Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава пятнадцатая



Глава пятнадцатая

 

Славные риши Наймишараньи с необычайным восторгом прослушали рассказ о Шри Прахладе из уст драгоценного камня среди преданных - Шри Нарады. С огромным интересом они стали вопрошать его.

Шаунака и другие риши сказали: «Прабху, в этой человеческой форме рождения мы чувствуем себя благословенными, получив возможность пить нектар благословенных игр Шри Нараяны

с твоих уст, который ты милостиво даровал нам.

Наше сравнение божественных рассказов с нектаром может быть оскорбительным, если рассматривать буквально, потому что боги тоже пьют нектар амброзию, и поэтому они становятся амара (долгожителями), но не бессмертными: в конце Манвантары они также должны умереть. Но поток нектара о трансцендентных играх Господа приносит удачу всем смертным.

О сын Брахмы, ты намного превосходишь богов. Ты не желаешь амброзии, но всегда пьешь нектар, источником которого является прославление трансцендентных игр Шри Хари.

Совершенно ясно, что амрита (амброзия), которую пьют боги, абсолютно незначительна перед нектаром хари-катхи.

Мы отстранились от общества, где время тратится на пустые разговоры, поскольку жаждем пить нектар хари-катхи, которая - суть всей тапасъи. Общение с возвышенными преданными, подобными тебе, - единственный ее источник.

Все жители столицы царя Хираньякашипу получили счастливую возможность встретить Шри Хари, к которому стремятся йоги (духовно просветленные люди). Поэтому этот город стал местом паломничества. Об этом мы услышали с твоих святых уст. О славный муни, даже из сотен тысяч людей редко кто получает удачу помнить о Шри Хари во время смерти, в то время как последователи Хираньякашипу постоянно смотрят на Него до последнего вздоха. Как они удачливы! Благочестивые люди повторяют имя Нараяны в уши умирающего человека, чтобы он мог помнить о Нем, в то время как удачливые асуры непосредственно видят Господа перед собой и немедленно умирают. Безусловно, что известность приходит к великим преданным также как и к главным асурам. Только в момент смерти можно понять удачу или несчастье личности. О всезнающий, милостиво объясни нам, какую достойную похвалы деятельность они совершали в прошлой жизни? Будучи злодеями, они заслужили такую награду, которая недоступна даже обычным тапасви».

Выслушав просьбу брахманов, возвышенный муни Шри Нарада в экстатическом восторге покрылся испариной, его глаза наполнились слезами и голос стал прерываться. В полной сосредоточенности на Шри Нараяне он начал свой рассказ.

«Послушайте о божественных играх Шри Нараяны, Повелителе всех богов: как враждебно настроенные асуры получили такое славное вознаграждение, к которому стремятся садху.

О почтенные брахманы, их достижения не являются результатом суровой тапасъи, Джапы (повторения мантры), ягьи, совершения жертвоприношения или йоги, а лишь последствием памятования о Шри Хари. Однако памятования о Нем невозможно достичь с помощью собственных усилий, научного исследования или интеллекта. Но из-за своей злобы и гнева они помнили о Нем постоянно. Как это удивительно!

С самого рождения Хираньякашипу питал к Господу антагонизм, и из-за чрезмерной злобы постоянно помнил о Шри Хари. Так происходит с эгоцентричным человеком, который из-за злобы постоянно думает о своем враге, но это не такое памятование как о своем возлюбленном, поскольку по природе люди склонны к злобе. Обуреваемый чрезмерным гневом, царь Хираньякашипу с завистью относился к преданным Шри Хари, и приказал остановить все религиозные церемонии. Он знал, что Шри Хари поклоняются с помощью ритуалов. К тому же он понимал, что Шри Хари - Сам Бог. Он враждебно относился к богам, потому что они были сторонниками Шри Хари. Он остановил все ведические ритуалы и цитирование Вед, потому что они были словами Самого Шри Хари и воспевали Его славу.

Чтобы царь ни делал: принимал пищу, пил, жевал, вступал в контакт со своими супругами, он с неистовой злобой постоянно помнил Шри Хари. Поэтому, какими бы делами он не занимался или наслаждался, его ум был постоянно сосредоточен на Шри Хари. Таким образом, наслаждение не приносило ему удовольствия. Шри Хари занимал все его мысли. Его враждебность была столь велика, что даже во время глубокого сна ему грезился Шри Хари: Хираньякашипу думал, что он сражался с Нараяной с помощью диска Сударшаны. Господь, получая от Него поражение, убегал с поля боя. Он даже шутил с подчиненными, пародируя Шри Хари, и, таким образом, совершал намабхасу, повторяя имя Господа и, слушая его.

Как хороший наставник вдохновляет учеников медитировать на Шри Хари, так гнев и злоба побуждали Хираньякашипу помнить Говинду (Шри Хари) при всех обстоятельствах.

О почтенные брахманы, несмотря на то, что Хираньякашипу со своими людьми питал враждебность к Шри Хари - благодаря постоянному памятованию о Нем, он, в конечном итоге, достиг освобождения (после двух его последующих рождений), будучи убитым Господом. С такой же злобой Хираньякашипу родился в следующих двух рождениях как Равана, царь Ланки и как Шишупала, царь Чеди. Тогда же Шри Хари воплотился в облике Рамачандры, приняв Дашаратху Своим отцом, и убил Равану. А Бхагаван Шри Кришна, став сыном Шри Васудевы, уничтожил Шишупалу. Таким образом, за три рождения асура избавился от трансмиграции жизни.

О почтенные брахманы, так, будучи враждебно настроенным к Шри Кришне, царь асуров достиг освобождения. Но это достижение нельзя даже сравнить с благословенным и возвышенным положением гопи, которые с особым вкусом самозаб венно служат Господу, из-за чего непобедимый Шри Хари Сам подчиняется их любви. Как удивительны мистические особенности Шри Кришны!» Здесь возвышенный преданный Шри Нарада-муни, упоминая о Шри Кришне не мог сдержаться, чтобы не вспомнить о гопи. Но это не значит, что он хотел сравнить их положение.

Вожделение и гнев - худшие враги для людей, ведущие к самому низкому состоянию деградации, но те, кто занят служением Господу, достигают человеческой цели жизни. Здесь мы видим живой пример из жизни царя асуров, а также из жизни гопи.

Как яд, извлекаемый из зуба змеи, используется в медицине для лечения хронических болезней, как возвращается обратно награбленное богатство воров, так и вожделение (злоба) и гнев против Шри Хари, даруют освобождение. Такова чудесная особенность игр Господа. Нет ничего удивительного в том, что асура достиг освобождения, поскольку, памятование в момент смерти о Шри Хари, дает такое вознаграждение, даже если причиной его было вожделение или гнев. Подобно тому, как пациент, принимающий в гневе лекарство, исцеляется от болезни, так и человек, упавший океан мирского существования, с верой помнящий о Шри Хари, получает освобождение.

Может так случиться, что удрученный человек, копая землю, по воле Провидения находит сокровище: так и тот, кто, погружен в невежество, так или иначе, из вожделения или гнева встречает свою смерть, памятуя о Шри Хари, и немедленно достигает освобождения.

Если в гневе или сумасшествии коснуться огнем стога сена, - он сожжет всю кипу: соответственно, если Шри Хари присутствует в сердце, он уничтожает все накопленные грехи, как взошедшее солнце поглощает капли росы. Как человек в сильном раскаянии желает покончить с жизнью, но вместо яда случайно выпивает амриту и поэтому достигает долгой жизни и крепкого здоровья, подобно этому памятование о Шри Хари в момент смерти без посторонних мыслей дарует освобождение.

Как солнце рассеивает тьму, как огонь уничтожает холод, так и памятование о Шри Хари в последний миг жизни приводит человека к освобождению.

Бхагаван Шри Хари по собственному желанию время от времени нисходит на землю, чтобы уничтожить злодеев, которые питают злобу к Нему или Его преданным. Он дарует благословения Свои преданным, и поэтому освобождение получают и те, и другие. (Но есть огромное различие в достижении преданных и асуров).

Освобождение, достигаемое с помощью Адвайты или Абстрактного знания (пантеизма) относится к религии, в то время как путь преданности прост, легок и ясен. Господь Нараяна Сам лично заботится об устранении препятствий, если они встречаются на пути прогресса Его преданного. Никто, исключая самоубийц, не воздерживается принять прибежище Шри Хари, океана доброты и Спасителя самопредавшихся душ.

Океан мирского существования всегда полон неописуемых бедствий и страданий, подобных Адхьятмике. Для таких несчастных душ, которые оказались в нем, нет другого способа избавиться от цикла рождений и смертей, как только смело принять прибежище бессмертного Господа Шри Хари.

Могут ли люди быть счастливы, когда солнце движется подобно вихрю, унося с собой часть жизни каждого смертного существа? Оно не принимает во внимание, болен человек, сошел с ума, спит он или немощен от недостаточного питания, или лишен слуха. Солнце действует на всех, укорачивая срок жизни каждое мгновение.

Колесо времени постоянно подрубает дживу, и она вращается в бесконечном цикле рождений и смертей и, согласно предназначению, получает рождение в различных видах жизни, высоких и низких. Поэтому никто не может постоянно оставаться в человеческой форме жизни. Кроме того, сегодня или завтра, или в иной определенный день смерть непременно придет.

Но дживы не тревожатся об этом. Они прокладывают себе дорогу в ад. Увы, они не ищут собственного благополучия. Поэтому, не дожидаясь смерти, человек должен день и ночь развивать преданность Шри Мадхусудане (Верховному Господу), который уничтожает все страдания, поскольку срок жизни неизвестен.

Вращаясь в цикле рождения и смерти, дживы появляют ся на свет в разных формах. Но только человеческая форма в святой стране Бхарата-варше ведет к достижению высочайшей цели. Тогда почему человек, родившийся в этой стране, тратит жизнь напрасно, не посвящая себя служению Шри Хари? Увы, те, кто получил рождение в семьях брахманов, которое столь прославлено и почти недостижимо, тратят свою жизнь на безумную страсть к женщинам и на самом деле бесполезны - мне стыдно произносить их имена.

О брахманы, этот мир представляет густой лес, полный плотоядных животных в форме тройственных страданий, подобных тиграм и львам. Если человек не ищет собственной защиты, как он может наслаждаться, когда страх не покидает его ум? Есть девять отверстий-домов, в которых живут свирепые змеи. В таких домах, которые представляют собой тело, живут люди: в любой момент они могут уйти из них. Но тот, кто призывает Шри Нараяну, которого носит Гаруда, становится бесстрашным.

Поэтому, получив эту самую ценную форму человеческой жизни, люди должны использовать свой разум, чтобы размышлять о конечной цели - предаться Шри Хари, тогда они легко смогут достичь высшего совершенства. Человек не должен безрассудно проводить свою жизнь в наслаждениях, подчиняясь собакам и иным плотоядным животным в форме любви, болезни, вожделения, гнева, гордости и ложного эго.

О святые брахманы, асура Раху под маской бога, рискуя жизнью, выпил амриту. Аналогично этому, человек должен при любых обстоятельствах предлагать преданное служение Шри Хари. Я молюсь о том, чтобы все вы обрели такой дух преданного служения.

Ум следует занимать медитацией на Господа, руки - поклонением Ему, уши - слушанием обсуждений Его игр, речь -  прославлением Его божественных деяний, глаза занимать созерцанием красоты Его возвышенных преданных, ноги - посещением святых мест, таких как Матхура, Вриндавана и других мест, посвященных Господу. Таким образом, человек должен все время занимать свои чувства преданным служением Шри Хари.

Те, кто тратит свое время на служение Шри Хари, понастоящему живы, те, кто лишен преданности к Господу, на самом деле мертвы и бесполезны. Все живые существа, будь то москиты, мухи, вороны и миллионы других насекомых, проводят свою жизнь в еде, совокуплении, защите и сне, и поэтому если человек тратит свою жизнь на грубые телесные наслаждения, он ничем не лучше насекомого.

Даже если человек с дальнего расстояния в сотни йоджан искренне взывает к священной реке Ганге, он немедленно избавляется от всех грехов, потому что она берет начало от лотосных стоп Шри Хари и потому наделена очистительной потенцией. Поэтому человек должен постоянно медитировать на Господа Шри Нараяну. У того, кто всегда громко воспевает божественную славу Шри Нараяны, даже если находится один, присутствие Святого имени смывает все загрязнения, подобно тому, как восходящее солнце может рассеять темноту ночи без помощи осветительных ламп.

Осветительная лампа служит другим, чтобы рассеять темноту, препятствующую увидеть существующие объекты. Она не служит для собственных целей. Также и возвышенные преданные Господа рассеивают иллюзию майи своим даршаном, прикосновением к ним и принятием подношений от удачливых душ, как и поклонение святому Шри Мурти Господа Вишну.

Преданные Господа живут на земле не для себя, а ради благополучия других людей.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.