Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Марийская вышивка



 

В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.
Орнамент – это, прежде всего, украшение, это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются.
Особенности орнамента состоят в следующем.
1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) — первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами.
2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.
Орнаменты многообразны. Их различают, прежде всего, по содержанию мотивов: геометрические; природные; образованные из предметов, созданных человеком; образованные из символов и эмблем.
Основным свойством орнамента является ритм. Ритм – это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение, и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII-XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV-XVII вв.
Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах декоративно-прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадников. Потеряв свое культурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы.
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно.
Вывод: декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Марийская вышивка

Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. В настоящее время среди населения деревни, а уж тем более города традиционная национальная марийская вышивка почти забыта. Женщины в основном вышивают крестом и гладью(русская вышивка). Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором». Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.

Женщины видели разноцветье трав, лугов, восхищались узорами снежинок, голубизной весеннего неба. Поэтому многие элементы вышивки осмысливаются как явления окружающей природы. Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент - все имеет определенный смысл.

Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду, вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.

Деревья с раскидистыми ветвями обозначали всевозможную растительность: травы, цветы, кусты и деревья - они назывались «волосами земли». Олень и конь олицетворяли солнце, эти изображения привносили счастье и благополучие. Основной символ в вышивке - ромб, наделенный множеством значений. Это и символ солнца и огня, и символ плодородия.

Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий.

Вышивка- «тур» на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возник орнамент - последовательное повторение отдельных узоров. По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; 2) растительный, составленный из стилизованных цветов, листьев, веток и т.п.; 3) зооморфный, в котором стилизованы образы зверей, птиц и насекомых; 4) антропоморфный, с изображением человеческих фигур и полуфигур.

Очень важную роль в вышивке играет колорит - сочетание цветов и их оттенков. Марийской вышивке соответствует сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма, построенная на сочетании четырех основных цветов; красный, черный, зеленый, желтый. Подбор цветов марийской вышивки не случаен. Они передают древние, устойчивые традиции, имевшие смысловое значение. Красный и черный - ведущие цвета; зеленый, желтый - дополнительные, они оживляют холст.

Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов: красный - цвет огня, солнца (оберег); белый - означает чистоту помыслов («ошмарий» - «белые марийцы»); черный - цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света; зеленый - цвет травы, растительности, связан с симво­лом плодородия; желтый - обозначает разум, символ печали.

Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточным, ленточным, сетчатым,сетчатым, центрическим, или розеточным.центрическим, или розеточным.

Ленточный орнамент.Ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);

Сетчатый орнамент Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором. Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором.

Розетка центрический, или розеточный - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

При изготовлении вышивки применяются следующие швы в сочетании: «косая стежка», «набор», «узорная дорожка». «Косая стежка» - шов, рисующий линейными параллельными стежками дорожку по лицевой и изнаночной сторонам. Этот шов выполняется размером: две нити в длину, две нити в высоту. На этой дорожке будут располагаться узоры, выполненные «набором».

Рисунок получается двусторонним.«Набор» - старинный шов, применяемый для выполнения узоров шымакшей (женский головной убор), полотенец и т.д. Рисунок получается двусторонним. «Набором» вышивается основной орнамент. Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».

 «Узорная дорожка» напоминает стебельчатый шов. Она образует одну сплошную линию из отдельных стежков.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.