Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





о сей книге. 17 страница



Хорс. Солнце.

Воскресенье — свято, понедельник — чёрный, вторник — потворник, среда — постница, четверток — перечит, пятница — корячится, суввота — делу почин. Понедельник и пятница дни тяжелыя; вторник и суввота — лёгкие. Въ дорогу отъезжай во вторник иль суввоту. А в понедельник, среду и пятокъ никакого дела не починай. По пятницам мужики не пашут, вавы не прядут. Кто в пятницу дело начинает, у того оно вудет пятиться. А съ понедельника лихо, иль довро на всю седмицу: в понедельник деньги выдавать — всю неделю расходы. Сам решай, насколь придерживаться сих предписаний.

СКАЗЪ О ДНЯХ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ.

ЧЕРНОДНЕВИЕ И БЕЛОДНЕВИЕ.

Ведай о чернодневии и велодневии, есть въ коемждо месяце по два дни злых, въ них же не подовает ничего делати:

Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентяврь
Октяврь
Нояврь
Декаврь
Январь
Февраль

Кий человекъ въ сии дни хворати станет, и тот отъ волезни не встанет, крепости не достанет, и века жития своего не

воспомянет; кая жена начнёт рождати, и ей детища не видати, и от кровати не встати; кий начнёт обручаться, тому не венчаться; кий свадьбу зачнёт, венецъ со главы спадёт; кий пойдёт на учение, обретёт мучение; кий въ поход пойдёт, за порогом умрёт; кая платье шить станет, на плеча не натянет;

кий ко чужому замку со спрыг-травою коснётся, замокъ не отопрётся; кий пойдёт искать кладу, убежит как от Аду; кий же купит хомут — у того и лошадь сведут.

Во кажном месяце по два дни зело черны, опасны и злонравны, въ няже и крови не пускати и зубъ не дергати, и дети не рождати, кафтанов вновь не шити, на охоту не ходити и ничего никак не учиняти, оныя дни озлоблении и треклятии суть.

Так сказано.

Ведай також, что въ году суть 45 несчастливых дня:

Март............................................. 12, 17, 31

Апрель............................... 1, 3, 8, 12, 13

Май.......................................... 5, 8, 10, 14

Июнь..................................................... 1, 6, 7

Июль................................................ 1, 13, 17

Август................................................. 1, 3, 16

Сентябрь....................................... 12, 15, 22

Октябрь.................................................. 12, 15

Ноябрь................................................ 11, 17

Декабрь.......................................... 7, 15, 17

Январь................... 1, 2, 11, 12, 13, 18

Февраль.................................. 3, 11, 12, 29

Въ сии дни садить растения нельзя и в дорогу идти, особно перваго августа. В сии дни редко выздоравливают.

Так сказано.

СКАЗ О ЗЛЫХ ДНЯХ ЛУННЫХ.

О злых днях лунных, их же стерегися яко зверя лютаго, сии бо дни суть злыя, порочны бо есть, отнюдь никакого дела не поставлять и крови не пущай, зло бо наглая смерть

(внезапная) бывает.

Март............................................................................... 2, 3, 4, 15, 18, 20, 25

Апрель.............................................................. 3, 4, 5, 6, 8, 20, 22, 25, 30

Май................................................................. 2, 3, 6, 8, 12, 20, 21, 22, 27

Июнь............................................................... 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 20, 21, 22

Июль................................................... 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 21, 22, 28

Август....................................................................................... 4, 7, 8, 16, 18, 20

Сентябрь...................................................................................... 2, 3, 4, 8, 21, 24

Октябрь........................................................ 1, 2, 4, 5, 8, 9, 21, 22, 24, 30

Ноябрь........................................................................................ 1, 4, 5, 8, 11, 21

Декабрь................................................................................... 2, 3, 8, 21, 22, 24

Январь..................................................................................... 1, 2, 9, 15, 26, 30

Февраль............................................................. 1, 3, 7, 8, 9, 11, 14, 24, 26

Так сказано.

СКАЗЪ О ЧАСАХ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ.

Ведай на пользу часы седмицы добры, средни и злыя:

понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

1. Средн 2. добр средн добр злой средн злой добр средн злой добр добр злой добр

 

3. Злой довр довр довр средн средн злой
4. Средн злой злой довр довр довр средн
5. Довр средн средн злой злой довр довр
6. Довр довр довр средн средн злой злой
7. Злой злой довр довр довр средн средн
8. Средн средн злой злой довр довр довр
9. Довр довр средн средн злой злой довр
10. злой довр довр довр средн средн злой
11. средн злой злой довр довр довр средн
12. довр средн средн злой злой довр довр
13. довр довр довр средн средн злой злой
14. злой злой довр довр довр средн средн
15. средн средн злой злой довр довр довр
16. довр довр средн средн злой злой довр
17. злой довр довр довр средн средн злой
18. средн злой злой довр довр довр средн
19. довр средн средн злой злой довр довр
20. довр довр довр средн средн злой злой
21. злой злой довр довр довр средн средн
22. средн средн

злой злой

довр довр довр
23. довр довр

средн средн

злой злой довр
24. злой довр довр довр средн сред злой

Так сказано.

СКАЗЪ О ТРЁХЪ СЕСТРИЦАХ ДРЕВНИХ.

Становищем глаголется Дорога Боговъ и духовъ (ныне — Млечный Путь), а три звезды, что подле онаго овретаются,

Девичьими Зорями нарекаются. А название такое пошло с древних времен и вот по какому случаю.

Жили-были три сестрицы, родством и дородством сестра в сестру. Жили оне въ одном дому без отца-матери: сами домом правили, сами пахали и сами хлеб продавали. Красивы были девы те. И проторяли къ сёстрам тем дорожку сваты-свахи, да было дивно всем им: как придут къ воротам, а ворота сами растворяются, пойдут к избе, - а двери сами отойдут настежь, а во избу взойдут — во избе нет ни живаго, ни мертваго, как моръ прошел. Постоят, постоят, посмотрят, посмотрят, плюнут, да и пойдут вон ни с чем. Выйдут на улицу, посмотрят на окна, а у окна вновь сидят те три сестрицы вместе и одну кудель

прядут. Вот ведь незадача.

Стали за такое все трёх сестриц тех ведьмами считать и удумали сжить девок со свету. И чего токмо они не придумывали, лишь бы загубить девиц тех странных! И поджигали то городьбу у них, то избу ихню — да ведь и огонь окаянных не брал! По знахарям хаживали: да и те ума не приложат, что с тремя сестрицами поделать. А однажды увидали-поглядали нощью глаза зоркия бабьи, что летит под небесами Огненный Змей прямо к дому ненавистных трёх сестер: а полетал-полетал, да и прочь полетел — и Змей их не

берёт, проклятущих!

Мало ли так, много ли времени прошло, а вот померли сёстры, да все три разом. узнали о сиём бабы и пошли поглядеть на покойниц. Пошли, а самих страх берёт, вот и послали оне на перёд себя мужиков. Мужики пошли, к городьбе подошли — городьба расступилася на четыре стороны, подошли они к избе — а изба рассыпалась на мелки щепочки, в небеса лишь поднялися три огня, да там и остались звёздами. Тут-то мужики догадались, чем те три сестры были прокляты на роду. Да и после смерти вишь худое житие досталось оным: зорями век

гореть. Вот те три сестры под окном, что известны простому люду по сказкам-пересказам, а имена их суть таковы: Макошь

съ Долею да Недолею. Так сказано.

Вечерница первая есть звезда вечером вспыхивающая, а Денница позднее всех своих сестёр погасает в небесах утром. Плеяды славныя именуем мы Гнездом Утиным и воистину

оттуда прибыли жизни ростки.

А вот медведица великая, се созвездие Стожаръ, так по оному охотникам входить смело на всякаго дикаго зверя, кроме одного

токмо медведя.

А сия еще Чигирь-Звезда едина именем Чигирь есть меж всеми звёздами, десять мест во всяком месяце имеет, а по трижды приходит на всякое место коегождо месяца. И тут сокрыта Мудрость великая. Аще кто добре горазд и разумеет месячному нарождению, тот видит и кий Кругъ ведает сия звезда Чигирь.

ДИАРИЙ, ИЛИ КНИГА ДНЕЙ.

*В6СНЛ*

Сухий. Протальникъ.

Сей месяц стоит въ ряду прочих первым, а первый день онаго глаголется новичком и съ него ведётся счет новаго года. Рождённым в сей месяц дано одаривать людей своей солнечностью и звонкогласием.

1. Евдокия-плющиха.

Первый день новаго года. Весенния вихри крутятся, ветеръ свистать починает. А снегъ сегодня имеет особную целительную

и магическую силу. Знахари собирают его по пригоркам, солнцем обогретым до проталин во кувшины свои, кои тщательно хранят ото всякаго посторонняго глазу, и затем дают на пользование болящему люду против самых разных недугов-болестей. Талую водицу из такого снега давай курам и оныя начнут исправно через седмицу-другую нестись. Оной же омывай стены дома и поливай цветы въ доме. И больного водою такою омывай да пити давай и тако на ноги его ты поставишь. Сверх того, въ доме своём моют полы и стирают бельё въ оной, с болящих снятое. Полы и стены дома от сего обновляются, домашния растения силу набирают, а хворых быстро худоба-хвороба оставляет. Таков-то снег ныне силён.

Всяка баба нынче встаёт ранёшенько да пещь затопив, тесто раскатывать принимается, дабы печь обрядовое печенье, жаворонками именуемое. Да при том заговоръ творит такой:

«По белому, по чистому, По ядомому,

От Земли заполеченному, По зазнобчивому, Катись бел-крутой, Бел-золотой»!

увидев въ сей день ласточку, брось въ неё горсть земли, приговаривая: «На тебе, ластовица, на гнездо»!

4. Кикиморы. Герасим-грачевникъ.

На Герасима Кикимор выживаем заговорами: изгоняй сегодня отъ жилых покоев, ежели оная пакостит, ибо въ сей день Кикиморы делаются ручными да смирными. А потому и изгнать

её просто иль иное что сотворить.

Вообще, Кикиморы нарождаются изъ тех детей, что умерли нечистой смертью. А то еще и так бывает: нарождается оная от связи женщины съ Лятавцем. Се — духи, кующия свои ковы на людей и наслаждающиеся своей мстительностью за былыя обиды. Аще Кикимора облюбует чей-либо дворъ, тогда беда грозит хозяевам неминучая, разве что оныя позаботятся на Герасимов день знахарю иль ведуну поклониться об изгнании непрошенной Гостейки. Но токмо за великия посулы решается знахарь приступить къ делу такому. Сами хозяева злосчастнаго дома перебираются накануне обряда къ суседям и оставляют свою хату въ полное распоряжение знахаря. С утра рано приходит Мастер въ сей опустелый дом, осматривает и обметает все углы, читая особливыя заговоры свои, выгребает золу из-под пещки и обметает саму пешь и домовничает во избе до самаго вечера. Вечером и объявляет он об изгнании Кикиморы из дому. Вот пример заговора на изгнание Кикиморы:

«Ах ты, Кикимора домовая, Нощная-полунощная, въ нощи шалая,

Выходи изъ горюнина дома скорее,

А не то задеру тебя калёными прутьями,

Сожгу тебя огнём-полымём Да залью тебя чёрной смолой кипучей!

Слово моё твёрдо!

Да будет, яко речено, гой»!

После сего Кикимора уходит из дома и не возвращается. Впрочем, аще у тебя завелась Кикимора домовая, то не спеши гнать её, но сначала попробуй въ сей же день взять её лаской и обильными подношениями. Любой твари приятно слово доброе. И Кикимору ведь можно приручить, порядок ведая, и тогда оная сменит гневъ на милость и станет въ меру своих способностей

помогать в хозяйстве. Но аще ничего изъ сего не выйдет, тогда уж придётся изгонять: не то — хоть сам выселяйся. Кикимора овычно причиняет всякия мелкия неприятности: вьёт посуду, стучит, кур ощипляет, кидается разными предметами, а осовно лювит везовразить с пряжею: то кудель сожжёт, то нитки

спутает иль замусолит.

5. Конон-огородникъ.

Съ сего дня начинают огород готовить и копать: ты токмо почни сегодня равоту сию, и тогда непременно огородъ твой вудет довр и овощу много вудет. Выкопай три лунки съ

таковым приговором:

«Одна лунка для суши,

Другая для мошки,

Третья для червей!

Да вудет так,

И так да вудет»!

Ты сам увидишь, какое влаготворное сиё возымеет действие: зелень огородная не страдает летом ни от засухи, ни от мошки, ни от червя. В то время, как соседи твои, секрета сего не знающие мучаются от сиих ведствий.

Аще на Конона-градаря вёдро вудет, тогда града летом не вудет. Сорока въ сей день своё гнездо строит и кладёт в него сорок палочек. А для рождённаго в сей день вся домашняя живность подмогой служит. Изъ онаго выйдет знахарь не плохой.

6. Константиновы Круги.

Овходи въ сей день колодцы кругами по движению солнца трижды, дабы те горькими стоками не полнились, чтоб подземную водицу подпустили добрую, что от всяких хвороб на

славу — и чиста и сладка.

8. Лад. Вербный день.

Въ сей день вербой лечат да выхлёстывают все немочи из телес и порчу гонят. Есть у нас один стародавний обряд, как «изъ земли человека изъять» да здравие отладить. Делаем сиё мы тако: сорви по утру вербы ветви да охаживай болящаго сиим веничком, да сей порядок строго блюди: сначала с подошв ногъ до пупа, затем с ладони левой руки до сердца ретиваго, потом с ладони правой отхлестай до пупа, а затем и спину обихаживай.

При том твори образ правильный да заговор подходящий:

«Вербой хвори хлестаю,

Отъ Земли *Н* подымаю!

Силой колдовской да вербной *Н* от лиха избавлю во день вербный!

Лихо, вон, вон, уходи!

Здравие да сила в *Н* приходи!

Верба — хлёст, хлёст,

Бьется до слёзъ»!

За зиму-то, вишь, мы поутопталися, поуходилися. А сиим над землёй вновь поднимешь и уж легче человеку ходить по Земле- Матушке станет и вся надсада от сердца его отойдёт.

А коли голова у кого болит, так веточку вербы разомни, да под плат на голову иль под шапку, коль то мужикъ, положи на время, так и боль вся в оную уйдёт.

Рождённая в сей день тихой красотой наделена от Богов наших, будто изнутри она ею светится. Въ доме съ оной спокойно да

светло, и лад в доме том царит.

9. Сорокъ сороковъ.

А въ сей день весне вторая встреча назначена. Весна — единственное время года, кое не токмо ждут и всречают поселяне, но еще и заклинают. Зачем? Разумеется, вовсе не из-за опасения, что оная не придёт, но потому, что куда лучше весне въ свой срокъ быти да тёплой, а не холодной явиться на земли наша, тогда и урожай будет богатый. Да и для самаго человека то полезно. Егда человек заклинает и настраивает себя на новыя ритмы, то и не отстаёт от естества, а напротив, сопричастен оному бывает и оттого ладом полнится. Аще же сего не происходит и организм по-прежнему будет въ состоянии зимней спячки, тогда сего человека ждут многия хвори и житие его

укорачивается.

Аще на Сретеньев день Весну токмо призывают, будят, то сейчас Оная уже приходит полноправной Хозяйкою.

Перед праздником делай уборку дома и избавься от всех старых вещей, окури домъ травами-оберегами (вереск, можжевельник и другия), зажигая их на сковородке иль въ кадильнице. А затем пусть всё семейство прыгает через сей огонь и дым, дабы на весь год очиститься отъ хворей и неудач. Разожги большой костёръ и в нём за оградой сожги весь собранный хлам,

скопившийся за зиму.

Въ сей же день хозяйка печёт изъ ржаной или овсяной муки сорок шариков — колобаны златыя и по одному шарику выбрасывает кажный день за окошко, приговаривая:

«Морозъ, Красный носъ, Вот тебе хлеб да овёс!

А теперь увирайся, подовру-поздорову! Так сказано, так тому и выти»!

10. Василиса Премудрая.

Отводят воду отъ дома, давы въ подпол вода не ушла. Рождённая въ сей день вывает премудрая и знает, как воду въ полях удержать. Звонкая и смелая, да въ Магии умелая.

14. Фёдоръ-скотникъ.

В сей день линька скотины случается, овновляется волос у лошадей и коров. Выводи сегодня скотину во двор, чисти да от дурного глазу заговаривай и от неспокойствия всякаго, да и самый хлевъ чисти. Рождённый въ сей день старинным заветам

следует.

19. Дарья грязнуха.

Коло прорувей начинает сильно таять и делается грязь, а вода делается желтой. Рождённой въ сей день под силу Ремесло знахарское, рука тверда и ум прозорлив.

20. Фотя — волчья сыть.

Волчица волчат считает. Почерпнутая в сей день из колодца вода силой неовычной овладает и хороша для дел знахарских и Ворожвы. Румянецъ на лице от той воды разгорается, ходить

легко и сердце громче стучит.

21. Фома.

Фома Лихоманокъ гонит. От пашни, чтоб куколь-трава не уродилась, гонят худыя силы и от скотины да от людей також. В сей день изъ пазух земных Лихорадки повылазили. Порогъ дома пещной золой посыпь, оная от хворей внезапных весенних

г

и защитит хорошо.

24. Захарово очищение.

Жгут костры за дворами, обходят избы кругами отъ Нечистиков и хворей. Чабрецом и крапивой, чертополохом и вереском скотныя дворы одымляй. Рождённый въ сей день всюду будет порядокъ блюсти и чистоту наводит.

25. Жива. Бабий праздникъ.

В сей день третья встреча Весны. Въ сей день птицы гнёзд не вьют, а девки кос не плетут. Сей день праздничен, да и для дел наших годится. Се — день очищения. Сиё хорошо ведают вещия знатцы Веды, знатьё своё кои отъ отцов-дедов детям-внучатам из уст в уста передающия. В сей день грешно выполнять работу любую. Даже ежели птаха кака неразумная и совьёт гнездо во сей день, то молония обязательно сожжет то гнездо.

Не праздное веселье отнюдь, но сосредоточенное и молчаливое созерцание да размышление приличествует этому дню. Совершеннаго покоя и отрешенности от дел мирских требует сей день. Хорош день и для изгнания хворей, сглазов, порч, призоров да обаяния. Окуривай одежды да постели свои соломенныя сожигай. Таковым путём изгонишь хворобы. И весь домашний скарбъ свой окури, отгоняя сиим всяку Нечисть, порождённую

тёмными Силами Мораны.

В сей же день пожилыя женщины пережигают с заговором соль в пещи. И соль сия Живная чудеса творит при разных хворях. С сей же целью пекут из хлебнаго теста и соли живой бяшки, булки небольшия, назначаемыя для излечения скота. Хороша зело живая соль и при горячках, лихорадках, призорах, сглазах и

порчах.

Въ сей же день воры и картёжники совершают свои обряды. Воры сегодня «заворовывают», дабы весь годъ им везло в их опасном ремесле. Ведь, аще воръ сегодня что украдёт, хоть и безделицу какую, и останется незамечен при сиём, тогда целый год будет он удачлив в своём ремесле. Також и игроки: какой игрокъ счастливо играет в сей день, тот и весь годъ будет выигрывать деньги въ сей же игре. Въ сей же день совершай обряды на богатство во весь предстоящий годъ.

Въ сей же день совершай обрядъ переливания изъ пустого въ порожнее. Для сего, поставь на расстоянии пяти метров друг от друга два ведра. Одно из них обозначь как пустое, а другое — как порожнее. После сего при помощи кружки зело осторожно, дабы не разлить ни капли, переливай «пустоту» из пустого ведра въ порожнее, тщательно имитируя процесс переливания. Въ ведре около 40 кружек. Егда процесс закончен, зажги свещу красную, положи въ столовую ложку несколько кусочков ладана иль травы мауна и держи ложку над свещой. Окури сиим помещение. Повтори окуривание въ кажной комнате и окури всю одежду, весеннюю и летнюю, и затем всё прибери. При сиём читай обращение къ Живе, прося помощи в очищении, оживотворении и просветлении. Аще ты выполнишь всё сиё въ точности, тогда в течение ближайших месяцев тебя будут часто посещать предчувствия и вещия сны, явятся и видения. Всё сиё верно предострережет тебя от ошибок и поможет не умножать себе хлопот, а все лиха и хвори удалятся от тебя. Сиё верно и не раз

проверенно мудрыми.

28. Переплутъ. Мать-трава.

Совирают травы и цветки на лугу и делают изъ оных венокъ. Славят его всем родом да во красном углу вешают. А как веда подступит отрывают от того венка травы и цветы и водой, что во пещи вскипела окатывают. Духъ цветущих лугов одолеет

тогда хворову.

До сего дня дано человеку своё нутро от ломоты да худовы извавить, а душу — от скорвей всех. Береги вешнее время.

30. Лествичникъ.

В сей день Домовой весится, так что домашних не узнаёт. С заходом солнца запирают весь домашний скот и птиц, да къ

окнам всю нощь не подходят.

31. Огнище.

Рождённая въ сей день нарецается огнищанкой. Оная огня не воится и может по горящим угольям восой ходить. И силы у неё от огня, она носит въ поле уголья и огонь разводит, через кий поселяне проносят сохи и вороны. Въ сей же день огнём очищаются, сжигая всё нечистое на очистительном костре.

Березоzолъ. Снегогонъ.

1. Лада.

В сей день Ладу славим, а еще сегодня овманывают друг друга.

3. Водяной-водопол. Агафья.

Сегодня надовно угощать Водянаго Дедушку, ведь Онъ просыпается въ сей день отъ спячки зимней, оголодал за зиму и не худо бы ему нынче чем-либо поживиться да погреться. Вот и несут Ему каши, хлеба краюшку да потроха курьи. Зябко Водянику и надо оному ныне владения свои оглядеть. Ослаб Он

за зиму, вот и надоть Ему помочь.

Для угощения Дедушки рыбаки имеют свой обычай древний: всей артелью рыболовной покупается на общий счет старая, отслужившая все свои службы кляча безъ торгу за первую спрошенную цену. Трое суток её откармливают хлебом и конопляными жмыхами. Затем, въ последний вечер, помазуют ей голову солёным мёдом и убирают гриву мелкими красными ленточками. Перед самым угощением спутывают лошади ноги верёвками и навязывают ей на шею жерновъ. Наступает часъ всевозможных заклинаний — полнощь, и лошадь ведут къ реке иль водоёму иному. Аще къ сему дню лёдъ сошел, тогда садятся на лодки и тащат за собой клячу на середину водоёма. Аще ж лёд еще лежит, тогда рубят прорубь и сталкивают в оную подарокъ Дедушке. Всё сиё время старший рыболовъ находится на берегу и слушает воду, он подаёт знакъ другим, егда можно жертву топить. И большое лихо — аще водный Воевода не жалует тот подарок и лошадь долго не тонет. Проснувшись голодным и сердитым Водяной съ досады ломает лёдъ, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают въ другия реки. Мучает рыбу назло рыболовам.

И не удумай кормящийся отъ реки люд расположить во свою пользу Старика, так и беды всякой не оберётся от такой оплошности. Трое суток поджидает Водяник угощения: нет-нет да и выглянет изъ своих подводных владений во средний миръ

— не едут ли съ заветным приносом. И всё угрюмей, всё недовольнее делается Старый. Аще и на четвёртыя сутки не приведут гостинецъ, тогда Водяной починает душить всю рыбу во реке, а то потом и покинет сам реку вовсе, отчего река ъ

конце концов обмелеет, опаршивеет да и засохнет.

Зато уж коли рыболовы задобрят Дедушку добрым гостинцем, то Онъ смиряется, стережет рыбу, переманивает къ себе крупную рыбу изъ других рек, спасает рыболовов от бури и потопления во всё лето, богатым уловом снабжает и не рвёт сетей у рыбаков.

Во время своего гнева и голода Водяной три дня дожидается гостинца, и аще рыболовы не поспеют съ приносом, тогда он, по истреблении рыбы, удаляется въ соседнюю усадьбу. Нынче забывают люди старые наши обряды, вот и рыбы меньше стало, водоёмы мелеют да делаются къ житию непригодными. Дак и по

всему естеству то ведь происходит.

Желание Водянаго получить гостинецъ узнаётся по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Егда наделят Водяника подношением, то старший рыболовъ, выливая въ воду

масло, говорит тако:

«Вот тебе, Дедушка, гостинцу на новоселье,

Люби да жалуй семью нашу.

Береги снасти наша, сетей не рви,

Да надели нас рыбой богато»!

После сего рыболовы возвращаются и въ радости пируют остатокъ нощи. На Хранителе Дней лежит обязанность традиции календаря люду своему разъяснять и не допускать, чтоб люди позабыли древний завет. Аще ж нет въ каком селении такового, тогда любой ведун берёт на себя сию обязанность.

4. Ольховыя смотрины.

Сверчки просыпаются и журавль въ первый разъ крикнет. Идут глядеть за деревню, как ольха зацветает.

Дабы спина не болела отъ полевых работ, надо, увидя в первый

раз весною пролетающих журавлей, лечь на траву и седмь раз перекувырнуться через голову или перевернуться съ воку на вок

и при сиём приговаривать:

«Журавель, журавель,

У тя шея колом,

А у меня спина колесом,

А не крюком»!

Тогда и спина при равотах вудет пружинная.

5. Федулъ.

В сей день начинают дуть тёплыя весенния ветры. На Федула растворяй оконницу. Заговаривай оконницу веречь изву отъ гнилых ветровъ, от вытья Нечистиков и от свирений- переполохов да сглазов лихих.

Оживают вожьи коровки и вавочки-крапивницы.

Сей день хорош для врачевания, снятия сглазов и выливания

переполоха.

7. Акулина.

Сегодня просыпаются Русалки, глаза свои размыкают, изъ вод на миръ людской поднимаются глянуть и просят севе на платья у людей холстины. Поэтому еще до зари приносят вавы от севя ношеную чистую руваху, полотенце иль холстины кусокъ. Благом после отзовётся сия завота. Русалки остерегут от глувокой воды всю семью. Осовно сиё следует делать рождённой въ сей день.

8. Родион-ледолом. Руф.

А сегодня солнце съ Луною встречаются и дни такия бывают добрыя и худыя. Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днём и тогда жди хорошее лето. Худая ж встреча обозначается туманным и пасмурным днём и се — худое предзнаменование на всё лето.

Солнце и Луна с первых морозов расходятся въ дальния стороны и съ той поры не встречаются до самой весны. Егда же весной повстречаются, то долго рассказывают, где побывали и что повидали. Иногда случается тут и перессорятся, а сиё всегда

кончается землетрясением.

Во день сей Водяного заговаривают, дабы не ревел въ нощи, не зорил берегов, а добрыми плесками разбудил бы низины, пустил

бы рыбу на нерестъ.

9. Криницы.

Въ сей день обходим родники да ключи:

«Подземная Водица!

Отмыкаем тебе пути вешния»!

У всех уважающих себя семей были ранее свои источник, родник иль ключ, который почитают да чистят. Вот въ сей-то день и надоть чистить свой родникъ со заботушкой. Потом возьми водицы сей, умойся да попей на красу и здравие. Сегодня ведь выходит водица изъ Царства Подземельнаго отъ Водъ Живых. Силу оная имеет сегодня великую, вот и проси её о здравии. А рождённый въ сей день хорошо лечит водою.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.