным понятиям. Культурный или интеллигентный человек, прежде всего, отличается постоянством и твердостью в своих убеждениях и служении идеям, но новичок в этой области хватается за идею и, не понимая всего значения ее, легко бросает, чтобы ухватиться за другую и т.д. Потому говорить с Уоллесом бесполезно. Но другу, да еще теософу, профессор Уайльд мог бы поведать истинную историю. Также можно указать, что Уоллес стал слепым орудием в руках преступной шайки и унизил себя до того, что даже старается воздействовать на решение судей в идущем сейчас процессе. Маскарад тоже не следует утаивать. Можно указать, как он пытался по наущению преступников оклеветать Н.К. в политической деятельности, но должен был взять свои слова обратно. Но, как всегда бывает, газетная клевета печаталась на первом листе и жирным шрифтом, опровержение же петитом и на дальних страницах. Зиночка прекрасно изложила все дело в письме к Кауну, можно взять это изложение за основу и добавить еще деяния апостата в отношении Катрин, Сутро, Фосдиков, Стоу, Святослава и т.д. Совокупность таких мошеннических проделок очень показательна для характеристики этого отъявленного мерзавца.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.