Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Ивановна Рерих 11 страница



Если следить за новейшими достижениями в медицине и науке, то почти каждый год можно найти утверждения о нахождении новых способов излечения упомянутых Вами болезней. Но дело в том, что каждое заболевание требует индивидуального подхода и метода. Так мы знаем, что в одном случае наружный рак был излечен обильным присыпанием больного места содой. В другом помог какой-то неведомый корешок, полученный больным от одного миссионера, в свою очередь получившего его от одного индуса. Мы старались навести справки об этом корешке, но пока что не были успешны. Также жена нашего служащего была излечена каким-то местным средством от рака на груди уже в довольно запущенном состоянии. Причем интересно, что средство это она принимала долгое время, находясь в долине, и безрезультатно, но когда переехала к нам в горы, то средство это оказало благодетельное следствие. Но местный знахарь не пожелал выдать свой секрет. Несомненно, что пребывание в горах действует благоприятно на больных раком. Может быть, потому, что высота влияет на нашу кровь. Кровь наша на высотах изменяется и становится гораздо обильнее кровяными шариками и гуще. Сода является уже предохранителем от рака, но некоторые люди не могут ее принимать, и я слышала от одного врача, что при катаре желудка сода не хороша. Здесь имеется средство, которое местные жители применяют при холере, как особо сильную дезинфекцию. Это растение на протяжении веков употребляется ими для чистки зубов, может быть, потому у них такие прекрасные зубы. Говорят, что минимальная доза его – две-три капли, разведенные на стакан воды, является уже предохранителем от многих желудочных и кишечных заболеваний и в том числе и рака. Ибо средство это обладает особой проникающей способностью и убивает все кишечные бактерии. Потому оно может служить как профилактика при полоскании рта после пищи, можно проглотить одну-две капли такой воды.

При туберкулезе очень хороши приемы навара цветка и даже листьев алоэ с молоком и медом. Как ни странно, полезен и навар ячменя.

Также хороша концентрация солнечных лучей на пораженных местах, посредством круглого увеличительного стекла, делая им как бы круговой массаж. Можно даже допустить иногда легкий ожог. Но, конечно, все подобные методы могут применяться лишь под наблюдением врача. Невежественное обращение с ними может вызвать нежелательные результаты. В Индии сейчас делают чудеса с солнечными ваннами, которые берутся непременно при раннем солнце, когда оно только что взошло. Ибо по всем сокровенным учениям на восходе лучи солнца особенно мощны целебными свойствами.

Итак, лучшими целителями являются лучи восходящего солнца, чистая горная прана и в особенности чистые мысли и устремление сердца к высоким альтруистическим задачам. Наиболее просвещенные врачи и ученые начинают понемногу уделять внимание силе мысли, и уже производятся замечательные опыты, и столь осмеянная Криштьян Сайэнс[88] начинает получать заслуженное внимание.

Должна кончать. Сердце мое шлет Вам всю веру мою в Вашу сердечность и тактичность. Родная Юлия Доминиковна, храните мужество и великое доверие к Руке Ведущей.

Мы проходим сейчас тяжкую полосу, но радость все же не оставляет нас. Все послужит лишь на конечную пользу, и это знание окрыляет наше стремление к несению жизненного подвига.

Всем сердцем с Вами.

Ел. Рерих

 

Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой

10 мая 1938 г.

Родная наша Надежда Павловна, на днях мы получили письмо от Александра Ивановича Клизовского, написанное с согласия или, вернее, даже по поручению сотрудника, жена которого находится во Франции. Содержание этого письма, освещающего тяжкое духовное состояние вышеупомянутого сотрудника, крайне встревожило нас, и я тотчас же уведомила об этом Юлию Доминиковну, прося ее принять неотложные меры, чтобы успокоить смятенную и страдающую душу. Передаю Вам содержание моего доверительного письма к Юлии Доминиковне: «Должна побеседовать с Вами совершенно доверительно об одном сотруднике Вашей группы, жена которого находится в Париже. Уже некоторое время я слышала предостережение относительно того, что в Литве не все благополучно, и даже был дан Совет временно воздержаться от посылки писем в Ваши места. Теперь одна из причин этого Совета выяснилась. По поручению вышеупомянутого сотрудника нам пишет его друг Александр Иванович Клизовский и освещает тяжкое душевное состояние, в котором тот находится сейчас. Полагаю, что Вы знаете причину, ибо этот сотрудник не был переизбран, как мы это видим, из Правления. Но, видимо, допущенное им было совершено без явного злобного умысла, и сам он сейчас глубоко страдает от своего проступка и находится в таком опасном настроении, когда человек может совершить самый нелепый и роковой шаг. Потому, родная, прошу Вас найти всю глубину сердечности, чтобы внести хотя бы некоторое успокоение в эту смятенную душу. Скажите ему, что чистосердечное раскаяние и приложение всех сил, чтобы хотя бы отчасти парализовать или нейтрализовать нанесенный вред, помогут ему искупить его вину перед Великим Владыкой. Конечно, человек он неуравновешенный, но признаков постоянного одержания, которого он так страшится, – НЕТ. Потому необходимо рассеять ту опаснейшую мысль, засевшую в нем. Именно страх опасен, ибо он парализует психическую энергию и тем лишает нас самообороны.

Мне очень хотелось бы знать, какое побуждение заставило его, после прочтения его неудачного реферата и когда он уже знал о последствиях его, снова повторить главные пункты в еще более ответственном месте? Чем объясняет он такую затуманенность сознания? Конечно, Вы будете с ним спокойны и сострадательны, ибо нужно спасти человека, но Вам скажу, что для нас это было очень большим ударом. Когда мы прикасаемся к сокровенному и священному, необходимо проявление самой великой бережности во всем, в словах и поступках. Ни в каких официальных выступлениях, ни в письмах или рефератах не следует связывать наши имена с Иерархией Света или с Е.П.Блаватской.

Вот почему я всех прошу проявлять такую осторожность при приеме вновь приближающихся. Нас не радует количество, но лишь качество. Все члены должны, во-первых, во-вторых и в-третьих, совершенствоваться в качествах, указанных в книгах Живой Этики. Ведь это и должно быть самой главной и неотложной целью каждого приблизившегося. И задание это так грандиозно, что потребуется не одна жизнь, чтобы приобрести хотя бы половину их. И одним из самых первых качеств будет умение хранить доверенное. Если такое умение налицо, оно уже будет свидетельствовать о наших прошлых накоплениях. Все вновь приходящие должны вполне отдать себе отчет, что прикасание к Силам Света налагает на нас огромную ответственность и оно опасно, если совершается лишь из любопытства и легкомыслия или же тщеславия. Насколько велика ответственность приблизившихся к Источнику Света и некуда уйти от нее, потому пусть поймут, что сами они должны решить, могут ли они подняться духом или же имеется для них опасность, что по слабости духовной они отступят и тем сами осудят себя. Зачем пополнять собою легион Иуды, он и без того разросся до чудовищных размеров?

Пишу Вам, а сердце полно слез, узнавая о совершаемых вольных и невольных предательствах. Ужасно падение человеческого достоинства во всем мире! Но таков конец Кали-Юги. Прошу Вас, родная, помимо книг Живой Этики и культурной работы ничего иного не сообщать шатким и неиспытанным. Многое более чем уродливо преломляется в ограниченном сознании, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы могут подняться над планом нашей видимой действительности и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, и людьми. Большее знание не прощается и всегда вызывает лишь злобный антагонизм толп и средняков. Потому Великие Учителя во всех веках заповедали говорить по сознанию слушателей. Отступление от этого мудрого завета всегда кончалось рушением многих светлых начинаний и гибелью человеческих жизней.

По этому поводу вспоминаются мне и слова Гёте, сказанные им незадолго до смерти: "Достиг я мирового признания и всяких почестей, но одно осталось недоступно мне – это право говорить, что я думаю". Часто приходится вспоминать эти мудрые слова. И чем больше человек, тем дальше от него это право. Так и в книгах Живой Этики сказано: "Йогу все можно и в то же время все нельзя". Многие ли поняли весь глубокий смысл этого речения?

Также в "Агни Йоге", § 50, сказано: "Когда же люди поймут значение мысли и слова? Все-таки для людей просыпать мешок малоценных зерен гораздо значительнее, нежели просыпать уничтожающие слова. Любой грызун подберет зерна, но даже Архат не уничтожит следствий мысли и слова..."

Также и в "Общине", § 127: "Для вечерних собраний очень остроумно отметить необычный состав речи или очень странное выражение, но подумайте, не висит ли на каждой букве этого выражения множество жизней?"[89] Именно, кто может сказать, сколько раз необдуманное слово явилось причиною гибели человека или даже многих. При этом гибель надо понимать не только в физическом, но и в духовном смысле.

Вероятно, Вы замечали, что на первых ступенях ученичества все как бы обуяны манией учительства, и такие "учителя", сами не усвоив основательно ни одной книги Учения, начинают бросать в пространство искаженно понятые ими формулы и тем причиняют смущение умов и создают лишь новых врагов себе и Учению.

Именно, всем таким желающим похвалиться своим большим знанием следует напомнить слова Учения: "Только недоучки пытаются разложить на окнах сухие веточки напыщенности, но чей дом наполнен знанием, тот не боится отрезать ломоть мысли"[90]. Именно знающий разберется, когда, где и что может он поведать. Руководящим началом для него будет Завет – говорить по сознанию слушающих...»

Родная наша Надежда Павловна, верю, что Вы найдете всю теплоту сердца, чтобы успокоить омраченное горем сознание сотрудника, и сумеете внушить ему и наставить и других в необходимости самой большой и сердечной бережности к именам. Не следует многие высокие понятия и чаяния будущего бросать в пространство, особенно опасны лишние намеки в рефератах и письмах. Мы окружены зримыми и незримыми пособниками тьмы, жаждущими нечто ухватить, чтобы представить в нужном для их цели искаженном виде туда и тем, кем они подосланы. Нам нечего скрывать, ибо мы трудимся на ниве культуры, но высокие понятия из-за невежественного уровня большинства требуют самого бережного отношения. Потому приложим все наше умение, чтобы не отяжелить непомерную Ношу Иерархии Света. Прошу Вас, родная Надежда Павловна, последить, чтобы поменьше произносились имена в некоторых сочетаниях. Именно, не следует связывать имена наши ни с Иерархией Света, ни с Е.П.Блаватской, все хорошо в свое время и на своем месте. Лишь культурные выступления могут быть соединены с именем.

Никто из земных обитателей не может представить себе весь охват, все гигантские размеры бушующего Армагеддона, и этим несказанно утяжеляется вековой труд Великой Иерархии Света. Истинно, миры видимые и невидимые принимают участие в этой Космической Битве. Но невежды кощунствуют и глумятся над высокими понятиями, которые могли бы послужить им же самим прочным якорем среди разбушевавшихся стихий. Наше бедное страдающее человечество подобно кораблю в бурю, кормчий и экипаж которого впали в безумие.

В заключение хочу привести Вам еще один параграф из новой книги: «Вы знаете, насколько трудно достижима гармония сознаний. Мы не говорим об уравнении сознаний, ибо по щедрости Вселенной равенства не существует. Но и при неповторяемости все же требуется гармония всех частей. Тем труднее вообразить, какими сложными путями можно способствовать равнению сознаний. Один человек уже всходит к вершине, но другой еще не приблизился к подножию, не имеют они общего мышления. Если дадите им одинаковые познания, то для одного они будут недостаточны, но для другого они переполнят его мышление и внесут смущение до предательства. Учитель много раз должен примерить, что именно может вместиться без вреда. Лучше не досказать, нежели переполнить и довести до предательства. Сущность мудрости в том, чтобы понять все разновидности, пригодные для гармонии. Так можно видеть, как Учитель иногда спешит, но другой раз удерживает. Нужно понять, что Учитель в это время наблюдает целую процессию путников и равняет их шаг. Не следует забывать, что много творится, чего человек не может увидеть от своего пути. Также не следует изумляться, когда Учитель намечает вехи на дальнее расстояние. Учитель указывает на различные вехи, которые от земного плана кажутся иногда незначительными, но они могут быть символами великого значения. Также нельзя удивляться, почему такие вехи могут быть даны на большие сроки. Не забудем, что в Тонком Мире вопрос времени не существует и знаки могут вспыхивать по мере их значения, но не по-земному. Мыслитель говорил: "Кто может знать меры, существующие в пространстве? Мы можем внимать, но не следует прилагать меры карликовые к великанам"»[91].

Итак, родная Надежда Павловна, окружимся зоркостью и мудро определим размеры сознаний, окружающих нас, и не переполним их. Пусть не вносят смущения, которое может явиться разрушительным для многого. Будем постоянно иметь в виду близость Новой Страны и потому не будем повторять то, что жадно подхватывается, по-своему перетолковывается и доносится туда. Это Совет Великого Владыки. Также думаю, что слишком частое упоминание о возможности космических катастроф в рефератах или письменно нежелательно. Ничто так не озлобляет малые сознания, как предвидение возможности какого-то для них неблагополучия. Все малодушные ждут немедленного облегчения всех тягостей земных, а в дальнейшем наступление именно для них и непременно в их понимании Золотого Века. Потому не следует смущать и возбуждать в таких сознаниях опасения и страх, который часто порождает в конечном итоге предательство.

Знаю, родная, что сердце Ваше отзовется на все сказанное и Вы усилите свой дозор. Так явим бережность и в письмах, раз они приходят с явной пометкой о вскрытии их. Ответы по вопросам Учения Живой Этики всегда могут быть даны, но упоминания о доверенных и их близости к Иерархии Света и т.д. сложим в недрах сердца. Пусть все больше думают о самоусовершенствовании и о помощи ближним по мере сил и способностей. В этом все великое задание человека, весь смысл Бытия.

Как Ваше самочувствие? Храните здоровье. Прочла Ваши прекрасные письма к духовным ученикам и реферат о лечении психической энергией с большим интересом. Но почему пишете Вы, что количество психической энергии, измеренное в Вашем случае, является довольно большим для женщины? Этим Вы как бы предпосылаете, что у женщины психической энергии вообще меньше, чем у мужчины. Это большое заблуждение. Пол в определении количества психической энергии не играет роли. Именно, могут быть большие или меньшие носители ее, но обладание ею одинаково дано обоим началам. Дух Святый, индусская Шакти, или энергия, – женского начала. Женщина ни в чем не обездолена Природою, тем более в духовных способностях. Ее мыслительная способность может быть в общей сложности развита сейчас несколько меньше, чем у мужчин, но ни в коем случае не в отдельных, индивидуальных проявлениях. Кроме того, если это где замечалось, то только в силу того, что условия и обстановка ее жизни, созданные вековыми угнетениями, способствовали тому. Заприте младенца, хотя бы гения от рождения, в пустую комнату и в полное одиночество, и он вырастет идиотом. Как бы ни были велики прошлые накопления, для выявления их нужен не только подходящий инструмент, но и подходящие условия. Как говорит французская пословица: «Обстоятельства создают великого человека». Женщина же во всех странах и во всех слоях общества находилась почти в полном подчинении и под опекою семьи. На протяжении веков, за редчайшими исключениями, проводилось не только умалчивание заслуг женщин, но и общественное порицание, если они выходили за пределы отведенного ей малого поля деятельности, вернее, домашнего очага. Но женщина давала, и от нее брали и тщательно избегали упомянуть ее имя. Много несправедливостей и жестокостей творилось и творится в отношении женщин. Потому при наступлении новой эпохи сама женщина должна осознать, что она ничем не ниже мужчины, именно, она не обижена Природой. Особенно больно слышать, как часто сами женщины унижают себя и признают свое подневольное и как бы низшее положение в космическом предначертании и созидании! Какое пагубное заблуждение, надолго задержавшее человеческую эволюцию! Когда князь мира сего еще со времен Атлантиды задумал унижение женщины, он знал, чего он достигнет.

Есть много мощных интеллектов, лишенных мощи психической энергии, и мысль их остается бесплодной. Лишенная этого магнита, она не может собрать вокруг себя ядро подобных же энергий, чтобы жить как в пространстве, так и в земных построениях. Если бы я Вам назвала имена крупных деятелей, пользовавшихся и признанием и почетом среди земных обывателей, но которые были нищи в смысле психической энергии, то, может быть, многие подивились бы. Именно бесплодна мысль, не напитанная психической энергией, и особенно нищ такой ум в Тонком Мире. Также не забудем, что существует много видов или, вернее, качеств этой всеначальной энергии, и потому будем стремиться к высшему ее проявлению в самоотверженности сердца и оплодотворим ею наш мыслительный аппарат, который тоже нуждается в упражнении. Между прочим, Кундалини – психическая энергия, Крияшакти – мысленное творчество, оплодотворенное высокой психической энергией.

Итак, всем существом осознаем свое великое назначение матери, жизнь дающей и от малых лет направляющей и вдохновляющей человечество по пути эволюции. Величайшие мыслители и подвижники древности называли всех Будд и Бодхисаттв матерями человечества.

 

Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман, К.Кэмпбелл и М.Лихтману

17 мая 1938 г.

Родные мои Радночка, Амрида и Морис, сейчас пришло письмо Зиночки от 20 и 21 апреля о посещении адвоката Смита. Считаем, правильно было сказано, что именно сотрудники хотят иметь добавочных Трэстис[92] и даже из числа культурных бондхольдеров[93], настаивая на культурных, ибо нельзя, чтобы какой-то овощной торговец распоряжался и ведал просветительными учреждениями. Больше того, мы готовы предоставить бондхольдерам все управление домом и оставить за собою лишь право заведовать просветительными учреждениями. Мы не имеем никаких притязаний на дом, кроме права пользования теми помещениями, которые необходимы для просветительной деятельности. Между прочим, интересно, откуда Смит слышал, что в 40-м году дом перейдет в руки бондхольдеров? Неужели кто-то допускает, что Хорш допустит это и не найдет возможности купить этот дом по сниженной цене у тех же бондхольдеров? Разве он не имеет такого ловкого адвоката, как Эрнст?

Теперь, надеюсь, родные мои, что этому новому человеку было ярко показано, какую культурную величину представляет собою Н.К. Совершенно необходимо, чтобы это обстоятельство твердо запечатлелось в мозгу всех защитников. Именно, нужно ярко обрисовать фигуру Н.К. и ничего не забыть из имеющихся ассетов[94]. Следует перечислить и переслать ему все монографии, библиографический памфлет, все Мессаджи[95], Декэд[96], все конгрессы и всю работу по Пакту. Именно, подчеркните, что нет сейчас такого современного художника и культурного деятеля-мыслителя, о котором столько бы писалось во всех странах, как о Н.К. Напомните имена высокопросвещенных деятелей и официальных представителей стран, откликнувшихся на его юбилей. Ведь и сейчас помимо двух монографий, уже печатающихся на русском и английском языках, пишутся одна английским писателем, другая – швейцарским известным биографом. Печатается и сборник приветствий последнего прибалтийского конгресса по случаю юбилея. Все эти издания, да еще в такие тяжкие времена, конечно, свидетельствуют об исключительной значительности личности художника. Укажите, какие статьи и блестящие отзывы были и в самой Америке. Ведь книга собранных Морисом отзывов весьма внушительна. Также и здесь, в Индии, печатаются сотни его статей в многочисленных периодикалс[97] и просвещенные индусы высоко чтут его творчество во всех областях жизни. Вы знаете, какие чудесные эпитеты сопровождают его имя.

Вспомним то количество обществ его имени, которые распространены по всему миру. Разве все это не свидетельствует о Личности? Неужели все эти достижения ничто, начиная с России, где он носил высшее звание Академика, даваемое за особые заслуги как в области научной, так и художества? Причем титул Академика вовсе не значит «студент Академии», как это старались доказать враги, пользуясь незнанием судей, но было в России высшим званием. Укажите на его многолетнюю деятельность как директора Школы Поощрения Художеств, находившейся под непосредственным покровительством Государя Императора и всей Императорской семьи и имевшей более двух тысяч учеников. Процветание этой исключительной школы, имевшей пять отделений и свой музей, доказывает об организаторском таланте ее водителя. Итак, соберите, родные, все ассеты. Ибо, как Сказано: «Нельзя прилагать карликовые мерки к великану». Если начать судить только на основании подложных бумажек, а также на выманивании мошенником, состоявшим доверенным, под фальшивыми причинами подписей, то, конечно, никакой справедливости ожидать нельзя. Именно, не забудьте подчеркнуть то обстоятельство, что Хорш был полным доверенным нашим и что, находясь за тысячи верст в пустыне, мы не могли оградить себя от его хитро удуманных мошенничеств. Родные, необходимо это повторять людям, и особенно настоятельно нужно делать это с новыми лицами. Я даже советовала бы выписать все ассеты на отдельном листе, чтобы защитник мог всегда иметь их перед глазами. Думаю, что Вы найдете еще многое что добавить к листу и всяких почетных награждений и избраний.

Потому, родные, если судьи положат на чашу весов всю известность Н.К., все его труды по просвещению и, наконец, его безупречную репутацию, которой он пользовался в России и среди выдающихся культурных слоев, а на другую – стендинг[98] Хорша с его жульническими проделками, с его возмутительнейшим брич оф трест[99], то, мне кажется, только слепой не увидит всей несправедливости, всей гнусности, творимой предателями. Неужели бумажки, в большинстве случаев поддельные, подтасованные или выманенные под фальшивыми предлогами (векселя) и тут же аннулированные, но теперь вновь появившиеся после того, как было заявлено при свидетелях об уничтожении их (векселя), могут перевесить все показания уважаемых лиц? Причем все эти подписи бумажек были сделаны по принуждению, под фальшивым предлогом накануне дня отъезда в Индию, чтобы тем самым лучше подставить ловушку и не дать возможности иного выбора. Вы помните, родные, как на возмущенный протест Зиночки Хорш должен был выдать имеющееся у Вас письмо, которое должно было аннулировать всю задуманную им подлость, причем он сказал, что все векселя им уничтожены.

Неужели же суд, как представитель высшей справедливости, не руководствуется нравственным кодексом и уровнем судящихся или судимых? Ведь в таком случае преимущество или право всегда будет на стороне опытного мошенника! Ведь каждый человек неизбежно судит о людях более или менее по себе, потому естественно, что честный человек не может представить себе всей бездны гнусности и никогда не сможет избавиться от хитросплетенных мошеннических проделок, в данном случае еще от человека, имевшего нашу полную доверенность и который на протяжении тринадцати лет чуть ли не в каждом письме и докладе клялся в своей преданности и в том, что он всем обязан Н.К. и прочее, и прочее. Все это необходимо пояснить новому адвокату, чтобы у него составилась яркая картина многолетнего хитро обдуманного преступления.

Также скажите адвокату, что, конечно, противники сильны тем, что у них имеется страна, тогда как мы сейчас не имеем такой защиты. Но страна наша воскресает. Также укажите, что все это чудовищное ограбление, захват произведений художника, его труда почти за четверть века, будет ярко отмечено в Истории Культуры народов, и если не сейчас, то через несколько лет. Истинно, страна наша воскресает, и в свое время она скажет и найдет подходящие слова, чтобы заклеймить предателей. У нас два талантливейших сына. Неужели кто-то по близорукости думает, что они не встанут на защиту, когда явится возможность! Не скрывайте от адвоката действий Глина. Скажите, что Глин был другом Франсис и имел со мною дружественную переписку. Но после того как апостаты проникли благодаря Франсис и мне к Глину, они, вероятно, спели свою очередную клевету, после которой отношения его к Франсис резко изменились, и, так как я встала на защиту Франсис, злоба их и Глина, их послушной марионетки, обратилась и на нас, и переписка моя с ним пришла к концу. Ничего не скрывайте. Именно предатель пользуется сейчас Глином как своим демми[100]. Можно было бы запросить этого безумца, долго ли он будет пребывать в этом почетном положении.

Родные, прошу Вас, поймите сердцем, почему сейчас говорю только о центральной фигуре. Ибо Сказано, что необходимо создать мощный центр, и тогда приложится и все остальное. Указано, что ошибка Франсис в ее переговорах с известными адвокатами и была в том, что, как всегда, она не сумела ярко обрисовать личность Н.К. и тем не создалось фокуса для интересного дела. Конечно, пишу это доверительно и прошу не говорить ей об этом Указании, иначе получите нового и опаснейшего врага. Она больна, это несомненно, и с больного трудно ожидать разумных действий. Будьте с нею крайне осторожны.

Также, родные, следует понять, что из того, что какие-то судьи или адвокаты не знают о деятельности и значении личности Н.К., то, значит, и другие ничего не знают. Попробуйте спросить таких судей и адвокатов имена выдающихся современных художников, ученых или даже политических деятелей в других странах, и они не смогут этого сделать. Специализация, особенно проводимая в англосаксонских странах, лишает широкого образования и необходимого для правильного мировоззрения синтеза.

Вы понимаете о необходимости путешествий и широкого образования именно для судей, этих вершителей судеб множества людей. Самое гнусное проявление нашей убогой культурности – это невежественный судья! Итак, судья должен быть самым просвещенным гражданином своей страны.

Теперь, родная Зиночка, прошу передать мою признательность князю Кудашеву за оказанную помощь. Особенно ценно мне, что эта помощь пришла от соотечественника, и даже от дальнего родственника. Зиночка может показать ему мой портрет. Хотелось бы чем-то отблагодарить его, но не знаю чем. Во всяком случае, Зиночка не забудет передать ему мою сердечную благодарность и такой же привет.

Гребенщиков продолжает писать двусмысленные инсинуации и твердить что-то туманное о действии Высшей Справедливости. Именно, он видит Высшую Справедливость в разрушении культурных начинаний!!! Но как во время визной эпопеи[101] я на все нападки и неудачи говорила, что посмеется хорошо тот, кто посмеется последним, так утверждаю и сейчас. Потому, родные мои, с новым мужеством и более широким пониманием значения Личности Н.К., не говоря уже о памятовании, за что мы сражаемся и какое мощное Воинство в срок утвердит яркую победу, вступим в новую фазу битвы.

 

Е.И.Рерих, Н.К.Рерих – К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам

17 мая 1938 г.

Родные наши, вчера получили письмо Зины от 28 апреля по 1 мая, с описанием вандализма в Музее. Беспокоимся, как прошло Ваше собрание у ассистента прокурора. Ведь от этого зависело, какое направление примет дело о вандализме. Мы хотели написать Мерритту и другим друзьям, но до Ваших сведений о результате Вашего совещания не можем писать, чтобы не осложнить дела. Брат прав, что сейчас необходимы широкая публисити[102] и выражение протеста от Комитета. Мы получили текст протеста, составленный Форманом, – передайте ему, что мы очень тронуты им. Ведь если какие-то формальности о даре нации и не были завершены, то, во всяком случае, все мы восемь лет жили в этом убеждении и не отступаем от нашего слова. Если версия неприемлема некоторым нашим друзьям, то ведь во всяком случае Музей был общественным учреждением, а не частной собственностью Хорша. Мы уже давно Вам писали, что Хорш не мог собирать общественные пожертвования на свою частную собственность. Правильно пишет Зиночка, и до сих пор подобные сборы на частную собственность под предлогом общественности преследовались законом. Вообще, в каком же положении теперь все лица, которым были посвящены именные комнаты? Как, например, Крен, Сторк и прочие? В каком же положении почетные советники Музея и все жертвователи, которые, как оказывается, жертвовали на частную собственность Хорша, а советники способствовали своими именами вандализму и ограблению Музея! Поистине, сейчас выступает весь уголовный элемент этого дела, и брич оф трест уже оказывается не только по отношению ко всем нам, но и по отношению ко всем жертвователям и почетным советникам. Но неужели же непротивление злу настолько вошло в плоть и кровь людей, что они предпочитают оказаться косвенными пособниками зла, лишь бы не побеспокоиться, так творится развал мира. Мы очень рады слышать, что Флорентина приняла обязанности Председателя Комитета Музея. Вероятно, Морис закрепил эту передачу письменно, так же как и передал свой голос кому-либо из Вас перед своим отъездом. Франсис и Морис были Трэсти в корпорации картин и своими двумя голосами имели перевес над голосом Хорша. Также весьма важно, что Хорш у рефери[103] признавал, что корпорация Музея не принадлежит ему, и это было тогда рекордировано. Не считают ли нужным адвокаты, чтобы и мы четверо прислали свои голоса, передав их кому-либо из Вас? Ведь Морис сейчас находится в том же положении, как и мы, и было бы вполне естественно, если отсутствующие передают свои голоса. Из письма Зины мы поняли, что наш иск о 240,000 плюс проценты может быть подан лишь при личном присутствии. Значит, и всякие измышленные претензии Хорша не могут быть предъявлены здесь. Тогда почему же Плаут беспокоился, чтобы Хорш не набросился на нас здесь? Такие обстоятельства лучше очень выяснить. По всему ходу дела мы видим, что мнения адвокатов весьма различаются. Что одному кажется невозможным и противозаконным, то другому представляется вполне возможным и естественным. Светик просит передать, что у него никаких обязательств по отношению к Хоршу нет. Во времена Миллера Светик посылал об этом полный меморандум через Зину с копией, и все бумаги должны находиться у Миллера, или у Катрин, или у Зины. Таким образом, совершенно недопустимо, чтобы портреты работы Святослава, а также и его имущество были бы захвачены грабителями. Миллер предполагал заняться этим делом, но хотел объединить его с общим музейным, после происшедшего разрыва с Миллером дело остановилось, но необходимо выяснить, не нужно ли Святославу заявить свои права, иначе грабители могут измыслить какие-то сроки, после которых законные требования окажутся недействительными. Помните, родные, что во всех делах необходимо следить за сроками, чтобы они не истекли, и вовремя прерывать их соответственными заявлениями. Если сейчас мы не можем вести все эти иски, то в будущем, и даже не очень далеком, мы вчиним их полностью, поэтому узнайте от адвокатов и сообщите нам, какими заявлениями следует прерывать истечение сроков. Иначе и все имущество Святослава, и наши иски пропадут. Если по исчислению пандитов Кали-Юга оканчивается в 42 году, то ведь и до этого срока многое что происходит и произойдет. Разве мы можем всем утяжелять письма? Только в последних почтах Ваши письма дошли, видимо, без вскрытия. Пожалуйста, записывайте, кто окажутся истинными друзьями и кто умоет руки. В таких принципиальных делах часто находятся совершенно неожиданные друзья. В Филадельфии имеется Музей Родена, неужели можно предположить, что, если он оказался бы разграбленным в один день, общественное мнение промолчало бы? Митинг протеста, бывший в 32 году, показал, что люди умеют говорить, когда они хотят. А ведь качество, качество картин с 32 года ведь не изменилось? Ведь картины представляют собою и единственную панораму Азии и, как Сказано, «ее нельзя раздроблять». За эти годы все время идут новые монографии и новые голоса оценки всей деятельности. Вандализм остается единственным в своем роде. Теперь о Школе. Мы ничем не хотим связывать голос преподавателей – если они хотят иметь имя, то это предоставляем им. Которого числа подан Аппил[104]? Если он будет тянуться дальше октября, пусть тянется.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.