Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Паскаль Киньяр 14 страница



 

Н.Гринцер

 

КОММЕНТАРИИ

 

 

 

…зовутся фесценнинами.

— Фесценнинские стихи (фесценнины) — стихи и песни обсценного содержания. По свидетельству Сервия (Комментарий к «Энеиде», VII, 695), их название связано с городом Фесценний, располагавшимся в Южной Этрурии. Как сообщают Сенека Старший (Контроверсии, VII, 6) и Плиний (Естественная история, XV, 86), фесценнины изначально являлись элементом свадебного обряда, для которого непристойные песни были одним из атрибутов в различных культурах. Поскольку в широком фольклорно-мифологичес-ком контексте свадьба связывалась с культом плодородия, то фесценнины присутствовали и в традиционных сельских ритуалах (в частности, в форме ритуальной перебранки). Обязательный для таких ритуалов культ фаллоса дал повод сблизить название песни и соответствующего фольклорного жанра со словом fascinus (так, например, объяснял этимологию фесценнин римский ученый II–III вв. Юлий Павел), и именно это сближение постоянно подчеркивает П.Киньяр.

 

 

 

 

…римского романа — «satura».

— «Сатура» в римской литературе название особого жанра, причем жанра типично римского, недаром Квинтилиан гордо писал, что «сатура целиком наша» (Воспитание оратора, X, 1,93). Первоначально этим словом (производным

от лат.

satur — «полный») назывались представления, состоявшие из отдельных, не соединенных друг с другом песен и сценок, в известной мере продолжавших традицию фесценнинских стихов. Впоследствии под влиянием различных заимствованных жанров (прежде всего новоаттической комедии и философского диалога-мениппеи) сатура все больше «литературизировалась»; основным показателем жанра являлось смешение различных стихотворных размеров, а также прозы и стиха на уровне формы, и подобная же тематическая «пестрота» содержания. В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Варрон, Гораций, этим же словом обозначились «сатиры» Персия и Ювенала. Традиционно называемое «романом» произведение Петрония «Сатирикон» самим своим заглавием обнаруживает принадлежность к той же жанровой традиции.

 

 

 

 

…что звалось ludibrium.

— П.Киньяр объединяет первичное и производное значения латинского слова. Ludibrium (производное от ludus — «игра»), означая насмешку, употреблялось и в значении оскорбления, насилия, в том числе и сексуального.

 

 

 

 

Паррасий Эфесский

— знаменитый греческий художник, жизнь которого датируется V–IV вв. до н. э. Был известен своим резким нравом и вызывющими манерами (так, он носил пурпурные одежды и золотой венок). Среди его картин наиболее замечательными считались изображения Тезея, Филоктета, сцен исцеления Телефа и мнимого безумия Одиссея, а его стиль был отмечен любовью к изображению сильных переживаний и богатством красок. По свидетельству древних, он был автором и нескольких сочинений по теории живописи.

 

 

 

 

…«изображение проститутки».

— Следует заметить, что слово pornographos в античных памятниках вовсе не зафиксировано, а единственное его употребление у Афинея (Пир софистов, 13, 567b) подразумевает не художника, но «пишущего о проститутках».

 

 

 

 

Светоний рассказывает…

— Светоний. Тиберий, 43–44; см. издание: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1990, с. 95.

 

 

 

 

Spintrias (сфинктеры)

— проституирующие мужчины.

 

 

 

 

… книги Элефантиды…

— Под названием, производным или от названия древнеегипетского города Элефантины, или от имени малоизвестного божества, античные авторы упоминали либо трактаты, посвященные различным косметическим средствам, либо (как в данном случае) собрание «фигур Венеры» (см.: Марциал, XII, 43,4) — некий античный аналог «Камасутры».

 

 

 

 

Греческий глагол, означающий процесс содомии — eispein…

— Греческий глагол исходно имел вполне нейтральное значение «вдыхать» и применительно к любовной связи употреблялся метафорически. По свидетельству Элиана (Пестрые истории, 3, 12), в таком значении его использовали спартанцы, и это позволило Киньяру «сделать» его обозначением гомосексуальной любви.

 

 

 

 

Квинт Атерий

(Quintus Haterius, умер в 24 г.н. э.) — знаменитый чтец и оратор, известный своей способностью к импровизации. Упоминается также у Сенеки Младшего (Письма к Луцилию, 40, 10) и у Тацита (Анналы, IV, 61).

 

 

 

 

Officium

— ключевое понятие римской этики, подразумевавшее гражданский, социальный и моральный долг. Цицерон посвятил ему специальный трактат «Об обязанностях».

 

 

 

 

Я ненавижу объятия, в коих один или другой не отдается полностью.

— Овидий. Наука любви, 2, 683

 

 

 

 

Я не желаю услуги от женщины.

— Там же, 2, 688.

 

 

 

 

Эту норму ясно определяет одна из эпиграмм Марциала.

— Марциал. Эпиграммы, 9, 32.

 

 

 

 

.убил педагога, который поцеловал его двенадцатилетнюю дочь.

— Валерий Максим. Достопримечательные деяния и высказывания, 6, 1,4. Под педагогом подразумевается раб-воспитатель; при этом Валерий Максим именует Мения «суровым хранителем стыдливости».

 

 

 

 

Артемидор из Эфеса

(втор. пол. II в.) — автор знаменитого сонника.

 

 

 

 

… ее

самоубийство с помощью бронзового кинжала явилось основой создания «римской» республики.

— Имеется в виду знаменитая история о матроне Лукреции, обесчещенной сыном последнего римского царя Тарквиния (род Тарквиниев происходил из Этрурии). Ее самоубийство послужило поводом к уничтожению царской власти и установлению республики. С нескрываемым восхищением о деянии Лукреции рассказывает Тит Ливии в своей «Истории» (1, 58); эту же историю подробно описывает Овидий в «Фастах» (2, 721–852).

 

 

 

 

…республика Отцов.

— Словом patres, «отцы», в Риме обозначалось, в частности, патрицианское и сенаторское сословие. Для Киньяра важно соотношение «родового» и «социального» значений слова, поэтому в переводе практически всюду выбран наиболее общий вариант.

 

 

 

 

Отцы убили Ромула…

— Имеется в виду версия мифа, согласно которой Ромул был убит в результате заговора сенаторов («отцов», patres). В первой книге своей «Истории» Тит Ливии рассказывает, как во время бури облако накрыло Ромула и с тех пор его никто не видел. Его провозгласили божеством, унесенным на небо (историю божественного апофеоза Ромула, ставшего богом Квирином — покровителем римского народа, излагают и Цицерон, и Овидий). Однако сразу же, как сообщает Ливии (I, 16), пошли разговоры о том, что на самом деле Ромула убили стоявшие подле него сенаторы. Дабы успокоить народ, один из них, Прокул Юлий, поведал, что ему-де явился спустившийся с небес Ромул. «Удивительно, — заключает Ливии, — насколько люди уверовали в этот рассказ и как горе армии и народа умерилось уверенностью в божественности Ромула».

 

 

 

 

Stuprum

— срам, позор, в особенности, прелюбодеяние (все равно, вольное или невольное).

 

 

 

 

… поразительному сходству трех сыновей Юлии Старшей с их отцом Агриппой.

— Юлия Старшая — дочь императора Августа, известная своим распутством. Марк Випсаний Агриппа (род. ок. 63 г. до н. э., умер в 12 г. до н. э.), ее второй муж, один из ближайших соратников Августа. От их брака родилось три сына и две дочери.

 

 

 

 

Myтун

— одно из латинских слов, служивших для обозначения мужского полового органа; происходит от имени божества италийского происхождения Mutunus Tutunus, отождествлявшегося с Приапом (а иногда с Меркурием-Гермесом) и игравшего роль защитника-охранителя (genius). Его святилище в Риме считалось одним из древнейших (по свидетельству ученого IV в. Руфия Феста, оно стояло там «от основания города»); в отправлении культа участвовали в основном женщины, которые во время ритуала, как сообщает нам юрист и историк II–III вв. Юлий Павел, должны были быть «в тогах с пурпурной каймой и с покрытыми головами».

 

 

 

 

Либер Патер

— Liber Pater, букв. «Отец Освобождающий», или просто Liber — одно из древнейших италийских божеств, почитавшееся вместе с парным женским божеством по имени Либера. Впоследствии Либер был отождествлен с греческим Дионисом. По всей видимости, культ Либера был изначально сельским, и поэтому бог не имел собственного храма в Риме. Тем не менее пара архаических божеств плодородия почиталась на Авентине вместе с Церерой, детьми которой считались Либер и Либера; Либер был центральным божеством празднеств Liberalia (17 марта), во время которых, по свидетельству Овидия (Фасты, 3, 771), было принято, чтобы достиппие совершеннолетия мальчики надевали «взрослую тогу», toga virilis, становясь тем самым мужчинами.

 

 

 

 

Ромул и Рем произошли от насилия Марса над Реей Сильвией.

— Рея Сильвия, девственная весталка, дочь царя Нумитора, которой, согласно мифу, овладел Марс, в результате чего родились близнецы Ромул и Рем.

 

 

 

 

«Патронаж» римской матроны осуществлялся богиней Юноной Югой.

— Iuga — культовый эпитет Юноны «Соединяющая» (от

лат.

iungere) — осмыслялся как знак Юноны — покровительницы брака (Юлий Павел: «Юнона, как полагают, именуется Югой, ибо соединяет в браке»); наряду с этим эпитет сближался и с другим словом: iugum — «ярмо, плуг, бремя».

 

 

 

 

Там, где ты будешь Гаем, я буду Гайей.

— Эту формулу, древность которой подчеркнута архаической формой имени Gaiai, упоминают, например, Квинтилиан (Воспитание оратора, 1, 7, 28) и Авл Геллий (Аттические ночи, 7, 7, 1).

 

 

 

 

…закона Оппия.

— Гай Оппий, трибун 215 г. до н. э., провел закон, запрещавший женщинам носить пестрые платья, ездить в повозках и владеть мало-мальски значительными средствами. Закон был отменен в 195 г. до н. э.

 

 

 

 

Жена есть маленький Эней, чью руку держит Pater. Каждый супруг — это старый Анхиз, которого его будущие сыновья понесут на своих плечах и чье изображение они будут хранить в доме.

— П.Киньяр одновременно подразумевает две вещи: историю «благочестивого» Энея, вынесшего на своих плечах из горящей Трои отца Анхиза вместе с изображением домашних богов, и тот факт, что в римских домах маски умерших предков хранились в специальном помещении (атриуме) в качестве символов домашних божеств.

 

 

 

 

В пьесе Теренция…

— Имеется в виду комедия Теренция «Свекровь».

 

 

 

 

Lex Julia de adulteriis coercendis.

— Изданный Августом Юлиев закон о запрете прелюбодейства (связи замужней женщины с посторонним мужчиной, не мужем).

 

 

 

История изложена по Светонию (Тиберий, 45).

 

 

Веллий Патеркул. Римская история, II 124.

 

 

Дион Кассий. Римская история, 57, 2.

 

 

 

…подобно новому Ромулу.

— См. примеч. 19.

 

 

 

 

Тем же словом — Lupa — называли и блудниц.

— Здесь намек на объяснение мифа о волчице, вскормившей Ромула и Рема, которое приводит Тит Ливии (История, 1, 4, 7), полагавший, что жену нашедшего близнецов пастуха прозвали «волчицей» (т. е. шлюхой) за ее «доступность».

 

 

 

 

Латинское Vixit на могилах — это перевод этрусского Lupu.

— Имеется в виду формула, сохранившаяся на этрусских могилах, которая считается формой причастия прошедшего времени, означающей «умерший». По смыслу она аналогична латинскому «прожил». Для Киньяра важно подобие этой формы латинскому слову lupus — «волк».

 

 

 

 

Светоний пишет…

— Светоний. Тиберий, 68, 2.

 

 

 

 

Плиний Старший… написал…

— Плиний. Естественная история, 11, 143.

 

 

 

 

Светоний рассказывает…

— Светоний. Тиберий, 72–73.

 

 

 

Там же. 73, 2.

 

 

 

По свидетельству Тацита…

— Корнелий Тацит. Анналы, 6, 50.

 

 

 

 

Невий Серторий Макрон

— с 31 г. начальник преторианской гвардии Тиберия, его ближайший советник. Активно способствовал приходу к власти Гая Калигулы, но новый император сначала велел ему удалиться из Рима, а затем, в 38 г., вынудил покончить жизнь самоубийством.

 

 

 

Светоний. Тиберий, 73, 2.

 

 

 

Древние римляне переняли у этрусков игру Phersu.

— Phersu — это надпись на т. н. «гробнице авгуров» (датируемой приблизительно 550 г. до н. э.) в Тарквиниях, в Этрурии, рядом с изображением фигур в масках, участвующих в схватке волка с человеком, похожим на гладиатора. Происхождение самого слова остается весьма загадочным. Его сопоставляли с латинским persona — «лицо, маска», полагая, что речь идет о ритуальной маске участника некоего культового действа. Существует также версия, что Phersu — имя некоего божества-тотема (отсюда изображение волка). Иногда это слово соотносят с именем греческой богини подземного царства Персефоны.

 

 

 

 

Аристотель в своей «Поэтике» пишет…

— Далее следует весьма «вольный пересказ» Аристотеля. В «Поэтике» «характер», ethos, определяется как важнейшая составляющая трагедии, объединяющая ее с живописью (гл. 6, 1450а); но проявляется характер прежде всего в «выборе» героя (последствия поступка здесь вторичны). «Души в Аиде» упоминаются как предмет т. н. «трагедий зрелища» (греческое opsis действительно может означать «зрение, взгляд», но в этом месте «Поэтики» (гл.

18, 1456а1)

оно представляет собой конъектуру, т. е. исправление рукописного текста). «Трагедии зрелища» упоминаются сразу после трагедий «характеров». Интересно, что в этом же месте упоминается и сюжет о Прометее, который, похоже, дает Киньяру возможность здесь же упомянуть и о страданиях Христа.

 

 

 

 

Эвфранор

— знаменитый скульптор и живописец V в. до н. э. Среди его скульптур наиболее известны изображения Париса, Александра и Филиппа Македонского, среди картин — изображение битвы при Мантинее, двенадцати олимпийских богов, Тезея (картина, написанная «в ответ» на знаменитую картину Паррасия). Он был также автором трактатов о пропорциях и колорите.

 

 

 

 

Собрание амфиктионий…

— Амфиктионии — союзы греческих племен, объединенных вокруг какого-либо крупного святилища, обладавшие достаточным политическим авторитетом, издававшие свои законы и даже чеканившие собственную монету. Крупнейшей амфиктионией в Греции был Дельфийский союз.

 

 

 

 

Полигнот

— афинский художник V в. до н. э., знаменитый, в частности, своими картинами «Падение Трои», «Ахилл на Скиросе», «Навсикая» и др. Он прославился как мастер изображения «характеров», в этом качестве его упоминает, например, Аристотель в «Поэтике».

 

 

 

 

Апеллес из Колофона

— знаменитый художник IV в. до н. э. Самой прославленной его работой бьшо изображение выходящей из моря Афродиты; кроме того, считался мастером портрета (написал Филиппа и Александра Македонских, а также свой автопортрет).

 

 

 

 

Зевксид из Гераклеи

— художник V–IV вв. до н. э. Изображенный им Эрот упоминается Аристофаном, Лукиан превозносит нарисованную им женскую фигуру кентавра. Ему также принадлежали изображения Пенелопы и Елены, но Аристотель считал, что ему не хватало мастерства в обрисовке характеров, чем был так славен Полигнот.

 

 

 

 

Паррасий.

простер вперед правую руку и возгласил: ‹‹Вот эта рука нашла суть искусства» (technes termata).

— Эта история описана Афинееем. Пир софистов, 12, 62.

 

 

 

 

Клеарх рассказывал.

… — Имеется в виду Клеарх из Сол, философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Среди его многочисленных сочинений были «Жизни», сочетавшие, по всей видимости, описание жизненного уклада различных народов с элементами биографий разных исторических лиц (философов, политических деятелей и т. д.). Один из сохранившихся фрагментов и содержит упоминаемый анекдот о Паррасий.

 

 

 

 

…старался облегчить свой тяжкий труд.

— Феофраст, фр. 79.

 

 

 

Плиний. Естественная история, XXXV, 68.

 

 

Афиней. Пир софистов, 12, 62.

 

 

 

Аристид Фиванский

— художник IV в. до н. э., известный в основном со слов Плиния, по мнению которого Аристид «прежде всего изображал душу и человеческие чувства, которые греки именовали это-сами» (Естественная история, XXXV, 98).

 

 

 

 

Аристотель в «Поэтике» объясняет, что трагедия состоит из трех различных элементов: рассказ, характер, развязка (muihos, ethos, telos).

— П.Киньяр контаминирует различные утверждения Аристотеля, у которого «миф» (рассказ, сюжет) и «характер» действительно две из шести составляющих трагедии (наряду с музыкальным сопровождением, мыслью, словесным выражением и зрелищем), а развязка (обозначаемая не как telos, но как lusis) противостоит «завязке» внутри структуры трагического действия. Telos — это, в свою очередь, «цель», «сердцевина» трагедии, которую составляют события и миф (Поэтика, 1450а, 22).

 

 

 

 

…Кинегир с отсеченными руками…

— Брат Эсхила, прославившейся своей геройской гибелью в Марафонской битве, когда враги смогли справиться с ним, только после того как отсекли ему руки. Картина, запечатлевшая его подвиг, была выставлена в Пестром портике в Афинах (ок. 460 г. до н. э.), а для позднейших историков Кинегир служил примером самоотверженности и героизма (Диоген Лаэртский, 1, 56; Плутарх. О славе афинян, 347-d).

 

 

 

См. Плиний. Естественная история, XXV, 142.

 

 

 

«и

pictura poesis» Горация…

— «Поэзия как живопись» — фраза Горация из «Послания к Писонам», (361); сравнение литературы с искусством живописи было весьма распространено в античности — к нему прибегали Платон, Аристотель, Дионисий Галикарнасский и др.

 

 

 

 

…говорит, сохраняя люлчание…

— Знаменитое изречение Симонида, которое повторяли и автор трактата «К Гереннию» (IV, 39), и Плутарх (например, «О слушании поэтов», 17f), и многие другие античные авторы, выглядело следующим образом: «Поэзия — звучащая живопись, живопись — молчащая поэзия». П.Киньяр слегка меняет контекст и смысл сравнения.

 

 

 

Лукреций. О природе вещей, V, 9-12.

 

 

Вергилий. Энеида, IV, 653–654.

 

 

Ср.: Аристотель. Риторика, 1414а; О небе, 396Ь.

 

 

 

…азианисты — александрийские живописцы.

— Эпитет «азианский» применялся в античности прежде всего к риторике, где «азианским» стилем именовалось стремление к вычурности и необычности выражения (ему противостоял «аттицизм», возрождавший в римской стилистике I в. образцы классических греческих авторов). П.Киньяр распространяет это определение и на изобразительное искусство.

 

 

 

Лукреций. О природе вещей, 4, 426–431.

 

 

Там же, 4, 353–391.

 

 

Это высказывание Анаксагора приводит, в частности, Секст Эмпирик (Против ученых, VII, 140).

 

 

 

…первое значение слова orthograpliia.

— «Орфография» в качестве архитектурного термина, обозначающего подъем здания, действительно зафиксирована (например, у Витрувия 1, 2, 2), но все же в античности наиболее распространенным бьшо употребление этого понятия в значении «правописание» или «правильное произношение» (например, у Секста Эмпирика, грамматиков Аполлония Дискола и Геродиана).

 

 

 

Цицерон. Письма к Аттику, II, 3.

 

 

 

Греческое слово paradeisos означает «парк».

— Слово рагаdeisos — «парадиз», заимствованное с Востока и впервые употребленное Ксенофонтом (Анабасис, 1, 2, 7), изначально обозначало ухоженные сады персидских царей и вельмож.

 

 

 

 

Одна из философских школ называла себя Академией, другая — Ликеем, третья — Портиком.

— Академия — школа Платона, Ликей — Аристотеля, Портик (греч. Stoa) — название школы стоиков, собиравшихся в Пестром Портике Афин.

 

 

 

 

… звалась Садом.

— Имеется в виду школа Эпикура, ученики которого встречались с учителем в саду перед его домом в Афинах.

 

 

 

См.: Платон. Государство, 401а, 598Ь; Политик, 288с и др.

 

 

 

Лудий

— римский живописец, мастер фресок (его имя также иногда читается как Студий), живший во времена Августа; известен только по Плинию.

 

 

 

 

Посидоний

(135-50 гг. до н. э.) — знаменитый философ, представитель т. н. Средней Стой, чье учение оказало большое влияние на римскую философию. О красоте и «выстроенности» космоса см., например, фр. 364 из корпуса его фрагментов.

 

 

 

 

…который греки называли Приапом.

— Приап — божество плодородия, первоначально почитавшееся в Лампсаке (греческая колония в Малой Азии). В греческой мифологии считался сыном Диониса и Афродиты (Страбон. География, 13, 1, 12; Павсаний. Описание Эллады, 9, 31,2). В жертву ему приносили осла (животное, символизировавшее безудержную похоть. — См.: Овидий. Фасты, 1, 391). Постепенно культ его распространился на всю Грецию, а затем перешел в Италию, где он почитался еще и как покровитель садов (изображался в виде небольшой фигурки с огромным членом и заодно служил еще и пугалом). Существовал специальный жанр приапеи, обсценных стихов в честь божества, среди авторов которых значились Катулл, Тибулл, Овидий и Вергилий.

 

 

 

 

Верцингеторикс

— галльский вождь, предводитель восстания против Рима и Цезаря в 52 г. до н. э.

 

 

 

 

Арсиноя

— царица Египта, противница Цезаря.

 

 

 

 

Юба

— нумидийский царь, союзник Помпея в войне против Цезаря. После поражения покончил с собой. Его сын, тоже Юба, был воспитан в Риме, получил римское гражданство; Октавиан Август возвратил ему престол.

 

 

 

 

Во время Луперкалий…

— Луперкалии — римское празднество, происходившее 15 февраля, когда римские юноши приносили жертвы (козла или козла и собаку) в честь бога Фавна в пещере Луперкал на склоне Палатинского холма, а затем бегали в округе Палатина и хлестали прохожих (прежде всего женщин) ремнями из шкур жертвы. В празднике очевидны черты древней магии плодородия и очистительного ритуала; само его название и имя юношей-луперков связано с «волком» (lupus). Праздник подробно описан у Овидия (Фасты, 2, 19–36, 267–452) и Дионисия Галикарнасского (Римские древности, 1, 80,1). По свидетельству Светония, Август специально упорядочил проведение этого праздника (Август, 31).

 

 

 

 

Во время Квинкватрий…

— Квинкватрии — праздник в честь богини Минервы, справлявшийся 19–23 марта и 13 июня.

 

 

 

 

На Матроналии…

— Матроналии — праздник, отмечавшийся 1 марта в честь богини Юноны.

 

 

 

 

На Сатурналии…

— Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна, отмечавшийся 17 декабря; по словам Катулла (14, 15), «самый веселый день в году», когда рабам давалась временная свобода, избирался потешный царь, люди обменивались подарками.

 

 

 

 

…почести Венере Дикой…

— Имеется в виду культ Венеры Эрицины, храм которой был воздвигнут у Коллинских ворот в 181 г. до н. э. Эпитет богини происходит от названия горы Эрике на Сицилии, где был знаменитый храм Афродиты, оттуда культ и был перенесен в Рим. Упомянутый ритуал происходил в «Винный праздник» (Vinalia), начинавшийся 23 апреля, третий день которого в римских календарях именовался «днем проституток».

 

 

 

 

…празднества, называемые Floralia.

— Праздник в честь богини произрастания Флоры, происходивший 28 апреля и сопровождавшийся, в частности, разыгрыванием сценок-фарсов весьма непристойного содержания (Овидий. Фасты, 5, 331).

 

 

 

 

…logos spermaticos является для тестикулов тем же, что слух для ушей и взгляд для глаз.

— Гален. О мнениях Гиппократа и Платона, III, 1, 11. Logos spermaticos — это одновременно и обозначение способности к деторождению, и, метафорически, «порождающий принцип», например в терминологии Стой.

 

 

 

 

Фемий

— певец, изображенный Гомером в «Одиссее».

 

 

 

 

Фамир

— мифический певец, которого Музы лишили зрения за то, что он отважился состязаться в пении с богами (Илиада, 2, 599–600).

 

 

 

Овидий. Любовные элегии, III, 7.

 

 

Лукреций. О природе вещей, 4, 1084–1120.

 

 

Вергилий. Энеида, 4, 1–2.

 

 

 

Fascinum (искусственный фасцинус) есть baskanion (оберег против дурного глаза). Плутарх говорит, что подобный талисман…

— Плутарх говорит об амулетах вообще, не обязательно в форме фаллоса (Застольные беседы, 682а).

 

 

 

 

Тацит… описывает Эпихарис, вовлеченную в заговор Писона…

— Имеется в виду история о заговоре 65 г. против Нерона, во главе которого стоял Гай Кальпурний Писон. После доноса Писон по приказанию Нерона покончил с собой.

 

 

 

Петроний. Сатирикон, 17.

 

 

 

"Бей в живот!" — чисто римское требование.

— Речь идет об убийстве в 59 г. по приказанию Нерона его матери Агриппины Младшей, описанном Тацитом в «Анналах», 14, 8.

 

 

 

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, 2, 17.

 

 

История Мария изложена по Плутарху. Марий, 36 и далее.

 

 

Плутарх. Сулла, 36.

 

 

 

…покорно отдал себя железу и смерти.

— Сцена убийства Цезаря описана по Плутарху. Цезарь, 66.

 

 

 

 

Jacere amorem, jacere umorem.

— Букв, «извергать любовь, извергать [семенную] жидкость». Намек на описание любовного соития Лукрецием (О природе вещей, 4, 1054–1065).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.