Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Ивановна Рерих 41 страница



Из изложенного можно понять, какое важное значение имеет та духовная или нравственная профилактика, о которой столько говорится в книгах Учения.

Конечно, Вам, дорогой Евгений Александрович, все это давно известно, но можно ли ожидать, чтобы это было воспринято г-жою Дунаевской, которая пишет, что она ни во что не верит. Потому скажите ей, что, конечно, мольба ее дошла до Великого Учителя и я просила Владыку помочь им. Потому будем верить, что все, что возможно, будет сделано. Также очень прошу ее не пренебрегать советами врачей, ибо там, где бывает нужна немедленная хирургическая помощь, там лучи или вибрации не помогут.

От всего сердца сочувствую г-же Дунаевской и прошу ее найти в себе мужество для веры, ибо без веры нет и жизни. Только вера, усиливая нашу психическую энергию, помогает нам, именно чудесно, во всех случаях жизни и во всех мирах.

Если будут какие-либо указания, конечно, не премину передать их Вам. На днях получили письмо от Рихарда Яковлевича, он пишет, как он рад был Вашему приезду, а также и выходу Вашей новой книги, которая, вероятно, скоро доплывет и до наших берегов. С большим интересом ожидаю ее.

Прилагаю неизданные еще Беседы. «§ 432. Урусвати знает, что помощь высоких Существ обычно бывает духовной, но иногда она может быть и материальной. Предания часто упоминают о явлениях близких, которые подают полезный совет, но прибавляют, что им позволено помочь всего один раз. Такие указания можно найти у разных народов в различные века. Поистине, такие показания очень справедливы. Лишь в исключительных случаях дозволено вторгаться в карму и действовать земными мерами. Пусть друзья запомнят, что даже в высших сферах существуют ограничения по условиям закона кармы. Никто из земных жителей не представляет, насколько трудно прийти к ним с материальной помощью. Обычно духовная помощь предшествует, но редко принимаются такие советы. Они понимаются как случайные совпадения.

Также Мы бываем чрезвычайно опечалены, когда Наши советы отвергаются или откладываются исполнением. Но даже материальная помощь не всегда принимается. Оправдание обычно в том, что пути Наши слишком неожиданны. Люди не могут вообразить, что условия такой помощи могут быть совершенно вне земного суждения. Такие недопущения происходят от недостатка воображения. Люди навязывают себе лишь один выход из положения, и каждое непривычное им суждение уже кажется неприложимым. Потому так полезно прислушиваться к показаниям разных народов. Только сравнением самых различных суждений можно представить разнообразие существующих условий. Потому нужно учиться прислушиваться к малейшим зовам. Сердце подскажет их подлинность.

Также и Нам чрезвычайно радостно, когда Мы замечаем наблюдательность, развитую естественно. Учение Жизни прежде всего требует осознания основных законов.

Мыслитель говорил: "Не могу выразить словами, насколько мы движемся по великим законам, но сердце знает их несказуемую сущность"».

«§ 435. Урусвати знает, что воспаление слизистых оболочек становится бичом человечества. Отравленная атмосфера поражает ткани. Невозможно представить себе, как многообразны признаки этой болезни века. Люди пробуют приписывать замеченные симптомы прежним видам болезней, но они не могут понять всю особенность эпидемии. Она часто проявляется как бы безобидными признаками, но руки врача не могут определить причину и развитие болезни. Потому полезно, чтобы врачи исследовали организмы всеми научными способами. Никто не скажет, когда воспаление перейдет в поражение ткани со всеми разновидными последствиями. Может быть, воспаление затихнет и рассеется, но и за этим процессом нужно следить. Можно указать самую простую неразъедающую пищу, но питание нужно, чтобы организм имел достаточно жизненности.

Само уявление болезни может быть чрезвычайно разновидным, иные органы могут причинять боль косвенную или непосредственно. Воспаление оболочек связано с нервной системой и потому может вызывать рефлекторные боли. Потому нужно уже всестороннее исследование всего организма. Нередко можно замечать, что зловредное поражение обозначается болью в противоположной части тела. Вообще слизистые оболочки являются посредниками в самых разнообразных функциях организма, и они первые воспринимают насыщенность окружающей атмосферы. Таким образом, если даже не происходит опасного процесса, то все же следует обращать внимание и явить бережность.

Не забудем, что такая эпидемия была предвидена давно. Когда Мы говорили об Армагеддоне, Мы вовсе не имели в виду лишь войну, но все погубительные последствия смятения человечества. Не нужно впадать в уныние, ибо в таком подавленном состоянии человек открывает доступ всему ядовитому. Но мудро знать, что эпидемии следуют за Армагеддоном. Нельзя ограничиться лишь известными формами болезней, нужно быть готовым к признакам самым сложным и необычным. Пусть врачи хотя бы отчасти признают новую болезнь, которая обнаружилась повсюду.

Мыслитель говорил: "Неужели найдется такой самомнительный человек, который будет полагать, что им изучены все явления Природы?"»

Так пусть болящие не впадают в уныние, но всесторонне исследуют свой организм.

Шлю сердечный привет. Снова оправдывается пословица – «Не плюй в колодец – придется напиться». События [движутся] кармическою чередою.

Духом с Вами.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

24 июля 1939 г.

Дорогой Александр Иванович, недавно из писем друзей узнала, что Вы собираетесь проехать в Варшаву. Вероятно, Вы повидаете нашего общего друга Антона Иосифовича, давно не имеем вестей от него и тревожимся о его здоровье. Очень хотелось бы знать о его самочувствии и обстоятельствах. Ведь годы его большие, и ему нужно очень беречь себя. Также и Вы должны следить за здоровьем. Как бы ни было заманчиво сбросить отягощающие нас земные одежды и насладиться отдыхом от грубых, но неизбежных материальных забот, чтобы посвятить все свои силы на то, что ближе всего нашему духу, все же мы не имеем права и не можем без ущерба для последующего состояния ускорять свой переход в новые условия.

Теперь относительно Вашего письма и посылки книг «Основы Миропонимания Новой Эпохи». Если бы Вы сообщили мне заранее о таком намерении, то, конечно, я отсоветовала бы Вам этот шаг. Во-первых, потому, что искать людей, открытых для новейшего миропонимания, среди признанных авторитетов сейчас еще не время. Несомненно, что в составе подобных учреждений находятся лица, вступившие или во время революционного периода, или же принадлежащие к старому закалу, следовательно, как для тех, так и для других изложенное в Вашем обращении – одинаково неприемлемо. Во всех случаях советуется говорить по сознанию. Сознание может быть на самом деле и достаточно широким, но если оно развивалось в другом направлении и, кроме того, если ему чужда употребляемая Вами терминология, то упоминание Вами об Едином Источнике явится еще более неприемлемым, нежели некоторые старые догматы. Для некоторых людей вся загвоздка в принятии того или иного положения заключается именно в непривычной для них терминологии, часто вызывающей у них неприязненное чувство, с этим приходится постоянно считаться. Будем надеяться, что особого вреда от этого Вашего обращения не произойдет.

Также и приводимые сведения о многочисленных браках Кришны и о главной цели таких браков столь же лишены достоверности, как и все позднейшие легенды. Более древние сказания упоминают лишь одного сына Кришны.

Не совсем разделяю Ваше предположение, что некий читатель может вместить гораздо больше, нежели читатель западного мира. Таких читателей нужно искать в других местах, не в определенных учреждениях, и при том этому читателю нужно раньше ознакомиться с первыми ступенями того, что уже известно западному миру, иначе многое из сказанного вызывает у него лишь насмешку. Одно несомненно, что понятие подвига ближе Востоку, нежели Западу, а следовательно, и предполагаемым читателям. Потому Учение Живой Этики должно быть дано во всей его простоте. Но вопросы о лунных и солнечных предках и о степени божественности в тех или иных Аватарах могут заинтересовать лишь отдельных индивидуумов.

Скажу откровенно, я больше огорчилась содержанием Вашего обращения, нежели посылкою Ваших книг. Вы, конечно, поймете почему.

Самое трудное, самое тонкое действо есть расширение сознания и, приступая к нему, необходимо вооружиться величайшею бережностью, терпимостью и терпением. Дать больше того, что сознание данного человека может вместить, равносильно тому, что навсегда закрыть перед ним свет истины. Канон «Господом твоим» остается во всей своей силе.

Теперь относительно возражения на выпады Батурина. Мое мнение о нем Вы уже знаете из предыдущего письма. Невозможно полемизировать на страницах журнала, когда нет уверенности, что смысл Вами сказанного не будет искажен и отдельные слова, приведенные из речений Учения Живой Этики, поставленные в кавычках, не будут заменены г-ном Батуриным своевольно, как это было с «денежным отчетом», превратившимся в редакции г-на Батурина в «банковский счет». Полемика хороша, когда обе полемизирующие стороны понимают, что есть честь и честность, но когда эти понятия атрофированы у одной из сторон, то всякая полемика делается невозможной, да и все прочие отношения становятся под большим вопросительным знаком.

С Ионовым, при случае, можно иметь беседу, но, чтобы возражать ему на страницах газеты, нужно быть вполне уверенным в симпатии к Вам редактора, иначе и тут может лишь еще больший вред произойти. Кроме того, следует очень проверить слухи об «исканиях» этого духовного отца; искания бывают разные.

Дорогой Александр Иванович, не сетуйте на меня за эти указания, но мы живем в совершенно исключительное время, когда все понятия чести и простой честности попраны на всем протяжении планеты, от верхов и до низов. Для того чтобы протолкнуть благие понятия или же пресечь злые козни, приходится действовать самыми неожиданными, самыми необычными путями. Но эти необычные пути должны быть подсказаны непреложным чувствознанием или одобрены Великим Учителем, иначе можно повредить там, где хотели помочь. Именно сейчас, как никогда, нужна большая солидарность в действиях всех членов Общества и особенно там, где происходит самое чувствительное прикасание. Рихард Яковлевич понимает всю бережность, и я очень доверяю ему и была бы признательна Вам, если бы Вы нашли возможным советоваться с ним относительно всего связанного со Швецией. Итак, Вы вполне правы, что при незнании сроков многие шаги могут нанести вред. Но знание сроков всегда давалось всеми Учителями с величайшею осторожностью, ибо осведомление о сокровенных сроках нескольких людей уже есть осведомление обитателей астрального плана, которые легко могут прочесть их на ауре этих лиц и передать своим протеже на земном плане. Только тот может действительно хранить тайну, кто может послать и принять мысленную посылку, окрасив ее не цветом мысли, но своим индивидуальным тоном. Знание сроков всегда считалось знанием высшим. Потому если сроки эти точно не оповещаются, но о приближении их все же даются намеки, мы обязаны быть сугубо бережными, понимая, что общее благо должно идти впереди всех прочих соображений.

Наша самодеятельность и инициатива должны быть направлены именно к умению охранить все доверенное. Вопрос о свободной воле труднее всего понимается людьми. Им трудно понять и речение из «Агни Йоги»: «Йогу все можно и в то же время все нельзя». Чем больше человек, тем меньше у него так называемой свободной воли, ибо он видит яснее следствия многих причин, не уловимых другими людьми. Он видит, как часто одно малое действие ввергает в бедствие целые страны. Воля высокого Архата сливается с Волею Высшею, ибо его личные чувства дисциплинированы или, вернее, настолько утончились и преобразились, что Он знает веление высшей пользы, проявляющейся в великой целесообразности, царящей в Космосе.

Большое спасибо за присланную книгу. Вы правы, что приведенные комментарии не украсили ее, во всех отношениях было бы лучше обойтись без них. Получила номер «Глагола», издаваемого в Бельгии; прочтя его, должна сказать, что допущенная грубость выражений производит отталкивающее впечатление. Воздержусь от особой критики, но и от всякого участия в нем, пусть эти русские «браманисты», как они величают себя, яснее выявят себя. Мы уже имеем журнальчик «Огонь», уже вполне выявивший свой лик. Также знаем, как некоторые русские «оккультисты» в Берлине и Риге негодуют на параграф в Учении Живой Этики, в котором сказано: «Мы не знаем ни одного достигшего посредством хатха-йоги...»[315], также и на мое письмо к Асееву о том же, помещенное им в его сборнике. Свое негодование они перенесли и на страницы местных индусских журналов. Причем, передавая своими словами сказанное мною, искажают смысл.

Журнальчик «Гонг», вероятно, получен Вами из Шанхая. Что же сказать о нем? Разве что он, видимо, рассчитан на очень примитивный уровень. Тревожусь за «Вестник Гауришанкара». Цель-то, несомненно, добрая, но насколько удастся провести ее в смятенных условиях Шанхая? Прилагаю Беседы.

«§ 445. Урусвати знает о Беспредельности всех мысленных манифестаций, в том числе будет и свободная воля. Люди могут противополагать свободную волю даже космическим явлениям. Не нужно удивляться, если даже закон будет поколеблен усилиями свободной воли, оттого такое множество кармических несчастий. Люди вызывают сильнейшие потрясения вместо того, чтобы следовать за космическим путем. Не нужно полагать, что настойчивость свободной воли не затронет гармонию Космоса. Не только затронет, но умножение прогремит по всем сферам.

Мудрые древние пытались усовестить людей, рассказывая о богатырях, которые могли говорить с дальними мирами, но сказания оставались сказаниями. И сейчас, когда век называется энергетическим, люди по-прежнему не придают значения мощи мысли. Можно радоваться, если в университетах начинают работать над мысленными передачами, но, к сожалению, эти исследования сводятся к некоторым механическим приемам, из которых не может произойти просвещения человечества о значении мысли как об энергии самой тончайшей.

Нужно, чтобы познание мысли помогло и дисциплине свободной воли. Нужно понять, что целые планетарные события зависят от ярости необузданной свободной воли. Вот Земля переживает Армагеддон, но и в этом бедствии свободная воля имеет значение. Не могут силы надземные сотворить такое бедствие без долгого участия человечества.

Прошу обратить внимание на эпидемию психического безумия. Нельзя приписывать происходящее отдельным лицам, нужно осознать, что народы способствуют мировым потрясениям. Не следует полагать, что события сами родятся и сами умрут. Может быть, сейчас произрастут семена посевов, совершенных около двух тысяч лет назад, – так бережно хранит пространство явление мысли.

Мыслитель указывал, что люди могут познать свои обстоятельства, заглянув в хранилище очень древнее».

«§ 467. Урусвати знает, что в высших сферах свободная воля преображается в сотрудничество с космическою мыслью. Люди очень трудно понимают этот процесс. Одни думают, что свободная воля подавляется, другие полагают, что она поглощается. Многоразличны понимания, но весьма редко можно слышать понимание о гармонии, в которой консолидируется мощь мысли. Не может быть там ни рабства, ни насилия, но лишь преуспеяние в беспредельности.

Также люди не легко усваивают, что свободная воля существует и в Тонком Мире. Люди не желают признать, что Тонкий Мир есть, как мир плотный, но в ином измерении. Те, которые и в земной жизни уже постигли дисциплину и имеют понятие о гармонии, могут применить эти достижения в Тонком Мире немедленно после перехода. Такое понимание называется благими крыльями, ибо оно способствует быстрому продвижению.

Но не часто люди запасаются в земной жизни такими крыльями, обычно они переходят с необузданною волею и с ненасытными желаниями. Люди не собрались во время земной жизни подумать о дальнейшем пути. Они довольствуются чужими формулами, которые в течение времени окаменевают, но ни в семье, ни в школах не говорят о жизни будущей. Напротив, такой разговор показался бы непозволительным. Семейные не считают возможным говорить о переходе в мир Тонкий, а в школах такой предмет послужил бы к увольнению учителя. Так, вследствие невежества и ханжества люди предпочитают оставаться во тьме.

Не много тех, которые умеют говорить о высоком назначении человека. Уже с первых дней земной жизни человек должен под давлением быта забывать о своих тонких проблесках.

Можно легко представить себе, как преобразится жизнь, если будет правильно понято задание бытия. Можно представить, сколько нерешимых проблем будет легко решено, когда люди поймут, к чему они должны устремляться.

Мыслитель указывал, как долго человечество будет блуждать во тьме вместо познания смысла бытия».

Теперь о г-же Рит. На днях получила Указание, что ей можно посоветовать препарат из железа с мышьяком и нукс вомикой. Также если возможно, то и небольшие дозы мускуса. Конечно, если бы она лучше упражняла свою психическую энергию, то многое было бы иначе. Как Сказано: «Жаль, что мысли начинают работать, когда опасность уже наступила». Конечно, эти слова Вы не передадите больной, ибо нужно всячески поддерживать ее устремление и веру в исцеление. Если бы люди осознали значение профилактики духовной и физической, сколько жизней было бы сохранено! Вероятно, Гаральд Феликсович пропишет ей нужную дозировку. Этот препарат будет принимать сейчас и Н.К. Он только что оправляется от лихорадки, температура его доходила до сорока и один день была даже выше. Пошлю Гаральду Феликсовичу и нашу дозировку, как только узнаю ее. Постараюсь послать небольшое количество мускуса в виде образца. Трудно очень доставать его, и местные торговцы не отличаются честностью, любят подсунуть второй и даже третий сорт.

Храните спокойствие, ведь уже знаете, что все послужит лишь на пользу Новой Стране <...>.[316]

Сроки очень приблизились, потому [храните] бережность во всем.

Сердцем с Вами.

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину

29 июля 1939 г.

Дорогой Гаральд Феликсович, хорошо, что Вы правильно понимаете создавшееся положение и что может быть положен неожиданный конец заносчивости и аппетитам. Часто недостаток осведомленности или широты горизонта и даже чаще всего просто соображения самости мешают правильной оценке всего происходящего. Все совершается так стремительно, что можно сказать: «И это переживем, ибо пройдут ядовитые времена, но вы, сохраненные, войдете новою дорогою в Новый Мир». Сейчас очень полезно перечитать первую книгу «Листов Сада Мории».

Спасибо большое за присланные карточки Ваших младших отпрысков. Илария очень походит на своего отца. Какие знания принесла она с собою и как сумеет применить их? Дети очень много помнят, особенно в самом раннем возрасте, из своих прежних воплощений. Этим объясняются некоторые странности в их поведении и устремлениях, часто не отвечающих окружающему укладу.

Получили и фотографию супруги П.Ф.Беликова. Очень понравилась она всем нам. Такой вдумчивый и ясный взор. Думаю, что оба они могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения. Мысли, высказываемые П.Ф. в его последнем письме к Н.К., пришлись мне очень по душе. Бодрость духа есть залог преуспеяния. Именно, радость жизни – не в роскоши и изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и назначения жизни, как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником радости и восхождения. Шлю им привет сердца.

Думаем о нашем Клементии Станиславовиче, так хотелось бы, чтобы у него все совершилось так, как лучше. Хорошо поддерживать в нем бодрое настроение, чтобы не было страха перед возможностью перехода в мир чудесный, который может предоставить столько возвышенной радости бодрствующему сознанию, устремленному к свету познания. Но, конечно, затрагивать эту тему возможно, лишь когда он сам начнет говорить о том. Сейчас получили очередной бюллетень «Культура» из Шанхая, вероятно, и Рихард Яковлевич получает его. Номер весьма удачный, и в прекрасной статье о творчестве Скрябина имеется место, которое должно быть близко каждому последователю Учения Жизни, так автор статьи утверждает: «Больше всего боялся Скрябин мещанского благополучия, удовлетворения и покоя. Умирая, он говорил, что страдание необходимо, чувствуя себя отлично». Вы, должно быть, знаете, что он умер от заражения крови. Всем советую прочесть эту статью, в ней много верных и прекрасных мыслей.

Тронуты, что Вы так радуетесь благим отзывам о ближайших сотрудниках, но наряду с благими отзывами приходится иногда проявить и осмотрительность по отношению к некоторым сочленам. Так, по-прежнему имейте бдительный глаз на Юпатова. Пусть будет осторожен и поменьше распространяется о деятельности Общества. Хотя и нужно иметь наготове звонкие и отвечающие истине формулы, но нужно чутко распознавать, когда лучше воздержаться от упоминания их. Я убеждена, что неосторожные россказни Юпатова в парижских кругах раздразнили некое осиное гнездо. Ведь бросается в глаза следующая странность – в течение двух, трех лет получались нами весьма дружеские письма от Бенуа, причем в одном из них он писал, сколько нового и интересного для себя он почерпнул из книги «Врата в Будущее». Также Бенуа знал и о выходе монографии и даже писал Н.К., что он с удовольствием напишет о его искусстве. Что же такое произошло, что совпало с приездом в Париж Юпатова, что он так обрушился на Н.К., и самое изумительное, что он больше всего негодует на какое-то мессианство, учительство и на писания Н.К.? Кто же мог его оповестить об учительстве и последователях Н.К.? И Вы уже знаете, что и профессор Вейдле, сородич и подголосок Бенуа, тоже ополчился на Н.К. за то, что он кроме художества осмеливается еще мыслить и писать! Вот уж истинно поход против мысли! Конечно, все мы знаем, что до сих пор еще можно встретить людей, почитающих себя за носителей культуры, которые негодуют на Льва Толстого за то, что он не ограничился писанием повестей и романов, но дерзнул открыто высказать свое мировоззрение, свое учение жизни. Но все же Толстой как учитель жизни не менее велик Толстого-писателя, и на Востоке именно его учение нашло себе наибольшую оценку. И кто может сказать, что переживет – его ли романы или же его этическое учение? Также можно понять, что статья Голлербаха для некоторого мышления неприемлема, ибо автор – из противоположного, столь им ненавистного лагеря, кроме того, самое неудобоваримое – это что кто-то из того лагеря может приветствовать искусство Н.К., тогда как Версаль и все западничество там не находят сейчас оценки. Знаем и то, что самое больное место для Бенуа – это что Н.К. может мыслить о строительстве будущего, тогда как он, Бенуа, признает лишь прошлое и ничего кроме развала не хочет видеть в будущем. Вероятно, он чует, что нет ему места в этом новом, жизнерадостном и здоровом строительстве. Все ухищрения в скурильщине (их любимое словечко) будут отброшены, как и старое маскарадное тряпье, не может оно выдержать яркого света восходящего солнца.

Книга разойдется там, где она действительно нужна, но явим терпение. О магазине, конечно, тоже заботимся. Когда книги разойдутся, откуда будет новый приток? Как бы не произошла просто распродажа книг. Нужно очень думать о пополнении ходкими, но приемлемыми книгами. Магазин должен обслуживать широкие круги. Главное, чтобы среди предлагаемых книг не было бы непристойных и развращающих молодое воображение.

Между прочим, должна добавить, что высказываемая хула, в связи с вышедшей монографией, должно быть, по времени нужна, ибо, как Сказано, хула есть лучший паспорт. Ведь эмигрантское мышление среди насильственных ограничений очень закостенело. Создался свой мирок, и всякий полет мысли за пределы его принимается его обывателями как личное оскорбление. Но «не убоимся» и будем продолжать свое строительство, именно для будущего.

Относительно отчеркнутой Вами страницы должна сказать, что все сказанное Вами о старом поколении полностью приложимо и к молодому. Атавизм бывает очень силен. Примем и это во внимание. Осмотрительность всегда благодетельна. Прилагаю Беседу. «§ 477. Урусвати знает, что понятие учительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когда школьники преподают своим младшим собратьям. Не легко избрать лучший способ преподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легче подойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительную передачу фактов. Только невежда думает, что достаточно прочесть сведения, чтобы их внушить ученикам. Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания. Но каждый может припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, от убедительности учителя. Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о Великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет к учительству, но служение благу.

Такое познание служения не приходит внезапно, это нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: "Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если у него нет ни единой вещи. Как славно даяние, которое не может истощиться"».

Очень тронули меня Ваши строки о том, как супруга И.Г. иногда плачет над страницами моих писем, где высказывается осуждение некоторой существующей церковности и т.д. Я так понимаю ее боль. Но должна ей сказать, что я очень люблю многие наши церковные обряды и празднества и никогда не стала бы их изгонять из жизни народа. Наоборот, они должны быть еще более одухотворены и тем стать еще ближе народному сознанию. Главное, их внутренний глубокий смысл должен быть осознан. Также я храню память о нескольких прекрасных священниках и мечтаю встретить таких и в Новой России. Мои слова относятся лишь к закостенелым мышлениям. Всякое невежество, где бы оно ни проявлялось, должно быть обнаружено и по возможности искоренено. Я верю в новую чудесную Храмину Духа, новую религию, основанную на сердце и просветленном им разуме.

Шлю супруге И.Г. мой самый сердечный привет, также и Вам. Сердцем с Вами.

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – Ф.С.Баруну

2 августа 1939 г.

Многоуважаемый Друг, на Ваше последнее, полное розовых надежд письмо я решила немного повременить ответом, ибо, несомненно, настроение еще не раз должно было измениться, но сейчас, хотя и не имею от Вас новых вестей, решила больше не откладывать письма. Вы пишете, что «без Вашего авторитетного вмешательства эту историю не удалось бы ликвидировать», но думаю, что история эта далеко еще не ликвидирована.

Кроме того, то обстоятельство, что мое письмо к Вам стало известно г-ну Маркову и г-же Либерт, лишь осложнило взаимоотношения между Вашей дочерью и ее мужем, не говоря уже об отношении самой г-жи Либерт. Было бы лучше, если они только от Рихарда Яковлевича узнали бы, что я не сочувствую их «неземной» любви. Опасаюсь, что слишком широкое оповещение и порицание этой любви не вызвало бы даже утрированной бравады с их стороны.

Вы знаете, что мое сочувствие всецело на стороне Вашей дочери и я не нахожу никакого оправдания поведению г-на Маркова и г-жи Либерт. Могу даже сказать, что я больше виню г-жу Либерт, нежели Вашего зятя, ибо эта особа значительно старше его и, по всему видно, и гораздо опытнее и «просвещеннее», и потому она легко могла увлечь молодого человека. Кроме того, эта особа не обладает добрым сердцем, могу судить это по ее письму ко мне и по ее обильным примечаниям. На это письмо я ей не ответила, ибо понимаю, что она находится в таком состоянии, когда каждое слово, идущее вразрез с ее настроением, будет принято как личное оскорбление.

Я просила Рихарда Яковлевича лишь передать им, что пусть они действуют так, как им подсказывает совесть. Считаю, что лучшим советом Вашей дочери будет оставить г-на Маркова действовать, как он того желает. Всякие препятствия и упреки лишь будут вызывать в нем раздражение и усиление их «неземных» чувств. Именно, если Ваша дочь могла бы выказать им полное спокойствие и даже равнодушие, это скорее отрезвило бы г-на Маркова. Пусть Ваша дочь найдет в себе мужество не упрекать человека, который, приобщившись к Учению Живой Этики, мог с такою легкостью пойти против самых основ его. Упреки никогда ничему не помогали, лишь время и жизнь просветят сознание. Конечно, могу представить, как мучительно чувство ревности, но единое средство от него – это уйти в работу, отдаться ей душой и телом. Если дочь Ваша найдет в себе силы заняться своим личным просвещением, чтобы как можно шире раздвинуть свой горизонт, то в будущем она об этом не пожалеет. Магнит знания велик, и много радости получаем мы в процессе расширения сознания. При расширенном сознании мы становимся гораздо терпимее к заблуждениям близких, ибо понимаем, как им трудно и подчас невозможно сразу справиться с многовековыми накоплениями. Также пусть помнит, что нет лучшего друга на Земле, нежели Великий Учитель, и пусть ищет приближения к Нему.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.