Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о сей книге. 23 страница



художником. Способен къ Ворожбе.

25. Почитание Красной горки.

Вопят бабоньки, ко землице припав, о своих ушедших. Сей день годится для Ворожбы, Некромагии, призывов духов. А рождённому въ сей день дано чужия беды облегчать, ворожить,

духов призывать да кудесить.

26. Дедовская седмица.

Дмитрий.

Починается родительска дмитровская седмица. Справляются поминки. Особно почитаема дмитровская суббота. Дмитриеву субботу проводят торжественно, ходят на могилы и справляют тут пышныя тризны. Покойники на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут. Въ Дмитрия день и воробей

под кустом пиво варит.

Во сей же день проводи обрядъ радования умерших, учись Сциомантии и Некромантии. устраиваем незримый молчаливый ужинъ. От сего будет духам радость, а тебе — достатокъ и помощь оных. Покойники живых блюдут и соблюдающим заветы предков помогают, но и живыя пусть их не забывают. Оставляй на столе хлеб, соль, вино, лепёшки и блины. ушедшия отъ нас незримо рядом пребывают и садятся съ домочадцами за стол трапезничать-вечерить. И душам легче от сего становится, радостно, наблюдая за своими потомками. Таков обряд радования умерших предков, дедов. Тут и просим их и нас не

забывать да пособить. у погоста, у буева, ждёт дева-сирота, что расступится Мать-

Сыра Земля.

Рожденный в сей день обязан помнить и хранить Традиции,

обычаи да Сказы Чёрныя.

27. Зарокъ на Параскеву. Несторъ.

Егда непременно въ думах имеешь желание, егда кто болен в доме твоём, то вспомяни Веду древнюю, прими зарокъ, возьми на себя труд и въ молчании да средоточии исполни. Рожденному въ сей день приличествует кропотливая работа

исследователя иль писателя.

28. Параскева Пятница.

Ненила-льняница.

На Ненилу полагаются особныя словеса на хороших женихов:

«Матушка Прасковея! Пошли мне женишка скорее! Пятница Парасковея, покажи мне жениха поскорее! Матушка Прасковея! Отдай замуж поскорей»!

Годится сей день для чар любовных для жен, для ворожбы пригоден и сей день також является днём очищения да омовения. Въ сей день не прядут и белья не золят.

Ходят на поклонъ къ родникам, часто при сиём видят въ воде явление Параскевы. И чахлых детей своих матери ведут к родникам, умывают и сходят оттого немощи детския.

Во сей день въ воде белья не мыть, вальками у воды не стучать, веретеном не работать, а то Параскева осердится. И ту деву неразумную, что въ сей день делает ту работу иль голову чешет свою да моет во священном источнике может даже въ лягушку превратить, а так иль иначе накажет.

Сей день годится для ворожбы по воде иль зеркалам. А рожденным в сей день назначено хранить священныя источники.

ЛбДбНЬ.

1. Кузьминки. Курьи именины.

удачен сей день для приворотов, свадев и продолжения рода.

Разгаръ свадев.

увиваем кочета въ овине, ноги вросаем вон, а тушку варим да едим, давы куры велись. Весь день едят кур, кропят да

окуривают курятники. управляемся въ сей день и съ Дворовым. Аще во чьём дворе заведётся лихой Дворовой, тогда верут помело, садятся на лошадь, кою не взлювил Дворовик и ездят по двору на оной. При

сиём машут помелом да кричат:

«Батюшка Дворовой!

Не разори дворъ И житину не гуви»!

Помело то овмазать смолой иль дёгтем. Овъехать двор трижды и Дворовик уймётся иль со двора вон увежит.

5. Галактионъ.

Время сумеречное, пороговое. Девы о женихах ворожат да колдуют. И рожденный в сей день не домоседъ и не суждено ему

удержать лювовь.

8. Михаил. День Силы.

Се — день, дающий силы. Нечистая Сила сокрылась во волотных падях. угасло О , и скопище ведьм, а за ними и хвори съ лихом разным потащились ко жилью людскому. Тут им самое время къ ватюшке Домовому на поклонъ идти. Тогда не даст Онъ животину погувить и за детками малыми приглядит. Вот и просят у Домового люди заступничества и потчуют кашей съ

маслом, отрезают краюху хлева.

А рожденный во сей день может повелевать всякой Нечистью, твёрд духом, на земле крепко стоит, не согнётся. Аще впереди воинов встанет, тогда его войско всю вражью рать сокрушит.

9. Матрёна зимняя.

Зима на ноги встаёт и морозы прилетают отъ Горъ железных. Во сей день лечат травами. И рожденный в сей день вудет

искусным травником.

14. Филлиповка.

Вороньё чёрное каркает — к оттепели. Конец свадевным

седмицам.

Сегодня следует выносить на дворъ закуску Домовому, давы скотъ водился. Перед тем как садиться за стол ужинать, хозяин со хозяйкою идут на дворъ, становятся у ворот и говорят:

«Царь Домовой, Царица Домовая, со малыми детками, милости

просим съ нами заговлять».

При сиём кланяются до земли на все четыре стороны и идут ужинать. Поужинав, оставляют на столе кушанье и посуду, покрывая всё сиё скатертью, давы выло чем Гостям заговеть.

15. Гурьян, Гурий.

Въ сей день все летния Нечистиками убегают съ земли под землю. В сей день хорошо целить зубы. Рожденный в сей день будет хорошим конюхом и наездником.

24. Екатерина-санница.

Вечеръ под Катерину — время ворожбы и любовных чаръ.

Заказывают вещия сны.

Дева иль парень ходят къ ведунье, дабы оная сани заговорила на заветное имя, егда любимый сядет в сии, съ горы скатится, то слетит съ него и всё, что мешало сердцу его откликнуться на любовь. Катают и хлеб ржаной по белой скатерти — також и парень будет ходить вокруг девицы кругом. Съ одной стороны кладут ржаной колос, с другой — вещь отъ любимаго. Хлеб

катают да говорят:

«Катись-катись по бел скатерти,

Как по снеговой замяти,

Катись — съ пути не сбивайся, не спотыкайся,

Катись къ Ивану,

Чтоб сердце его держало надобу обо мне».

Катят хлеб от колоса къ вещи, а после кругами. Отныне дорожку къ ея дому не запорошит и парень тот возле неё станет

кружить.

26. Волчий Пастырь.

Юрьев день.

На ружьё о сию пору летит волкъ со смехом звериным да охотника валит. Егорий-зимний.

Ведают знахари: мужик болеет и сохнет въ сей день. Вот и

заговариваем на горящую лучину. Растапливаем в кубке во пещи волчий жиръ да больного растираем. укутываем после сего да даём угольком отъ лучины заесть худобу.

Съ Егория медведь во берлоге крепко засыпает, а волки жмутся

къ деревенским задворкам.

Рожденный в сей день — хозяин леса, заступник зверей, змей заклинает. За то ему и отъ зверей уваженье: тайныя тропы къ поклажам земным они ему кажут, места ягодныя да грибныя открывают, знание секретов ему дают и может онъ стать волхвом да волчьим пастухом-оберегателем. Да и сам волком

может обернуться.

27. Романъ.

Зимнее знамение.

По тучам и звёздам гадают о будущей погоде. День, вообще удобный для Ворожбы всякой и звездословия. Более, чем во дни иныя, внимательно приглядывайся сегодня ко всему, - и въ жизни и въ делах естества — всё имеет своё значение. И звёзды, и тучи, и ветры и все голоса естества говорят своим вещим языком, предвещая худое и доброе. умей токмо сиё услышать.

Въ сей день цели отъ бесплодия и бесчадия. А коли на заре лицом къ северному ветру встать, то сметёт оный съ тебя все

надсады да все тяготы.

Ко сему дню рыбы должны схорониться въ ямах зимовальных и омутах, зато идут на нерест налим, сиги и ряпушка. у лосей

отпадают старыя рога.

И рожденному в сей день ветеръ северный — верный спутникъ. Съ его помощью онъ предсказывать грядущее может. Лют он характером, но въ беде не оставит. Лиходея съ ног сшибёт,

хвори сдует, сердце укрепит.

Сойка изъ рода вороньего и крылья ея о девяти зеркальцах суть. И надобно почесть сию птицу. Аще оная позовёт въ сей день, къ окну прилетит иль у крыльца станет кричать, тогда се есть знак: следуй за нею. Открывает сойка грядущее, хлопочет о счастье твоём. Зеркальца на крыльях ея суть ярко-синия и въ оных дали видны, картины изъ жития грядущаго. Рожденный въ сей день також съ удивительной синевой во

глазах бывает.

30. Андрей.

Выходят вечером на водоёмы и колодцы воду слушать. Аще вода стоит спокойно, тогда зима тёплая будет, без метелей. Аще ж гудит да стонет водица, тогда будут бури, большия метели, морозы и беды. А девы гадают о суженых. Хорош день и для любовных чаръ. Накануне Андрея девы пост блюдут, но дабы никто из родни сего не заметил. Садясь ужинать, отламывают кусочек хлеба отъ своего ломтя, дабы опять никто не видел, кладут его под скатерть, а выходя из-за стола, берут съ собой. Егда спать ложатся, кладут кусочек сей под подушку и говорят:

«Суженое-ряженое,

Приходи ко мне кушать»!

Тогда во сне дева и увидит своего суженаго.

Сегодня же делаются присухи. Вероника - Андреева трава, терпка и горька. Въ венок свитая, приворотная да отъ лукаваго.

И крутит сия трава и водит околицами. Аще къ милому собралась идти девица любви пытать, сию траву при себе надо держать. И положи меж собой и оным сию змеину траву, так она

его ужалит во сердце самое и завудет он всё своё нажитое и

тевя желать и ждать вудет одну.

*ЗИШ*

Студень.

1. Наум-грамотникъ.

Наум наставляет на ум, учение — лучше вогатства. Сей день посвяти овретению новых знаний, созерцанию и овщению съ Духами. Съ сего ж дня и Веде начинай учить. умная голова сто голов кормит, а худая и севя не прокормит. А вез муки, нет и науки. Во время учения нельзя ясть, а то заешь выученное. Аще учишь по Книге, то окончив, должен её закрыть. учат детей грамоте съ сего дня. А рожденный в сей день станет

хорошим учителем.

2. Аввакум.

В сей день отгоняют Крикс да Нощниц, лечат переполохи. Ставь овереги на окна и жги перья, связанныя красной ниткой. В сей день поселяне осовно охраняют детей своих. Курьи перья тряпицей красной свяжут и над колывелью жгут.

6. Микола зимний.

Сей день хорош для оверегов и лечения людей и лошадей.

8. Анфиса-рукодельница.

В сей день исправляй порчи и сглазы. А рожденная въ сей день

будет мастерицей узорочья, обережныя древния вышивки знает, резами да чирами владеет и молчалива.

9. Анна-тёмная.

На Анну волки сходятся въ стаю и становятся особно опасными. Тёмныя чары. Для беременных баб день обетный: нельзя им сегодня изъ избы ни на шагъ уходить, сберегают детей. Рожденная в сей день будет повитухой, отъ болезней деторождения может избавлять.

10. Полунощница.

Егда дитё не спит, ножками сучит, то се Полунощница чудит. Въ сей же день и гонят их: обереги делают да кадят над колыбелью шесточкой ометалочкой. При сиём говорят:

«Полунощница-непокоица,

Играй помелькой лапочкой А моего — не засобляй,

Сну и росту Н не карнай»!

Как стемнеет, понавесит по углам тенет-страхов Полунощница и бесплотныя видения являются, сна лишают. Рожденному в сей день следует темноты остерегаться.

11. Никонъ.

Солнце умирать отправляется. А ведьмы на мётлах летают, вихри снежныя подымают. И рожденный в день сей к гульбе

склоняется, къ Магии склонен.

12. Спиридон — поворот. Солоноворотъ.

Зима на морозъ поворачивает, а О умирает, Сила Тёмная торжествует, Нечисть радуется. Силы Тёмныя победили Силы Светлыя, всё на земле во свою власть взяли. И Зима-Матушка является на землю во всей своей красе суровой со вьюгами- заметями, сугробами сыпучими да морозами трескучими. Поселяне за деревней костры нощью жгут, помогая солнцу: «Разгони, огонь, потемь! Верни на Русь красный день»! Медведь въ сей день въ берлоге на другой бокъ повертается.

13. Евстратъ.

Ведьмины посиделки.

Ведьмы на метлах летают, солнце замести хотят (тучами сокрыть), вихри подымают. И гонят сии вихри солнце въ чертоги, где оное стынет-почивает, о роде людском не печется. От таких активных полётов метла ведьмина скоро истощает да истрепляется. А потому в сей день поселяне веники съ крыльца въ сени заносят: не то ведьма къ рукам приберёт.

Кроме того, ведьмы въ бане иль ином месте подходящем посиделки свои затевают, спорят спором великим о делах своих.

14. Филимон-хозяин.

В сей день Нечисть резвится: ехидны выходят со кикиморами да у оконниц людских жалятся. А нетопыри ухают, свои глаза таращат. Оборотень волком порыскучим на дорогах мечется. Колдуны порчи наводят. Ехидны печную трубу снегом заваливают. Рожденный в сей день будет хозяйственным.

Овереги и лечение скота. А рожденный въ сей день горазд

разгадывать сны и загадки.

22. Настасья. Рожаница.

Зимнее солнцестояние. Чары для веременныхъ и плодовитости. Славят Богиню Мать и Мать-Сыру-Землю. Держись за Землю, а плюнуть на Землю — се плюнуть в лице Матери-Земле. За то

наказание вудет.

Къ сему дню вышивают полотенце для влагополучнаго разрешения отъ времени. Красныя узоры да чиры волхитныя по велому вышивают и то глаголется узорочьем. На плате том вышивают знаки-овереги, вертикально — по земному полю — ромвы да символы плодородия. Низъ ромвов открыт, стороны раздвинуты означая, что дитя выходит изъ чрева вавьего легко и ничто не сможет воспрепятствовать его появлению. Вышитыя птицы хранят силы роженицы, звери рыскучия стоят на пути злых чаръ. И утирая родильницу и ревёнка таковым платом, вавка очищает отъ сухот да худов.

Рожденный въ сей день вывает хранителем родоваго здравия, знахарем, а рожденная — повитухой и знахаркой.

23. Оверегъ скота и птицы.

Въ сей день поселяне оверегают домашних животных и птиц от Нечистиков да Колдовства, во порча осовно пристаёт къ оным сегодня. Курят въ хлеву травами пахучими. А рожденный во сей

день звероводом вудет.

24. Кутейникъ. Сочельникъ.

Приходят морозы. Аще звёзды сегодня редки суть, тогда и летом ягод мало будет. Во сей день гадают и проделывают целый рядъ магических действий. Поминают и умерших. Девы

гадают о суженых.

Сегодня делают кутью — обрядовую еду, для здравия полезную. Вечером приносит большуха зерна, въ ступу ссыпает, а хозяин по воду идёт. Съ зерен шелуху обдирают да о здравии родных задумывают. Кашу варят, мёду добавляют, соку конопельнаго да масла коровьего. Томится каша сия во протопленной пещи русской да аромат сладкий и дурманный источает. Таится въ оной сила О и трав. Аще ж вышла кутья сверху безъ поджаристой пенки, во горшок запалая — то худая кутья, худой

год сулит оная.

Семья за столом собирается, выставляют кутью съ сытой да кисель овсянный. Во время вечери хозяин открывает окно иль выходит въ сени морозъ заклинать. Ставит чашку киселя да

говорит:

«Морозъ, Морозъ! Иди въ дом кисель есть.

Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!

Мороз Иваныч! Ходи кутью есть!

Цепом голову проломлю,

Метлой очи высеку!

Морозъ Иваныч!

Ходи кутью да кисель есть,

А летом не бывай:

Цепом голову проломлю,

Метлой очи высеку»!

Сиё кормление Мороза умилостивит онаго и онъ весною не побъёт хлеба твоего, капусты и прочаго не тронет. И самъ ужин имеет значение большое: привлекает сиё во домъ благо да

изобилие приводит. Избу тщательно убирают, столъ застилают чистой скатертью, а едят во строгом молчании.

Кутья имат и вещее значение: кладут въ чашку кутью и кажный кладёт свою ложку вниз углублением, а поверх ставят пирогъ. Всё сиё накрывают на нощь скатертью. А утром смотрят: чья ложка перевернулась, тому во сиём году смерть грозит. Сегодня вечером жгут костры, как символ возрождения О. Жгут назёмъ среди двора, дабы умершия согрелись и тогда отъ сего пшеница ярая уродится. Жгётся и солома, а все домашния при сиём стоят кругом во глубоком молчании. Сиё глаголется обрядом согревания родителей, дабы оныя не мёрзли во сии морозы. И во садах все дерева обвязывают соломенным перевяслом, дабы они хорошо родили.

У воров сегодня своя забота: аще онъ аккуратно что во сию нощь сворует и никто того не обнаружит, тогда успехъ воровства обеспечен на весь год, несмотря на самыя рискованныя мероприятия. И токмо одно ему может помехой быть: аще хозяева будут обереги и чары творить отъ воровства.

Рожденный во сей день ведает теплом житейским.

25. Святки. Рождество Хорса.

Начало Святокъ, весёлаго времени для старых да малых: праздникъ О. И нехорошо, ежели первой въ дом сегодня женщина войдёт; тогда весь годъ будут хворать бабы во доме сиём. Аще въ сей день звёздная нощь, тогда ягодъ много будет и

горох богато уродится.

Сей же день пригоден вельми для Ворожбы. Сегодня же очищают домъ отъ злыдней и нечистых духов, обметая углы веником изъ крапивы. Въ сей же день удачны будут чары отсух и отворотов, а також на размыкание тягот. Сиё делается например тако: камень для гнёта капусты иль огурцов въ бочке бери, да во пещь

на поленья горящия кочергой затолкай. А егда камень тот раскалится, вытащи его на совокъ да къ проруви выстро неси и

тут опусти въ воду со словами:

«Моё сердце въ теве,

А твоё въ камени»!

Как токмо камень расколется, то и лювовь гнетущая прочь

уйдёт.

Рожденный въ сей день воли изгоняет довре, лиха всяки, хвори

да Нечистиков гонит.

26. Бавьи каши.

Праздникъ повитух и рожениц. Вечером повитух угощают. И такое совместное трапезничанье съ повитухами часто до утра

затягивается.

Съ сего вечера починаются весовския потехи, слетаются Нечистики на землю, а ведьмы да колдуны сдружаются съ оными, летают на Совутки, скрадывают съ невес месяц да звёзды (тучами их закрывают, давы темь выла, дела их

сокрывающая).

Рожденный въ сей день спосовен къ Колдовству, съ резами да

чирами мастер управляться.

27. Степанъ. Коляда.

Во Стефанов день поят лошадей через серевро. День пастырей, наём пастухов. И наивольшим уважением, разумеется, пользуются те пастыри, что Колдовство ведают да тайными знаниями володеют. Такой пастырь ведь может легко съ Лешим договориться и коров сохранить. А Леший во осовной дружве съ

таковыми пастухами живёт. Сии пастухи знают слова обережныя да вызывныя, отпускъ ведают и нанимают Лесовых на службу пасти стадо и охранять его отъ всякаго лиха и нападений зверей. Весной пастух-колдунъ отправляется въ лес, садится на осиновый пень на запад ликом и произнеся вызов,

договаривается съ Лешим.

Выбрав пастуха, поселяне опасаются свар съ оным, иначе он может запросто отдать корову сварливаго обидчика Лешему. Кажный уважающий себя пастухъ должен иметь при себе рядъ волшебных предметовъ Силы во своей сумке, кои изготовляет собственноручно. Среди сиих предметов должны быть таковыя: тетрадь съ заговорами и отпусками, музыкальный инструмент (рогъ, труба, свирель иль батажокъ), нож, кнут. Изготавливается инструментъ ранней весной, как токмо начинается движение сока во деревьях. Рожка хватает на одинъ сезон и всяку весну приходится делать его заново. Труба и рожок являются прежде всего специальными инструментами, на коих исполняется несколько выигрышей — выгонъ стада, сборъ, перекличка пастухов меж собою. Но, сверх того, инструменты пастыря имеют магическую силу и съ оными связаны определённыя ритуалы, заговоры и запреты. Например, никому не дозволяется трогать пастуший инструментъ. А звуки оных способны заигрывать пасть зверя. При сиём Отпускъ, положенный въ раструб инструмента, усиливает его магическия свойства и способствует передаче скоту текста заговора и тем самым — достижению нужнаго результата.

Особной волшебной силою обладает батажок. Батажок изготавливают изъ рябины, на оном делают зарубки по количеству ног скота въ стаде. Батожок заговаривается, оживляется особным заговором. От онаго зависит даже удой. Въ день перваго выгона скота пастух всегда держит батажок под мышкой, затем им же прогоняет стадо на пастбище и втайне ото всех закапывает его во сыром месте. А по окончании пастьбы пастухъ откапывает оный и сжигает, после чего сам

освобождается отъ зароков.

Сегодня поселяне ставят по углам двора осиновыя колья отъ

злых чаръ.

28. Домочадцев день.

День, пригодный для лечения, очищения и Ворожбы. Мужики отъ всяких недугов поспешают избаву сыскать. Рожденному во сей день дороже всего домашнее тепло, семейный очагъ.

29. Страшной вечеръ.

Знахарка приносит уголья, а старыя люди ко тому времячку изъ постелей своих натрясают соломы. Так сгорают хвори их, страхи да лихо. А къ рожденному въ сей день всё сиё быстро пристаёт.

30. Порезуха.

Анисья-желудочница.

Въ сей день бьют свиней и ворожат по их печени о зиме и лете, да и не только. Гадают по печени и по селезёнке. Аще селезёнка ровная да гладкая, тогда и зима суровой будет (заранее жиру напасает). аще оная къ спине толще, тогда зима придёт съ холодами въ конце. Широкая сторона печени къ брюху обещает морозы съ перезимья. Толстая въ середине печень означает

морозы съ половины зимы.

Въ сей день хороший охотникъ нарождается, съ метким оком.

31. Маланья. Васильева коляда.

День изовилья и приготовлений къ Васильеву вечеру. День

привывает на куриный шагъ.

Ведьмы скрадывают месяц. День, пригодный къ ворожве и

Колдовству. Вызывай духов.

Аще въ нощь ветеръ съ юга дует — годъ вудет жаркий и влагополучный, съ запада — къ изовилию молока и рывы, съ востока — жди урожая фруктов, а съ севера — так год холодный. Рожденному въ сей день выпадает все премудрости сызмальства постигать, тайнам у стариков учиться, осовно тем, кои хранит

во севе животный миръ.

Просинецъ.

Перезимье, переломъ зимы.

1. Василий Великий.

Васильев вечеръ.

Аще сегодня туманъ вудет, тогда урожай хорош вудет. Нощь звездиста — лето ягодисто. Вьюга въ Васильев вечеръ овещает урожай ореховъ. Садоводы въ полнощь встряхивают явлони для урожаю. Во сей же день справляется и земледельческий праздникъ Авсень. Варят каши, засевание зерен вершат и

хождение по дом съ песнями.

Сегодня заклинают и о здравии живота, давы во хлеву выло всякой скотинки вдосталь: и поросят, и жеревят, и козлят со

овцами.

Сей день осовен есть: оный приходится на осьмый день Святок, егда святочныя гадания въ разгуле. Ворожва на Васильев вечеръ всегда свывается и что вы по гаданию ни вышло, уж всегда так

и случится.

На Васильев вечер ведьмы скрадывают месяцъ со небесин, дабы онъ не освещал их нощных прогулок со Дасунями. Рожденный же во сей день встречает Бога Новолетья, Авсеня, со

небес сходящего во сей день.

2. Сильвестръ.

Куръ да Курка. Куриный праздникъ.

Чисти курятникъ, ладь насесты да стены окуривай. Во курятнике должен висеть курий богъ: чёрный камень съ отверстием величеством съ гусиное яйцо. Оный подвешивается на красной нити иль шнурке на стену въ курятнике, дабы куры больше плодились и сохранялись отъ лиха и чар.

Курники окуривай смолою съ девясилом и сиё спасёт кур отъ лихого Домовика. Сиё делает скрытно ото всех большуха на рассвете. Во противном случае (аще кто подглядит) всё будет

безъ успеха.

Сей же день хорош для целей знахаря. Особно сегодня заговаривают и гонят Лихоманокъ. День Селиверст гонит Лихоманок за 77 вёрст. Лихоманки ищут пристанища отъ зимних морозов по тёплым избам поселян, где всегда найдутся виноватыя. И как сыщут виноватаго иль Заветы старины не чтущия, так уж сумеют онаго оне потрясти да познобить. Оберечься отъ таковых Гостеек можно четверговой солью иль

солью изъ 7 пещей.

Повитухи и знахари видят Лихоманок частенько и знают их въ лицо. Оне суть тощия да неуклюжия. Бывает, что стоит такое лихо за дверью тощее, слепое да безрукое.

Ходят сегодня знахарки по домам смывать притолоки отъ оных. И делается сиё въ тайне отъ мужичин. Зоркий глазъ стараго тут опасен, а и малым доверия нет.

Приходит старая ведунья по приглашению во дворъ рано на заре, приносит съ собой всё необходимое: живая соль, зола изъ седми пещей, травы да уголь земляной, что выкопан из-под чернобыльника на Иванов день. Большуха встречает её у ворот съ хлебом да солью, со низким поклоном да ласковым словом:

«добро пожаловать»!

Не входя во избу, колдунья начинает обмывать своим снадобьем притолокъ, произнося заговор, а после платом чистым утирает. После сего уж на цельный годъ сей дворъ Лихоманки не посетят.

Для изгнания и излечения от Лихоманок используй заговоры, главной особенностью и силой коих является перечень всех имён Дасуниц: «Трясея, Огнея, Глядея, Авкаркуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Глухея, Секея и Немея.

Отъ Лихоманок употребляем таковыя травы: полынь, спорыш,

живучка и хрен въ виде настойки.

Желта (зелена, черна иль синя) съ лика Лихоманка, рукаста, зобъ набит, а глаза голодныя, да куролапая она. Пройдёт по следу человека — и тот след перевалится. Нарекаем оную порченой немощью - «Где аз пройду, там три лета и куры не несутся». Насылает куриную слепоту, перо ощипывает съ куръ, катит въ куриное гнездо ломоты да зевоты. Но пуще всего ищет Лихоманка двора, где петухъ чёрный о седми годах обретается. Этому петуху кланяется Лихоманка низко и насестъ его слюною обмывает. Седмилетний чёрный петелъ втораго числа просинца въ навозе яйцо откладет. А изъ того яйца Царь Змей Василискъ 22 травня родится. Тогда во деревне земля усыхает и гуляет огонь отъ избы ко избе да всё младое сохнет.

Въ сей же день хозяйки уголья горящия изъ пещи въ ведре несут во дворъ. Берут из-под коровы навозъ да уголья те обминают: дымъ сотворяют тако, коим курятник отъ слепоты куриной да иных хворей окуривают. При сиём дымлении таковыя словеса

говорят: «Куриная слепота,

Во хлеву не шастай,

Въ подклети не глуми,

А иди ты восвояси,

Не то изведу аз пути,

Изойму твои закуты,

А тевя велю гнать уголью»!

Рожденная въ сей день трясёт около курятников мох волотный, а вавы валяют изъ золы лепёхи да выносят ихъ во двор. Бросится тогда Лихоманка мохъ тот подвирать, из коего крутит она севе поддёвку, и увидя ту лепёху, примет её за хлевную да заглонет оную. Тут-то нутро ей зола и сожжет.

Много завот у рожденной сегодня въ сей день. Ведает оная курину да птичью жизнь. Аще у кого пещь сглазили, то хвостом волчьим она сыть и выть сметает. Се — егда не печется, а подгорает, и сколь дров не клади, а тепла не привывает. Вот тогда и приходит она на утренней заре. Возьмёт сперва совокъ и кочергу, да выгревает всю золу и уголья из пещи, приговаривая:

«Къ довру выгревись»!

После шесточкой ометалочкой вьюшки и шесток овметает да

приговаривает тако:

«Ходи, огонь, по сердцу пня-колоды,

Не гнети хлева-сыти»!

На полу поленья крест-накрест сложит, лучину подоткнёт. А шесточная ометалочка — се куриное крыло или перья, связанныя красной тряпицей. Вот пещь истопит да спешит мохъ у

курятников трясти.

3. Коровий оверегъ.

На Малахию ведьмы коров до смерти задаивают, возвращаясь съ Собутокъ своих. Вот поселяне и творят обереги. Для сего над воротами свещу сальну привязывают. Токмо те и уберегут свою животину, кои примут меру сию. А егда корову доят, гонят глазъ

лишний да приговаривают:

«Бежи, молочко, по жилочкам, да и въ вымячко,

Изъ вымячка да въ титечки,

Изъ титичек да во подойничекъ,

Изъ подойничка да по крыночкам,

На толсту сметанушку.

Да .ВЗ. Будет тлк»!

Корову въ сей день угощают кашей на молоке, под ноги поболе соломы подстилают, да и бока оной соломой отирают. .ВЗ. -

тридевять, означенное буквами.

Въ сей же день хорошо ворожить да исправлять каженника, обойдённаго во лесу Лешим. И тот же человекъ, да не тот, онъ всё делает невпопад, задумает что сделать, да выйдет всё наоборот. Заговорит, так слова рекой льются, да токмо нет въ речи онаго ни смысла, ни толка. Оттого и зовут его каженником. Свет ему не мил. Жить иль не жить — ему всё едино. Нет тоски, но обо всём горюет. Токмо сильныя знахари да ведуны ведают, как вразумить-исправить онаго. А для сего надеваем белу рубаху навыворот и сажаем его седмь зорь подле вереи, под ветер, поим травяной росой, да съ заговорами особными окачиваем водой изъ нагорнаго студенца. После сего уж онъ избавится отъ лихости сей и будет здрав да долголетен. Рожденный во сей день умеет слушать естество, доброе и злое

распознает.

4. Девичьи зори. Феклистъ. Изгонъ Нечистиков.

Любопытныя девы, желая испытать действие своих гаданий, выходят сегодня вечером на дворъ звёзды примечать. Аще Сажары будут съ правой руки, тогда гадания удачны и сбудутся. Егда же впереди будут Девичьи зори — линия звёзд по Пути Боговъ, тогда гадания не сбудутся и Ворожба была напрасной.

Сей день годится для Ворожбы и лечения. Феклист гадать речист. Феклист славен наиболее причудливыми святочными

гаданиями.

Во сей же день зашивают въ мешочки чертополох-траву для ношения на шее, что ограждает отъ всякой притки-порчи. И кто хощет быть цел во дороге також запасается таким оберегом. Сегодня же гонят Нечистиков изъ сёл и деревень. Мужики и бабы ввечеру надевают тулупы наизнанку. Съ собой прихватывают кочерги да ожиги, за лыковыя пояса сковороды затыкают. Съ ветошью зажженной по дворам ходят и кричат: «Выходи, Сила Нечистая»! И выходит въ тулупе, что на изнанку не вывернут. Тут-то и кидаются съ ожигами, съ поленьями и кочергами на онаго поселяне и забивают его вусмерть, коли не успеет Чёртъ во тварь неведому обернуться. На том же месте, где Чёрта били, зажигают костёр и починается гуляние. Через костёр тот прыгают, дабы сохранить и упрочить здравие. Рожденному въ сей день дано прозорливым быть, но и на его

долю страхи и сомнения выпадут.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.