Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План работы



 

Проект «Русский национальный костюм».


Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

 

Тип проекта:исследовательско — творческий.

По времени проведения: краткосрочный.

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.

По числу участников: групповой

Актуальность:Развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.

 

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу. Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России.

Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Гипотеза:Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.

Цель:Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с русским народным костюмом.

Задачи:

1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.

2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;

3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Предполагаемые результаты: Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.

Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки русского народного узора.

Развитие творческой активности детей.

Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.

Методы проекта:

Ø Беседа;

Ø Чтение художественной литературы;

Ø Просмотр презентации «Русский народный костюм»;

Ø Занятия по рисованию, лепке и аппликации;

Ø все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол,);

Ø творческая мастерская.

Этапы проекта:

Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта.

Деятельность детей состоит из трех вопросов:

1. Что мы знаем?

2. Что хотим узнать?

3. Где и как это можно узнать?

2 этап - исследовательский

Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

 

 

 

 

Дети с интересом рассматривают репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, играют в народные игры, подобрали методический материал, куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды.

 

3 этап - заключительный

Итоговые мероприятия с участием детей и родителей. Музыкально-тематический досуг «Народные посиделки» (с использованием народного фольклора, частушек, хороводов, русских народных танцев, русских народных игр и русских народных песен) Мониторинг, подведение итогов проекта воспитателем.

Знают и называют детали русской народной одежды, иллюстрации, фотографии, рисунки; рассказывают о них (какой орнамент, для чего и т.д.). Входят в игровую ситуацию, принимают задачи в процессе реализации игр.

 

План работы

1.Цикл бесед:
- Беседа «Наша Родина – Россия, наш язык - русский».
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- «Русские народные праздники».
- «Русский национальный костюм».

Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.

 

2.Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
- Чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»;
- Чтение русской народной сказки«Волк и семеро козлят»;
- Чтение сказки «Морозко»

Расширять знания детей о русских народных традициях и быте русского народа;

· закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;

· учить детей анализировать произведения;

· учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

 

Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским народным традициям;
- приобщать детей к истокам русской культуры;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
- обогащать эмоции детей.

 

3. Просмотр презентации «Русский народный костюм».

Просмотр видео и мультипликационных фильмов: «Царевна-лягушка»; «Гуси – лебеди».

Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.

 

4. Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»

Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

 

5. Народные подвижные игры: «Ручеек», «Сова», Гуси-лебеди», «Каравай», «Чурилки», «Колечко», «Цепи кованные», «У медведя во бору» и др.

Приобщать детей к народной культуре народов России. Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а также характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях.

Работа с родителями:

-проведение бесед о создании и значении проекта;

Консультации:
- «Расскажи мне сказку, мама!»;
- «Знакомьте детей с народным фольклором»;
- приобщение родителей к пошиву русских народных костюмов для мальчиков и девочек;
- приобщение родителей к изготовлению поделок к конкурсу «Кукла в национальном костюме.

Расширять знания родителей о русских народных традициях и быте русского народа;
- Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;
- Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.


Результатами проведенной работы
являются:

ü Дети используют в речи считалки, загадки.

ü Умеют играть в русские народные подвижные игры.

ü Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

ü Используют атрибуты русской народной культуры в
самостоятельной деятельности.

ü Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.


 

 

 

 

 


Используемая литература:

Алешина Н.В «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Серия Воспитание человека. Москва 2005 год

Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.

Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011.

Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.: ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»).

Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По ред. К. В. Тарасовой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.