Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 4. Методы преподавания изобразительного искусства



Тема 4. Методы преподавания изобразительного искусства

в Древней Греции и в Древнем Риме

1. Обучение рисованию в Древней Греции:

А) Выдающиеся художники-педагоги Древней Греции

Б) Художественные школы Древней Греции

В) Крупнейшие достижения древнегреческой педагогической науки в области обучения изобразительному искусству

2. Художественное образование в Древнем Риме

Литература

1. Барушкова С.Б., Рындина А.Д. Особенности образования в Древнем Риме // Язык и общество. Диалог культур и традиций: Сборник статей научной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, 22-26 апреля 2019 г.). Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 141-144.

2. Василевич О.Е. История развития знаний изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования (эпоха Древнего Египта, эпоха Древней Греции) // Декоративно-прикладное и изобразительное искусство, техническая графика и дизайн: образование, практика, проблемы и перспективы развития: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (Витебск, 26 ноября 2014 г.). Витебск: Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2015. С. 26-30.

3. Гунина Е. В. Теория и методика обучения изобразительному искусству: история и современность: Справочник.  Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. С. 9-12.

4. Казданян С.Ш. К вопросу об истории зарождения профессионального образования в Древней Греции, Древнем Риме и Византии // Лучшая научная статья 2016: Сборник статей победителей IV Международного научно-практического конкурса. Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 326-328.

1.Обучение рисованию в Древней Греции. Греки внимательно изучили методы построения изображения и каноны в Древнем Египте. Используя эти традиции, греческие художники подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. Для греков прекрасным стала земная жизнь, а не загробный мир. Искусство классической Греции реалистично – реальность лежит в основе каждого образа.

А) Выдающиеся художники-педагоги Древней Греции. Рассмотрим подробнее достижения древнегреческих художников-педагогов. Так, Поликлетустановил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые в истории изобразительного искусства разрешил проблему «contraposto», т.е. разработал внутреннюю подвижность стоящей фигуры с упором на одну ногу. Благодаря решению этой проблемы рисунок фигуры человека приобрел естественность и жизненность, лишился скованности. Его скульптура Дорифора служила образцом для художников. Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела.

Известный художник Древней Греции Полигнотв Афинах стал при Кимоне во главе кружка художников, где развернул свою педагогическую деятельность. Он был прекрасный рисовальщик, идеально передавал форму человеческого тела, стремился передавать фактуру предметов. Его живопись представляла собой полихромные рисунки. Полигнот развил культуру линейного рисунка, научил «уважать» линию и передавать движение и жизнь человеческих фигур. Считая линию основным средством выражения формы на изобразительной плоскости, он утверждал, что «…рисовать только одни очертания тел и ограничивать пределы оканчивающегося рисунка редко кому удается. Ведь контур должен состоять только из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что за ним находится, и указывать на то, что скрыто». Метод построения рисунка одними линиями используется в современной методике обучения рисованию. В частности, дети первой ступени обучения форму предмета трактуют линией контура, которая воспроизводится при помощи рисовального движения определенной направленности, зависящей от формы изображаемого предмета. Влияние Полигнота на художников было огромным, он имел множество учеников и последователей.

Впервые художники Древней Греции в трактовке объемной формы предметов применили и светотень. Аполлодор Афинский(около V в. до н.э.) считается первым скиографом, т.е. тенеписцем, первый включил в технику живописи смешивание красок. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он впервые ввел светотень и стал моделировать тоном объем формы в рисунке. Аполлодор был прекрасным педагогом. Разработанный им метод построения изображения с помощью светотени был использован и усовершенствован его учениками и последователями.

Сейчас в системе непрерывного художественного образования способ трактовки объемной формы с помощью светотени, открытый древними греками, находит свое широкое применение на второй ступени обучения рисунку. Полигнот указал на одно из средств передачи глубины в рисунках. «Вместо того чтобы изображать фигуры в ряд (как это делал его предшественник), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на различных уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностью почвы. Он рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще недоступных Полигноту, того нельзя было достигнуть».

Этот метод пространственной передачи действительности нашел применение в обучении детей первой и второй ступеней обучения в системе непрерывного художественного образования. В своих рисунках дети передают глубину, изображая предметы на разном удалении от переднего плана.

Древнегреческие художники-педагоги сделали очень многое для теории и методики обучения рисунку. Важным методическим новшеством было общее требование придерживаться определенной методической последовательности при построении изображения. Греки понимали, что для эффективного изучения закономерностей натуры и методов построения изображения необходимо четко соблюдать методическую последовательность выполнения рисунка. Найденный метод соблюдения последовательности в обучении рисунку в дальнейшем был использован и обоснован художниками эпохи Возрождения, академий художеств.

Б) Художественные школы Древней Греции. Школа рисунка в Древней Греции напоминала частную мастерскую-студию художника, куда принимались дети с 10–12 лет. В этой школе ученики являлись помощниками и подмастерьями своих учителей. Все обучение продолжалось 12 лет и строилось на непосредственном творческом общении ученика с педагогом. Ученики обучались ремеслу учителя, подробно изучая технологию и технику рисунка. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. Обучение строилось на изучении закономерностей природы, основанных на данных многочисленных наук. Изобразительные знания, умения и навыки в процессе обучения рисованию постепенно переходили от ученика к подмастерью, от подмастерья к мастеру. К IV в. до н.э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская.

Основателем Эфесской школы был Зевксис– прославленный живописец древности, ученик Аполлодора. В основу преподавания его школы, как и других школ Древней Греции, было положено рисование с натуры. Зевксис внес много усовершенствований в методику построения изображения формы предметов средствами светотени, имел много учеников и последователей, в том числе Паррасия.Вместе с Зевксисом Паррасий продолжал развивать принципы реалистического искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру и красоту лица, изящество волос. По признанию художников, достиг первенства в контурах, что говорит о его совершенном владении рисунком. Паррасий написал специальный трактат о рисунке, в котором особое место уделил линии и придерживался определенной методической последовательности построения изображения.

Фиванская школа, основателем которой был Аристид,большое
значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных
ощущений и иллюзии.

Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. Сикионская школа оказала большое влияние на методику преподавания рисования и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, в основу школы был положен рисунок, изучались закономерности природы на научной основе, главным образом, математики. Школа давала высокую профессиональную подготовку молодым художникам.

Памфил– наиболее выдающаяся личность Сикионской школы и
ее фактический глава, ученик и последователь Эвпомпа. Он придавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету и с этой целью содействовал введению рисования во всех греческих школах. Памфил был крупным теоретиком искусства, особенно большое внимание уделял научному обоснованию каждого положения изобразительного искусства. Большой знаток математики, он много работал в области геометрии, т.к. считал, что эта наука помогает
развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображения на плоскости. Памфил первый понял, что рисование развивает пространственное мышление, образное представление, которое необходимо людям всех профессий. В настоящее время этот опыт приобретает особо актуальное значение. Спустя почти двадцать пять столетий связь искусства с точными науками получила новое развитие в подготовке будущих художников.  

Апеллекс– самая крупная фигура не только Сикионской школы,
но и всего античного искусства.Этот художник достиг наивысшей
славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало
нарицательным среди художников и теоретиков искусства. Обучение
он начинал с освоения технологии и техники рисунка и живописи. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. Плиний указывал на то, что Апелесс применял в обучении рисунок по памяти. Это очень важное обстоятельство, поскольку рисунок по памяти тесно связан с развитием образного мышления у рисующих. Этот метод обучения помогал ученикам быстрее овладевать основами изображения. Сегодня такой метод, научно обоснованный и проверенный практикой, используется на всех ступенях в обучении рисунку. Всем основным положениям изобразительного искусства Апеллекс стремился дать научное обоснование, им написано несколько книг. Он писал исторические картины, натюрморты и портреты, обладал феноменальной зрительной памятью, в портретах достигал поразительного сходства.

В) Крупнейшие достижения древнегреческой педагогической науки в области обучения изобразительному искусству. Методика обучения основывалась на  рисовании с натуры. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках, реже – на папирусе. Буковые доски приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом[1] доски покрывались слоем воска; для рисования кистью буковую дощечку грунтовали специальным левкасом белого цвета. Такие доски применялись главным образом для ученических работ, набросков. Когда рисунок был уточнен, художник его перерисовывал на папирус или прямо на стену для фрески или на керамическую вазу. В качестве рисовальных материалов греки использовали стилус, уголь, грифель, кисть и земляные краски.

Изобразительное искусство Древней Греции существенно  обогатилось новыми принципами и методами построения изображения и новыми методами обучения.Благодаря Памфилу рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет и было введено во всех школах Греции. Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры. Если египтяне в рисунках применяли ракурсы, предписанные канонами, то умение пользоваться перспективой позволяло грекам справиться с изображением в сложных ракурсах. Однако греки пользовались особыми правилами перспективы отличной от современной, основателем которой стал Филиппо Брунеллески. Исследователи высказывают предположение о том, что у них существовала особая теория перспективы – «стереоперспектива», которая позволяла создавать иллюзию подлинного пространства и объема.

В эпоху античности был заложен метод научного понимания искусства. Необходимо отметить, что убедительной передачи пластической характеристики объемных форм греческие мастера достигали на основе знания анатомических закономерностей строения тела человека, знания особенностей графических средств, умелого их использования в рисунке.

Греки заложили метод обучения рисунку, в основе которого лежало реалистическое рисование с натуры. Для достижения правдивого выполнения рисунка художники-педагоги применили научные данные из области математики, геометрии, оптики, анатомии. Все это способствовало развитию знаний по изучению закономерностей строения предметов реальной действительности и умению грамотного их изображения.

В Древней Греции развили культуру линейного рисунка, ввели и стали применять светотень, научились пользоваться определенными законами перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры. Обучение рисованию строилось не только на копировании предметов реальной действительности, но и на познании закономерностей природы. Уже во многих школах использовался рисунок с разных точек зрения, рисунок по памяти.

К IV в. до н.э. греческое искусство достигает высокой степени совершенства. Эпоху Древней Греции в истории развития знаний в процессе обучения рисованию следует рассматривать как период нахождения и развития новых методов обучения рисованию. Изобразительные знания, умения и навыки греческие мастера приобретали путем серьезного наблюдения и тщательного изучения реальной действительности. Греками были внесены новые правила в методику построения рисунка одними линиями.

 

2. Художественное образование в Древнем Риме. На первый взгляд, эпоха Древнего Рима создавала все условия для развития художественного образования. Римляне любили изобразительное искусство. Особенно высоко они ценили греческих художников. Патриции собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки (галереи). Многие из них сами занимались живописью (Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон и т.д.)

Известно, что римские живописцы и скульпторы стремились к жизненной правде, к реальности изображений, т.е. к точному реалистическому рисунку. Особенно ярко это проявилось в портретном искусстве. Люди той эпохи изображены без всяких прикрас. С поразительной жизненной правдой переданы индивидуальные черты характера людей самого различного возраста. В дни выступления гладиаторов устраивались портретные галереи. Однако это реалистическое направление не получило должного развития в теоретических трудах художников-педагогов.

Рисованием занимались в общеобразовательных школах. Только в период империи появились специализированные школы, где готовили, например, архитекторов. Характер подготовки художников имел свое отличие от греческих школ. Греческие педагоги старались разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладеть искусством с помощью науки. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела. Цель художественного образования в Древнем Риме – подготовить специалиста для оформления жилых помещений, общественных зданий. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование с образцов, механическое повторение приемов работы. Сроки обучения были короткими.

Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину[2]. Она имела красивый красновато-коричневый оттенок, была податлива в работе, лучше закреплялась на гладкой поверхности, чем уголь. В катакомбах сохранились следы работ римских художников, где они применяли сангину для оконтуривания фресок. Возможно, в большей степени, чем греки, римляне восприняли технику работы египетских художников (употребление темперы, работа на холсте, папирусе)

Римляне не внесли ничего нового в методику и систему
преподавания рисования. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики
преподавания рисунка они не сумели сохранить. Художники Рима в
основном копировалитворения замечательных художников Греции.

 

Задание: сделать опорный конспект в виде таблицы

 

 

Краткая характеристика изобразительного искусства эпохи Методика обучения   Материал

Эпоха Древней Греции

     

Эпоха Древнего Рима

     

 


[1] Стилус – инструмент для письма в виде остроконечного цилиндрического стержня из кости, металла или другого твёрдого материала.

[2] Сангина – материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксида железа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.