Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава шестнадцатая



Глава шестнадцатая

 

Шаунака и другие прославленные риши, прослушав нектарную хари-катху Нарады, почувствовали неистощимую жажду испить еще больше этого нектара, и поэтому, припав к его стопам, сказали: «О почтенный риши, когда человек вкушает амброзию, он, естественно, становится удовлетворен, в то время как нектар с твоих святых уст в форме хари-катхи, который мы пьем чашами своих ушей, еще больше увеличивает нашу неутолимую жажду. В действительности, мы утонули в океане блаженства от непрерывного потока хари-катхи, но боимся, что ты можешь остановиться.

Прежде ты рассказал нам о славе дерева пипал и растении Туласи. Пожалуйста, расскажи нам все об отношении Шри Хари к ним».

Прославленный риши Шри Нарада был удовлетворен их восприимчивостью. На самом деле он думал, что риши могут устать, уделяя ему внимание. Но теперь он был восхищен их огромной любознательностью. Шри Нарада сказал: «Вы так долго с наслаждением слушали меня, и я безгранично рад прославить игры моего божественного Господина Шри Хари. Я путешествую по всем трем мирам ради духовного благополучия всех живых существ, рассказывая им хари-катху об удивительных играх Шри Нараяны. Поэтому, святые брахманы, давайте пить неиссякаемый поток нектарной хари-катхи и молиться о том, чтобы не оставаться без хари-санкиртаны ни мгновения. Даже один миг без хари-катхи подобен для нас дуновению смерти.

Занимаясь хари-катхой, мы чувствуем себя благословенными, поскольку она служит достижению цели жизни. В противном случае мы бесполезны.

В давние времена прославленный риши Маркандея рассказал в собрании муни о славе дерева пипал, растении Туласи и вайшнавах, возвышенных преданных Шри Хари.

Собрание риши под руководством почтенного мудреца Васиштхи, других великих личностей и святых, проходило на берегу Ганги. Там обсуждались вопросы: 1) кто дорог Шри Вишну, 2) кто на земле живет целеустремленной и плодотворной жизнью, 3) кому следует поклоняться, чтобы очиститься от грехов. В процессе обсуждения возникли противоположные мнения.

Так случилось, что Маркандея-муни жил семь кальп. Все присутствующие риши знали, что только он мог решить их проблему. Они пригласили его, предложив свои поклоны и удобное сидение. Маркандея-риши обладал способностью читать сердца присутствующих. Он был чрезмерно рад видеть Парашару на коленях мудреца Васиштхи. Этот семилетний мальчик имел врожденную устойчивую преданность к Шри Вишну. Даже на мгновение он не забывал о Шри Нараяне. Увидев мальчика на коленях своего отца, Маркандея-муни сразу же встал и с великим благоговением засвидетельствовал ему свое почтение, чем удивил всех присутствующих.

В ответ на это Парашара с глубоким почтением простерся у стоп Маркандеи-риши, когда муни поднял его, мальчик заметил: «Ты старше всех нас, поэтому мы поклоняемся тебе».

Риши сказал: «Пожалуйста, посчитай свой возраст». Услышав эти слова, Парашара сказал: «Что за мистика? Маркандея-риши живет семь кальп, в то время как мальчику всего семь лет».

Маркандея просто улыбнулся и сказал риши: «Каким образом можно вычислить чью-то продолжительность жизни? О риши, я открою вам эту истину. Дживы рождаются в физических телах, но лишь время, проведенное в хари-бхаджане, считается их продолжительностью жизни.

Только сдувая шелуху, мы сможем узнать, сколько риса остается: аналогично этому, мудрые не считают период времени, проведенный без хари-смараны (памятования на Шри Хари).

Ты не проводишь даже мгновения без медитации на Шри Нараяну, и согласно этой оценке, намного возвышеннее нас в своем возрасте и являешься истинным объектом поклонения для всех.

Но мы настолько далеки от хари-бхаджана, что если посчитать наши дни согласно этой калькуляции, мы едва ли достигли пятилетнего возраста.

Только время, потраченное на достижение духовного блага, считается достойным жизни. В противном случае, если человек ведет греховную жизнь, растрачивая ее на грубые физические наслаждения, может ли он считаться лучше животного, которые также наслаждаются: принимают пищу, пьют, спят, совокупляются и т.д. Все разумные существа наслаждаются пищей, сном, безрассудной страстью, сексуальными контактами, поддаваясь и подчиняясь гневу, печали, отвращению и т.д.

Это общий фактор для всех родившихся существ, в то время как человеческая форма жизни дает редкую возможность медитировать на Лотосные стопы Верховного Господа Шри Нараяны. Он считается самым возвышенным из всех живых существ.

Устойчивая преданность Его лотосным стопам - единственный источник всех благ. Человека, лишенного такой преданности, мудрецы не считают живой личностью.

Разве дерево не растет, кузнечные меха не дышат, вина не издает мелодичный звук? Считаем ли мы их живыми существами? Ребенок, наделенный устойчивой преданностью Шри Хари, считается самым прославленным, в то время как жизнь человека зрелого возраста, лишенного преданности Господу, полностью бесполезна. Посудите сами, может ли могучее дерево сравниться в добродетели с маленьким растением Туласи?

Шри Хари не желает носить гирлянду из Париджаты, лучшего небесного цветка, но с восторгом надевает гирлянду из Туласи.

Поэтому Туласи заслужила исключительную славу, ни одно дерево или растение не может сравниться с ней.

Сейчас я расскажу вам древнюю легенду о священном растении Туласи: «В давние времена жил один неграмотный брахман, который занимался культивированием почвы и никог да не соблюдал никаких религиозных ритуалов. Однажды он поел риса, оставленного накануне вечером, и вышел из дома с веревкой в руке. Он был вполне здоровый и крепкий, и отправился в лес собрать большое количество травы для коров. Желая набрать как можно больше зеленой травы, он зашел в рощу, где она росла в изобилии. Это было действительно приятное зрелище, которое очаровало его. Роща сияла подобно камню Маракате (зеленому драгоценному камню). Это зрелище очистило ум брахмана, и он глубоко задумался: «Если эти растения пригодны для пищи коров так же, как для человека, я соберу их в достаточном количестве. Чтобы проверить это, я сегодня принесу немного с собой, продам моему соседу и получу хорошую сумму». Но в тот же миг срок его жизни подошел к концу.

Посланцы Ямы незаметно приблизились к нему и приказали кобре: «Ты должна укусить эту личность, чтобы умертвить своим ядом. Он родился в семье брахманов, но никогда не исполнял своих обязанностей, и потому заслужил неблагоприятную смерть. Это нужно сделать до того, как он коснется Туласи. Если смерть придет к нему, когда он дотронется ее, мы определенно не сможем ничего сделать. Получив этот приказ, кобра направилась к брахману, но он не увидел ее. Так или иначе, Провидение сыграло с ним шутку. Прежде, чем кобра успела подползти к нему, брахман успел набрать какое-то количество Туласи, и в тот же момент незаметно для него появился Сударшана Диск Господа Вишну.

Теперь брахман был полностью под защитой Сударшаны.

Когда он стал возвращаться домой, Сударшана последовал за брахманом, чтобы защищать его.

Он нес вязанку травы на голове, а кобра тем временем забралась внутрь нее и ждала удобного момента, намереваясь укусить брахмана, когда он сбросит Туласи. Ямадуты также последовали за ним. Брахман продолжал свой путь, неся тюк травы на голове.

Он даже не подразумевал, что происходит вокруг него.

Таким образом, он достиг своего дома. Ямадуты не могли больше терпеть обжигающего жара Сударшаны и сильно напугались. Один исключительно преданный брахман Шри Кришны, благодаря интуиции, осознал все происшедшее и был изумлен сверхъестественной силой Туласи. С большим любопытством он спросил Ямадутов, что случилось. Они с почтением рассказали ему, что Сударшана Диск защищает брахмана, несущего вязанку травы на голове и немного Туласи, и, как только он бросит Туласи, - кобра укусит его, и слуги Ямараджа отведут его в обитель своего господина.

Тогда вишну-бхакта-брахман из сострадания к невежественному брахману обратился к Ямадутам, делая вид, что ничего не знает.

Он сказал: «О Ямадуты, пожалуйста, спасите жизнь невежественного брахмана. Скоро он оставит Туласи, и Сударшана не сможет защитить его. Вы славные посланцы Дхармараджа Ямы, будьте милостивы ко мне и поймите: как только этот несчастный брахман оставит Туласи, кобра лишит его жизни. Но этот брахман собирал священную Туласи для меня, поэтому я умоляю вас, пожалуйста, спасите его жизнь».

Ямадуты ответили: «Что мы можем сделать? Мы только выполняем приказ Дхармараджа. Из почтения к тебе, мы рассказали, что этому брахману осталось жить всего полчаса, после чего он немедленно умрет от укуса кобры. Единственный, кто может защитить его - это Хари. Шри Хари очень любит Туласи, поэтому предложи ее Господу и помолись, может быть, Он откликнется на твою просьбу. Шри Хари так сильно любит Туласи, что постоянно живет в ее роще. И все же он доволен, если кто-то предложит Ему даже один листок Туласи. Поэтому если этот брахман с верой предложит лотосным стопам Шри Нараяны листок Туласи, Сударшана прогонит нас, и брахман будет вне нашей досягаемости.

Добродетелен ли человек или сильно греховен, но если он поклоняется Шри Вишну, предлагая Туласи, мы не имеем права подступиться к нему. После смерти он переносится на Вайкунтху посланниками Шри Вишну. Почему Шри Нараяна так сильно любит Туласи, остается загадкой для нас. Того, кто носит Туласи в руке, сопровождает Сам Шри Хари. Поэтому если ты желаешь спасти жизнь этого брахмана от неминуемой смерти, тогда поклоняйся Шри Вишну и незамедлительно пред ложи ему Туласи.

Услышав совет Ямадутов, вишну-бхакта-брахман совершил специальную пуджу Господу Вишну и со всей преданностью предложил Ему листья Туласи. Случилось так, что кобра вместе с Ямадутами исчезли из вида обоих брахманов и пошли своим путем. После чего вишну-бхакта-брахман рассказал несчастному брахману все, что произошло. Затем они вместе пошли в паломничество и совершили особую пуджу Шри Хари.

Благодаря устойчивой преданности Господу оба брахмана в должное время достигли конечной цели их жизни. Нет ничего удивительного в этом, поскольку Сударшана защищал их».

Ах, как славен преданный Шри Хари! Как славно дерево пипал!

Что я должен рассказать о сверхъестественной силе растения Шри Туласи? Поэтому как я могу говорить о своем божественном превосходстве возвышенного преданного Господа Шри Хари?

О почтенный Парашара, может ли кто-то сравниться в превосходстве с деревом пипала? Поклоняясь ему, человек избавляется от всех нечистот. Дерево пипал очень дорого Шри Хари, и поэтому оно существует для блага людей. Каждый, кто заботится о нем, избавляется от всех грехов. Видя его, касаясь, слушая о его славе, помня или прославляя, человек становится чистым. Заслуги от совершения тысячи жертвоприношений коня, несомненно, даруют наслаждения на небесных планетах, но со временем их запас исчерпывается, тогда как духовные заслуги от служения дереву пипал несравненны и никогда не истощаются.

Дерево пипал присутствует в божественном великолепии Самого Шри Вишну. Каждый, кто живет под его укрытием, не только спасается от зноя летнего солнца, но и от тройственных страданий майи. Обходя вокруг него, человек получает заслуги, равные пожертвованию земли брахману. Делая это, он на самом деле обходит вокруг Самого Шри Нараяны. Каждый, кто поклоняется дереву пипал, предлагая ему цветы, гирлянды, ароматы, удостоится такой же чести, когда вернется на Вайкунтху после смерти.

О мудрецы, если человек вместо поклонения многим богам, с преданностью служит дереву пипал, на самом деле, он не пренебрегает тремя мирами, а наоборот служит им, потому что это дерево представляет божественное великолепие Шри Нараяны.

О брахманы, вы верные преданные Шри Хари, и поэтому я с удовольствием раскрою вам тайну дерева пипал. В субботу на рассвете, поднявшись с постели, брахман должен вначале принять омовение в священной реке, подобной Ганге или другой, и соблюдать молчание: затем ему следует поклоняться дереву пипал, повторяя Пуруша-Сукту (из Ригведы) и слог Ом, а после - предложить пуджу шестнадцатью предметами, сто раз повторить Ом и обойти вокруг него. После это нужно удобно сесть и со всей преданностью сосредоточиться в медитации на Шри Хари. Потом повторить следующую мантру: «Хе брахманы.

Хе Сам Всевышний, хе Джаганнатха, Ты источник всего великолепия, Ты Всезнающий и представляешь Себя как дерево пипал.

Я обнимаю Тебя, очисти все мои грехи». Сказав это, нужно простереться перед деревом пипал в поклоне и предложить молитву:

«О славное дерево пипал, каждый, кто получает твои благословения, никогда не пострадает от удара грома, огня или какого-либо оружия. Даже циклон не принесет ему вреда. Благодаря тебе идут дожди. О Ванаспати, слава тебе». После этих слов нужно снова предложить поклоны. Это самое лучшее искупление тяжелых грехов. Поклоняясь, таким образом, можно получить ребенка, долгую продолжительность жизни и излечиться от самых тяжелых болезней.

Что еще я должен сказать? Дерево пипал - источник достижения высшего блага жизни, потому что Шри Хари любит его. Если кто-то целый год в каждую субботу поклоняется этому дереву пипал, Сам Шри Нараяна явится к нему во сне и даст духовное просвещение. Подобным образом человек должен с преданностью в сердце совершать поклонение.

Грехи не касаются того, кто сажает дерево пипал, и если он со всей щедростью заботится о нем, любые неудачи будут далеки от него. Он избавится от соблазнов принимать вредную пищу, общаться с плохими и скрывающимися под ложной маской людьми, не будет видеть дурных снов или ночных кошмаров, плохие звезды и приведения не будут оказывать на него влияния.

О Прабху, как можно дерево пипал сравнить с другим деревом или кем-то еще? Вайшнав не должен смотреть на других сравнительно. Ты возвышенный преданный Вишну, и твое превосходство превыше всего.

Парашара устыдился, услышав в конце разговора прославление в свой адрес. Все присутствующие муни были счастливы узнать о божественном великолепии Парашары, поскольку они почитали только Маркандею. «Что мы желали узнать, ты уже рассказал в прославлении Парашары.

Преданность Вишну приносит все духовные блага. Туласи - самая лучшая любимица Шри Вишну. Жизнь вайшнава целенаправленна и плодотворна. Поклонение дереву пипал смывает все грехи того, кто молится». Все это мы услышали от тебя.

О возвышенный преданный Шри Хари, у нас были сомнения по этим вопросам, и мы хотели спросить о них у тебя. О Прабху, ты так милостиво просветил нас по этим предметам, что мы теперь в долгу перед тобой. По безграничной милости Шри Нараяны мы получили столь долгую жизнь и проводим свое время в служении Ему. В действительности ты сполна благословлен, и все же из смирения сказал, что не имеешь ни на йоту преданности к Шри Хари. Ты продемонстрировал все качества истинного вайшнава.

Таким образом, все муни, узнав о неземной славе Туласи и дерева пипал, стали почитать его и с преданностью поклоняться Шри Нараяне, предлагая Ему листья Туласи.

Шри Нарада сказал: «Дорогие Шаунака, Маркандея-муни, вкратце я рассказал вам о божественных качествах вайшнавов, Туласи и дерева пипал. Что еще я могу рассказать о славе Шри Нараяны, Бога всех богов, у которого бесчисленное множество проявлений и чьи энергии безграничны и неизмеримы.

Может ли какая-то личность адекватно рассказать о сверхпревосходстве возвышенного преданного Шри Хари или священной Ганге, которая течет из его лотосных стоп.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.