Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Номинация «Методическая копилка»



 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»

Номинация «Методическая копилка»

Светлый праздник

Пасхи

Методическая разработка классного часа

Выполнила:

Фомина Елена

Павловна,

учитель информатики

МБОУ «Школа №17»

Полысаево

2021


Светлый праздник Пасхи

Методическая разработка классного часа

Цель: возрождение народных традиций, обычаев.

Задачи:

–познакомить с историей возникновения праздника Пасха;

– рассказать о главных пасхальных символах Пасхи;

– разучить пасхальные игры;

– показать обряды Пасхи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран для проектора.

                                              Ход классного часа:

Ученик.Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

А. Майков

1-й ведущий.Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! А наша встреча пусть будет веселой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе.(слайд 1)  

Традиции празднования Пасхи на Руси уходят к временам принятия православной веры.

Этот величайший праздник стоит в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название – «праздников Праздник». Давайте обратимся к истории.

2-й ведущий. (слайд 2) На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломия, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И как некогда, Воскресшего увидели Его ученики. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

(Тропарь, глас 5-й).

Ученик.            День наступил, зажглась денница,

                           Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица…

Пришли взглянуть – гроб опустел!

                           И мироносицы бежали

                           Поведать чудо из чудес;

                           Что нет его, чтобы искали!

                           Сказал: «Воскресну» – и воскрес!

                           Бегут… молчат… признать не смеют,

                           Что смерти нет, что – будет час,

                           Их гробы тоже опустеют,

                           Пожаром неба осветясь!

К. К. Случевский

3–й ведущий. Праздник Пасхи всегда был праздник соборный, очень радостный, совпадающий с началом весны, когда все оживает и радуется. Христос Воскресе! – что может быть еще более светлым и обнадеживающим для христианина? Помимо богослужебного смысла этот праздник имел красивые и нарядные бытовые традиции.

1-й ведущий.С утра все шли на службу, после чего весь народ выходил на улицу христосоваться – и цари, и городовые, и служащие, и простой люд. Для христосования заранее готовили яйца, необходимо отметить, что этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина пришла для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни.

2-й ведущий.Яйцо – это главный пасхальный символ, символ возрождения жизни, воскресения. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, что оно может потушить огонь, поэтому такие яйца хранили за иконой на случай пожара. С пасхальным яйцом искали пропавший или заблудившийся в лесу скот.

Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи народу на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Яйца были как натуральные – куриные, лебединые, гусиные, голубиные, утиные, так и искусственные – из дерева, кости, чугуна, бисера, стекла, камня, в том числе из драгоценных и полудрагоценных камней, а также драгоценных металлов, в зависимости от  статуса  того,

кому яйцо предназначалось. Их украшала резьба или роспись на евангельские темы, изображения храмов и монастырей, изображения цветов и т. д. (слайд 3)

Для росписи деревянных яиц в Москву специально приглашались мастера-иконописцы. Краски делали из трав, серебра и золота. Порой получались настоящие шедевры. В 1874 году для высоких особ мастера Тюлины изготовили яйца, состоящие из двух половинок, которые изнутри были позолочены и украшены орнаментом, а снаружи покрашены малиновой краской, яйца были весьма изящными, легкими и отполированными, как зеркало. Мастерам выплатили очень приличные по тем временам деньги:

25 рублей за большое яйцо и 15 рублей за малое.

3-й ведущий.С развитием прогресса возникла целая промышленная индустрия пасхальных яиц. Так на Петергофской гранильной фабрике изготавливались яйца из полудрагоценных камней яшмы, малахита, лазурита, агата. С появлением в России фарфоровой фабрики в 1744 году вошли в моду яйца из фарфора. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года Дмитрием Виноградовым, изобретателем русского фарфора.

Обычно Императорский фарфоровый завод получал очень большие заказы на изготовление фарфоровых яиц, которые выпускал вплоть до революции, часто это были яйца с отверстиями для банта, которые можно было подвешивать под киоты с иконами. К Пасхе 1793 г. в комнаты императрицы Екатерины II принесли шесть ажурных корзин и шесть ваз с поддонами, наполненных 373 фарфоровыми яйцами разных размеров, украшенных росписью с изображением пейзажей, фигур и арабесок, которыми она одаривала гостей. В середине XIX века ко двору было представлено уже более 5000 фарфоровых и 7000 стеклянных яиц для раздачи при христосовании.

1-й ведущий. (слайд 4)В 1885 году Александр III решил  преподнести супруге Марии Федоровне ювелирное пасхальное яйцо, которое заказал у Карла Фаберже. Подарок так понравился, что Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. Всего было изготовлено около 50 царских пасхальных яиц.

Они были шедеврами не только ювелирного

искусства, но и механики. Каждое яйцо содержало

Пасхальные яйца Фаберже  
в себе какой – нибудь миниатюрный сюрприз, когда

его открывали, звучала красивая музыкальная

мелодия.

Не так давно были обнаружены сделанные Фаберже фрагменты яйца, которое Николай II планировал преподнести своей супруге на Пасху    1917 года, но этому было не суждено случиться. После революции большая часть царских пасхальных яиц Фаберже была продана за границу.

2-й ведущий.С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели «на весенние сюжеты» известного писателя и художника Н. Н. Карамзина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной святой Евгении.                              В дальнейшем это издательство, лучшее в России из выпускавших открытые письма – неоднократно обращалась к пасхальной тематике.

Ей  отдали  дань  художники  И. Я. Билибин,  Ф. Г. Беренштам,

В. И. Зарубин и И. И. Смукрович, Н. К. Пимоненко и Е. М. Бем – каждый в своей неповторимой манере. Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские «писанки» - расписные пасхальные яйца. (слайд 5)

 

А.Макаренко. Писанки. 1917 год. Издательство Общины Св. Евгении (СПб)

 

     
Полевые цветы. Звезда.  
 
Цветочки и звездочки.

 


3-й ведущий. В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.

Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.

Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США):

«Христос Воскресе!». Издание Свято – Троицкого монастыря в Джорданвилле (США)
 в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря  в  Джорданвилле (США)  публиковали

почтовые   открытки,   изображающие    обычные

 пасхальные  кушания,    сцены    светлого  праздника на безвозвратно ушедшей и милой родной земле. (слайд 6)

1-й ведущий. На праздник принято, приветствуя, троекратно целовать друг друга (этот обычай пришел в Россию из Византии), также дарить друг другу пасхальные яйца.

2-ой ведущий. На пасху проводились различные игры. А играли так.

     Игра в кучки считалась игрой для девушек. Насыпалось несколько кучек песка - не меньше двух на каждую из играющих. Затем во всякой паре под одну из кучек пряталось яйцо. Девушки должны были угадать, где спрятаны яйца. Иногда кучки заменялись шапками.

3-й ведущий. Для пасхальной игры «Катание яиц» изготавливались специальные деревянные лоточки с невысокими бортиками. Лоточек наклонно устанавливался на земле или другом ровном месте. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку, и тот, чье яйцо прокатывалось дальше, выигрывал. Если яйцо, пущенное кем-то из игроков, задевало уже находящиеся внизу яйца, то их отдавали этому игроку.

2-й ведущий.Давайте и мы с вами поиграем в игру «Катание яиц».

Играющие подходят по очереди к «катку» и катят свое яйцо. Ребенок выигрывает тот предмет, который тронет его яйцо.

3-й ведущий.А теперь, давайте поиграем в игру «Чье яйцо крепче?»

Вызываются два человека. Им дается по одному яйцу, и они должны стукнуть друг об дружку. Чье яйцо окажется крепче?

Куличи к празднику
1–й ведущий. (слайд 7)Помимо подарков к празднику Пасхи готовилось и праздничное угощение. На Руси по традиции готовились к пасхе с чистого четверга на последней неделе поста. В этот день убирали дом, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи. Печь куличи был особый и сложный церемониал. Их пекли дома, в русский печах.

Тесто для куличей было настолько нежным, настолько переполнено сдобой и пряностями, что могло осесть даже от громкого крика или шума. Но этим пасхальная выпечка не ограничивалась, пекли еще плюшки из теста в виде зверюшек, зайчат, жаворонков, петушков. Изображение в печеных изделиях барашка имело и символический характер - это был символ, напоминающий о жертвенной гибели Христа.  

Таким же традиционным угощением на пасхальном столе были и медовые пряники тоже в виде зверей и птиц, покрытые цветной сахарной глазурью. Пасхальный стол был обильным: запекали поросенка или окорок, подавали жареную телятину. Кроме того, на стол выставлялись различные закуски из овощей, курицы и рыбы, всевозможные студни и холодцы, жаркое с грибами, гречневая каша с бараниной, буженина, утка или гусь с медом. В зажиточных семьях на стол подавали более сорока блюд, по числу дней Великого поста.

Цветочный букет к празднику
2–й ведущий.Специально к пасхальному столу варились кисели. К этому времени в домах наводили чистоту, иконы украшали особыми праздничными лампадками, цветочными букетами. Ставили цветы и на стол. Особо популярными были нарциссы, гиацинты, впрочем, для людей  победнее  годились и  любые  первые

 лесные цветы. Еще для украшения дома заранее готовился так называемый «садик», который устраивался в плоском ящике. В этом мини-садике заранее проращивали зелень овса или пшеницы. Пророщенная зелень была символом весеннего возрождения природы. Из проросших семян злаковых, рассыпанных на сукне, натянутом на специальную форму в виде горки, делалась пасхальная горка, которая оживляла стол. Вокруг нее обычно укладывали цветные крашеные яйца. Застолье отличалось помимо множества вкусных блюд, и красотой оформления. Этому уделялось особое внимание. Стелили парадную скатерть, ставили распустившиеся зеленые веточки, на которые крепили цветы, или вазы с букетами весенних первоцветов. Цветами из бумаги украшали и блюда на столе. А крашеные яйца укладывали на тарелку, покрытую соломой или зелеными листьями пророщенного салата. Для пасхальных крашеных яиц в доме держали  даже  специальную  глиняную  посуду, блюда в виде курицы и петуха.                                                                                        

Все это создавало праздничную атмосферу и ликующее

настроение.

3–й ведущий.Особо украшались и храмы, где

проходили особо торжественные церковные службы. Плащаницу обычно украшали белыми цветами в знак чистоты Спасителя, делали пасхальные деревья из веток и плодов, все в цветах были выносные кресты и свечи. Во времена Екатерины II было принято особо кульминационные моменты пасхального богослужения сопровождать залпами пушек из Петропавловской и Адмиралтейских крепостей. Об окончании Литургии сообщали тоже пушки – 101 выстрел. Тишину Святой ночи наполняли благовесты многочисленных колоколов.

1–й ведущий. (слайд 8)Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница,  на   которой           Феофанов «Христос Воскресе!»

иерей  с диаконом исходят Плащанице и, совершив хождение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» поднимают Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу кладут на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

2–й ведущий.Праздник начинается                     

М.М. Гермашев «Заутреня»  
Христовым Воскресением, в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная  торжественная   служба  Светлая Пасхальная Заутреня. Служба начинается  

 в полночь, когда духовенство и

прислужники в алтаре начинают петь стихиру тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор:

Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земле сподоби
чистым сердцем Тебе славити.

(Стихира в начале Заутрени, глас 6-й)

3–й ведущий.С этим пением начинается крестный ход вокруг храма (три раза), с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе» (три раза) и каждый раз молящиеся отвечают «Воистину Воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

 Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение, и священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем священнослужители поют стихи. Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав». Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

1–й ведущий. В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго» (347 – 407 г.) которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и друг с другом. Обыкновенно здесь же возле креста, всем дают красные яйца. Заутреня продолжается около полтора часа. После Заутрени некоторые уходят домой, и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Конечно, здравый смысл говорит, что для того чтобы чувствовать себя здравым и бодрым нужно перед Заутреней прилечь и поспать на несколько часов. Это в особенности относится к детям.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом, пасхальное богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой Литургии молящиеся, которые исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

2–й ведущий. Пасхальные часы читаются не только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное – не постное) при храме или у себя по домам.

Молящиеся приносят куличи, сырные пасхи и пасхальные крашенные яйца, для того чтобы священник освятил их после службы.

В домах и хатах ко времени возращения семьи из церкви от заутрени накрыт уже стол, уставленный всевозможными яствами.

Милославин «От заутрени»  
3–й ведущий.Отдыхают всю Светлую Седмицу. Проводится много                                                                                         благотворительных мероприятий.   Многолюдные светские праздничные мероприятия  было  принято начинать со второго дня Пасхи. Сюда входили концерты,

балы, приемы, праздничные обеды и народные гуляния.

1–й ведущий.Ребята, расскажите, а как празднуется Пасха у вас дома? (Выступления учащихся. Приложение 1)

Ученик.             Колокол дремавший

                        Разбудил поля,

                        Улыбнулась солнцу

                        Сонная земля.

                        Понеслись удары

                        К синим небесам,

                        Звонко раздается

                          Голос по лесам.

                        Скрылась за рекою

                        Бледная луна,

                        Звонко побежала,

                        Резвая, полна.

                        Тихая долина

                        Отгоняет сон,

                        Где – то за дорогой

                       Замирает звон.

С. Есенин «Пасхальный благовест»

2–й ведущий. Сегодня мы знаем многие обычаи празднования Пасхи, но существуют интересные факты, связанные, связанные с этим праздником. Например, самое большое несъедобное пасхальное яйцо можно увидеть в Канадском городе Вегревилль. Весит оно 2270 килограммов, а создано из обломков самолета в 1974 году в честь 100-летия канадской Королевской конной полиции. При этом большое пасхальное яйцо, словно огромный флюгер, поворачивается от ветряных порывов. А в России самое большое вращающееся пасхальное яйцо зарегистрировано в Реестре рекордов России. Размер яйца, установленного на территории екатеринбургского прихода в честь великомученика и целителя Пантелеимона, – 3 метра 7 сантиметров (с постаментом – 4 метра 90 сантиметров). Вес – 500 килограммов. (слайд 9)

1–й ведущий.Самый большой в мире пасхальный кулич испекли в городе Екатеринбурге. Вес кулича составил 3769 килограммов, диаметр кулича составил пять метров и высота 1,8 метра. Он побил предшествующий рекорд Украины.

2–й ведущий. Торжество, молитвенное усердие и утешение – вот черты, которыми можно охарактеризовать этот поистине всенародный праздник православной Руси. В этом году все православные христиане будут праздновать Светлое Христово Воскресение 2 мая.

В память об этом празднике. О нашей встрече хотелось бы вам подарить шоколадные сюрпризы, напоминающие пасхальные яйца.

И закончить нашу встречу мне хотелось бы такими словами «Христос Воскресе!». (слайд 10)

Список литературы:

1. Журнал «Альфа и Омега», № 4(26) – М., 2000. С.5-9

2. К. Кудряшов «ХВ по Интернету» г. «Аргументы и факты», 2006 год

3. Православный сборник о Пасхе. Специальный выпуск альманаха «Молодежная эстрада» № 1

4. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Праздники народов мира/ Авт.– сост. И.Полянская, Н.Ионова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.


 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.