Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Паскаль Киньяр 15 страница



 

 

Лукреций. О природе вещей, 4, 1038–1120.

 

 

См.: Павсаний. Описание Эллады, 3, 15, 10–11.

 

 

 

…Октавиан становится Августом…

— Термин augustus в латинском языке применялся исключительно к божествам (см.: Овидий. Фасты, 1, 609) и был специально предложен Октавиану сенатом в качестве почетного титула, перешедшего впоследствии ко всем римским императорам.

 

 

 

 

Плутарх передает нам следующее высказывание Ламприя…

— Ламприй — брат Плутарха, персонаж несольких его диалогов. В данном случае имеется в виду пассаж из диалога «О лике, видимом на Луне» (928Ь), где Луна уподобляется печени, поскольку расположена между Солнцем — «сердцем» и Землей — «чревом» мира. О «меланхолии» речи нет, впрочем, печень, по представлению греков, являлась причиной этой болезни, вызываемой разлитием желчи.

 

 

 

Лукреций. О природе вещей, 1, 1-27.

 

 

 

…Капитолийскую Венеру…

— На Капитолии стоял храм Венеры Эрицины (см. примеч. 9).

 

 

 

 

…Венеру-Покорную (Obsequens) Большого Цирка…

— Имеется в виду храм, воздвигнутый на площади Большого Цирка в начале III в. до н. э.

 

 

 

 

…Венера Дикая… стала богиней для Суллы…

— Подле храма Венеры Эрицины проводились «Игры победы Суллы» в память о выигранном им сражении у Коллинских ворот; сам Сулла называл себя Эпафродитом, т. е. «любимцем Венеры».

 

 

 

 

…Венера Дикая… стала… Венерой Победоносной (Victrix) для Помпея…

— Имеется в виду воздвигнутьш Гнеем Помпеем в 55 г. до н. э. мраморный театр со святилищем Венеры-Победительницы.

 

 

 

 

Венера Дикая… стала… Венерой-Прародительницей, Genetrix (матерью Энея и всех Юлиев) для Цезаря…

— Подразумевается рассказанная Аппианом (II, 102–104) история о том, что Юлий Цезарь пообещал перед Фарсальской битвой воздвигнуть храм Аресу и Афродите, что он и сделал, построив храм Венере-Прародительнице на forum Caesaris; эпитет божества напоминал о божественном происхождении рода Юлиев и одновременно утверждал величие богини как бы «в противовес» Венере-Победительнице побежденного Цезарем Помпея.

 

 

 

 

…Веспасиан уподобил ее самому Риму, называя Roma.

— Скорее всего, намек на знаменитый храм Венеры и Рима (Roma) в Велиях у начала Священной дороги, построенный в 135 г., но не Веспасианом, а Антонином Пием.

 

 

 

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, XI, 3–5.

 

 

 

Эпикур использовал это слово, чтобы назвать тело человека и единственное место возможного счастья.

— См.: Эпикур. Главные мысли, 4,5; 18,1.

 

 

 

 

Существует также высказывание Платона об отказе различать красоту и испуг.

— Вероятно, П.Киньяр имеет в виду рассуждения о красоте и опасности, свойственной Эросу. — См., например, «Пир», 197Ь.

 

 

 

 

…звание «повелителя страха» (mestor phoboio).

— Выражение взято П.Киньяром из «Илиады», 5, 272.

 

 

 

 

У западной окраины мира он повстречался с Граями.

… — В греческой мифологии Граи — две или три старухи, сестры Горгон, живущие на западном крае земли.

 

 

 

 

Желание (pothos), которое обессиливает все члены (lusimeles), делает взгляд женщины еще более изнуряющим (takeros), нежели Гипнос и Танатос.

— Алкман, фр. 3, 61–62. Следует заметить, что в сохранившемся тексте нет «взгляда женщины»; букв, перевод: «Пристально глядит, расслабляющим желанием изнуряя больше, чем сон или смерть».

 

 

 

Апулей. Метаморфозы, III, 9.

 

 

 

Тиресий — человек, увидевший сцену первого соития, ставший одновременно и мужчиной и женщиной…

— Фиванский прорицатель Тиресий убил двух змей в момент совокупления и был превращен в женщину. Потом он убил двух змей еще раз, и он вновь стал мужчиной. Этот сюжет был весьма популярен в античности (см.: Овидий. Метаморфозы, III,323 и далее).

 

 

 

 

Баубо

— женское божество, почитавшееся на острове Парос и в Малой Азии. В орфических гимнах является персонажем мифа о странствиях Деметры, замещающим служанку Ямбу, которая в принятых версиях мифа смешит Деметру непристойными шутками.

 

 

 

 

Метанира

— в мифе жена царя Элевсина Келея (в его доме Деметра нашла приют во время своих странствий) и мать Триптолема, которому Деметра дала зерно, чтобы тот засеял пересохшие поля.

 

 

 

 

Лисса

— в греческой мифологии божество безумия, рожденное Ночью из крови Урана. В трагедии Еврипида она выступает как посланница Геры, лишающая Геракла рассудка.

 

 

 

Ср.: Илиада, 5, 741; 11, 36–37.

 

 

 

…Ликург приказывал юношам…

— Ксенофонт. Лакедемонское государство, 11, 3.

 

 

 

Светоний. Тиберий, 73, 2.

 

 

Речь идет о храме Зевса Ликейского, основанном, по мифу, Ликаоном, сыном Пеласга (Павсаний. Описание Эллады, 8, 2), который принес богу в жертву ребенка и за это был обращен в волка.

 

 

 

Lycosoura переводится с греческого как «святилище волков».

— Точнее — «хранилище волков».

 

 

 

Марциал. Эпиграммы, 9, 37, 9-10.

 

 

Апулей. Метаморфозы, 10, 32

 

 

Овидий. Наука любви, II, 676–691 (с некоторыми перестановками).

 

 

Апулей. Метаморфозы, 2, 10; 3, 2.

 

 

Тацит. Германия, 8, 1.

 

 

 

…задрав свои пеплосы (peplos).

— Плутарх именует одеяние женщин не пеплосом, а хитоном (О доблестях женских, 248Ь).

 

 

 

 

Плутарх говорил, что Metheia — это световой хаос.

— Ср.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 153Ь; О вреде оракулов 433 de. Тема «истины-света» воспринята Плутархом у Платона (см.: Государство, 508 а-е).

 

 

 

Плутарх. Amatorius, 750d.

 

 

Апулей. Метаморфозы, 6, 8.

 

 

 

Девочка… получит имя Voluptas.

— Т. е. Вожделение; см.: Апулей. Метаморфозы, 6, 24.

 

 

 

Ср. с описанием смерти Петрония у Тацита. Анналы, 16, 19.

 

 

 

Паулин из Нолы

(род. ок 353 г.) — ученик Авзония, римский консул, впоследствии принявший христианство и ставший монахом. Сохранились его стихи и переписка с Авзонием.

 

 

 

Цицерон. Об ораторе, 2, 351 и далее.

 

 

Квинтилиан. Воспитание оратора, 11, 2,11 и далее.

 

 

Демокрит. Фр. 32, 3 по собранию Дильса-Кранца.

 

 

Имеется в виду знаменитая история о Солоне и Крезе. — Плутарх. Солон, 27.

 

 

См., напр., Письмо к Пифоклу, 116, 3; Письмо к Менекею, 122, 10.

 

 

Сенека. Письма к Луцилию, 77, 6.

 

 

Плиний Младший. Письма, 1,9.

 

 

 

…римляне… перевели как temperantia — максимальное наслаждение…

— Temperantia — букв, означает «умеренность, сдержанность».

 

 

 

Плиний Младший. Письма, 9, 7.

 

 

Ср. Анналы, 4, 38.

 

 

«Наука любви», 1, 342.

 

 

 

Так оно было с Тибуллом и Делией. Так же — с Проперцием и Цинтией.

— Делил — адресат любовных элегий Тибулла; Цинтия (Кинфия) — имя возлюбленной Проперция. Согласно античным свидетельствам, под этими «псевдонимами» скрывались имена реальных женщин (Апулей в своей «Апологии» говорит, что Делию звали Планией, а Цинтию — Гостией), хотя, естественно, жанр любовной элегии предполагал и некую условную «маску» возлюбленной поэта.

 

 

 

 

Хрисипп

(280–207 гг. до н. э.) — один из наиболее известных философов Стой. Теория «душевных порывов» (hormai) составляла фундамент стоической этики.

 

 

 

Апулей. Апология, 80–84.

 

 

 

Но мой thymos (жизненная сила, libido) сильнее, чем мои bouleumata (вещи, которых я хочу).

— П.Киньяр чуть меняет смысл фразы: у Еврипида Медея говорит не о том, чего «хочет», но что «знает»: «Я знаю, что намереваюсь сделать дурное, но мой дух сильнее моих мыслей».

 

 

 

Еврипид. Медея, 108–110.

 

 

 

Агава, убивающая собственного сына, видит перед собою не его, а льва.

— Подразумевается миф о гибели фиванского царя Пенфея, прогневавшего Диониса, от рук собственной обезумевшей матери. Этот миф послужил сюжетом для трагедии Еврипида «Вакханки».

 

 

 

 

Там она… рождает… сына Меда, которого любит так горячо, что помогает ему убить Перса, чтобы завладеть его царством.

— П.Киньяр не совсем точен: говоря о возвращении Медеи в Колхиду и убийстве ее дяди Перса, он контаминирует две версии. По первой Перса убил сын Медеи Мед (Страбон. География, 11, 13), по второй его убила сама Медея, чтобы вернуть трон своему отцу Ээту (Аполлодор. Мифологическая библиотека, I, 9,28).

 

 

 

Посидоний. — Ср. фр.423, 59; 254, 14.

 

 

 

Тимомах

— художник времен Цезаря. По свидетельству Плиния (Естественная история, 35, 136), Цезарь поместил две его картины, изображавшие Медею и Аякса, в храме Венеры-Прародительницы.

 

 

 

П.Киньяр соединяет пифагорейскую идею «неразумия» человека с темой рождения; пифагорейцы осуждали беспорядочное и «неподготовленное» соитие, говоря, что следует заботиться о том, чтобы появление новорожденных было «обдуманным» и потому счастливым (см.: Ямвлих. О пифагорейской жизни, 209–213).

 

 

Ср.: Сенека. Письма к Луцилию, 22, 15; Об утешении, 10, 5.

 

 

 

…легенды и имена, рассказывающие о древнем мире первых римлян — волчица-тотем, названия римских холмов — Виминал, Кверкветал, Фагутал…

— Виминал — букв, «ивовый», Кверкветал (иначе Целиев холм) — «дубовый», Фагутал — «буковый».

 

 

 

 

…«Mentiri поп didicere ferae* (Дикие звери лгать не умеют).

— Марциал. Эпиграммы, 1, 22; правда, в каноническом тексте о диких зверях говорится, что они не научены «смиряться» (frangere).

 

 

 

 

…совсем коротенького романа о греке Лукие…

— Имеется в виду сочинение «Лукий, или Осел», приписываемое Лукиану.

 

 

 

Овидий. Метаморфозы, 5, 629–630.

 

 

Лукреций. О природе вещей, 4, 988 и далее.

 

 

Светоний. Август, 43.

 

 

 

Граттий «Фалиск»

— римский поэт, современник Овидия, который упоминает о нем в «Письмах с Понта» (4, 16, 34); автор поэмы об охоте.

 

 

 

Светоний. Нерон, 29, 1

 

 

Светоний. Тиберий, 67, 1.

 

 

Светоний. Нерон, 10, 2.

 

 

 

Нерон-актер играл рожающую Канаку.

— Согласно мифу, Канака, дочь Эола, внука Девкалиона, влюбилась в собственного брата и родила от него сьша, которого убил ее отец; сама Канака покончила с собой (Овидий. Героиды, 11, 1-128).

 

 

 

 

…к пребыванию в Риме Тиридата…

— Тиридат — царь Армении, торжественно коронованный в 66 г. Нероном в Риме.

 

 

 

 

Атаргата

— сирийское божество плодородия («сирийская богиня»), чей культ описьшается Лукианом и Апулеем. Он был более распространен в Греции, чем в Италии. См.: Светоний. Нерон, 56.

 

 

 

Тацит. История, 1, 18, 17.

 

 

 

Гомер… пользуется словом oarystus (любовное свидание).

— Греческое слово oarystus может означать «встреча, беседа», но Киньяр подчеркивает его связь с oar «супруга».

 

 

 

Пиндар. Олимп, 3, 44; Нем, 3, 21.

 

 

Симонид. — Фр. 37.

 

 

Феогнид. Элегии, 425–428.

 

 

 

…фраза Ахилла в аду…

— См.: Илиада, 9, 411–415; правда, Ахилл произносит эту фразу еще живым.

 

 

 

Эсхил. Умоляющие (Просительницы), 407–409.

 

 

 

Муса-вольноотпущенник

— римский ритор, вольноотпущенник Сенеки Старшего (Контроверсии, 10, 9-10).

 

 

 

 

…Петроний писал: — «Наслаждение (vohiptas), достигаемое в коитусе, мерзко и недолговечно; за любовным (Венериным) актом следует отвращение (taedium)››.

— Интересно, что в «Сатириконе» герой постоянно испытывает «желание», которое он не в силах удовлетворить, ибо страдает импотенцией; а «отвращение» (taedium) охватывает его лишь однажды от сетований старухи на то, что он убил гуся — птицу Приапа (Сатирикон, 137, 6).

 

 

 

Сенека. О кротости, 1, 17,1.

 

 

Сенека. Письма к Луцилию, 89, 13.

 

 

 

Смерть вырывает тебя из родимого чрева, отвратительного и зловонного.

— Точный источник установить не удалось. Для Сенеки, с его идеей избавления от страха смерти, гораздо более характерно следующее описание соотношения смерти и рождения: «Смерть есть избавление от всех горестей и тот конечный предел, за который не проникают беды наши. Она возвращает нас в тот покой, в котором пребывали мы прежде рождения. Если кто горюет об умерших, то должен он горевать и о не родившихся» (Диалоги, 6, 19, 5). «Отвратительным» материнское чрево именуется в трагедии «Эдип» (напр., 637, 1039), где главный герой ассоциируется со смертью (652). Может быть, здесь мы имеем дело со своеобразным смешением философских идей и трагического образа.

 

 

 

 

Луций Афраний

— римский поэт и комедиограф (род. ок 150 г. до н. э.). Приведенная строчка — фрагмент 300 из его собрания.

 

 

 

 

…изображению отбросов и прочих «гадостей», чем особенно прославился Сос Пергамский.

— Сос Пергамский — эллинистический художник, упоминаемый Плинием (Естественная история, 36, 184). Нам известны описания двух его картин: изображение зала после попойки и фреска с птичками, пьющими вино из чаши.

 

 

 

 

…Галатон изобразил на одной из своих картин Гомера, извергающего рвоту…

— Эта картина описана Элианом (Пестрые истории, 13, 22).

 

 

 

Проперций. Элегии, 1, 19

 

 

Сенека Старший. Рассуждения (Suasoria), 2, 12-13

 

 

Гораций. Искусство поэзии, 390; впрочем, в послании Горация речь идет всего лишь об опубликованных стихах — «вылетят, не поймаешь».

 

 

Сенека. Письма к Луцилию, 83, 20.

 

 

 

Артемидор свидетельствует, что женщины часто называли мужской член to anagkaion (истязатель).

— Артемидор. О сновидениях, 1, 45; эвфемизм можно перевести и как «принуждающий», и как «необходимый».

 

 

 

 

…непререкаемость слов Фульвии, обращенных к Августу: «Autfutue out pugnemus» (Или ты спишь со мною, или война!)…

— Имеется в виду жена Марка Антония, активная противница Октавиана. Фраза Фульвии (весьма грубая, П.Киньяр ее смягчает — «Или засунь мне, или будем биться») приведена в эпиграмме Марциала (И,20), причем он ссылается на эпиграмму, написанную самим Октавианом Августом (фр. 4).

 

 

 

 

…маленькие затворницы изображали медведицу (богиню) и «приручали себя» в ее святилище.

— Об этом обряде упоминает Аристофан в «Лисистрате» (645). См. также схолии к этому месту.

 

 

 

Плиний Младший. Письма, 7, 21.

 

 

Там же, 9, 36.

 

 

Там же, 1,6.

 

 

Павсаний. Описание Эллады, 9, 31 и далее.

 

 

Овидий. Метаморфозы, 3, 346 и далее.

 

 

Овидий. Метаморфозы, 3, 433.

 

 

 

Эрот-Фанес

— божество орфического культа, «перворожденный», чье имя буквально означает «явившийся, блистающий»; отождествлялся с Эротом.

 

 

 

 

…был изрезан на куски Титанами.

— Имеется в виду орфический миф о Дионисе-Загрее, которого Титаны ребенком приманили блестящим зеркальцем, убили и растерзали.

 

 

 

Овидий. Скорбные элегии, 1, 207–208.

 

 

Ср. Сенека Старший. Контроверсии, 7, 3, 1.

 

 

Плиний. Письма, 6, 16.

 

 

Там же, 6, 20.

 

 

 

«ImmortaUa ne speres» (He жди ничего от бессмертных вещей)…

— П.Киньяр несколько усложняет фразу Горация. У Горация: «Не надейся на бессмертие». Гораций. Оды, 4, 7.

 

 

 

Там же, 4, 7, 16.

 

 

 

во время осады Рима Тотилой…

— Тотила — король остготов, бравший Рим в 546 и 550 гг.

 

 

 

Имеется в виду Аполлоний Тианский, странствующий философ, герой книги Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского».

 

 

Стимула — римская богиня, иногда отождествлявшаяся с матерью Диониса Семелой (см.: Овидий. Фасты, 6, 503; Тит Ливии, XXXIX, 12, 4). Ее имя понималось как «побуждающая».

 

 

Ювенал. Сатиры, 6, 118–132.

 

 

Тацит. Анналы, 11, 12.

 

 

 

Когда центурионы, во главе с Нарциссом, прибыли в Рим, императрица уже покинула празднество.

— См.: Тацит. Анналы, 11, 36–37. Нарцисс — доверенный секретарь императора Клавдия, награжденный за раскрытие заговора жены императора Мессалины. Сразу после смерти Клавдия в 54 г. был схвачен и покончил жизнь самоубийством.

 

 

 

Сенека. Федра, 99-111.

 

 

Авл Геллий. Аттические ночи, 14, 4, 2.

 

 

Сенека Старший. Контроверсии, 2, 1.

 

 

Плиний. Естественная история, 35, 84.

 

 

Традиционное обозначение для сцены, происходящей в подземном мире; исходно употреблялось применительно к двум песням «Одиссеи» (11 и 24), имеющим соответствующий сюжет.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.