Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие 3. НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА



Практическое занятие 3

НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

1) План скопируйте и выполняйте задание в электронном варианте, не нужно сканировать!!! После каждого задания прописывайте комментарии, т.е ответы на вопросы и работайте на скопированном варианте

Обязательно выполняйте упражнения по школьному учебнику.

ПОМЕЩАЙТЕ выполненное задание в ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ (если не работает, мне на электронный адрес: zukowat@mail.ru (когда пересылаете ответ, обязательно на файле укажите свою фамилию

1. Укажите глаголы одновидовые, двувидовые и парные по виду; для последних приведите второй член видовой пары. Если между членами видовой пары есть словообразовательные отношения, укажите направление производности.

Пошутить, прибрать, летать, раскрывать, искоренять, инспектировать, расшуметься, поглядывать, велеть, бросить, проболеть, нажить, стирать, класть, перестраивать, звенеть, раствориться, трубить, жечься.

2. а) Наклонение как грамматическая категория (подготовьте сообщение «Общая характеристика наклонения». Почему категория наклонения называется модальной? Что такое модальность? В чем проявляется взаимодействие категорий времени и наклонения

б) Изъявительное наклонение, его значение. Как изменяется глагол в изъявительном наклонении?

в) Что обозначает условное (сослагательное) наклонение? Как оно образуется? Как изменяются глаголы в условном наклонении? Образуйте условное наклонение от основ глаголов привыкнуть, плести, грести, перенестись.

Объясните чередования звуков корня: плести, плетут, плели.

г) Что обозначает повелительное наклонение? Какая форма является основой для этого наклонения? Как образуется эта форма?

Образуйте возможные формы повелительного наклонения следующих глаголов: сжечь, стеречь, стереть, унять, стирать, лечь, гладить, нанимать.

д) Выполните упражнения 5/616, 618.

е) Определите наклонение глаголов, отметьте случаи употребления форм одного наклонения в значении другого.

Ну мне бы уснуть, устал я в дороге (М.Г.)

Вы, Борис Павлович, переоделись бы, у вас ноги мокрые (Гонч.).

Ты отведешь ее к генералу и спросишь там, скажешь, что я нашел и прислал (Ч.)

Уведи ты меня куда-нибудь! (Дост.)

Дружно вместе начали! Не стрелять, Суровцев! Повтори приказание командирам рот не стрелять! (Чак.)

Полети в этот день он, Тулин, ничего бы не случилось (Гран.).

Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес (Пришв.).

 

Литература

1. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006. Ч.2. С. 81–84.

2. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2004. С. 247–251.

3. Русский язык. Учебник для 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2008. §§ 78–80.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.