Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эталоны ответов по дисциплине «Основы философии»



Эталоны ответов по дисциплине «Основы философии»

Билет № 1

1. Особенности возникновения философии в Древней Индии.

Философия возникла в Индии в середине I тысячелетия до н.э. На формирование аутентичного мировоззрения индийцев повлияли природные факторы:

1. географическое местоположение: с одной стороны Индия была окружена Гималайскими горами, с других сторон - морем, что долгое время оберегало эту местность от вторжений;

2. теплый климат способствовал формированию пищевого изобилия и не стимулировал подготовку индийцев к холодным периодам года, по причине отсутствия последних.

К мировоззренческим истокам древнеиндийской философии относят священные книги - веды и упанишады.

В Индии философия формировалась благодаря противостоянию кшатриев (воинов) и брахманов (жрецов). А поскольку власть брахманов опиралась не на физическую силу, а на силу слова - мифологическое мировоззрение, то и борьба приняла мировоззренческий характер. В свою очередь, и роль вайшьев (крестьян, ремесленников) - основного сословия Индии - в формировании нового представления о мире была незначительна, в отличие от Греции, в которой формирование философии было тесно связано с городским демосом. Все это обусловило специфический характер древнеиндийской философии, которая сохранила связь с мифолого-религиозным мировоззрением.

2. Особенности возникновения философии в Древнем Китае.

В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа:

1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э.

2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени.

Одним из главных факторов, повлиявших на формирование в Китае самобытной философии, был географический. От всего остального мира Китай был отгорожен с запада горами и пустынями. На востоке находилась заморская Япония, а за ней Тихий океан. Дороги на север и на юг никуда не вели. Лишь в I в. до н.э. китайцы нашли дорогу на запад и установили знаменитый шелковый путь вплоть до Рима.

Сами китайцы называли свою страну Тянься (Поднебесная) или Чжунго (Срединное государство), полагая, что они, китайцы, обитают в центре земли. Они наивно думали, что земля квадратная, а небо круглое. Углы земли небом не покрыты, там нет времен года, там зыбучие пески (действительно, на западе Китай окружен пустынями). Эти географические представления давали китайцам возможность считать себя высшей расой и презирать соседние с ними народы как варваров.

Китайская философия зародилась в период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу, новое сословие населения пыталось реализовать принципы справедливого мироустройства, выступая за отмену наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от их происхождения. Несмотря на то, что китайская философия также не смогла полностью дистанцироваться от мифологического мышления, все же ее характер определяется исследователями в большей степени как нравственно-практический, нежели религиозный.

Билет № 2

1. Возникновение философии буддизма.

Буддизм — это самая молодая из мировых религий. Родиной является Индия VI в. до н. э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым. И решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия. Странствия продолжались шесть лет. Принц получил имя Будда, что означает “просвещенный”. Он осознал, и самое главное - смог передать другим сущность мироздания и место человека в нем.

2. Принципы философии буддизма.

Единого учения, единой философии буддизма не существует. Есть различные течения и направления, очень сильно отличающиеся друг от друга. Однако основные идеи (четыре благородных истины, учение о карме, о мгновенности, об отсутствии души) присущи всем направлениям буддизма.

Основы своего учения Будда изложил в виде четырёх тезисов - четырёх "благородных истин":

– вся жизнь есть страдание: рождение - страдание, болезнь - страдание, недостижение желаемого - страдание, словом, вся привязанность к земному есть страдание;

– причина страдания – желания (тришна – жажда бытия, привязанность к преходящему);

– существует освобождение от страданий – нирвана;

– есть путь, ведущий к нирване.

Священный восьмеричный путь делится на три этапа: этап мудрости (2 ступени), этап нравственности (3 ступени), этап сосредоточения (3 ступени).

1. Праведное воззрение (основанное на благородных истинах).

2. Праведное устремление (к освобождению).

3. Праведная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая).

4. Праведное поведение (непричинение зла, отказ от всего, что омрачает сознание).

5. Праведный образ жизни, то есть мирный, честный, чистый.

6. Праведное усердие (направление всех помыслов и сил на самосовершенствование).

7. Праведное внимание (активная бдительность сознания, всеохватный контроль над всеми психофизическими процессами).

8. Праведное сосредоточение (достижение самадхи – предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания).

Билет № 3

1. Возникновение конфуцианства.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н.э. Кун-фун-цзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно звучит как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные основы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день. Конфуцианство зародилось в Китае в VI в. до н.э. последователями Конфуция были Мен Цзы и Сюнь Цзы.

Это конец первого периода Железного века в истории Китая, который был назван периодом отдельных царств. Идет внедрение железных орудий труда, развитие ремесел, наук, в частности появляется астрономия. Однако наука только зарождается. Социальная структура государства уже сложилась — это ярко выраженная деспотическая монархия. На территории Китая несколько царств, из числа которых выделяются 7 наиболее крупных. Во время жизни Конфуция начинается период воющих царств, в ходе которого все малые царства будут поглощены или уничтожены. В это же время начинается золотой век китайской философии - период, когда различные философские школы - моистская, даоская. Первой из них появляется конфуцианство. Основным источником информации о конфуцианстве, по крайней мере, в изложении Конфуция следует считать книгу Лунь Юй - беседы и высказывания. Составлена она была после смерти Конфуция его учениками и содержит как высказывания Конфуция и его учеников, так и их беседы между собой и с правителями мира сего.

2. Основные принципы конфуцианства.

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:

1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.

2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.

3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.

4. Люди, живущие по законам добродетели.

5. Люди, совершенные во всех отношениях.

Основные принципы конфуцианства следующие.

Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие.

Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен.

Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа.

Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.

Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту.

Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства.

Билет № 4

1. Особенности философского учения Сократа и Платона.

С именем Сократа связан так называемый сократический метод — способ изложения идей в ходе спора с оппонентами. Он может считаться родоначальником диалектики, которую в древней Греции понимали, как искусство спора.

Сократический метод включает четыре приема. По форме рассуждения Сократа принято делить на иронию и майевтику. Ирония — прием, в ходе которого раскрывается ошибочность взглядов собеседника через показ внутренних противоречий в его утверждениях. Майевтика (др.-греч. — повивальное искусство) — умение навести собеседника на правильную мысль, т. е. помочь рождению новой мысли.

По содержанию сократический метод включает индукцию, т. е. перечисление моментов, из которых должен быть сделан вывод, и определение, т. е. итог.

Применяя свой метод, Сократ искал истину, которую считал продуктом человеческого разума. Именно исследование человека со стороны разума, по Сократу, составляет основу философии.

Крупнейшим из учеников Сократа объявлял себя Платон (427-347 гг. до н. э.) — один из величайших философов в истории человечества. Взгляды Платона – это система, куда входят онтология, гносеология, психология, этика, социология.

Главное в этой системе – учение об идеях. По Платону мир двойственен, в нем различаются:

- мир чувственно воспринимаемых предметов;

- мир идей (эйдесов).

2. Особенности философии Аристотеля.

Из учеников Платона вышел величайший философ человечества — Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Аристотель в своих трудах обобщил все достижения греческой культуры. У него был очень широкий круг интересов. Вместе с учениками он собрал огромный материал. В рамках такого синтеза им разработаны фундаментальные понятия философии, термины, которые живут до сих пор. В ходе работы над этим синтезом Аристотель делает предметом анализа сам ход человеческой мысли. Результатом стало создание науки о выводном знании — логики. Им разработаны ее основные законы, основные фигуры.

Следующий важнейший вклад Аристотеля — сбор и анализ предшествующих философских систем. Свои выводы он строил на анализе трудов предшественников. Он составил первую классификацию наук: теоретические науки (философия, математика, физика), практические науки, цель которых — деятельность, поведение, и творческие науки. Высшей из наук он считал философию, исходя из того, что она в наибольшей мере удалена от практических задач. Им создана своя оригинальная философская система. Основой философии Аристотеля, в противовес взглядам Платона ("Платон мне друг, но истина дороже"), является убеждение в единственности и истинности окружающего нас мира.

Билет № 5

1. Условия возникновения философии Древнего Рима.

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все стороны известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых цивилизаций древнего мира, а с другой — на территорию «варварских» племен), образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические и юридические. Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских школ (середина II в. до н. э.). Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции, — стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

2. Особенности философии Древнего Рима.

Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им претил созерцательный характер греческой философии. «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности» — как само собой разумеющуюся роняет эту фразу Цицерон. Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме интересо­вались не диалектикой и метафизикой, а преимущественно этикой. Ближайший по времени к Римской империи греческий философ Эпикур приобрел известность в Древнем Риме, и у него нашлись последователи. Его взгляды очень подошли к политической обстановке Древнего Рима периода распада республики.

Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности — силой своего чувства и выразительностью поэзии, — и это объяснялось изменением социальных условий. Постепенно подтачивалось достоинство людей и вместе с тем их уверенность. Иссякал психологический за­пас прочности, и начинали преобладать мотивы обреченности. У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план.

Билет № 6

1. Основные направления и черты немецкой классической философии.

Характерные черты немецкой классической философии:

1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические не­мецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3. Все представители классической немецкой философии от­носились к философии как к специальной системе философ­ских идей.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целост­ную концепцию диалектики.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль фи­лософии в разработке проблем гуманизма и предприняла по­пытки осмыслить человеческую жизнедеятельность

2. Основатель немецкой классической философии И. Кант.

И. Кант - основоположник классической немецкой философии, совер­шил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекаю­щей по своим законам. Главными произведениями являются - "Критика чистого разума" (теория познания), "Критика Практи­ческого разума (этическое учение), "Критика способ­ности суждения (эстетика).

Философская система Канта носит также название критического, или трансцендентального идеализма.Трансценденталиями(от лат. transcendere - переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Билет № 7

1. Философия позитивизма.

Философия позитивизма возникает в период между 1830 и 1848 г., который соответствует двум французским революциям. В середине 19 в. в Германии и Франции была проведена реформа академических структур. Это привело к расширению предмета философского знания. Под пристальным вниманием философии оказались не отдельные аспекты научного знания, но вся наука. Направление философии, изучающее принципы и закономерности развития науки как отдельной отрасли человеческой деятельности называют позитивизмом.

Главные представители этого философского направления Огюст Конт, Дж. Милль, Э.Мах, Гр. Спенсер. Р. Авенариус.

Конт выделил три закона позитивной философии:

закон трех стадий. Этот закон гласит, что научное развитие человечества прошло три этапа - теологический, метафизический, позитивный. Теологический этап соответствует господству религиозному и мифологическому мировоззрению, вере в сверхъестественные силы, богов, демонов, различных вымышленных персонофецированных героев, которые олицетворяли различные стихии и пр. Второй период развития интеллектуального потенциала человечества связан с созданием абстрактных часто идеалистических систем научного знания, с помощью которых делаются попытки объяснить все явления окружающего мира. На стадии позитивного развития интеллектуальная деятельность человечества направлена на накопление положительного знания. Положительный (позитивный) период в развитии науки не связан с построением абстрактных теорий или отвлеченных понятий. На позитивной стадии происходит систематизация и обобщение результатов наблюдений, выведение закономерностей, формирование законов;

закон подчинения воображения наблюдению. Формулировка второго закона Конта постулирует, что научная теория должна соотноситься с наблюдениями. Главным методом познания Конт считал эксперимент. Поэтому теория должна опираться и подтверждаться экспериментом. Также Конт относился и к научным гипотезам, считая, что гипотезы должны быть проверены экспериментом;

энциклопедический закон. Этот закон соотносится с классификацией наук, приведенной Контом:

математика

астрономия

физика

химия

физиология (прежде всего, физиология мозга)

социология (социальная физика)

мораль

Классификация наук базируется на определенных принципах:

восхождение от абстрактной дисциплины к более конкретной

восхождение от простого к сложному (математика -простая наука, социология самая сложная)

восхождение от более древней к более новой дисциплине (математика древнейшая наука, социология - новейшая).

2. Философия эволюционизма.

Эволюционизм является разновидностью позитивизма. Основателем эволюционизма считается Герберт Спенсер (1820-1903). Опираясь на теорию О. Конта и теорию развития Ч. Дарвина, ученый формулирует концепцию науки в целом. Г. Спенсер дает определение философии как обобщенной науки и формулирует закон общего изменения – это переход от неопределенного к определенному, от менее к более связным формам развития.

Эволюция, по его мнению, присуща всей Вселенной и раскрывается как прогрессивное движение. Вселенная развивается, прогрессирует к своему лучшему состоянию: живые организмы лучше приспособляются к окружающей среде, 2естественный отбор способствует выживанию. Уже в этом проявляется способность живых организмов к самоорганизации.

В своих политических и социологических работах Г. Спенсер утверждает главенство индивида по отношению к социуму. От реализации личностного начала зависит развитие общества. Только подлинно либеральная теория и парламентаризм могут обеспечить права индивида в обществе. Он считает, что революционное изменение общественного устройства невозможно, так как «нельзя сократить путь взросления», необходимо пройти все периоды становления «от детского возраста до зрелости». В качестве инструментов «общественного приспособления к окружающей среде» выступает мораль и общественные нормы.

Билет № 8

1. Особенности неопозитивизма.

Неопозити­визм сложился в 20-х годах XX века почти одновременно в Авст­рии, Англии и Польше и распространился затем во многих странах мира. Неопозитивизм — это одно из основных направлений западной философии XX века.

Ему свойственны:

1) «доверие» к содержанию ощущений как к изначальному данному;

2) отрицание какой-либо границы между областями познаваемого и непознаваемого (поскольку вторая область заменена областью псевдопроблем);

3) отождествление познаваемого объекта и теории («логической конструкции») об этом объекте, вследствие чего из рассмотрения исключаются вопросы об отношении знаний к внешнему источнику и о характере процесса образования чувственных восприятий.

2. Особенности прагматизма.

Прагматизм - философское течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США, однако в зоне его влияния оказались и такие страны, как Франция, Англия, Италия, Россия.

Основателем прагматизма ("прагматицизма") является Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914), американский философ, физик и математик. Он является автором многочисленных работ, которые по большей части остались незаконченными и неопубликованными при его жизни. Завершить удалось только один большой труд - "Великая логика".

Знание — не нечто, данное раз и навсегда; это постоянно изменяющаяся форма деятельности, способ изменения реальности. Истинность знания подтверждается только его последствиями и зависит от того, насколько эффективно оно «работает». Эффективность намного важнее «объективной научной истины», поскольку настоящая цель науки — не сухое описание фактов, а облегчение жизни человека и человечества.

Работы Пирса не привлекали к себе пристального внимания до тех пор, пока популярный американский философ и психолог Уильям Джеймс' (1842—1910) не открыл их для широкой публики. Джеймс вводит в науку само понятие прагматизм. При этом он определяет его не как особое направление в философии, а как метод, способ мышления, основанный на опыте и здравом смысле.

В дальнейшем идеи прагматизма разрабатывались в учении философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952). Основная идея Дьюи заключается в том, что интеллект призван не просто отражать действительность; его цель — изменять и преобразовывать ее в соответствии с нашими потребностями. Человек для Дьюи — не созерцатель, а деятель.

Билет № 9

1. Главные темы и идеи русской философии.

Главные темы и идеи русской философии:

Философия истории

В центре этой темы стоял вопрос о месте и роли России в истории человечества, ᴛ.ᴇ. в мировой истории. В XIX веке в философско-общественной мысли России образовалось два направления:

- Западники (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Т. Грановский, В. Боткин). Οʜᴎ считали, что передовая Западная Европа является образцом устройства общества и, в связи с этим предлагали распространить европейскую культуру в России.

- Славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю. Самарин, А.С. Хомяков и др.). Οʜᴎ подчёркивали своеобразие, самобытность истории России и её будущего и видели идеальное общество в прошлом, в допетровской эпохе.

Размышления русских философов над проблемами философии истории привели в конце концов к сознанию, что путь России – особый: Россия есть «Великий Восток- Запад», она представляет собой целый огромный мир; в русском народе заключены великие силы и это есть народ будущего; именно он разрешит великие вопросы, которые Запад уже не в состоянии разрешить.

Социальная тема

Эта тема является как бы продолжением и развитием предыдущей темы, она основывается на выводах П. Чаадаева о том, что русский народ наиболее свободен от тяжести всемирной истории и может создать новый мир в будущем. Русская общественная мысль считала, что именно русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. Οʜᴎ надеялись, что можно избежать неправды и зла капитализма, перейти к лучшему, более справедливому строю, минуя капитализм. Многие полагали, что отсталость России - ϶ᴛᴏ и есть её преимущество перед Западной Европой. Подобные взгляды привели к зарождению и развитию социалистических идей.

Взаимоотношения человека и природы

Эта тема привела к возникновению уникальной философской системы – русского космизма, который считается «визитной карточкой» русской философии.

Эта философия о единстве человека с природой, космосом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разрушает научно- технический прогресс.

Религиозно - философская тема

Крупнейшими представителями русской религиозной философии были: В. Соловьёв, А. Лосев, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский. Их взгляды можно назвать философией всеединства, т.к. в их базе лежала идея соборности. Соборность - ϶ᴛᴏ объединение (собирание) людей, их единство на базе любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей над всеми другими- материальными, идеологическими, социальными и т.п. Идеалом для них было Богочеловечество, живущее по трём главным принципам: Благо, Истина и Красота, которые образуют единство, смысл которого – Любовь. Русские философы сделали вывод: человечество может спасти только Любовь и Нравственность.

Философская антропология

Проблема человека и смысла его существования находилась в центре внимания многих русских философов: Л. Шестова, В. Соловьёва, С. Булгакова, Н. Рериха и других.

2. Основные черты русской философии.

1. Целостность, которая проявляется в том, что многие русские философы (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский и др.) рассматривали в единстве все духовные силы человека: чувственные, рациональные, эстетические, нравственные, религиозные

2. Этический персонализм, ᴛ.ᴇ. русская философия признавала приоритет нравственных ценностей над всеми другими

3. Соборность, ᴛ.ᴇ. единство людей на базе их любви к Богу

4. Интуинтивизм, который отличался от интеллектуальной интуиции Рене Декарта; в русской философии существовал принцип реальной интуиции, ᴛ.ᴇ. таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим

5. Космизм, который объединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса

6. Праведность, проявляющаяся в том, что поиск истины превращался в поиск правды, ᴛ.ᴇ. теория соединялась с нравственно - религиозным опытом, когда правда трансформировалась в праведность

7. Духовность (вся русская философия, кроме марксистско-ленинской, была религиозной)

8. Социальность, практичность, ᴛ.ᴇ. русская философия была далека от замкнутых умозрительных конструкций, она была подчинена решению насущных задач, стоящих перед обществом

Билет № 10

1. Научная картина мира.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

2. Религиозная картина мира.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Билет № 11

1. Основные методы философии.

Метод (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методы философии — это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Всеобщий философский метод — это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Диалектический метод в философии — это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Научный метод философии — это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Герменевтический метод в философии — это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Догматический метод философии — это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Аксиоматический метод в философии — это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Прагматический метод философии — это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

2. Именные методы философии.

Философские методы Бэкона. По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии, связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Френсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.

Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.

Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.

Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.

Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.

Билет № 12

1. Структура философии на современном этапе развития.

Современная философия имеет следующую структуру:

1. Учение о бытии — или онтология (с греч, «онтос» — сущее, бытие; «логос» — учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах.

2. Учение о познании — гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» — знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.

3. Учение о человеке — философская антропология (от греч, «антропос» — человек) и учение о ценностях — аксиология (от греч, «аксио» — ценность). Философская антропология и аксиология — это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.

5. Учение об обществе — социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.

6. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать.

7. Этика — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо» и др.

8. Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

2. Социальная философия как одно из основных направлений философии.

Социальная философия – это раздел философии, изучающий общество как сложнейшую саморазвивающуюся систему.

Социальная философия – это раздел и вместе с тем срез всего философского знания, она включает в себя:

- социальную онтологию, рассматривающую проблемы общественного бытия;

- социальную диалектику, изучающую типы социальной динамики, цель и движущие силы общественного развития;

- социальную гносеологию, выявляющую методы, способы и принципы познания общества;

- социальную аксиологию, исследующую социальные ценности (свобода, равенство, справедливость).

Кроме того, социальная философия неразрывно связана с философской антропологией. Невозможно изучать общество, не изучая человека, невозможно понять человека, не изучив общество.

Билет № 13

1. Пути развития онтологии в ХХ веке.

Пути развития онтологии в ХХ веке:

1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства природы. Философия должна обосновать объективность познания и его достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.

2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос, бытие. (Русский космизм, экзистенциализм).

3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках этого направления материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом направлении материей признается все, что существует реально, не зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.

2. Направления развития современной онтологии.

Направления развития современной онтологии.

1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие. Сложилось в I половине ХХ века



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.