Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Народная роспись 17 век.. РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ XVII ВЕКА



Народная роспись 17 век.

РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ XVII ВЕКА

Деревянные изделия, украшенные росписью, составляют значительную часть собрания отдела народного искусства Государственного Русского музея. Хронологически они охватывают период от XVII в. до 1970-х. Ранние - свечной шкаф и ковш, так называемый скопкарь с двумя ручками. К XVIII в. относится не более десятка памятников. Большая часть коллекции — это изделия Русского Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, созданные в ХIХ начале ХХ в. Они в основном приобретены в экспедициях 1950 — 1970-х гг. Это посуда, прялки, рубели для выкатывания белья, грабли, части конской упряжи дуги, хомутные клещи, саночки для святочных и масленичных катаний с гор. Как и резьба, роспись украшала весь круг вещей, связанных с народным бытом, трудом и праздником.

Собрание включает и образцы декоративных росписей дверей, деревянных обшивок печей из Вологодской и Олонецкой губерний, росписи на подбое кровли дома из Шенкурского уезда Архангельской губернии. Круг народных росписей замыкает знаменитая современная хохлома.

В целом собрание росписей по дереву дает возможность представить основные периоды и направления их развития, а также охарактеризовать главные центры, в которых формировались местные школы этого искусства.


Свечной шкаф. XVII век.
Государственный Русский музей

Декоративное оформление свечного шкафа XVII в. относится к типу графических росписей, получивших в это время развитие как в Центральной Руси (Москва, Ярославль), так и на Севере (Вологодский, Архангельский края, Карелия). В основе этого типа росписи лежит графический прием плоскостных изображений с четким обводом всех контуров чёрной или белой линией и последующим заполнением поверхностей внутри контуров локальным цветом. Исполнялись росписи темперной краской по неокрашенному дереву с последующим покрытием олифой для их закрепления или же по грунту, служившему одновременно фоном. Фон мог быть белым, охристо-желтым, голубовато-зеленым.

Характер орнаментальных росписей графического типа тяготел к «травному узорочью». Он мог состоять из мелких стилизованных побегов или из таких крупных узоров, какие видны в росписи шкафа. Сверху и на передней откидной стенке располагается узор, который имитирует ткань, как бы накинутую на шкаф. Дверцы и боковые стенки расписаны по охристому фону более мелким, так называемым "купчатым", узором. В картушах, соединенных розетками в сплошную решетку, выписаны типичные для росписей XVII в. цветы лилии-"крины" в разрезе. Мастерское сопоставление небольшого количества красок — охры, зеленой, белой, черной, красной — создает ощущение пространственности узора, его двухплановости, легкости. Это не нарушает, однако, впечатления цельности декора.


Кофш-скопарь. Конец XVII века.
Государственный Русский музей

По сравнению с оформлением такой нарядной вещи, как свечной шкаф, роспись по венцу ковша-скопкаря кажется очень скромной. В плавных линиях растительного побега ясно читаются черные контуры, ощущается строгое изящество узора. Он придает особую законченность полушаровидной форме. Роспись приобретает такое же конструктивное значение, как оправа на дорогих сосудах.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.