Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прочтите текст и выполните задания.



 

Прочтите текст и выполните задания.

 

Человечество всё больше и больше полагается на внешние носители информации, что затрагивает нашу память и внимание. Появляется феномен распределённого сознания: к участию в когнитивных процессах присоединяются различные электронные устройства, а границы личности сдвигаются. Кроме того, гипертекстовая организация информации (организация текстовой информации, при которой текст представляет множество фрагментов с явно указанными связями между этими фрагментами) в сети меняет восприятие текста: современный человек находится в состоянии бесконечного чтения, что напоминает развёртывание свитка, а не перелистывание книги.

На заре человеческой цивилизации была изобретена внешняя память … то есть информация стала потенциально бессмертной. Именно с целью сохранить информацию, чтобы она пережила автора и досталась потомкам, человечество на протяжении всей своей истории придумывало уловки, чтобы память поместить в какое-то другое, более надёжное, чем человеческий мозг, место. Поэтому письменность – бесценная вещь, и все мы должны помнить, что всё, чего мы достигли, вся эта цивилизация и технологии, существуют благодаря письменности и текстам.

Сейчас мы оказываемся в совсем другой ситуации, происходит много всего нового. Картинки начинают заменять собой тексты в публичном пространстве – всё больше и больше. Информация перешла в другое поле, всё переходит на электронные носители. Но дело не в носителе – это принципиально не так уж важно. Какая разница: читать обычную книгу или электронную? Важно, что мы стали использовать другой способ чтения. Это нелинейное чтение, это гипертексты, которые отсылают к другим текстам. Конечно, гипертексты появились до изобретения компьютера и Интернета. Но электронная организация этой среды – она сама является гипертекстовой по сути.

Гипертекстовая организация текстов приведёт к очень сильному расслоению читающих. Читатель ведь не просто читатель, он ещё и соавтор. И глубина его интерпретации зависит от того, что он читает, что он читал до этого, как он настроен. Будут книги для эстетов. Это может нравиться или не нравиться, но это уже есть. Будут книги, написанные для узкого круга людей, которые просто не будут восприниматься остальными. И будет литературный хлам, который будет всё менее литературным. Так что элитарная литература будет становиться всё более элитарной и закрытой. То есть она будет открытой в плане доступа, но её просто никто не сможет читать. Всё равно, что текст на шумерском языке или хеттская поэзия.

 

По Т.В. Черниговской

 

21. Как в тексте объясняется сущность гипертекстовой организации информации? Что автор понимает под «феноменом распределённого сознания»? Что автор называет внешней памятью, изобретённой на заре человечества?

 

22. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «внимание». Как в тексте описана цель использования «внешней памяти»? От чего, по мнению автора, зависит глубина интерпретации читателем прочитанного гипертекста?

 

23. Прогнозируя литературу будущего, автор пишет о её расслоении на элитарную и массовую. Назовите три вида искусства (кроме литературы). Для каждого из них приведите пример, иллюстрирующий подобное расслоение. (В каждом случае сначала назовите вид искусства, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

24. Автор описывает информативную и коммуникативную функции письменности как элемента духовной культуры. Опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые три другие функции духовной культуры и кратко поясните сущность каждой

из них.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.