Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о сей книге. 18 страница



11. Антип-водополъ.

Съ сего дня реки должны вскрываться и вода изъ берегов

выходить, тогда и лето благополучно бывает. А позднее вскрытие всегда худое обещает.

В сей день хорошо зубы лечить. Издревле въ сей день къ Богам нашим обращаемся, прося Оных о сохране зубовъ. Предки наша ведь вовсе зубы-то своя не чистили, яко нынешния люди, и протезов им никто не ставил, а зубы были у них до старости самой хорошими. Возьми сегодня мелкую медную иль серебряну монету и подержи её некое время на зубе больном, затем пробей наскрозь да повесь на красном шнуре въ красном углу. Сиё послужит верным амулетом от зубных неприятностей. Въ сей

же день и другим зубы врачуй.

Въ сей же день медведь изъ берлоги выходит.

12. Комоедица. Медвежий праздникъ.

Комоедица — древняя праздничная церемония во честь медведя, мёдом ведающаго. Въ сей день устраиваем пляски в меховых шкурах в честь древняго Курана и Велеса. Къ празднику пекут большухи изъ овса, гороха и ячменя комы из нескольких мучных замесов. Вот и получаются комы-катышки-пирожки. От оных и

день тако именуется.

Ведай же тако: животныя людям подобны суть, а во многом даже превосходят людей (зрение, обоняние, чутьё и видение Духовъ). у животных суть свои Хозяева — Старший зверь, всем зверям данного вида отец, Велес рогатый да Баба-Яга косматая, Хозяйка всех животных и лесов. Старший зверь является Духом- Хозяином какого-либо вида животных, Оный распоряжается всеми особями данного вида. Таков и Великий Медведь, Старший Братъ всем медведям. Он может явиться въ образе человека иль животнаго. Над всеми морскими животными владычествует Седна, Богиня, живущая на дне морском. Къ Оной ведун путешествует при надобности, егда промысел морской неудачен

вывает. Сиё оттого случается, что люди провинились чем перед Седной, завыв правила да канонъ древния. Вот ведун и должен

тогда задоврить Богиню.

Животныя имеют такия же души, как и люди, даже часто волее сильныя и разумныя, они слышат и понимают речь человеческую, а потому и не следует зверьё завижать иль гневить. Опасайся також вызвать гнев Хозяев животных, Покровителей охотничьего и рыволовнаго дел.

Остатки животных, увитых охотником исъеденных не след кидать куда и как попало. Их надо вережно сохранять въ специальных укромных местах. Духи, смотрящия за животными сиими, въ случае неподовающаго овращения съ их костями, могут въ дальнейшем не разрешить увивать и ловить их, или волезнями накажут. Кроме того, такия кости и останки используются во время звериных праздников для возвращения увиенных животных, что и поддерживает их численность. И сиё оживление происходит влагодаря Духу-Хозяину данного животнаго. Вот и надо сохранять кости, перья, шкуру и части тел для вудущих зверей, птиц да рыв. Сии части нельзя уничтожать, ломать, рувить, но следует разъединять их по сухожилиям. Аще кости остаются целыми и подовранными въ анатомическом порядке, тогда и происходит успешное воплощение душ увитых зверей. Для сего и служат праздники звериныя, так сохраняем численность животных, давы и вудущия поколения, дети и внуки наша могли охотиться и довывать одежды и пропитание своё. Завыли нынешния люди заветы предков, вот и нет уж в лесах и водах зверья въ достатке. Ну за то им и расплата грядёт неминучая! А на тевя наша надёжа о возрождении Веды нашей, читающий сии строки. Поучай людей своих, ведун иль ведунья, а непонятливых карай строго. Для того и писана Книга сия.

Медведю, как священному животному, посвящены сей день и сказы наши особныя. Убиение медведя, свежевание туши, поедание его мяса и забота о его останках обставлены целым рядом церемоний и ритуалов, получивших название Медвежьяго Праздника. Сей праздник приурочен къ удачной охоте на медведя. Люди, не желая лишаться покровительства Духовъ, просят зверя не сердиться на них за убийство. Цель праздника в том состоит, дабы убитый ведмедь снова ожил, пусть и въ лице других особей. И охотники хорошо понимают всю необходимость охоты, но они не менее заботятся и о том, дабы численность убиваемых животных не падала и въ естестве сохранялся баланс. Так заповедано Богами и для того Магия дана нам. Сборы на медвежью, как и на любую другую, охоту окружены таинственностью, поведение охотника на промысле — всё подчиняется определённым предписаниям, запретам и магическим действиям. О предстоящей охоте запрещено говорить — ведь медведь умён, умнее многих из людей, и он всё понимает. Медведь слышит всё, что про него говорят, даже ежели и далеко находится в сей момент, что умеют и ведуны. А потому во время охоты его не называют по имени, а используют подставныя имена — дедушка, шерстяной человек, потапыч иль когтистый старик. Не говорят о нём и ничего дурного, опасаясь его гнева. Надо вести себя скромно и осмотрительно. Нельзя на следъ его наступать. Нельзя и хвастать удачной охотой иль говорить о нём насмешливо. Сиё крайне опасно: скажешь несколько раз плохо, пойдёшь на охоту, место хорошее отыщешь, да тут из-за валежника медведь подымется, сгребёт тебя и сам

добычею станешь...

Вот странная фигура появляется у поселения на опушке леса. Пусто в селении, не видно никого и токмо дым из домов выдаёт присутствие людей. А гость странный подобен человеку и птице, прыгает он, а не ходит, махает руками он словно крыльями, вытягивает шею он вперёд да кричит по-вороньи. Вот уж в

селение он заходит и сразу же оживает посёлок и их изб выбегают мужчины, женщины и дети. Но и они все прыгают и каркают, воронов изображая. Отчего такое творится? Все знают, что пришедший охотникъ нашел берлогу с медведем и оповещает о сиём, так что предстоит охота на медведя, а затем и большой Праздникъ. В Большом доме собираются охотники и совет советуют, тайной речью охотник повествует о своей находке и все тут же составляют план охоты. Рано утром отправляются въ лес. Выходят охотники изъ домов осторожно: они не должны наступить на порог и оглядываться. Иначе жди лиха. Женщины остаются въ селении, но оне не должны выглядывать из жилищ своих, пока охотники не уйдут, им також нельзя волос своих расчёсывать, мыть руки и брать острые предметы во избежание

неудачи на охоте.

Вот и берлога. Перед оной крест-накрест устанавливают колья.

Старший охотник, он же ведун, трогает медведя въ берлоге шестом и вот показалась голова зверя. Шерсть его взъерошена, злыя глаза его смотрят на охотников и страшный рык его слышат они. В зверя стреляют, медведь выскакивает и его колят пальмой — острым длинным ножом, укреплённым на шесте. Старший охотник накидывает на медведя аркан и охотники тащат зверя, а вытащив онаго, все устраивают хоровод вокруг него — се налетели вороны, они летают, клюют медведя, дерутся и кричат. Такой танец исполняется для наблюдающей души медведя и убеждает убитаго зверя, что вороны повинны в его смерти. Они убили его и вина за убиение медведя переносится на ворон, а люди чисты остаются. Старший охотник раскрывает пасть зверя и вставляет туда палочку длиной 8 — 10 см., говоря

при сиём таковыя слова:

«Дедушка, зевай»! Так душа покидает тело медведя. Затем он делает охотникам знак снимать шкуру с медведя и говорит: «Дедушка, шкуру снимать будем, муравьёв много»! Снимая

шкуру охотник веседует съ медведем, извиняясь за смерть и овъясняя, что увили его не люди, но птицы. Тут же, въ лесу, во время свежевания туши достают сердце и печень. Старшой разрезает их на куски и первым съедает кусок, за ним в порядке старшинства сердце и печень едят остальные охотники и снова каркают по-вороньи. При свежевании туши кости расчленяют по суставам. Шкура же является шувой медведя и снимается она такожде, яко снималась вы одежда съ человека. Для сего делаем застёжки от шувы — 5 у дедушки и 4 — у старухи. Охотник кладёт палочки выструганныя (застёжки) поперёк груди и живота медведя и ножом разрезает их. Разрезал их — значит и шуву расстегнул, зверя уважил. Душа онаго следит и навлюдает, что с ним, увитым, делать станут. После сего и снимай шкуру, уходя из леса стреляют изъ маленькаго лука в врюшину

медведя.

И вот они пришли с довычею овратно в селение и из домов вывегают женщины и дети, изовражая воронов. Посреди деревни разводят костёр и ставят мясо варить. Тут начинается всеовщее веселье — танцы, игры да песни. Тем временем старшой варит мясо и криком ворона он даёт знать, что оно готово. С намазанными сажей лицами и изовражая стаю воронов все привлижаются и начинается пир. После еды снова пляски, состязания в ловкости и стрельве. Веселье длится до поздней нощи. А утром происходит ритуал вынимания глаз: старшой вынимает их и заворачивает в вересту. Затем он их хоронит на ели, сосне иль кедре. И опять танцы, игры, угощенье у костра. На третий день устраиваем похороны головы медведя. Сначала голову варят, едят с неё мясо, затем совирают кости черепа, оплетают их прутьями и хоронят на высоком пне хвойного дерева. Осовная завота проявляется о черепе и костях: их не рувим, но по суставам разделяем, совираем все после трапезы и хороним в специальных местах: на пнях иль деревах. А такия

части тела, как уши, язык, кожа с носа и половыя органы отрезаются и тоже вешаются на дереве. Сохранение сиих частей необходимо для возрождения животных. Тут используется часто и сексуальная Магия, что выражено в особном отношении къ половым органам медведя и свободе отношений меж полами во время Праздника. После поедания мяса убитаго зверя кости и черепъ его в анатомическом порядке привязываются къ родовому шесту. Затем мужчины по очереди изображают борьбу с сиим медведем и, повалив его на землю, имитируют половой акт. Подобные же обряды совершаются и в отношении других животных. Женщины во время пляски делают движения, точно отдаваясь животному, приговаривая: «Дорогой гость пришел»! Медведь — вообще является Первопредком и нередки случаи связей или браков женщин человеческих и медведей. От таких союзов рождаются удивительныя создания — кайгуси — лесовыя люди, сыновья и дщери медведей. И о таковом существе есть у нас свой сказ древний. Вот как старцы вещают о нём:

Жил однажды в лесу такой вот кайгусь и было ему 6 лет, до седми еще не дорос, а задумал уж ожениться, девку у людей взять. Отец, однако, не велит: «Мал ты еще, подрасти надо». Но сын на своём стоит. Тогда отец седмь шагов-следов отсчитал и до восьмого допрыгнуть велел: «Допрыгнешь — къ людям иди, а не сможешь — нельзя идти, убьют тебя люди». Рослому допрыгнуть легко, сынъ же маленький был и не смог, да всё одно къ людям пошел, взяв в подарок платокъ да платье. Идёт по лесу, навстречу ему белки: «Куда идёшь»? - «Я къ людям жениться иду» - «Не ходи, назад не вернёшься, убьют тебя люди»! Не послушал кайгусь их речей, рассердился лишь пуще прежнего да и перебил их из лука, перебил всех да и дальше идёт. Навстречу ему тут вышли зайцы: «Куда идёшь»? - «Я к людям жениться иду» - «Не ходи, назад не возвратишься, убьют тебя люди»! Не послушал кайгусь и зайцев — перебил изъ лука всех и дальше идёт по лесу. Навстречу ему выходят тут соболи: «Куда идёшь»? - «Я къ людям жениться иду» - «Не ходи, назад не воротишься, люди убьют тебя»! И их не послушал кайгусь и всех перебил изъ лука, да путь дальше держит. А на встречу ему лисы выходят: «Куда идёшь»? - «Я к людям жениться иду» - «Не ходи, назад не вернёшься, люди убьют тебя». Осерчал кайгусь пуще прежнего и их всех порешил. Идёт он по лесу далее, а на встречу ему волки попадаются: «Куда идёшь»? - и они его пытают. - «Я к людям жениться иду» - «Не ходи, убьют тебя люди и назад не вернёшься»! убил он и волков да дальше всё по

лесу идёт.

И пришел медвежий сын къ реке, где изба старика стоит. Дщерь старикова за водой пошла, а тут кайгусь её и схватил да и ушел с нею въ лес. Поздно люди хватились — нет уж стариковой дщери, медвежий след узнали. утром небо посветлело и старикъ людей собрал, пальмы наточили и медведя гонять зачали. Гоняли, гоняли, дочь старика, жена медвежья, погоню ту услышала: се отец мой нас со людьми догоняет. Кайгусь тогда решил подарок-выкуп отцу жены оставить и горку белок ему оставил. Люди медведя гоняют, видят белок много лежит. И говорят они старику: «Се муж твоей дщери выкупъ тебе оставляет, не зверь он лютый, зачем гоняешь»? Да не слушает старик тех речей мудрых, дальше гоняет. Кайгусь погоню слышет и горку зайцев оставляет — старику подарок. Люди медведя гонят, видят — много зайцев лежит и говорят они старику: «Се мужъ дщери твоей тебе выкуп оставляет, не зверь он лютый, зачем его гоняешь»? Старик не слушает, дальше гоняет. Чует кайгусь погоню и горку соболей оставляет — старику подарокъ. увидели её люди и говорят старику: «Се муж дщери твоей выкуп тебе оставляет, не зверь он лютый, зачем гоняешь»? Старик не слушает речей их и дальше гоняет. Чует кайгусь погоню и оставляет отцу жены горку лис — старику подарок. увидели их люди и говорят старику: «Вот муж дщери твоей теве выкуп посылает, не зверь он лютый, зачем его гоняешь»? Старик не слушает тех речей и дальше гоняет. Чует погоню влизкую кайгусь и оставляет горку волков — старику подарок. Люди увидели их и снова старика донимают: «Смотри, какой вогатый выкуп послал теве мужъ дщери твоей, не зверь он лютый и зла не желает, зачем же его гонять»? Старикъ дальше гоняет и уговоров людских не слушает, а кайгусь уже уставать стал: «Я всё им отдал, да всё равно увьют видно»! - говорит. Остались токмо платок да платье, оставил он и их — старику подарок. Старика тут люди пуще прежняго уговаривают: «Ведь человекъ идёт, сколько подарков оставил, не гоняй его»!

Но не слушает мудрых речей старик и дальше гоняет пуще прежнего. Тогда и говорит кайгусь жене своей: «Всё равно увьют они меня, пугаю я их. Аще не увьют, тогда мы не как лесныя звери, а по-человечьи ходить вудем. Аще ж меня увьют, тогда пусть правую руку отрезают, пусть вросают, сколь дней сидеть вуду, чем кормить меня, пусть узнают. На вересте пусть знаки рисуют, норку (кожу съ носа и гувъ) пусть оставляют. Мои кости пусть гложут, рёвра пусть связывают, голову, кости въ сторону пусть относят». Сказал всё сиё и вышел людям навстречу. Тут старик его и увил, дальше пошел, видит — дщерь его стоит и плачет: «Зачем мужа моего ты увил»?! Взял старик дщерь и все домой пошли. Мясо домой таскали. Лапу вросали, на вересте тень медведя, душу его рисовали. На руках, ногах, шее медь красную протыкали — так он сказал. Дщерь же мясо есть не стала. Три дня гостил у людей медведь, а они ему утячий жиръ подносили. Кости совирали, рёвра корой черёмухи связывали. Потом всё въ лес унесли, на пеньке со словом тайным оставили. Егда тень-тамга на землю упала, медвежий сын пошел къ отцу. По пути все звери его встречали — волки, лисы, соволя, зайцы и велки — да стыдили, что не послушался их да к людям жениться

пошел. Къ отцу в дом-берлогу пришел, вниз упал, токмо кости

загремели! Так сказано.

Медведь возрождается и начинает новую жизнь, егда завёрнутые въ бересту части онаго высыхают и падают на

землю съ пня иль дерева.

17. Зосима-пчельникъ.

Чары на пчёл. Вывозят пчёл на пасеки. По выставлении станови посреди пасеки столъ, накрытый чистой скатертью, на него ставь хлеб и соль, черепокъ съ жаром, свещу из воску и чашу с водою священной. Произнеся воззвание къ Покровителю пчёл, обойди вокруг пасеки съ зажженною свещою и кропи священной водой. После сего над дверью, через кою вносят на пасеку ульи,

вбей колъ и произноси:

«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими мёдами, приноси мёдъ во свои ульи. Как осётр-рыба бежит въ море, так моя бы пчела ко мне, Ивану, летала на пасеку. Как изъ столбовых рек и протоков бежит сильная рыба въ море, так бы ко мне, Ивану, моя пчела летала со всех круговерхов, из тёмных лесов, съ лугов, съ болот, съ топей, съ чёрных грязей, изъ чистаго поля, набравшись, напившись желтыми восками, садились въ свои ульи со всем смиренством, съ плодом и съ повозом мне въ пожитокъ. Да

будет так и так да будет»!

Открыв летки, произноси трижды:

«Как Океан-море изъ всех рек и протоков собирается и силён бывает, так полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несётся через острова и кусты, зелёныя луга и болота заливает, так бы у меня, Ивана, пчела въ пасеке сильна и дюжа была, несла мёд со всех четырёх сторон, съ лугов, съ топей, чёрных грязей, изъ чистаго поля, изъ тёмных лесов и от синего моря и со всякаго цвета, завела б себе детей, отпущала бы сильныя рои, работала б сама себе, въ люди не ходила б и къ себе чужую не пущала б, со всех сторон четырёх оборонялась».

От нападения чужой пчелы еще и тако поступай: делай изъ осиноваго дерева три кола и вколоти их посреди пасеки треугольником. Затем положи въ оный веникъ да говори:

«Садитесь, чужия пчелы на осиновыя колы и на веникъ, и отсюда никуда не ходите. Гой»!

18. Кузьма-огородникъ.

Сей морковь и свёклу. Перед посевом выходят утром къ обетным студенцам для смачивания семян и бросают въ даръ медныя деньги на дно студенца, дабы был урожай хорош. Или же смачивают речной водой три утренних зари. Но въ любом случае сиё следует делать скрытно и тайно, чтоб никто не видел, не то быть урожаю худым. Завистливый дурной глазъ здесь много

вредит.

Рождённому въ сей день не странником быти, а земледельцем. Тогда и въ судьбе у него будет путь, а не беспутье.

20. Красная Горка. Почитание петривъ.

На некоих старых людей находит въ сей день некое предчувствие иль ясное чувство, что покойники их сегодня скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться съ родными. И рано утром, чуть загорится утренняя зорька, идут

все вавы и старухи на погост окликать родителей — кажная на могилу своих родственников — да починают причитать чародейныя напевы истошным гласом, призывая духов восстать:

«Родненькия наши ватюшки да матушки! Не надсажайте своего сердца ретиваго, не рудите своего лица велаго, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлева-соли, не достало цветна платья? Али вам, родненьким, встосковалося по отцу съ матерьей, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, наши родненькия, встаньте, провудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сиём свете велом. Без вас-то, наши родненькия, опустел высок терем, заглох широк дворъ; вез вас-то, родимыя, не цветно цветут во широком поле цветы лазоревы, не красно растут дувы во дувравушках. уж вы, наши родненькия, выгляньте на нас, сирот, изъ своих домков, да потешьте словом ласковым»!

Проводи сегодня поминовения умерших предков своих и на Чёрной Кухне, твори тревы Маре Чёрной да читай сказы навския. Сегодня же проводим и молчаливую вечерю (Молчаливый ужинъ) - въ сей день Земля-Матушка отворяется и души ушедших вылетают на светъ велый изъ Нави сумрачной и мы можем съ ними свидеться. Ожидая за оведенным столом силу рода своего, мы накрыли столъ как можно сытнее, давы поглядели предки наши, как мы чтим их и давы впредь выло во

хозяйстве изовилие.

Мало-помалу выводится ныне сей глувоко трогательный овычай, одни ведуны да следующия старой Вере люди всё сиё еще совлюдают въ тайне и детей тому своих поучают. А ранее то повсеместно всеми исполнялося. Позавыли ныне о Красных Горках, сровняли съ землёй, камнями заложили воздыхалища, порушили пристанища мёртвых, и тошно оттого им, стонут

деды наши и воют оныя въ сей день. Да не спешит никто уж справлять обряды старыя, Богами заповеданныя. А пуще того, егда разрыли родовыя пристанища, то и оставили сиротно летать над землёй тех, кто верно хранили здравие потомков своих, от лиха оберегали и поднимали въ трудное время живых. Но, коли ведаешь ты, то приди въ сей день, обойми, припади ко израненной Земле-Матушке, слова древние пусть снова звучат! Сей день хорош для обрядов и опытов Некромагии и Ворожбы.

РАДОНИЦА.

В сей день, один изъ самых главных дней почитания умерших, ходим на могилы да несём съ собою еду и питьё: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашенныя яйца — писанки, вино да брагу. Сей едой делимся щедро с покойниками: яйца, блины и прочия твердыя угощенья крошим на могилах и там их оставляем. Масло, вино, пиво и брагу льём на могилы мёртвым на питьё. Яйца, кроме того, еще по могиле катаем. Красною Горкою зовётся, собственно, Фомино воскресенье, первый день седмицы вешних поминок, седмицы предстрадных свадеб. А наименование сего дня ведёт своё начало отъ Времени Сновъ.

Горы суть колыбель человечества, Обитель Богов и для всех народов земли оне суть священныя места. На горах совершаем множество обрядов и церемоний (Собутки), там же вызываем и самих Богов. А название пошло от Золотой иль Хрустальной Горы Магов, Мировой Горы, и красный, значит прекрасный. На горах стояли статуи Богов да храмы Оных съ капищами.

Съ древних времён славяне и другия народы въ сей день возжигают по холмам священныя огни-костры въ честь Хорса и Даждьбога. Вокруг сиих огней совершаются жертвоприношения съ песнопениями и плясками. Тут же совершается «полюдье» -

судъ старейшин.

Въ Фомин понедельникъ, глаголемый Радуницей на сиих горах устраиваются пиршественныя тризны въ честь умерших предков и Богов. Жрецы рассказывают иль напевают сказы древния и

люди изображают их въ лицах.

Въ первый день Фоминой седмицы совершается съ восходом солнца на Красной Горке заклинание Красна Солнышка. При первом проблеске солнца собравшиеся на холме съ выбранной хороводницей во главе приступают къ выполнению завещаннаго стариной ритуала. Хороводница выходит на середину Круга и произносит нараспев древнее как миръ заклинание, а все окружающия повторяют его за нею:

«Здравствуй, Красно Солнышко!

Солнышко, вёдрышко, выгляни въ окошечко!

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись»!

Хороводница произносит сиё лицом на востокъ, а входит оная въ Кругъ с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом — въ другой. Тут же установлено соломенное чучело Мораны- Зимушки на длинном шесте. Вокруг него стоят мужчины и женщины. Как солнце поднялось над полями, так хороводница

песнь такую заводит:

«Пришла Матка, Весна-Красна!

Весна-Красна, дни тёплыя!

Добры кони во луга пошли,

Красны девки на улицу вышли.

Весна-Красна, на чём пришла?

На сошечке, на бороночке,

На лошадиной голове,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку,

На пшеничном зёрнышку-у-у»!

После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. А вечером сожигают чучело Мораны съ песнями и

плясками.

Во вторник, известный как Навий день, иначе усопшия Радаваницы, вызываем умерших родичей и знатных героев. Се день Нави, поминальный день. Ова сиих дня зовутся еще могилками, гровками иль проводами. Во сии дни души предков тихо возносятся над землей и всё слышат и угощений наших касаются. Радуют их сии угощения наша и завоты.

Среда сей седмицы является днём враков. Благославляются оныя ведунами мудрыми на красных горках и оттого удачны вывают.

Въ четверг и пятницу по древнерусским весям происходило хождение вьюнитства, еще и ныне кое-где уцелевший овычай под именем вьюнца. Вьюнец сей состоит въ хождении под окнами со осовными вьюницкими песнями въ честь нововрачных, повенчавшихся на Красной Горке.

«Вьюн-вьюница, отдай наши яйца! Вьюница-молодица!

Выходи на крыльцо,

Выноси красное яйцо!

А не вынесешь яйцо,

Разломаем всё крыльцо»!

За пение выносят ходокам по яйцу да по стопочке.

Во суввоту на Фоминой седмице происходят самыя развесёлыя хороводы, самыя голосистыя веснянки. В суввоту происходит изгнание Мораны. Для сего сходятся въ полнощь со всего села старыя и малыя женщины и, вооружившись мётлами, кочергами,

 

ухватами и всякой домашней утварью, гоняются по огородам за призраком Мораны, выкликая ей всяческия угрозы. И чем ревностнее устрашать гонимый призракъ Зимы, тем надёжнее избавится всё селение отъ всяких повальных болезней (помахи) на всё предстоящее лето. Обегают въ Фомину субботу и кладбища съ ножами в руках да при сиём выкликают тако:

«Бегите, бегите, духи зловредныя!

Бегите, бегите без оглядки!

Не то ножами вострыми вас порежем!

Бегите, бегите, духи зловредныя»!

Сиё действо весьма облегчит загробное существование покойников и предотвратит разныя лиха для живых.

22. Ведьмины хороводы.

В сей день ведьмы стелят на росную траву белое полотно и хороводы свои водят на оном. Ведь къ этому времени ведьмы тяжелеют, становясь беременными.

Аще у бабы какой нет дитяти, тогда оная идёт въ сей день с утра къ лесной поляне, над коей поднимается тёплый паръ. Да тут-то и выглядывает осторожно ведуний она, раздевшись донага. А углядев, незаметно встаёт въ их хоровод. А потом она должна оторвать от утоптаннаго полотна лоскут. Да съ тем лоскутом идёт молча и не оглядываясь домой. Утирается она сим лоскутом и вскорости тоже беременеет, но говорить о том, как добилась сего она нельзя, а то худо будет. Рождённый же въ сей день тягу къ чарам и Колдовству иметь будет и следует оному по лесам ходить остерегаясь.

23. Волчий Пастырь. Юрий (Егорий)-вешний.

Сегодня рано по утру приноси жертвы Духам на студенцах и реках. В сей же день обходят кругом пашни, а то и вокруг всего поселения. Обход такой ведут по движению солнца. А вечером

гуляют всем селом.

Се також праздник пастухов, коих угощают мирскою яичницею, наделяют холстом да деньгой. Сегодня пастухи въ последний раз стригутся, дабы уж до конца выпаса более не стричься. Пастухи зарок дают — хранить скотину от зверя рыскучаго да от глаза лихучаго. Их въ сей день водой окачивают, чтоб во всё

лето не дремал.

Въ сей день выгона скота пекут обрядовое печенье въ виде коровок, лошадей, козулек и прочих животных, отдаваемых под

наблюдение Велеса и пастуха.

Егда в сей день первый раз выпускают скотину въ лес, то на пещной заслон надоть хлеба накрошить и давать на заслоне корове, а при сиём один раз надо произнести:

«Как сей заслонъ въ кажную нощку стоит на своём месте, також бы и наша коровушка Пестронюшка (иное имя ея) въ кажну нощь стояла в нашем дворе. Да будет так и так да

будет»!

Къ сему дню обязательно следует навести порядок в доме своём: помыть окна, подкрасить и сделать уборку. В сей же день подрезают кончики волос, дабы росли длиннее и гуще. Стриги в

первый раз и детей годовалых.

А егда приведут корову съ перваго выгона въ хлев обратно, то надо поставить её справно. Ведь в первую пастьбу всяко случается: Лихой оседлал корову да покатался иль сглазил кто. И станет от сего корове не до питья и травы, страхов натерпится, двор свой не узнаёт. Так надо Домового упросить успокоить корову на лёгкий смирный удой и давы при дойке не лягалась:

«Батюшка Домовой, укроти домошерстную скотинку, пои да

корми, да гладко води»!

Сегодня по утру хозяйка идёт къ скотине и, ударяя вервой,

говорит:

«Как верва сия не сохнет, так и вы не сохните. Да вудет так»!

И молока от сего много иметь вудет.

Да и детей сегодня хорошо хлестать вервою со словами:

«Не я вью, а верва вьёт»!

И порчи все с призороками да силы все худыя гивнут от сего да

и оставят его.

Кто равотает на Георгия, у того волки скотину порежут.

Въ Лукоморье суть люди, кои 26-го числа месяца Грудень умирают, а сегодня оныя оживают — овмиранье. Рождённый в сей день знает выпасы, поля да лесныя опушки, целительныя ручейки и развирает повадки скота. Хорош из него

пастух выйдет.

Въ сей день роса сильна да волшевна, знаменита оная как Юрьева роса. А знаменита она тем, что от седми недугов спасает верно, сглазы и порчи гонит скоро. Выгоняй скот на сию росу. Иныя сами катаются по утру на лугу. Мужчины и женщины голыми катаются по полям, давы стать сильными и здоровыми от Юрьевой росы. А секс на Егория — лучший спосов достичь гармонии въ семье. Юрьева роса несёт въ севе великую целевную силу, от оной проходит ревматизм, заволевания вен и многия другия напасти. И огонь сегодня имеет осовную магическую силу.

Однако ранняя Юрьева роса чрезвычайно вредна для животных, особно въ руках знающих. Ведуны и знахари выходят на поля собирать ту росу. Юрьевская иль Егорьева роса сушит рогатый скот, у коров молоко отнимает и телят ослепляет. Стоит токмо холстиной той, что росу собирал покрыть рогатый скотъ, и тогда всё лихо нападёт на оный. Одно токмо может не допустить вредить скотине, аще поселяне выгоняют её на Юрьев день вербой на траву, а верба та оставляется специально от

воскресенья Вербной седмицы.

Трапеза у костра сегодня полезна мужчине, ибо огонь ныне силён и наделяет такая трапеза его качествами победителя и силой мужской. Закалывай агнца, без пролития крови на землю. А кровь ту собери в чашу иль миску да мажь оной у детей чело, ланиты и бороду. Барашка же зажарь при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. А вечером, после пира, все косточки сложи да въ землю зарой как подобает.

24. Савва. Елизавета.

На Савву кончается хлеб. Хорош сей день для очищения и лечения. Да отмечен сей день маятой великою. Рожденному въ сей день дано всяку пакость побеждать и изгонять и людей исцелять. Знахарь изъ онаго отменный выйдет.

25. Марк-ключникъ.

Аще дождь въ сей день, тогда и хлеба много будет. Малый дождь землю грязнит, а большой очищает. И потому в сей день следует дождь призывать, да посильнее.

Въ сей же день обходи комнаты со крапивою и мой полы

настоем оной.

27. Семён-ранопашецъ.

Начало ранней пахоты. Въ сей день отхаживают пятами назад отъ поля и всякой вспаханной земли Нечистиков. Бо сегодня всяки твари нечистыя сонъ съ себя стряхивают, да выбираются на светъ белый. уж больно их тянет къ жилью человек, къ хлеву, дабы приютиться и поживиться. И принимают Силы нехорошия то птичье обличье, то звериное, и тако у ногъ человека являются, да жалостно так. Призадумается человечишко: «Что за напасть така»? Двери наглухо закрыты, а откель ни возьмись по дому воронёнокъ скачет. И коли пригреет его — то уж поздно будет. Пригретая да сытая Нечисть поглумится над тем человеком, коли он Ремеслу не обучен.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.