Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о.Саранск



 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о.Саранск

 

                                                                        

 

 

Выступление

на педагогическом совете

на тему: «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»

                                                                                                                       

 

                                                                                                                     

                                                  Учитель: Корчагина С.Г.

 

                                   Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский.

 

       В настоящее время лишь у незначительной части школьников учеба является жизненно необходимым видом деятельности, приносящим значимо важные переживания. Вероятно, это связано с тем, что ребенок приходит в школу и включается в учебный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла обучения.

         Поиск смысла появляется уже в младшем школьном возрасте и усиливается в средних и старших классах. Не обнаружив перспективного и непосредственного значения учения лично для себя, ребенок считает его бессмысленным и может проявлять к нему негативное отношение.

        Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться.

         Издавна успех считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха может быть так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.

         На уроке нередко складывается ситуация успеха, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснение, на нем на некоторое время сосредоточивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение.

         Во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

          Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подрожать ему в надежде на такую же удачу.

           Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. Младшие школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких-либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи воспитания и обучения.

         В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не учувствовать в работе класса, поэтому не приходится говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации.

          Нередко и сам учитель не замечает, как проявляется активность у таких учеников, потому, что они могут не тянуть руку, на лице нет следов сосредоточенности и внимания, отсутствует деловое оживление. Учитель может не заметить на общем фоне класса, как мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушивается, прекращает разговор. Увидеть это может только внимательный педагог, поскольку для таких детей условия ситуации успеха складываются редко и их приходится долго ждать. Следовательно, ситуации успеха для таких школьников надо создавать искусственно.

          Ситуация успеха в учении и связанные с ней эмоциональные переживания позволят развить у учеников потребность в достижении цели учебной деятельности и способность выражать свое отношение к ней. Если учащиеся научатся обнаруживать , что они чего-то не знают, то у них появится желание осуществлять учебную деятельность.

           Учитель должен поощрять вопросы учащихся, вовлекать детей  поисково-исследовательскую деятельность, связанную с активным преобразованием материала, привлечением имеющихся знаний и поиском новых, необходимых для решения проблемы.

          Ситуации успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, важные и менее важные моменты, учитель должен предложить для начала легкое и занимательное задание. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит учителю незаметно (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка) повысить требование к нему.

         Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии если достижение ученика будет относительно достижений более успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все равно хуже». С другой стороны при увеличении успеха создается впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы.

        Что бы этого не происходило, нужно сравнивать школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, т.е. оценивать продвижение. Например, анализируя лучшие работы, учитель обращает внимание детей и на такую, в которой отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчеркивает, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

        При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребенка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Эффективность планируемых ситуаций успеха возрастает при определенном стечении обстоятельств. Для учащихся большое значение имеет спокойная деловая обстановка урока, увлеченность класса работой, отсутствие отвлекающих моментов, хорошее настроение учителя. Важен учет индивидуальных особенностей: один ученик быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой, другой не любит, что бы на него обращали внимание.

    Все эти моменты очень важны. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя, случайного конфликта с соседом.

    Успех, достигнутый без особого труда часто быстро забывается. Уже на следующем уроке у некоторых учащихся нет и следа той увлеченности, что была на кануне. Продолжить работу можно двумя путями: организовать на других уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущей; напомнить о предшествующем успехе и определить новые задачи в рамках того же предмета.

     Из всего изложенного можно заключить, что ситуация успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к учению.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.