|
|||
Тема: «Гжельская роспись. Элементы, узоры.»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: «Гжельская роспись. Элементы, узоры.»
Цель: выполнить эскиз гжельской росписи. Задачи: · Обучающая: познакомить учащихся с гжельсеой росписью; · Воспитывающая: любовь и интерес к традиционной русской культуре; · Развивающая: творческую и познавательную фантазию и вкус, аккуратность.
План урока. 1. Орг. часть – 1-2 мин. 2. Беседа о гжели – 5-10 мин. 3. Физкульт минута – 2 мин. 4. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя – 25 мин. 5. Подведение итогов – 3 мин. 6. Окончание урока, уборка рабочего места – 1 мин.
Оборудование для учителя: гжельская роспись на предметах, иллюстрационный материал, слайдовая презентация «Гжель», акварельные краски, шаблоны; для учащихся: альбом, краски, кисточки, х/б тряпочки, баночки с водой. Литература: Изобразительное искусство Сокольникова Н.М.
Ход урока.
1. Орг. часть Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам понадобится: альбом, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, х/б тряпочка, дневник. Есть кто не готов к уроку? Молодцы я вижу вы все готовы. 2. Беседа Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка – глазам загляденье! Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и творенье – Русская звонкая гжель.
Ребята, тема нашего урока «Гжельская роспись» Сегодня на уроке мы познакомимся с гжельской росписью и выполним гжельский узор в цвете. В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи .(слайды с презентацией.) Их цветы, птиц, зверей не спутать с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы. Смотришь на гжельские узоры, и кажется, что белая метель синие цветы запорошила. Вечер зимний в небе синем Звёзды синие зажёг. Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватою. Тени ходят по стене Сеткой синеватою. Красит синькою мороз В окнах незабудки, И зевает синий пёс Возле синей будки. В.Фетисова «Зимний вечер»
Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. Не сразу гжельский узоры приобрели свой самобытный художественный стиль росписи с синим кобальтом. В предшествующем столетии гжельский фарфор были многоцветными, но постепенно именно синий цвет стал классическим. Создался новый облик изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выразительном сочетании синих узоров и белого фона. Образы гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой. Современные художники работают над созданием образцов, которые идут в массовое производство. Много приходится трудиться гжельским умельцам, чтобы создать эту красоту (Показ ). Сначала художник в эскизах карандашом прорабатывает новые формы сосуда и придумывает роспись. Роспись выполняют кобальтовой краской. Появляются черные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы, тонкие линии стеблей, спирали, листочков и усиков. У каждого мастера свой подчерк: мазок то шире, то уже, листочки то шире, то уже. Вот почему в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи. На следующем этапе изделие окунают в чан с глазурью и роспись скрывается под белым составом, поэтому она называется подглазурной. Наступает самый ответственный момент – второй обжиг при высокой температуре. В жарком пламени горна глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет. Гжельской росписью расписываются такие предметы, как кружки для молока, бокалы, кувшины, конфетницы, сахарницы, декоративные вазы. Гжельская роспись делится на три вида: · Орнаментальная: самые именитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют свободное место внутри изделия. · Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенской жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и голубая птица, русалки), природа и времена года. · Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами. Элементы гжельской росписи: капельки, сеточка, розочки, бордюры. Орнаментальное богатство гжельской росписи достигаются во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами. Показ на доске. - Посмотрите как рождается особый гжельский мазок – основа всей росписи. Красота и выразительность этого мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают. Получится округлый мазок с темным краем, постепенно истощающей к середине. Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями». Кроме того в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называется капелькой.
Этот сплошной мазок создает определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Гжельская роза – один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняются «живым мазком». Обычно начинаю писать цветок с середины постепенно наращивая лепестки с левой стороны и правой стороны от первого, а так же немного ниже. Во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее можно было расписать. У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску.
|
|||
|