Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мы не за Орла воевали. Зачем это нам нужно?



Мы не за Орла воевали

Дивлюсь на сегодняшние времена: творится что-то невероятное. Столько смертей. Там все понятно было. Враг шел страшный. Сейчас зачем?

Большая и великая во всем страна была. Зачем разделились? Победу все вместе добывали, завоевывали. Нет здесь ни первых, ни вторых, ни последних.

Никогда мы не делились по национальности. Не все ли равно кто ты: чуваш, казах, русский. Погибали все одинаково. Важно, чтобы человек был хороший. В бою не дрогнул, помог, поддержал, не подвел. Вместе горе мыкали. Если радость когда и была, то на всех делили.

Разве думали фронтовики, что свою Победу будут встречать, отмечать когда-то по разным квартирам, а не всем миром?

Страшно жить. Мафия может постепенно власть захватить. Все идет к этому. Читаешь в газетах: диву даешься. Да что далеко ходить. У нас в Новоульянвоске: того убили, там ограбили. Неужели и раньше такое было? Может, не сообщали? Да нет, от народа не скроешь. Если и случалось что, то было событием. Сейчас обычное явление. Ужасно, что привыкаем к разору и разбою. Сколько нераскрытых преступлений по стране?

Мы, конечно, не за орла воевали. Это, может, он для дедов святой был. Мы с детства к серпу и молоту, к флагу красному привыкли.

 

Зачем это нам нужно?

А все начиналось с шестнадцатой школы. Сегодня это тридцать восьмая. Для Владимира Морозова и его друзей она была необычной. Здесь были талантливые педагоги. От Бога.

Изобразительное искусство преподавал Петр Григорьевич Панин. Этот замечательный педагог способствовал раскрытию таланта юных художников Ульяновска и области. Многие посвятили этому всю жизнь.

Особый след оставили в душах любителей литературы старейший педагог Мария Антоновна. Она привлекала детей очень рано к искусству и поэзии. С азов начинала. Те, кто прошел ее школу, навсегда заболели поэзией. Одним из лучших поэтов Ульяновска стал Николай Краснов. Служителем двух муз стал Юрий Куликов. Сначала - художником, потом почувствовал, что-то главное остается за пределами кисти. Война словом отозвалась в душе.

Те, кто учился у тех учителей, так или иначе связаны с пером и кистью. И не только они. Какие светлые люди были воспитанники шестнадцатой. Целыми классами уходили на фронт.

В войну здесь был госпиталь. Володя Морозов с фронта пришел. Участвовал в самодеятельности, потом был уже художественным руководителем в Чердаклинском Доме культуры. На семинаре их разместили в тридцать восьмой. И тогда он рассказал о школе своим новым товарищам. Класс свой последний посетил. Посидел. Потом через много лет еще раз навестил тридцать восьмую. С очень благими пожеланиями: решили они со своим бывшим одноклассником Дмитрием Алексеевичем Горшениным, (тот работал начальником областного управления снабжения и сбыта), помочь родной школе в сборе материалов об ее истории.

Пришел: в коридорах – стенды, посвященные дивизии, которая формировалась в Ульяновске. Все посмотрел – и не нашел ни единого слова о выпускниках и учителях.

Спросил завуча, солидную, высокомерную даму:

- У вас есть документы, фотографии об учителях, о выпускниках? Ведь столько их ушло на фронт? Мы можем помочь? Что нужно сделать, чтобы восстановить память об этих замечательных учителях и выпускниках?

Она недоуменно посмотрела на белого, как лунь, человека, вопросительно произнесла:

- А зачем это Вам нужно?

Ушел Владимир Ильич из тридцать восьмой с болью и недоумением. Вспомнил эпизоды из школьной жизни:

- Приходили к нам старейшие люди: бывшие гимназисты, одноклассники Володи Ульянова. Рассказывали, вспоминали.

Учился я неровно. По гуманитарным и естественным предметам - пятерки, по математике – на тройки. Но был активистом: рисовал, писал. Поэтому однажды все же удивился, когда старшая пионервожатая убедительно бросила перед большим праздником:

- Школьное знамя понесет Владимир Морозов.

Как нес Володя это знамя. Сколько гордости, волнения пережил!

…Удрученный пришел к Дмитрию Алексеевичу Горшенину. Рассказал о результатах похода в родные пенаты. Тот поначалу не совсем понял вопрос (А зачем это Вам нужно?), но потом расхохотался. Переглянулись, помолчали, удивляясь нелепости вопроса. Еле выдержал Дмитрий Алексеевич, чтобы не смахнуть слезу. Горько, обидно стало, он приготовился уже запросы необходимых материалов исполнить, помочь хотел. А тут: «Зачем это вам нужно?» Что поделать? Не понимают, что живой не только о живых думает. Но и память хранит о друзьях, об учителях своих. Так и должно быть. Уж такое это поколение памятливое.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.