Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: Мифологические темы в искусстве.



 

Предмет: Изобразительное искусство. 7 класс. Урок № 25-26

Тема урока: Миф ( мифология) как образ мира. Мифологические темы в искусстве.

Тип урока: изучение нового материала (продолжение предыдущей темы «Мифологический жанр»).

Вид урока: урок-беседа.

УУД:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:учить, используя реальную действительность, создавать новый образ, самостоятельный поиск материала к творческой работе.

Развивающие: развитие творческой фантазии и воображения.

Воспитывающие: воспитание художественного вкуса, интереса к миру забытых образов народной фантазии.

Цель урока: дать понять детям, что любая фантазия художника опирается на правду жизни. Создать необычный фантастический образ, отталкиваясь от существующих в природе реальных животных, птиц, человека.

Технологическая карта:

 

Создать проблемную ситуацию.

Повторение пройденного на прошлом уроке материала:

- что такое миф?

Мультимедийная презентация: тема урока «Мифологический жанр». Актуализирует знания учащихся о том, что такое мифологический жанр и его особенности с помощью наводящих вопросов.

Дети называют художников, работавших в этом жанре, названия картин, отвечают на вопросы:

- что такое мифологический жанр?

- что изображали художники?

- как вы понимаете, что такое сказочно-былинный жанр?

- чем он отличается от мифологического?

Совместное исследование проблемы.

Определить какие еще существуют фантастические персонажи в легендах, преданиях, мифах.

Слайд с изображениями мифологических существ, встречающихся в славянской мифологии.

Фиксирует выдвинутые учениками предположения и организует их обсуждение.

Высказывают свои предположения о создании мифологических персонажей.

Рассказывают интересные факты, о появлении необычных существ.

Решение и применение частных задач.

Организовать творческую работу.

Слайд с примерами изображений мифологических существ.

Организует практическую работу. Осуществляет контроль и помощь обучающимся.

Применяют теоретические знания на практике. Создают свой необычный образ.

Контроль на этапе окончания учебной темы.

Представить конечный продукт творческой работы.

Выставка работ обучающихся.

Акцентирует внимание на конечные результаты деятельности обучающихся на уроке.

Демонстрируют свои придуманные персонажи и дают им названия.

Рефлексия

Обобщить достигнутые результаты.

Организация выставки из выполненных работ обучающихся.

Организует оценивающую деятельность обучающихся.

Анализируют пройденный материал, отвечают на вопросы

 

 

Тема урока: Мифологические темы в искусстве.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету; дать понять детям, что любая фантазия художника опирается на правду жизни.

Задачи:

Личностные:

Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности. Развивать творческое воображение обучающихся.

Метапредметные:

Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности эмоционально выражать своё отношение художественными средствами. Создавать необычный фантастический образ, отталкиваясь от существующих в природе реальных животных, птиц, человека.

Оборудование:

Аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме.

Материалы для учащихся: тонированная бумага, цветные графические материалы (пастель, восковые мелки, карандаши цветные)

 

Ход урока.

- Здравствуйте! Сегодня мы обратимся к русской славянской мифологии, а какой именно вы мне подскажете сами.

Давайте для начала вспомним, что такое миф?Какие у вас есть предположения? (это легенды, предания, сказания и др.). Слайд

Каково содержание мифа, что он отражает? (история, которая носит поучительный характер…).

- Это представления людей об окружающем мире, как они его понимают, о каких-то явлениях: природных, всего того, что окружает человека. Согласны?

Подумайте и скажите, а какие мифологические персонажи сохранились до наших дней, встречающиеся в легендах, сказаниях, сказках? (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Кощей Бессмертный…). Вижу, сказки вы читали и по воспоминаниям мы понимаем, что это живо и по наши дни. Также и художники обращались к мифологическим темам, сказочным сюжетам.

- Сказки часто вдохновляли художников. Давайте вспомним, какие художники обращались в своем творчестве к сказочным образам? (В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, М.А. Врубель) Слайд

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного.

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Исходя из того, о чем мы сегодня говорили, сформулируйте тему нашего урока? (дети формируют тему урока «Мифологические образы»). Слайд

- В любом случае художник, создавая свой сказочный образ, отталкивается от существующих в природе реальных животных, птиц, человека.

Художник, создающий украшенья,

Природе подражает, но не слепо,

Копирует ее, рисует, лепит

В плену фантазии, во власти вдохновенья.

- Любое существо придумывалось с определенной целью: защита от природных явлений, т.к. люди не могли понять, почему происходят природные катаклизмы, придумывали себе различные сказочные образы, божества. Кроме известных персонажей, в мире, встречается много других необычных образов, наделенных волшебной силой. А каких, смотрим на слайде.

- Узнали ли вы кого-то? (дети называют сказочных героев: Конь-Полкан, Русалка, Грифон, Сирин, Кентавр, Берегиня). Но не только в живописных произведениях искусства можно увидеть сказочные образы, так же можно видеть их изображения в вышивке, рельефах на стенах соборов, глиняных игрушках (каргопольская игрушка), в резьбе по дереву на наличниках. Слайд

- А знаете ли вы что-то об этих образах?

Например: КОНЬ-ПОЛКАН - один из любимых образов мастеров каргопольской игрушки. Это мифический герой полуконь-получеловек (изначально полупес-получеловек). Эта игрушка содержит много разных смыслов: Полкан-кентавр, человек-конь, носивший бороду и шляпу. Полкан – это землепашец, т.к. первые пахари воспринимались именно как «люди-кони». Борода свидетельствует о зрелом возрасте, а широкая грудная клетка – символ расцвета сил. Он олицетворяет силу русского богатыря-крестьянина, защитник людей от сил зла. На груди у него изображен знак Солнца. Слайд

- Я знаю, что некоторые ребята приготовили нам небольшие сообщения о других мифических образах. Предоставим им слово (выступают дети с сообщениями). Показ слайдов.

БЕРЕГИНЯ – древняя славянская богиня. Оберегает от злых духов. Всегда молода и прекрасна. Она покровительница рода человеческого. Предки уверовали, что Берегиня обитает в лесу. Культ великой Берегини был представлен березой, воплощением небесного сияния, света. Поэтому со временем береза стала почитаться на древних языческих празднествах «русалиях», в честь берегинь-лесных русалок (в отличие от водяных русалок, которые живут только в воде). На праздник Ивана Купалы выходит она с подружками и заводят хороводы, плетут венки и заманивают молодых парней. А еще у Берегини есть волшебный предмет-гребень. С его помощью она может и сухое место затопить. Гребнем, расчесывая свои длинные волосы, она увлажняет себя и по ней струится вода. Со временем образ Берегини трансформировался в христианский образ Девы Марии – богородицы. Слайд

ГРИФОН – мифологическое крылатое существо, с туловищем льва и головой орла. Он имеет острые когти и золотые крылья. Грифоны – противоречивые существа, они объединяют небо и землю, добро и зло. Они могут выступать как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Символизирует могущество, власть. Так как грифон состоит из части орла(зоркого, быстрого) – символ неба, а другая часть-льва (символ земли) – царь зверей, защитник, покровитель. Изображения грифонов часто встречаются в геральдике, в архитектуре, в виде барельефа, в виде скульптур на пьедесталах или на крышах дворцов. Также изображения грифонов встречались в Древнем Египте (первое письменное упоминание ещё в 7в. до н.э.). Слайд

СИРИН и АЛКОНОСТ – чудесные птицы, поддерживающие связь между миром богов и миром людей. Их голос приносит успокоение, радость и славу на землю. Услышавшие их пение, забывают о земных страстях. Это птицы с женскими головами, птицы-девы. Это образы древнерусского и западноевропейского средневекового фольклора, восходящие к древнегреческим мифам (миф об Одиссее). Их изображения можно видеть в древнерусских рукописях 12 века, а так же в рельефах на стенах собора во Владимире, а ещё в ювелирных украшениях 11-12 веков. Птица Сирин встречается на различных предметах прикладного искусства Киевской Руси 11-12 веков. С 17 века изображение Алконоста распространяется с развитием искусства лубочных картинок.

АЛКОНОСТА и Сирина изображали вместе или раздельно. Алконост имел ещё и пару рук, а Сирин – только крылья. Их изображения можно видеть на росписи сундуков, лавках, прялках. Художник Виктор Васнецов изобразил этих птиц, противопоставляя их друг другу: птица радости и птица печали. (Сирин – символ радости, а Алконост – символ печали).

Птицу СИРИН изображали как полуженщину-полуптицу, иногда с рыбьим хвостом. Таким образом появились женщины рыбы – русалки. Слайд

РУСАЛКИ - в русском фольклоре и мифологии называют человекообразное существо женского пола (или дух), которое живет в водоемах.По внешнему виду русалки мало чем отличаются от человека, это красивая девушка с рыбьим хвостом вместо ног. У русалки обязательно должны быть длинные распущенные волосы, цвет волос - русый.По некоторым русским представлениям русалки могут быть очень бледными, с кожей зеленоватого отлива, длинными зелеными волосами и длинными тонкими руками.Образ русалки также тесно связан не только с водой, но и с любой растительностью. Он сочетает в себе черты водных духов и символов, тесно связанных с культом плодородия. Также по словам очевидцев русалок отличает очень быстрый бег, такой, что их даже нельзя догнать на лошади. Русалок можно заметить преимущественно в водной среде: прудах, озерах, проточных водах. Где они могут плавать, барахтаться в воде, умывать лицо руками и расчесывать свои длинные распущенные волосы.Также русалок можно встретить в лесу, сидящими на ветвях деревьев. Русалки больше всего на свете любят купаться, плескаться и плясать в воде, и они постоянно это делают, особенно по ночам в полнолуние.Еще они очень любят расчесывать свои длинные волосы. Для этого у них есть специальные гребни из рыбьих костей. Русалки не любят неволи, если их кто-то пытается поймать, они настроены очень враждебно. Иногда русалки начинают проказничать и строить мелкие пакости. Слайд - Спасибо, ребята. Очень интересные факты.

Самостоятельная работа учащихся - Ну а теперь приступим к индивидуальной практической работе. Вам необходимо нарисовать свой фантастический несуществующий образ, который может состоять из полу животных, полу человека, полу птиц и т.д. При выполнении самостоятельной работы помните, что образы бывают добрыми и злыми. Постарайтесь передать это за счет цвета, характера, их состояния. Не забудьте придумать название своему образу. (Во время практического задания звучит фоновая музыка. Учитель осуществляет контроль и помощь ученикам). – А я предлагаю нашим гостям также принять участие и нарисовать свой фантастический образ.

Завершение творческой работы. Презентация работ учащихся, выполненных на уроке. Учащиеся рассказали о названии и назначении своих фантастических образах. Оценка творчества одноклассников. ( На следующем уроке можно продолжить эту тему – написать мини-сочинение с историей своего фантастического образа).

Рефлексия: Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Названия новых сказочных образов; как их изображали художники; о мифологических образах, что их прообразами были реальные животные, птицы, человек; что встречаются эти образы не только в литературе, но и в ИЗО и в декоративном искусстве). Интересно ли вам было на уроке?(ответы детей положительные). Как вы думаете, справились ли вы с работой? В завершении нашего урока я предлагаю организовать выставку своих работ. Спасибо за урок.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.