Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о сей книге. 20 страница



Да будет так»!

А давы сиё действовало, да лён хорошо родился и рос, нужно

сеять лён нагишом.

Дувъ одевается, скотина наедается. улетает порой душа рожденнаго въ сей день къ дуву. И яко птах ищет оная дупло-гнездо. Съ сей-то поры жизнь дерева вудет зачарованной. Не один векъ дув могучими корнями держится за землю. Из рода въ род передаётся сказание о том человеке, кто дувъ посадил. А рождённый на Федота приходит къ дереву, подолгу сидит под ветвями его и от дува верёт жизнь его да силу. А душа зреет у сердцевины дерева.

Стоит дув-стародув, ему волее тысящи лет, и смерти ему нет. Вот також прочна и жизнь рожденнаго в сей день.

19. Заклинание ветра.

Иван-долгий.

По восходящему солнцу идут к хлевной ниве оверечь, отвести отъ поля ветра-суховеи, не дать пустоколосице родиться:

«Ветер, ветрило!

Изъ седми вратьев — старший вратъ,

Ты не дуй со гнилаго угла,

Ты не лей дождём со запада.

Ты подуй-ка тёплым теплом,

Сослужи служву роду нашему,

Пригони дожди доврыя,

Пахарям на радость,

А теве, вуйному — на славу»!

И въ полдень поют нивьи овереги. Из веток ивы иль верёзы плетём колесо и катим оное вокруг поля. При сиём глаголим: «Ты катись, рожь густая, ко ниве,

Ты катись, колосистая, ко ниве.

Отъ огни громовой упасись,

Отъ воды худой отшатнисе,

Отъ порчи, отъ сглазу отымисе!

Ты катись, рожь густая,

Наш родъ поднимать.

Тому и быть верно».

Сиё защитит поле твоё от лиха, непогоды и не даст пустоколосице озимыя хлеба сгубить.

22. Василискъ.

День Василиска. Въ сей день не сеют, не пашут — сей день пережидают, дабы поля не засорились, васильки не уродились. И другия дела затевать отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, къ избе сухота сухотучая прилучится.

Аще седмигодовалый петел 2 января снёс яйцо, тогда сегодня изъ онаго появится царь змей Василиск. Тогда зачнёт усыхать вода въ деревенском колодце, и девки станут сохнуть да и хлебъ иссохнет на корню. Вот поселяне и ищут накануне тайных куриных кладок и все яйца, собранныя ввечеру на сей день, варят круто. Дабы коль и окажется в хозяйстве яйцо отъ седмигодовалаго петуха, так не дать ему расколоться и

погубить царя змей.

И ведуны ищут то яйцо. Аще о сию пору ты въ поле пойдёшь да под ногами найдёшь то яйцо проклятое, тогда сломи петров бадогъ, цветущий голубыми цветами, да чтоб роса сошла съ онаго. Да чтоб пастух въ бильце постучал, созывая коров и всяку домошерстную скотину. Проткни ты сиё яйцо петровым

бадогом и зазмеится чернота. И прянет огонь изъ того яйца заклятаго. Седмь змеиных голов, шипя, рванутся. Но голубой цветокъ настигнет, прибьёт къ земле седмиглавую Огнь. Гляди, не подбирай походя накануне дня Василиска или же в сей самый день яйца на пути, себе на пагубу, и роду своему и всем рядом живущим. Одни токмо ведуны съ оным умеют совладать.

В нощь съ лукова на Егорьев день выходят на луга ведьмы и устилают оне траву белой — тонкой холстиною, а как намокнут холсты, напитаются белыя росою, так и сделаются они пагубными для коров. Заберётся ведьма во коровник да накроет таким холстом скотинку — тут-то къ оной всяка злая болесть и прилипнет. Ведьмы любят выдаивать коров и ухищряются для

того на все 77 лукавых увёрток.

Въ канун Егория вешняго бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезывают съ них стружки и варят их во подойниках. Сиё и отнимает у соседских коров молоко, да ведьмам достаётся. От такого ухищрения токмо и можно оберечь свой дворъ тем, что осмотреть в сей день ворота и, аще что неладное окажется, замазать оставленныя ведьмами нарезки набранною у воротной притолоки грязью. Поселяне оберегают сегодня от проделок ведьм не токмо дворы, но и луга и водоёмы, дабы не было лиха на скотский водпой.

Меж Правью и Навью мечется душа рожденнаго в сей день, вот и стараются съ малых лет воспитывать въ оном радетеля о родном очаге, родителях и близких. А не то вырастит злодей, колдун-обаяльник ко сглазу способный.

23. Егорий вешний.

Конопляникъ.

Садят коноплю и последния огурцы. Въ зёрна, приготовленныя для посева, кладут яйцо Пасхета и при посеве сиих семян

разврасывают по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роди Земля-Мати, конопли велы, яко сиё яйцо»! у кого конопелька, у

того двойная копейка.

Во сей день пастухи заговаривают стада, на что имеется множество заговоров да отпусков у пастухов.

Перед своим вешним днём Пастырь волчий садится на велаго довра коня и овъезжает все леса, совираючи отовсюду зверьё дикое да оставляя ему свои наказы нерушимыя. И кажному зверю идёт отъ него свой приказъ наосовицу: чем зувастому кормиться, где промышлять довычу А овреченная скотинка — уже не животинка. И потому-то перед выгоном стада на первое паствище выходят вечером во луга и выкликают:

«Волкъ, волкъ, скажи,

Какую животинку овлювуешь,

На какую отъ Пастыря наказъ теве вышел»?

После сего идут домой, въ темноте заходят въ овчарню и схватывают первую попавшуюся под руки овцу. Она и оврекается на жертву зверю, её режут и отрувленныя голову и ноги вросают въ поле, а остальное мясо жарят для севя и пастухов. Ранним утром сегодня по росе валяются на полевых межниках. Тот силён и здрав вудет, кто по росе сегодня катывается. А и чудесныя свойства той росы: ею пользуют знахари и вещия вавки отъ сглаза, порчи и отъ седми недугов. Сия же роса на

пользу просам идёт.

Аще у котораго человека есть дувинка, коею увита змея во сей день, тот смело может идти во самую горячую кровопролитную сечу: онъ делается неуязвимым ни для пули, ни для савли, аще палка та при нём и он самолично ею змею увил, да наговорил на

палку заговор.

Рожденный во сей день плодовит, семья у него крепкая и

большая. Въ жизни оный не прихотлив и довольствуется малым, а трудится от зари до зари. Домъ — его крепость.

24. Шиповникъ.

Шиповник цветёт. Ко зацветшему кусту приходят, дабы горечи избыть. Бабка старая да мудрая усаживает ребятишек вокруг онаго да сказывает им у розоваго куста сказы и байки особныя, дабы переполохи и неспокойствия нощныя отступили и переняли они силу шиповника. Тогда и въ сумерках спокоен будет всякий. Лепестки шиповника делают лицо нежным да светлым. Рожденный в сей день нравом колюч и рядом с ним нелегко бывает. Наделён крепостью и красотой. И у куста онаго он легко находит разрешение самых трудных жизненных задач.

25. Ферапонтъ.

Отъ росы Ферапонтовой и трава ржавеет. Потому и скотину въ сей день выгоняют токмо после схода росы. Медовая роса сладкая, но для скотины гадкая, болезни да пагуба животине от неё. Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла. Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает.

Съ сего дня появляются худыя вредныя росы. Заболит ли скотина, заболит ли чадо, верно на медяную росу нашли. Отъ оной и листья дерев сохнут да блекнут. И не скоро больной избавляется от медяной росы: надобен сильный знахарь. Зато

годится та роса на порчу всякую.

Рожденный въ сей день силами живой и мёртвой воды ведает, знает он и дороги, что к жизни вечной ведут.

28. Полудницы. Никита-гусятник.

Полудницы сегодня хороводы свои водят: золотыя облачка летают над землёй. В сиё время рожь колосится. И на тугой колосъ, на добрый урожай во ржи поросиха поросится. Полудницы суть бабы ржаныя, лёгкия да воздушныя и появляются, что облако позолоченное. И летают оне кругами над полем. А бывает то въ жаркия дни. Мужики-то хорошо про то знают: придёшь, разнежишься на землице-то, глядя въ небо без облаков, а тут над тобою вдруг нежданно и повисает золотистое видение. И сияет оное, и тепло от него великое и не всяк силу найдёт в себе глаза отвести от сего зрелища. Да и к чему бы? Из круга того ясная, великая баба над тобою повиснет. Дородная да прочная, волосы жаркия, в тугую косу увитыя. А сама не то чтоб без одежды, да всё тело видно, светится и манит к себе. А то облачко, в коем лежала баба, оное чуть поодаль зависает.

Полудница рядом дышет.

И прилетает въ сии дни Полудница, дабы жаръ бабий свой да охоту избыть. Понести ведь всяка баба хощет, будь то хоть плоть неведомая, а всё одно тянет пустой не остаться.

А бабы деревенския на то не зело серчают на мужей своих, а всё больше за мужей своих опасаются: не измучила бы мужика, во ржи бы не закатала. Более того, прогоняют мужиков своих крестьянки на хлебную ниву. Особно тех, что особной крепостью наделён. С него не убудет, а не то ведь может и прогневаться Полудница, не оросит тогда хлебной нивы и колос туготы не

наберёт.

А рожденный в сей день къ Ворожбе да Волхованию весьма

способен бывает.

29. Федосья-колосяница.

С сего дня начинают кормить печеными сочнями и хлебными варанками скотину свою, давы плодилась хорошо. На закате зелены восходят над землёй звёзды.

Рожденный въ сей день исполнен силой Прави и спосовен овороть

огнедышащего Змия.

30. Змеевикъ. Исакий.

На Исакия выползает изъ нор всякй гад. Приходит пора змеиных свадев. И Василискъ ведёт змеиныя те свадьвы.

Бродят сегодня змеи по лесам станицами и увивать оных зело опасно! Ведь идут оне поездом на свои свадьвы и кажному встречному готовы мстить вез милосердия, а отъ укушения змеи въ сей день ни один знахарь не может заговорить. А потому и не тронь оных, пусть празднуют. Не ходи сегодня во

травы, не тревожь лесныя чащи.

Бывает, что кошка на Змеевика изъ дома пропадает — охранять домочадцев. И как учует, что влизко змея отъ порога, то нападает на оную. И какой та схватка вывает — чудно видеть. Загрызает кошка змею малую, но сильная змея изловчается и жалит кошку, уползает тогда кошка во травы, лапой роет и достаёт изъ земли корень целительный. Вытопленное изъ увитой змеи сало служит прекрасным средством от рожы и шкуру змеину тоже прикладывай к волящему, изведённому нарывами телу. Змеи тесно связаны съ некоими хворями и растениями. На шее носят мешочки со змеиною шкурою иль головами их и то от лихоманок верно спасает. Но о сиём вудет сказано подровней въ Бестиарии.

З6Л6НЫЯ СВЯТКИ.

Семицкая седмица.

Сия седмица посвящена Богине весны, поведившей Морану и въ

сиё время чествуем весеннее возрождение Земли. Календарь наш древний мало-помалу заменялся на христосианский и все праздники въ оном уже приурочились къ нуждам попов, а древния Боги наши подменились святыми, получив мертвыя имена. Древнее почитание Богини, светлокудрой Лады ныне забыто, как и сопровождающия его обряды. Оныя заменились христианским поклонением иноземке богородице. Однако и ныне

еще суть те роды, что помнят Веду.

Семицкая седмица известна еще как Зелёныя Святки, Клечальная, Русальная иль Зелёная седмица, а також Задушныя Поминки и седмица русалок. Четверг русальной седмицы посвящен Перуну и зовётся еще Семиком. Въ сей-то четверг и совершаются главныя приготовления к празднику. Сей праздник является женским праздником и, не смотря на все старания попов и время, до сих пор празднуется повсеместно, хотя уже и

мало напоминает изначальный.

Русалки, живущия въ омутах рек, о сиё время выходят изъ водъ. Накануне Семика убегают оне в поля и леса и заводят свои нощныя игрища и кричат там:

- Бух! Бух! Соломенный дух!

Съ Семика до Петрова дня живут оныя в лесах, ауканьем да смехом зазывая к себе путников запоздалых. А изловив человека, защекочивают онаго до смерти, аще он не ведает

оберега от них.

На зелёной седмице никто не купается изъ опасения попасть к ним в руки. Колдуны ж и ведьмы особно, напротив любят купаться после захода солнца въ сиё время, учавствуя в их проделках. Во сии ж дни у колдунов да веретников

Посвящения проходят.

Семик — великий день Русалок да Болотниц. От Русалок оберегают полынь, зоря, чертополох и одолень-трава. Воскресенье сей седмицы известно как Русальное заговенье и вслед за проводом Русалок, егда речных да озёрных чаровниц целым селением провожают восвояси до следующей весны, прекращаются игры в горелки и уточку.

На Семик девки березы завивают, и идёт сей обряд из древности далёкой. Помимо самого почитания дерева, что связано с Мировым Древом, и воздействия на естество, завивание березы приносит и другия блага. Можно, например, во время сей церемонии, крепко-накрепко связать свою судьбу с полюбившимся парнем, а возможно и загадать что на будущее. Или, завивая ветки берёзы, желают родным скорого выздоровления. Целительная сила березовых веток именно в сей день возрастает. Такия ветки оберегают избу от Нечистиков, они передают стенам и дому целительный дух. Именно четвергъ является днём, кий предсказывает, чему быти. Аще завитыя ветки не завяли за сии дни, тогда задуманное обязательно исполнится.

Русалки суть пособницы въ девичьих гаданиях и потому девы несут им въ узелках еду. Идут девы въ рощи берёзовыя да горькую полынь рвут да тряпицей красной крепко завязывают у воротушки рубахи, дабы Русалки не завели в речныя чертоги, не закрутили в русальном хороводе.

Девы плетут венки изъ веток березы, затем идут к реке и, встав спиной к воде, скидывают венки съ головы. И худо будет, коли венокъ сей утонет: вода его забирает и подаёт знак девице — також точно канет и то, о чем девушка возмечтала. Аще венок пристанет к другому берегу, тогда се таковый знак: любовь девичья привьётся, пристанет къ

сердцу любаго парня.

Девы готовят съ утра обрядовую еду в пещи русской — яичницу.

Заворачивают яичницу с караваем хлеба. Придя на место расстилают девы плат и раскладывают под березой принесённую еду. Яичница — се суть плодородия, открытая самими

девушками перед огнём. Скорлупа ж не выбрасывается, она обжигается и опаляется, после чего толчется в ступице, ссыпается в мешочек и хранится на шестке под сводом пещнаго устья. Такая семицкая скорлупа является целебным средством,

наподобии живой соли четверговой.

После еды яичницы девы водят вокруг берёзы хороводы-круги: не просто хоровод, а именно круги. Сиё есть заклинание цветущей натуры и своих желаний. При таком круговороте поют разные

заклинательныя песни, например:

«Поклонились Семику,

Становились во кругу.

Ой-лю, ой-лю-лю,

Я березоньку завью!

Благослови березонька Пошли девки въ лесъ гулять,

Березоньку завивать.

Ой-лю, ой-лю-лю Я березоньку завью!

Березонька благослови...»!

Так празднуют прощание съ весной и встречу лета. Обряд сей имеет свои варианты в разных областях, но основныя элементы везде одинаковы: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, хоровод, залом березок, гадание на венках, брошенных в воду. Селения в сиё время преображаются: дома и улицы украшаются срезанными берёзками, ветками и цветами. Те, кто придерживается старинных обычаев, утром посещают кладбища, где и встречают Семикъ. А веселье начинается после полудня.

В среду отправляются выбирать-заламывать березки. На другой день с яичницей идут завивать выбранныя дерева. Вершины берёзок пригибают к траве и делают косы, связывая вершины с

травой. Ветки верёзок загиваются в круг, так что овразуются венки. Нагивают молодыя плакучия верёзки, свивают из них венки и попарно подходят сквозь сии венки целоваться,

приговаривая:

«Покумимся, кума, покумимся!

Нам съ товой не враниться,

А вечно дружиться»!

Оврядъ кумления проходят все девушки присутствующия тут.

Суввота Зелёной седмицы посвящена культу предков.

Въ воскресенье же вновь идут в лес к верезкам в полдень и в верезовых венках, переплетённых цветами, на голове развивают верёзки. Пришедши туда, оне становятся въ круг около завитой верёзки и главная изъ оных срувает её и устанавливает посреди круга. Тут все девы подходят к верезке и начинают украшать её лентами да цветами. После сего несут дерево в селение, идут попарно, а впереди главная, так овносят её кругом всей деревни.

Затем, остановившись посреди улицы, втыкают верезку въ землю и начинаются вокруг неё хороводы, тут присоединяются к ним и парни. Вечером снимают съ дерева ленты и отламывают по прутку, вырывают из земли и тащат за деревню к речке топить. Пришедши на верег, вросают её въ воду с криком:

- Тони, Семик, топи сердитых мужей!

Ветки от оной втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Наряженная, опетая, накормленная и прославляемая несколько дней верезка отдает свою силу зеленеющему полю, спосовствует плодородию и влагополучию селения.

ДуХОВ ДбНЬ.

Так именуется понедельник, следующий за Зеленой седмицей. Духова дня страшится бродящая по земле Нечисть — Перун их огнём небесным погоняет. В сей день перед восходом солнца Мать-Сыра Земля открывает все свои тайны. Сего не забывают и кладоискатели: и ходят, как и на Купалу, слушать клады, припадая ухом ко груди земной. И открываются им тогда «вся несказанная» недр земных и подземных, но токмо аще такой искатель ведёт жизнь праведную и обладает вторым слухом. А съ первыми лучами солнца умолкает вещая речь Земли, могущая сразу и навсегда обогатить человека. А потому не пропускай сего момента, не поленись, да послушай Землицу.

Духов день починает собою на богатой волшебными преданиями пращуров Земле Русской Всесвятскую Седмицу, отмечаемую своеобразными обычаями, связанными съ праздником-

гульбищем в честь Ярилы.

* ЛЕТО *

Изокъ, червень.

5. Дорофей.

Начинаются самыя короткия (воробьиныя) нощи. Сей день хорош для Ворожбы и дивления. Работа со снами и привлечение вещих снов. Дорофей — утро вечера мудреней. Во сей день примечают поутру течение ветров. И рожденный въ сей день къ Ворожбе

годен, знает тайны сон-травы.

8. Федор-колодезник.

Заветный день колодезников, оныя сегодня ищут места для колодцев и колодцы заговаривают. С вечера под сей день, кладут они сковороды на места, назначенныя для рытья колодезей. А на другое утро, при солнечном восходе они снимают их и смотрят: сковорода, покрытая водяными струями, указует на обильныя водныя жилы; сковорода, слегка отпотевшая, обещает маловодный колодезь; сковорода совершенно сухая, ничего хорошего не обещает, ищи другое место; сковорода, облитая дождём, предвещает все невыгоды их летних занятий. Рожденный в сей день знает, где в подземном Царстве вода течет, что от сглазу на пользу, чиста да сладка.

10. Тимофей. Знамения.

Бродят-ходят в сей день по земле всяки призраки, глазъ человеческий блазнящия. Знающия люди видят о сию необычную пору то несметныя стада мышей, вереницами бегущия и пасущиеся по гумнам и никакой глаз сосчитать их не может. Сиё предвещает голодный годъ. То по полям во всё утро бродят голодныя волки ватагами, и сиё предвещает падёж скота. То стаи черна воронья, летящия туча тучей на селение, что и свету не видать. Сиё къ повальному мору людей. А то бывает, аще прислушаешься — припадёшь ухом к земле — слышно как Мать Сыра-Земля стоном стонет да жалобно весьма и сиё знак о пожарищах. Иному, наособицу зоркому да прозорливому человеку, явится о сию пору и такое видение страшливое да дивное: по озимому полю огонь перебегает, на яровое дымом тянет. И такое случается к засухе да бездождию: выгорят хлеба, свернёт зерно и скосить придётся всю ниву на солому.

А то весь скотъ ходит по полю избитым и изломанным. Так хвори на скотину и звери хищныя ополчатся.

Всего сего сразу въ одном месте конечно не бывает: одно знамение окажется въ одном месте, другое в — другом. И счастливо то селение, где ни одного не увидится в сей день. Распущает Тимофей призраков, Царь змеиный мороки свои

наводит. А рожденный в сей день страхи врачует людския, страшныя видения толкует да про всё наставляет.

11. Варнава.

На Варнаву — не рви травы. Сходится Сила Неведомая да по травам въ полдень катается. Делит Оная меж совой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому травы ядовитым жаром полнить, кому во колодце ревёночком рыдать да родъ

людской пужать.

А рожденному в сей день дано злыя путы разрывать, чары разрушать, завлудшаго во глухих местах выводить, да заплутавшую скотину изъ волотных урочищ освовождать.

16. Толока. Тихон.

И солнце тише идёт и птица в сей день не поёт. у Земли за год

самый тихий ходъ.

Въ сей день заговаривай зувныя хвори, и воовще разныя воли

утишай.

Сегодня же охотники затевают свои пиры — толоки. Натура вся при деле: вскармливает, нянчит и сокрывает нарождающийся родъ отъ хищниковъ, от зла да лиха всякаго упасает. И у рожденнаго въ сей день во дому тишина да покой. Ведает онъ как упрочить достатокъ въ семье.

17. Мануилъ. Молодой Ярило.

На Мануила солнце застаивается. Въ сей день мороки-туманы текут как реки молочныя да манит что-то: «выйди за порог! Дай мне твоего сна»! Кто-то просит голосом человеческим огня вынести изъ дому, посветить. А там уж вывает и вовсе дивно:

чьё-то зелёное око зрит. Вздуй у порога огня, посвети невесть кому. Манит морочит, Белая Корова, глядь, у крыльца стоит. А тебе кто-то нашептывает, мысль подаёт: «намаялась скотинка, извелась. Ты её обиходь. Загони въ свою сарайку да накорми из

одних ясель со своей коровой».

Но остерегись Белой Коровушки; мерещится всё сиё тебе — токмо ты за дверь, токмо къ оной подойдёшь, а скотинка та уж дальше дальнего да печальней печальнаго. Стоит во поле — яко в неволе. А глаза — вроде как рядом подле тебя плачут, зовут, сердце на части рвут. Ты в поле, а Белая Корова — уже на угорье.

Жалость охватит. Молоко само изъ вымечка течёт — силы у скотины отымает. Тут бы тебе обернуться к дому, увидеть, что ты уж от дома своего невесть в какой стороне. Но ты всё следом за Белой Коровой, пути не разбирая, идёшь-поспешаешь. А вот уж и топь да чьи-то ручищи костлявыя тянутся, пузыри ржави

лезут изъ гнилой земли.

Иной человекъ тут и спохватится, отдаст лесному Хозяину покорность. Снимет он свою рубаху и поднесёт её Лешему со

словами:

«Прими мою рубаху въ даръ, Хозяин Лесной!

Не стереги меня у корягъ и пней.

Не насылай мороки великой, до дому выведи».

Так что в сей день огня изъ дому никому не выноси, не давай. А то и скотина дохнуть будет, и тебя по болотным урочищам

поводит.

А днём еще и старуха со клюкою ходит — Маниха то, а дщерь ея Белая Русалка Манья. Въ омут оныя зовут девок поглядеться. Белыя кувшинки в омуте распустились. Но не след сегодня их рвати, а не то Манья за руку ухватит.

А рожденный въ сей день мороковать умеет.

18. Макушка лета.

Аще сегодня въ полдень заплести в кругъ верёзы ветки, да не молоденькия, а крепкия, вызимовавшия, тогда через сей круг, встав у речной низины, увидишь лювимых, не знамо где приклонимых. Всех пропавших и не пришедших, затерянных вдали дальней можно тогда увидеть через круг да мысленно

укрыть травами.

Рожденному в сей день следует познать силу верёзы и копить- хранить въ своей памяти причеты и заветы Старины. Иво он есть знаток всех годовых праздников и оврядов, Хранитель

Дней.

20. Мефодий-перепелятникъ.

Праздникъ перепелятников.

Аще въ деревню прилетит сова, сядет на крышу дома и вудет кричать, тогда съ сего дома по всей деревне пойдёт вольшой

пожаръ.

Рожденный в сей день вудет хорошим охотником на птиц и ему

ведомо слово пташье:

«Как из-под Ивановой росы Человек на коне не выезжает,

Так и ты, влагословенная птица Не улетай тъ меня!

Во меженных днях Во всех Лукоморьях Открывайся мне»!

21. ульяны.

ульян кличет ульяну ульян кличет у полян, а ульяна у реки ходит, въ речное зерцало глядится. Стряхнёт съ себя ульяна Колдовство и къ ульяну заторопится. А его жаркия травы къ реке приведут. Рожденныя в сей день отыскивают верныя пути.

22. ульяны.

ульяна кличет ульяна. Коли не стряхнёшь съ себя колдовства, не примешься полоть, поливать да чары одолевать, так и счастья

своего не увидать.

23. Аграфёна Купальница.

Лютыя коренья и травы сегодня въ соку. И Сила Нечистая на гулянья нощныя сходится-собирается, портить людей и скотину снаряжается, тешиться над девками и парнями да водить их по лугам дурнями, къ болотному голубцу приводить да к дурман-

траве клонить.

Оттого в сей день поселяне избу свою отъ Нечистиков заслоняют и травами нечистоты телесныя сгоняют. Тут трава чертополох

годиться и крапива жгучая.

Къ окнам нетопырь летит и Лесовикъ жмётся поглядеть житьё- бытьё людское. В дверь стучит болотная Нечисть, засов отодвигает, плачет да хохочет. Вот и рвут поселяне да связывают чертополохъ и крапиву, устилают порогъ, втыкают въ оконныя щели да носа изъ избы не кажут.

Во такия нощи особно удаётся всевозможное колдовство. И аще пасхальная нощь благоприятствует ведьмам скотъ завораживать, то нощь на Иванов день помогает мужчинам- колдунам перемещать урожай съ чужого поля на своё. И съ таковой целью идёт колдун после заходу солнца на то поле, кое

изобилия лишити хощет, заключает въ охапку колосья, не вырывая их изъ земли и слова волхитныя бормочет. А затем возвращается он на свое поле и сеет на оном жито незримое. Дабы предохранить скотину и малых ребят от порчи, бабы подрезают шиповникъ, рвут крапиву да чертополох, и складывают кучу немалую посреди деревни. Заставляют через оную сначала ребят перескакивать, а после и скотину прогоняют. А вечером костёръ зажигают и прыгают через оный девки и парни, загадывая о любви, силе, здравии да счастье. В сей же вечеръ бани топят и веником изъ папоротника, ромашки, лютика, полыни горькой, мяты, иван-да-марьи и тимьяна парятся, чистоты телесныя изгоняя. Начинаются и купания, мытьё да люстрации. Заготавливаются на весь год веники. В сию нощь выходят також выкатывать рожь, мнут её, валяясь на полосе. В дверях скотных дворов ставят молодое осиновое деревце, вырванное непременно съ корнем, дабы предохранить животину отъ чаръ и проделок Нежити.

А у ведунов свои заботы сегодня: пора травы и коренья сбирать для Колдовства и лечения. Сними съ себя рубахи и съ полунощи до зари утренней рой коренья да ищи въ местах заветных клады. Сегодня же удобно вызывать Духов и ворожить. Се — день колдунов, ведьм, оборотней и проказ Нечистиков. Починай сегодня и завтра обучение Колдовству и Окруте.

Въ нощь на Иванов день ворожим, а съ сей целью поднимись на камень, кий никогда не сдвигали съ места. Сядь тут и трижды произнеси заговор сей, загадав желаемое. После сего жди видения, по коему ты и узнаешь ответ.

«Сяду и замру, камнем застыну, как сей камень с места не сходил, да все ведает, так и я съ места не сойду, пока ... не узнаю, пока не узрею. Да будет так и так да будет»!

Сиди тут неподвижно, не шевелясь, чтоб видение не спугнуть, всё вытерпи. Тогда и увидишь ты будущее и что загадал прозреешь. Но перед сиим следует накануне вечером 9 раз обойти тот камень против солнца.

Во едину нощь въ году, въ магическую сию нощь накануне летняго солнцестояния растения определенныя, но преходящия магическия свойства обретают. Папоротники распускаются прекрасными жар-цветами и беском своим оныя подобны суть звездам небесным. Да их всегда тотчас же срывает незримая рука. И любому, пожелавшему заполучить тот жар-цветъ заповедный, предстоит поединок нешутейный. Зато уж аще который человек овладеет оным иль семенами страшной травы, да употребит со знанием, сможет онъ отныне во любой момент по своему желанию невидимым содеиться. Папоротник, собранный въ сей день и повешенный въ спальне, отгоняет кошмары и даёт власть над Бесами. Еще изъ собираемых в канун Купалы трав пользуется особным уважением купаленка-желтоголов, цветокъ Троллей. Хороша и собранная сегодня трава Иван-да-Марья, а кроме того и такия колдовския коренья да былия: любисток, перелёт-трава, разрыв- трава, пред коей не устоит ни один запор, как бы ни был он крепок. Ходят чаровники по лугам и болотам, пустошам и во дубравы, ищущи мертныя травы и любовныя коренья со приговорами. После 16 столетия собиратели трав стали преследоваться наряду съ закоренелыми преступниками. Пойманных накануне Купалы ведунов-зелейщиков пытали да батогами били, дабы не повадно было собирать травы и коренья оным да готовить изъ оных свои снадобья.

Аграфена Купальница, идущий за ней Иванъ Купала, летнее солнцестояние и еще дни до Петровок сливаются въ один большой праздник (Мидсамм), исполненный силой большой и значением великим, а потому включающий в себя множество

оврядов, песен, примет, гаданий, сказов да заклинаний. Приуроченныя к именам христианских святых наши древния Силы (Боги), всё одно остаются сами совой и поныне. Дни сии перепутаны суть въ поздних месяцесловах, но магики знают.

С нощи Аграфёны Купальницы на утро Купалы цветут волшевныя травы: сон-трава, тирличь знаменитый, трава колюка, страшная трава, разрыв-трава, одолень-трава, цветут оне и наполняются осовной чудодейственной силой. Деревья съ места на место переходят и разговаривают меж совой, веседуют меж совой в сию нощь и все травы прочия да животныя. утром совирай траву купальницу (кошачья дрёма, Trollius europaeus), егда оная еще въ росе да во ванке сохраняй для

лечения.

Смышленныя старыя люди, моясь в ване, парятся зелиями, двы омолодиться и от хворей извавиться. Бросают въ пещь жгущей крапивы и на оной парятся. Хворых людей выносят въ ваню на жгущей крапиве и парят целевными травами. По выходе из вани, садятся за стол съ оветной кашей завтракать. Готовят с вечера ту кашу вавы, для чего толкут въ ступе ячмень. Совирай и одолень-траву, давы изготовить амулет для путника. Цветы Иван-да-Марьи рви нощью, до восхода. Аще их сложить въ углы извы, тогда воръ не пойдёт въ дом, во кажется оному,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.